Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:09, курсовая работа
Цель исследования: оценить эффективность занятий в СМГ студентов с гипертонической болезнью.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Определить исходный уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов с гипертонической болезнью;
2. Разработать методику занятий в СМГ у лиц с артериальной гипертонией.
3. Оценить функциональное состояние ССС на конечном этапе исследования при гипертонической болезни у студентов занимающихся в СМГ.
Введение ……………………………………………………..………………….. 3
Глава I. Литературный обзор………………………………………………...…...5
1.1. Гипертоническая болезнь, понятие гипертонической болезни…....….......5
1.1.1. Факторы риска………………………………….…………………..…..…..5
1.1.2. Классификация гипертонической болезни…...…………………….…….6
1.1.3. Клиническая патофизиология ………………..………..…………….…....7
1.1.4. Клиническая картина и диагностика……………….. ..……………….....9
1.2. Физическая реабилитация при гипертонической болезни…………....…..9
1.2.1. Основные принципы реабилитации……….….……………….………...10
1.2.2. Изменение артериального давления при выполнении физических нагрузок………………………………………………………….……………....16
Глава II. Объект и методы исследования………………………………………19
2.1. Объект исследования……………………………………………………….19
2.2. Методы исследования……….……………………………………………...19
Глава III. . Результаты исследования и их обсуждение……………...………..21
Заключение ………………………………………………………………………25
Выводы…………………………………………………………………………...26
Список литературы.………………
Подготовительная часть (10-15 минут). Задачей подготовительной части урока является подготовка организма к выполнению основного задания. При выполнении общеразвивающих упражнений особое внимание следует обратить на глубину и равномерность дыхания. В этой части урока не следует давать много новых упражнений и интенсивные нагрузки. Чтобы сохранить достаточную мышечную нагрузку и не допустить утомления учащихся, следует использовать принцип «рассеивания» нагрузки. Специальные дыхательные упражнения, позволяют уменьшить степень функционального напряжения организма.
Основная часть (15-20 минут). Предусматривает изучение нового, повторение и закрепление пройденного материала. Решается главная задача: воспитание основных физических качеств, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения «однообразных» движений. Для этого необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Рекомендуются новые упражнения. Упражнения, требующие точности выполнения, легче осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на дыхание и расслабление. Игры, повышающие эмоциональную нагрузку, лучше проводить в конце основной части урока.
Заключительная
часть (5 минут). Включает дыхательные
упражнения и упражнения на расслабление.
Основная задача привести организм учащихся
в относительно спокойное состояние, снять
нервное возбуждение, восстановить дыхание
и ЧСС. В заключительной части урока
рекомендуется включать упражнения на
те группы мышц, которые не были задействованы
на уроке, а также упражнения на внимание
и формирование правильной осанки. Необходимо
подвести итоги сделанного на уроке, заострить
внимание учащихся на их успехах и обязательно
задать на дом упражнения соответственно
медицинским рекомендациям по профилю
заболевания.
Учащиеся СМГ освобождены от выполнения
практических нормативов. Но к числу обязательных
требований по отдельным видам спорта
относятся: лёгкая атлетика – техника
бега на короткие и средние дистанции,
способы метания мяча, прыжки в высоту
и длину; гимнастика – выполнение строевых
упражнений, упражнения на осанку, ОРУ,
акробатические элементы, упражнения
на равновесия, упражнения на гимнастических
снарядах (если они не противопоказаны).
В начале учебного года все занимающиеся
в СМГ проходят этап первичной адаптации.
Значительное место отводится ОРУ. Нагрузка
регулируется за счёт темпа выполнения
упражнений, амплитуды движений, за счёт
использования гимнастических снарядов
и выбора исходного положения.
Уровень функциональных возможностей организма в значительной степени зависит от осанки. Поэтому основой комплекса являются физические упражнения, способствующие созданию мышечного корсета, который будет надёжной защитой для позвоночника. Эти упражнения одновременно окажут тренирующее действие на сердечно – сосудистую систему. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям. Обучать правильному дыханию следует в статических положениях и во время движений. При расширении грудной клетки – делать вдох. При сжимании – выдох. Дыхание должно быть полным, чтобы в нём участвовали все отделы грудной клетки, мышца передней стенки живота и диафрагмы.
1.3. Гипертоническая болезнь
Гипертоническая болезнь – это хроническое заболевание, поражающее различные системы организма, характеризующееся повышением артериального давления выше нормы, наиболее распространенное заболевание ССС. В основе заболевания лежит артериальная гипертензия (С.Н. Попов, 2006).
Если удается выявить причины артериальной гипертензии, то ее считают вторичной (симптоматической).
При отсутствии явной причины артериальной гипертензии она называется первичной, эссенциальной, а в России – гипертонической болезнью (И.А.Мартынов, Н.А.Мухина,2005).
Гипертоническая болезнь, первичная артериальная гипертензия – заболевание, характеризующееся снижением адаптационных возможностей ССС, нарушением механизмов, регулирующих гиподинамику; ускорением возрастной динамики сосудистых изменений; прогрессирующими осложнениями (В.И.Рузов,1995).
Артериальную
гипертензию считают
1.3.1 Факторы риска
Различные факторы риска способствуют развитию гипертонической болезни:
1. Генетические. Семейный анамнез гипертензии повышает вероятность ее возникновения. У мужчин гипертензия появляется в более раннем возрасте, чем у женщин.
2. Метаболические – ожирение, резистентность к инсулину и толерантность к глюкозе. Эти клинические состояния приводят к аномальной регуляции васкулярного объема и сопротивления периферических сосудов, что ведет к повышению артериального давления.
3.
Поведенческие – воздействие
энвайронментальных и
1.3.2 Классификация гипертонической болезни
Первая классификация была предложена Лангом:
1) Нейрогенная стадия (лабильное АД).
2) Переходная стадия (стабилизация АД, вовлечение внутренних органов).
3) Нефрогенная стадия (нефрологическая патология, нефросклероз).
Несмотря на то, что при ГБ поражаются сосуды всех областей, в клинической симптоматике преобладают обычно признаки преимущественного поражения головного мозга, сердца или почек, на основе чего Е.И.Тареев выделил три формы ГБ:
1) церебральная
2) кардиальная
3) почечная.
Классификация по стадиям и фазам А.Л. Мясникова, принятая Всесоюзной конференцией терапевтов в 1951 г.:
I стадия. АД лабильное и повышается при определенных ситуациях. “А” - АД повышается только в чрезвычайных стрессорных ситуациях. Это гиперреакторы, практически здоровы, но повышена угроза заболевания. “Б” - АД повышается и в обычных ситуациях: к концу рабочего дня, при обычной физической нагрузке; но во время отдыха самостоятельно нормализуется.
II стадия. Артериальная гипертензия принимает постоянный характер, отдыха для нормализации АД уже недостаточно. “А” - АД практически всегда повышено, но все-таки может иметь место спонтанная нормализация давления при длительном отдыхе. В этой стадии возможны кризы, появляются субъективные ощущения, появляются органические изменения: гипертрофия левого желудочка, ангиоретинопатия. “Б” - стойкое повышение АД, произошла стабилизация. Спонтанная нормализация АД невозможна, для снижения АД необходима гипотензивная терапия. Имеет место значительная гипертрофия левого желудочка и гипертоническая ангиоретинопатия, изменения внутренних органов, чаще по типу дистрофии, но без нарушения их функций.
III стадия. Помимо повышения АД, есть симптомы нарушения кровообращения внутренних органов, инфаркт миокарда, нарушения мозгового кровообращения, тяжелые нарушения зрения, нефросклероз. “А” - несмотря на органические изменения внутренних органов, нет тяжелых функциональных расстройств, больной может сохранять трудоспособность. “Б” - резко нарушается функция страдающего органа, происходит инвалидизация больного.
Недостатки данной классификации: в IА стадию включены гиперреактивные люди, реагирующие повышение АД в пределах опасной зоны. Многочисленные исследования показали, что 70% таких людей не заболевают ГБ. Кроме этого, в III стадии есть параллелизм между ГБ и атеросклерозом, поэтому для больных молодого возраста такое деление правомерно. В 1972 г. обнаружили параллелизм между клиническими проявлениями ГБ и уровнем ренина в плазме; на основе этого было предложено делить ГБ на:
1. норморениновую,
2. гипорениновую,
3. гиперрениновую.
По особенностям гемодинамики ГБ делят на следующие формы – гиперкинетическую, эукинетическую, гипокинетическую.
Также распространена классификация по уровню АД:
I стадия. Пограничная гипертензия. 14О-16О/9О-95 мм рт.ст.
II стадия. Лабильная гипертензия, АД колеблется в разных пределах, периодически самостоятельно нормализуется.
III
стадия. Стабильная артериальная гипертензия,
АД постоянно держится на высоком уровне.
1.3.3
Клиническая патофизиология
гипертензии
В
Клинических целях гипертензию
разделяют на две категории: первичную
и вторичную.
Первичная гипертензия
Первичной гипертензией обусловлено 95% стабильно высокого артериального давления. Эволюцию первичной гипертензии вызывают многочисленные регуляторные механизмы: 1) аномальный нейрорефлекс, симпатический контроль сердечного выброса (Q) и сопротивление периферических сосудов; 2) аномальный почечный и метаболический контроль объема и эластичности сосудов; 3) аномальный контроль сопротивления сосудов со стороны локальных гладких мышц и эндотелия.
Характерные
гемодннамические структуры изменяются
в зависимости от стадии или степени
гипертензии. Ранняя фаза легкой или пограничной
гипертензии часто характеризуется повышенной
ЧСС в покое и повышенным Q. Хотя васкулярное
сопротивление находится в нормальных
пределах для этой группы, по сравнению
с соответствующим Q оно оказывается, повышенным.
При средней гипертензии ЧСС и Q в норме,
в то время как васкулярное сопротивление
повышено. При значительной гипертензии
васкулярное сопротивление еще больше
повышено, а Q понижено вследствие повышенной
нагрузки сосудов (А.И. Ольбинская, 1988).
Вторичная гипертензия
Вторичной
гипертензией обусловлено приблизительно
5 % стабильной гипертензии. Главными причинами
вторичной гипертензии являются
почечные, эндокринные и васкулярные аномалии.
Вторичные причины следует учитывать
в случае, если гипертензия развивается
у более молодых пациентов или очень быстро
у взрослых людей, без анамнеза гипертеизии.
О вторичной гипертензии речь идет и в
случае, когда стандартные методы лечения
повышенного артериального давления не
приводят к желаемым результатам (А.И.
Ольбинская, 1988).
1.3.4.
Клиническая картина
и диагностика
Клиническая картина неспецифична и определяется поражением органов - мишеней. При обследовании пациентов с артериальной гипертензией необходимо придерживаться известных клинических принципов диагностики любого заболевания.
Цели
диагностических мероприятий
1. Определение
возможной причины
2. Выявление сопутствующих заболеваний
3. Выявление факторов риска ИБС.
4. Выявление
вовлечения органов – мишени
в гипертензивный процесс. Их
поражение самым серьезным
Жалобы и анамнез
Несмотря
на высокие значения АД, жалобы могут
отсутствовать. У части пациентов
при повышении АД возможны головные
боли, головокружение, тошнота, мелькание
"мушек" перед глазами, боли
в области сердца, сердцебиение,
быстрая утомляемость, носовые кровотечения.
1.4.
Физическая реабилитация
при гипертонической
болезни
Физические упражнения
занимают одно из важнейших мест среди
не медикаментозных методов
Благодаря физическим упражнениям дополнительно раскрывается огромное количество резервных капилляров и АД может несколько снизиться, так как уменьшается периферическое сопротивление и сердцу достаточно выполнить меньшую работу. Известно, что развитие внесердечных факторов кровообращения, наступающее при дозированной физической нагрузке, также способствует улучшению периферического кровообращения.
Физические упражнения, являясь биологическим стимулятором реryлирующих систем, обеспечивают активную мобилизацию приспособительных механизмов и повышают адаптационные возможности организма и толерантность больного к физическим нагрузкам. Весьма важно и то, что выполнение физических упражнений сопровождается, как правило, возникновением определенных эмоций, что также положительно влияет на протекание основных нервных процессов в коре больших полушарий.