Разработка программы физкультуры и спорта в Оровской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Здоровый образ жизни будущего поколения – это одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Каждая страна ждет будущего от своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно , а значит занятия физической культурой и спортом должны стать доступны и интересны каждому.

Вложенные файлы: 1 файл

НИР.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

Говоря об управлении развитием физической культуры и спорта, нельзя не отметить, что первым и важнейшим звеном здесь должен стать спортивный клуб. Это мировая практика. Но в России сегодня лишь 14 тыс. спортивных клубов. Для сравнения: в маленькой Австрии их в два раза больше - 27,5 тысяч. В Италии только в спортивных клубах занимается спортом 21% населения, во Франции - примерно 23% населения.

На основе новой национальной системы предлагаются пути и механизмы  развития массового спорта среди  различных социально-демографических  групп населения (начиная с дошкольников и заканчивая взрослым населением), а также развитие спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва.

Приоритетное внимание в Стратегии уделяется вопросам повышения эффективности физического  воспитания, развитию спорта в образовательных учреждениях. Здесь мы исходим из того, что ни один обучающийся не должен быть освобожден от занятий физической культурой, тем более лица с ограниченными физическими возможностями и инвалиды. Вся работа по физическому воспитанию и развитию спорта среди дошкольников, школьников и студентов должна осуществляться с учетом реальных потребностей, занятия должны быть интересными для обучающихся.

Организационная работа по проведению занятий и ее содержание должны основываться и осуществляться на научной основе, учитывать новые, эффективные формы, методы и средства проведения занятий. Должна быть разработана и реализована система спортивных соревнований для обучающихся, охватывающая все уровни, начиная от класса (группы) и заканчивая участием в международных комплексных мероприятиях. То есть речь идет о том, чтобы каждый обучающийся исходил из своих возможностей, спортивной подготовки, желания принять участие в спортивных соревнованиях, а наиболее талантливые - реализовать свои потенциальные возможности в спортивной деятельности.

В конечном счете, нужно  добиваться такого положения, когда  у обучающихся будет формироваться  устойчивый интерес и потребность  в занятиях физической культурой  и спортом, в том числе самостоятельных, ведении здорового образа жизни  не только во время обучения, но и в последующей жизнедеятельности. В Стратегии представлены пути модернизации системы физического воспитания, а также возможности их реализации.

Что же касается существующей системы физического воспитания, то мы считаем необходимым сохранение обязательной формы физкультурного образования: для обучающихся в объеме не менее 2-х часов и одного дополнительного часа в неделю, предусмотренную федеральным государственным образовательным стандартом, и существенно увеличить объем спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время, расширив содержание блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого недельного объема двигательного режима не менее 8 часов в неделю.

В стратегии особое внимание уделено вопросам развития физической культуры и спорта среди взрослого  населения. Речь в первую очередь  идет об экономически активном населении.

Статистические данные говорят о том, что сегодня среди экономически активного населения систематически занимаются физической культурой и спортом только менее 8 процентов. В то время, как скажем в Италии, более 20 процентов работающих являются членами спортивных клубов предприятий и организаций.

В свое время в трудовом законодательстве была целая статья, регулирующая формы использования  физической культуры и спорта. Организация  занятий физической культурой и  спортом рассматривалась как  составная часть научной организации  труда, снятия утомления, как профилактика профессиональных заболеваний.

Имеющийся зарубежный опыт показывает, что в Италии налоговым  законодательством в обязательном порядке предусматривается отчисление 0,5% от суммы подоходного налога физических лиц на различные общественно-полезные нужды по выбору граждан, что позволило существенно увеличить налоговые отчисления граждан на деятельность спортивных клубов, организацию спортивных секций. В Германии существенную роль при формировании финансовых резервов, предназначенных для развития массовой физической культуры и спорта, играет местная система налогообложения, которая представляет клубам, имеющим статус общественно-полезной организации, налоговые льготы.

В Стратегии в этих целях предусматривается разработка мер и механизмов по усилению мотивации и улучшению стимулирования как работодателей, так и трудящихся к занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни. Планируются мероприятия по введению на предприятиях инструкторов-методистов по физической культуре, привлечению к работе волонтеров, созданию спортивных клубов, вовлечению трудящихся в систему спортивных соревнований, формированию устойчивого интереса к ведению здорового образа жизни.

Несмотря на постоянное внимание, которое уделяется вопросам совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и системе подготовки спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, в Стратегии данные вопросы отражены в полном объеме.

Для достижения основных поставленных задачв Стратегии указываются конкретные меры и показатели по научно-методическому, кадровому, материально-техническому, организационно-управленческому, медико-биологическому и антидопинговому обеспечению развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Предлагаемые меры позволяют надеется на успехи нашей спортивной сборной команды в первую очередь на XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

Соответствующее внимание в Стратегии  уделено проблемам антидопингового обеспечения как при подготовке спортивного резерва, так и спортсменов высокого класса. Предусматривается система мер, которая должна быть разработана и реализована, включая целенаправленную информационно-просветительскую и образовательную работу, совершенствование нормативно-правовой базы, усиливающую ответственность всех участников процесса.

Кроме того, в Стратегии предусматриваются  и другие меры, направленные на борьбу с допингом. Речь идет о создании альтернативных способов - новых научно-технологических средств, методик тренировки, средств восстановления, позволяющих выходить спортсменам на рекордные уровни подготовленности без применения средств, наносящих вред здоровью.

Серьезное внимание в  Стратегии уделено подготовке кадров.

Так, кадровое обеспечение  должно увеличиться примерно на20 процентов, с 295,6 тыс. чел. до 360 тыс. чел. в 2020 году. Здесь следует подчеркнуть, что, с одной стороны, решить поставленные задачи в Стратегии невозможно, если не будет решена проблема качественной подготовки кадров и эффективного повышения квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта, чему в Стратегии уделяется соответствующее внимание. Но, с другой стороны, важна и количественная кадровая составляющая работников и специалистов. Во всем мире количественную проблему решают за счет развития волонтерского движения. Например, в Канаде только за 5 лет подготовлено более миллиона волонтеров, которые активно участвуют в физическом воспитании подрастающего поколения, в организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства населения. На Олимпийских играх в Пекине работало 1,7 млн. волонтеров. В Стратегии запланирована разработка мер по подготовке волонтеров и их привлечению для работы прежде всего с трудоспособным населением, лицами старшего и пожилого возраста.

При решении вопросов по развитию инфраструктуры сферы физической культуры и спорта мы не ориентировались  на чисто "арифметический" подход. Нам надо увеличить уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности, с 22,7% до 48% в 2020 году. Если продолжать имеющуюся практику развития инфраструктуры, то существующее количество спортивных сооружений - примерно 238 тыс. - должно быть увеличено примерно до 500 тыс. объектов. Но если мы даже сохраним имеющиеся темпы возведения объектов спорта до проявления кризисных последствий (примерно 4 тыс. объектов в год), то к 2020 году будем иметь менее 300 тыс. объектов, а не 500 тыс. как показывает арифметический подход.

Поэтому улучшение материально-технического обеспечения планируется не только за счет расширения инфраструктуры, но и повышения эффективности использования  имеющихся и возводимых объектов спорта, введения Всероссийского реестра объектов спорта и дополнения в оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показателей, характеризующих развитие инфраструктуры физической культуры и спорта и охват населения регулярными занятиями физической культурой и спортом на объектах данной инфраструктуры.

Что касается обеспечения  объектами спорта подготовки спортсменов  высокого класса, то в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" уже запланировано введение 10 региональных тренировочных центров, 6 федеральных тренировочных центров, 5 баз олимпийской подготовки и 20 федеральных объектов подведомственных учебных заведений Минспорттуризма России.

Финансовое обеспечение реализации Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года предусматривается осуществить за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (включая проведения лотереи). Финансирование мероприятий по реализации Стратегии предусматривается осуществлять также в рамках Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" с учетом ее пролонгации до 2020 года. Особое внимание будет уделяться оптимальному использованию всех выделяемых средств, каждого рубля, поскольку сегодня на первый план выдвигаются не столько сами проблемы финансирования, сколько эффективного использования выделяемых и предоставляемых средств. Хотя при этом можно отметить, что в наиболее развитых в спортивном отношении странах бюджетное финансирование развития физической культуры и спорта от ВВП составляет от 1,5 - до 3 %, в России - 0,17 - 0,2%, т.е. примерно в 10 раз меньше.

Говоря о финансовом обеспечении, отметим, что в Стратегии предусматривается снижение территориальной дифференциации в развитии физической культуры и спорта за счет сбалансированного подхода на основе учета социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В Стратегии обращается внимание и на развитие спортивной индустрии, в том числе и спортивно-зрелищной. К сожалению, вопросы предоставления платных услуг сегодня в стране решаются неэффективно. В то время  как, например, в Австрии доходы от спортивно-оздоровительных услуг составляют около 2% от ВВП, в Швейцарии - 1,8%, а в нашей стране этот показатель составляет всего 0, 06%. Для расширения предоставления спортивно-оздоровительных услуг в Стратегии планируется разработка комплекса мер по развитию малого предпринимательства, частно-государственного партнерства в области физической культуры и спорта.

Необходимо отметить, что за последнее время Россия все в большей мере становится привлекательной для мирового спортивного  сообщества, проведения в Российской Федерации крупнейших международных соревнований, включая Олимпийские игры.

 

 

 

           2    АНАЛИЗ КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2.1 Анализ организации работы по развитию физической культуры и спорта в Орловской области

 

Согласно данным статистической отчетности на 1 января 2010 года в Орловской  области работают 111 образовательных  учреждений дополнительного образования  детей спортивной направленности:73 детско-юношеские спортивные школы, 25 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (далее - СДЮСШОР) и 13 детских спортивных и образовательно-оздоровительных центров. В этих учреждениях занимаются 53,3 тысячи ребят.

Функции и задачи министерства спорта и молодежной политики Орловской области

Основными задачами Министерства являются:

1. Реализация в Орловской  области единой государственной  политики и государственное управление  процессами в сфере физической  культуры, спорта и молодежной  политики.

2. Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р,Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р,Стратегиигосударственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р,Стратегииразвития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р,Стратегииразвития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 N 127, в части развития физической культуры, спорта и молодежной политики.

3. Реализация кадровой политики в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики.

4. Координация в пределах  своей компетенции деятельности  органов исполнительной власти  Орловской области и органов  местного самоуправления муниципальных  образований Орловской области в рамках областных целевых программ и мероприятий в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики на основе действующего законодательства Российской Федерации.

Информация о работе Разработка программы физкультуры и спорта в Оровской области