Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:16, реферат
В последнее время, в Украине, реализуется ряд государственных программ, направленных на укрепление здоровья учащихся. Ученые и практики создают различные оздоровительные программы для детей, подростков и молодежи. К сожалению, не всегда авторы этих программ задумываются над концептуальными основами создаваемых программ, принципами их построения, копируют опыт создания таких программ в западноевропейских странах и США, при этом не учитывают менталитет тех, кому они предназначены.
Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения - важнейшая социальная задача государственного значения и масштаба в Украине.
Вступление.
Роль и задачи физкультурно-оздоровительной работы в школе.
Виды физкультурно-оздоровительной работы в школе.
гимнастика до занятий:
- значение гимнастики;
- организация и проведение гимнастики до занятий;
- содержание гимнастики;
игры на переменах;
физкультминутка;
спортивный час:
- задачи спортивного часа;
- структура спортивного часа;
- содержание спортивного часа;
e) массовые физкультурные мероприятия:
- дни физической культуры и спорта.
Игры для V - VII классов
1. Погоня по кругу
Играющие становятся по кругу вплотную друг к другу. Водящий располагается за кругом и держит в руках жгут. По команде преподавателя он бежит по кругу и, не останавливаясь, кладет жгут позади одного из играющих. Как только игрок это обнаружит, он хватает жгут и бросается в погоню за водящим, стараясь ударить его жгутом раньше, чем тот займет освободившееся место. Если это удастся, они меняются местами, и погоня продолжается до тех пор, пока свободное место не будет занято. Если водящему удастся сделать полный круг и вновь взять положенный жгут, то прозевавший игрок становится водящим.
2. Рыбная ловля
Для проведения игры размечается прямоугольная площадка размерами 15(20)х30(40) м. За меньшими сторонами прямоугольника располагаются «дома». Двое назначенных игроков («рыбаки») становятся в середине площадки. По команде одного из них «В воду!» остальные игроки («рыбы») обязаны выбежать из «дома» и «переплыть» на противоположную сторону, избегая по пути «рыбаков» и увертываясь от них. Осаленные «рыбы» образуют цепь, по обе стороны которой становятся «рыбаки». Игра продолжается. Стоящие в цепи помогают «рыбакам» ловить «рыбу», но салить могут только «рыбаки». «Рыбам» разрешается разрывать цепь, при этом «улов» в счет не идет. Затем «рыбаки» подсчитывают свой «улов» и выбирают двух новых «рыбаков». В результате игры определяются самые удачливые «рыбаки».
3. На одной ноге по кругу
Играющие делятся на две
команды, становятся по кругу на расстоянии
2-3 шагов друг от друга и рассчитываются
по порядку номеров. По команде руководителя
первые номера прыжками на одной ноге
«обегают» последовательно
4. Встречная эстафета
В игре участвуют две команды. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку номеров. Команды в свою очередь делятся на две группы, которые выстраиваются друг против друга в колонны по одному на расстоянии 30-40 м: на одной стороне - четные номера, на другой - нечетные. По сигналу преподавателя первые номера бегут к колонне, стоящей напротив, и передают эстафету первому номеру, а сами становятся в конец колонны. Получив эстафету, вторые номера бегут и передают ее третьим номерам и т.д. Бег можно начинать только после получения эстафеты. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Игры для VIII - IХ классов
1. Туда и сюда
Играющие выстраиваются в шеренгу на линии старта (на расстоянии 3-4 шагов друг от друга). Каждый кладет у ног 3-4 каких-нибудь небольших предмета. По сигналу преподавателя игроки чертят вдоль линии, параллельной линии старта (на расстоянии 9-10 м от нее), три небольших кружка; затем они возвращаются к линии старта. По сигналу каждый игрок берет один из лежащих у его ног предметов и бежит к первому своему кружку, чтобы положить в него предмет; затем он возвращается за вторым предметом и т.д.
Когда все предметы размещены в кружках, игрок, не останавливаясь, возвращается поочередно к каждому кружку и, беря по одному предмету, приносит их обратно и складывает у своих ног. Тот, кто первым закончил переноску предметов туда и сюда, считается победителем.
2. Перетягивание на свою сторону
На площадке чертятся две
параллельные линии на расстоянии 7-8
м друг от друга. Команды (по 10-20 человек)
выстраиваются в шеренги
3. Вытолкни из круга
На земле чертится круг. Играющие располагаются внутри круга, держа руки за спиной. По сигналу преподавателя каждый играющий старается вытолкнуть за пределы круга одного из своих соседей, толкая его спиной, плечами и локтями (хватать и толкать кистью запрещается). Тот, кто остался в кругу, считается победителем.
4. Эстафета
Играющие делятся на 2 команды. Каждая команда располагается в произвольном порядке у своей линии старта, начерченной между двумя флажками. Флажки находятся на расстоянии 20 м друг от друга. Игроки в командах рассчитываются по порядку номеров. Первые номера, держа в левой руке эстафету, становятся за своей линией старта. По сигналу преподавателя, обежав 2 своих флажка, первые номера передают эстафету вторым, сами отходят к игрокам своей команды и т.д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Игры для Х - ХI классов
1. Последовательная эстафета
В игре участвуют 2 команды. Дистанция делится линиями на 4 отрезка: три по 10 м и четвертый - 5 м (до флажка). У каждой черты встает по одному игроку; пятые стоят за последней чертой. По сигналу первые номера обеих команд бегут ко вторым и передают им эстафету, вторые - третьим и т.д.
После передачи эстафеты первые - четвертые номера поворачиваются кругом. Пятые номера обегают флажок и передают эстафету в обратном порядке. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.
2. Чехарда
Играющие делятся на несколько команд и выстраиваются в колонны. Первый номер каждой колонны принимает одно из положений. По сигналу преподавателя второй номер каждой колонны перепрыгивает через первого и становится в 3 шагах от него в том же положении. Последующие номера проделывают то же самое как можно быстрее. Когда первый номер окажется последним, он в свою очередь перепрыгивает через всех, стоящих в колонне, возвращаясь на свое место. Выигрывает команда, первый номер которой быстрее закончит игру.
3. Круговая эстафета
На земле чертят большой круг (диаметром 10-20 м) и намечают его центр. Играющие (от 20 до 100 человек) разбиваются на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну по радиусу круга (спиной к центру). Первые игроки команд стоят на линии круга, держа в руках какой-нибудь предмет (флажок, жгут и т.д.). Преподаватель становится в центре круга. По его сигналу первые игроки команд обегают круг в западном направлении. Как только они убегают, на линию круга становятся следующие игроки. Обежав весь круг, головной игрок передает флажок второму игроку, а сам становится в конец своей колонны. Игрок, получивший флажок, также обегает круг и т.д. Последний игрок обегает круг и передает флажок преподавателю. Выигрывает команда, которая первой закончит эстафету.
4. Перетяни канат
Играющие (10-30 человек) делятся на 2 команды и располагаются на противоположных сторонах площадки. На расстоянии 10-15 м от расположения каждой команды чертятся две параллельные линии. Внутри образовавшегося квадрата кладут канат длиной 15 м, свернутый в кольцо (концы каната свободны и выпущены на 1 м в стороны). По команде преподавателя «Внимание - марш!» все бегут к центру площадки и, взявшись за канат, стараются перетащить его на свою сторону. Игра продолжается 1-2 мин. Выигрывает команда, перетянувшая весь канат (или большую его часть) за свою линию.
Физкультминутка
Физкультминутки на общеобразовательных
уроках и во время самоподготовки
представляют собой активный отдых,
направленный на уменьшение утомления
учащихся, снятие отрицательных воздействий
от длительных статических нагрузок,
активизацию внимания учащихся и
повышение их способности к более
эффективному восприятию учебного материала.
Поэтому каждый педагог должен считать
своим долгом, в ходе уроков, обязательно
использовать эту физкультурно-
Физкультурные минутки необходимо проводить на каждом уроке. Время проведения физкультурных минуток определяет учитель по внешним признакам утомления. Как правило, это происходит примерно на 20-й – 30-ой минутах урока. Физкультурные минутки не проводятся во время контрольных, самостоятельных работ и диктантов. В комплексы физкультурных минуток включаются, как правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты. Первое упражнение - потягивания, второе - третье для мышц шеи и рук, четвёртое - для мышц туловища, пятое - для мышц ног. Упражнения рекомендуется выполнять в положении сидя или стоя. Комплексы упражнений меняются один раз в две недели.
Учителю следует рекомендовать учащимся применять разученные на уроках комплексы обще развивающих упражнений при выполнении домашних заданий. Учитель, как правило, проводит физкультурную минутку только при разучивании нового комплекса. В остальных случаях это право предоставляется физоргу или наиболее подготовленным ученикам класса (группы), а учитель следит за правильностью выполнения упражнений и осанкой учащихся. По команде учителя дежурный класса (группы) открывает форточку или окно, учащиеся прекращают выполнение заданий, ослабляют пояса, расстёгивают воротнички и начинают делать упражнения.
Спортивный час
Спортивный час в школе организует и проводит сам воспитатель группы, но методическую помощь в подборе практического материала — игр ему оказывает учитель по физической культуре. Воспитателю группы надо стремиться не к получению готового перечня занятий, а к совместному составлению такого перечня с учителем физической культуры. Иначе могут возникнуть несоответствия, так как учитель физкультуры привык ориентироваться на условия уроков по своему предмету, а они существенно отличаются от условий в группе. Занятия физической культурой в группе, включая спортчас, преследуют оздоровительную цель и должны служить формой отдыха учащихся. В народных играх ценно то, что они обладают достаточно большим диапазоном степеней интенсивности, и потому в них могут принимать участие все воспитанники группы. Возьмем для примера «Русскую лапту». В ней каждый игрок сам определяет, в какой момент ему делать перебежку после удара по мячу. Кто надеется на свои силы и желает испытать себя в трудных условиях, тот бежит через поле и после слабого удара по мячу. Зато игроки послабее могут подождать более сильного удара, после которого перебегать поле гораздо спокойнее.
Одно из достоинств народных игр: они обычно имеют настолько простые и понятные для всех играющих правила, что судейство могут осуществлять сами школьники. Помощь со стороны воспитателя нужна здесь преимущественно при обеспечении места и инвентаря для игр. Каждой группе продленного дня желательно иметь свою площадку.
Для игр, которую можно заранее разметить для наиболее часто проводимых игр. Различные линии, стрелы, круги, углы, «рвы», «домики», «классы» и т. д.. Лучше нанести стойкой краской, чтобы они служили не для одной игры.
Некоторые национальные игры требуют особого снаряжения - лапта, чижик, городки и биты, бабки, альчики и др.
Изготовление и освоение
приемов обращения с этими пред
Инструкторов можно готовить не только из учащихся старших классов, но и из родителей, из помогающих школ общественников, Инструктору, в свою очередь, полезно подготовить группу активистов, помогающих ему в организации и проведении игр. Сделать это можно вовремя клубных и кружковых занятий.
Массовые физкультурные мероприятия
Физкультурное мероприятие – это организованное занятие граждан физической культурой, направленное на удовлетворение потребности жителей городского округа в поддержании и укреплении здоровья, предназначенное для пропаганды здорового образа жизни, физического воспитания граждан.
Самостоятельные занятия
физическими упражнениями, спортом
и туризмом, а также физкультурно-
В высших учебных заведениях постоянно
рождаются и совершенствуются новые формы
организации физкультурно-оздоровительной
работы, организации и проведения самостоятельных
занятий, создаются любительские спортивные
объединения. Получили распространение
такие формы организации физкультурно-оздоровительной
работы, как физкультурно-спортивные клубы
по интересам; группы здоровья, общей физической
подготовки, специальной физической подготовки;
спортивные секции; индивидуальные самостоятельные
занятия.
Задачами физкультурно-массовых
и спортивных мероприятий в первую
очередь являются привлечение внимания
общественности к проблемам детей-инвалидов,
интересная организация свободного
времени детей с особенностями
психофизического развития, содействие
полноценной социализации через
организацию общения, выходящего за
рамки учебного коллектива и семьи.
Для детей с интеллектуальной
недостаточностью, как вообще для
всех детей, семья является решающей
обучающей и жизненной средой.
Поэтому нужна взаимная помощь родителей
и педагогического коллектива в
образовательных и
Спортивно-массовые мероприятия необходимо проводить не реже одного раза в месяц. Превалирующим их содержанием выступают соревнования по программам «Special Olympics». Это могут быть как достаточно узкие по своей спортивной направленности мероприятия (например, «День футболиста», «Праздник баскетбола», «Всей семьей на лыжню»), так и более широкие (например, школьные Специальные Олимпийские игры). Возможен вариант, когда Специальная Олимпиада в школе проводится не как целостное единовременное мероприятие, а в виде соревновательных фрагментов («Праздника баскетбола», «Дня футболиста» и т.д.) и реализуется на протяжении учебного года. Чаще всего программы соревнований строятся с учетом основных направлений внеклассной работы. Дети, занимающиеся в спортивных кружках и секциях, получают возможность соревноваться друг с другом. Такого рода мероприятия могут проходить с привлечением широкого круга участников. Нельзя забывать о тех, кто находится на домашнем обучении и не посещает школьный коллектив. После предварительной подготовки, длительностью не менее восьми недель, эти дети тоже могут участвовать в соревнованиях по программам тренировки двигательной активности (MATP) или в индивидуальных конкурсных программах по видам спорта. Тренировки проводят родители по индивидуальным рекомендациям, подготовленным учителями физической культуры школы, либо учителя, посещая детей на дому.