Роль физкультурных развлечений в формировании у дошкольников интереса к двигательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: совершенствование процесса формирования интереса к физической культуре детей дошкольного возраста через физкультурные развлечения.
Задачи исследования:
Изучить влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей.
Определить роль содержания физкультурных развлечений в формировании у детей интереса к двигательной деятельности.
Исследовать отношение педагогов, родителей к проблеме физической культуры дошкольников.

Содержание

Введение. 3
ГЛАВА1. ФИЗКУЛЬТУРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКА ИНТЕРЕСА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 6
1.1. Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей. 6
1.2. Роль содержания физкультурных развлечений в формировании у детей интереса к двигательной деятельности. 9
1.3. Организация и методика проведения физкультурных развлечений в дошкольных учреждениях. 14
ГЛАВА2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 19
2.1 Исследование организации двигательной деятельности родителями. 19
2.2 Исследование организации двигательной деятельности воспитателями. 22
2.3. Исследование по определению у дошкольников уровня заинтересованности в двигательной деятельности. 24
2.4. Проведение педагогического эксперимента. 26
Заключение. 27
Список используемой литературы: 28
Приложение 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

Если погода хорошая, есть смысл погулять рядом с аэропортом. Возьмите с собой еду, и, устроившись недалеко от летного поля, вы сможете посидеть и понаблюдать, как садятся и взлетают самолеты. Как знать, может быть, это станет для ребенка началом карьеры астронавта.

 

Наземный  вариант.

Как вы думаете, не отправиться  ли вместо аэропорта (или кроме аэропорта) на железнодорожный вокзал? Проверьте расписание электричек и прикиньте, можете ли вы спланировать короткую экскурсию. Договоритесь с кем-нибудь из друзей, кто живет за городом, устроить так, что когда вы приедете к ним, они встретят вас на станции со своим ребенком. Такая встреча могла бы приятно удивить вашего ребенка. А домой можно возвратиться на машине друзей.

 

Город на фоне неба.

Посмотрите на дома, расположенные  вдали от вас, и вы увидите разные силуэты — прямоугольные, квадратные, треугольные, ступенчатые. Особое внимание обратите на то, как выглядят очертания домов на фоне неба. Когда вернетесь домой, помогите ребенку сделать силуэт города. Пусть он нарисует на темной бумаге очертания домов, которые видел на линии горизонта, вырежет их и наклеит на лист голубой бумаги. На «дома» можно наклеить маленькие желтые квадратики — окна.

 

На  окраине города.

Будьте исследователями. Покатайтесь с ребенком по разным районам города и погуляйте там. Если линия горизонта вам не видна  за домами, но вы знаете, что недалеко ее все-таки можно увидеть, поезжайте туда и полюбуйтесь видом.

 

Веселые прогулки.

Если вовсю сияет  солнце, а воздух свежий, и у вас  есть настроение подурачиться, пусть  ваша прогулка будет веселой: идите  и пританцовывайте. Размахивайте руками и пойте что-нибудь простенькое, вроде:

 

Мы вместе весело идем

По солнечной  дороге,

И очень бодро  и легко

Шагают наши ноги.

 

Взмахивайте руками то выше, то ниже. Меняйте ритм. Прибавьте  какой-нибудь смешной шажок или  прыжки. Ведите счет и взбрыкивайте ногой на каждом третьем шагу. Шагайте, ритмично отсчитывая шаги. Считайте по два, потом по десять, а может быть, по пять. А когда станет скучно, маршируйте под детские стишки.

 

Пойте, когда гуляете.

Возможно, вашему ребенку  будет интереснее гулять, если, шагая, вы будете петь вместе с ним. Заметьте, как песня влияет на ваш шаг. Если вы поете марш, ваш шаг ускоряется. А что происходит, если вы переходите на колыбельную песню? Пойте, что придет в голову.

 

Игра  с часами.

Эта игра может быть полезна  для детей, которые учатся определять время. Спрячьте во дворе какое-нибудь «сокровище» и предложите ребенку найти его. Возьмите с собой во двор настольные или ручные часы и расскажите маленькому кладоискателю, как определять направление. Используя цифры на часах, намекните ему, где нужно искать. Например, если вы оба «стоите на цифре шесть», скажите ребенку, что предмет можно найти, сделав несколько шагов по направлению к цифре «двенадцать», или же усложните ему задачу, отправив сначала к «четырем часам». С малышами можно использовать слова «горячо» и «холодно»; «налево» и «направо»; «вперед» и «назад».

 

Кто первый увидит.

Выберите какой-либо объект — красный автомобиль, газетный киоск или окошко с цветами  — и посмотрите, кто первым его  заметит. С детьми постарше можно  усложнить задачу, например, высматривать машину с откидывающимся верхом, дорожный указатель, содержащий какое-то определенное слово, или человека с кожаным чемоданчиком.

 

Вариации  на тему.

Когда вы с ребенком достаточно находились, наговорились и даже напелись, попробуйте поиграть в игру «Следуй за лидером». Лидер объявляет, каким образом вам надо передвигаться до условленного места — скажем, до угла, до почтового ящика или по дороге до тех пор, пока не проедет машина. Он может потребовать, чтобы вы скакали на одной ножке, делали гигантские шаги, держали руку на голове, скакали, как лошадь, галопом, каждые пять шагов наклонялись, дотрагиваясь до пальцев ног. Лидер может менять направление и способ передвижения.

 

Собираем  всякую всячину.

Возьмите с собой  на прогулку сумку или небольшую коробку, чтобы складывать туда ваши находки. Смотрите по сторонам, не попадется ли вам что-нибудь такое, что можно было бы принести домой и показать всей семье. Например, вы можете найти блестящий камушек, красивый лист, какой-нибудь толстый стручок или еще более толстую гусеницу. Имейте в виду — то, что завораживает вашего ребенка, может показаться мусором вам, но если находка безвредна, разрешите малышу взять ее с собой.

Вернувшись домой, разложите  ваши находки на полу или на столе  и внимательно рассмотрите их. Достаньте увеличительное стекло, чтобы ребенок хорошенько рассмотрел свои сокровища в увеличенном виде. Вечером пусть он продемонстрирует их остальным членам семьи. У некоторых детей может возникнуть желание собирать коллекцию необычных камешков, листиков и чего угодно, что им нравится. Дайте ребенку коробку из-под обуви, чтобы он мог хранить в ней свою коллекцию.

 

Натуралист.

Некоторые дети — как, впрочем, и некоторые родители тоже — терпеть не могут насекомых. Однако если вам доводилось когда-нибудь делать гербарий, попробуйте собрать и коллекцию насекомых, которых можно поймать в вашей округе. Возьмите с собой на прогулку пластмассовую банку с крышкой (в крышке проделайте несколько дырочек) и посмотрите, каких насекомых вы и ваш малыш можете туда запустить.

Потом, вернувшись домой, взгляните на эти крошечные создания через увеличительное стекло. Это  страшно интересно для ребятишек  и может быть достаточно любопытно  для взрослых, которые в свое время  пропустили эту науку. И неважно, если вы имеете смутное представление о зоологии и ботанике. На данном этапе будет вполне достаточно, если вы рассмотрите собранных насекомых и поговорите с ребенком о них.

Когда дети повзрослеют, их интерес к бабочкам и другим насекомым может перейти в нечто более серьезное.

 

Далеко  ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например, пожарную лестницу на доме, и сосчитайте, сколько  до нее шагов. Затем выберите что-нибудь другое. Сравните, насколько отличается расстояние до обоих объектов, измеренное шагами. Постарайтесь вместе с ребенком прикинуть, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. Например, вам потребовалось двадцать шагов, чтобы дойти до почтового ящика, а теперь отгадайте, чтобы дойти до песочницы, потребуется больше или меньше шагов. Вы можете дойти до какого-то места обычными шагами, лотом повернитесь кругом и посмотрите, насколько меньше шагов вам потребуется, если обратно вы пойдете гигантскими шагами.

 

Измеряем  расстояние.

Если рядом с вами дети постарше, возьмите с собой  рулетку и покажите им, как выглядит расстояние в сантиметр, метр, десять метров. Замерьте это расстояние, определив, сколько шагов необходимо сделать, чтобы пройти один метр. Измерьте некоторые  расстояния в шагах, а потом снова сделайте это с помощью рулетки, чтобы проверить, насколько вы были точны.

 

Этот  шумный мир.

Когда вы гуляете, прислушивайтесь  ко всем звукам и шуму вокруг вас. Помогите ребенку научиться различать  звуки. Отправляясь на прогулку в парк или в лес, прислушайтесь к звукам природы — пению птиц, шуму листвы или ветру, лаю собак, шуршанию ног по тропинкам. Потом догуляйте в городе и поразмышляйте о шумах и звуках, которые издают сирены пожарных, полицейских машин и машин скорой помощи, о тех звуках, которые мы слышим, оказавшись рядом с людьми, — чей-то разговор, смех, какая-то запись или шум приемника.

 

Прислушайтесь, с каким  звяканьем падают банки в мусорный бачок, с каким звуком скачут на спортивной площадке баскетбольные мячи и теннисные мячики на корте, и т. д. Со старшими детьми вы можете поговорить о звукоподражательных словах, берущих звук «в плен» — жужжание пчелы, колокольный звон, кваканье лягушки. Постарайтесь придумать вместе свои слова, чтобы описать звуки, которые вы слышите. Как бы вы назвали звук, который издает сирена?

 

Сколько потребуется времени?

Прежде чем отправиться  на прогулку, займитесь глубоким изучением  времени. Возьмите игрушечные часы и  поставьте их стрелки точно на то время, когда вы выходите из дому, или вы сами можете быстро сделать бумажные часы. (Нарисуйте по кругу цифры. А чтобы к его центру прикрепить стрелки, используйте скрепку. В крайнем случае, можно обойтись заколкой.)

 

Вернувшись с прогулки, сравните положение стрелок на игрушечных часах и на настоящих. Подсчитайте, сколько времени вы гуляли. Передвигайте по циферблату стрелки бумажных часов до тех пор, пока они не покажут то же время, что и настоящие часы. Это даст ребенку представление о том, сколько прошло времени. Если вы будете так делать после каждой прогулки, то ребенок усвоит, что незначительное передвижение стрелок означает мало времени, а когда стрелка передвигается на большее количество делений, это означает, что вы гуляли дольше.

 

Горячо? Холодно?

Во время прогулки обратите внимание ребенка на то, что все предметы разные на ощупь. Рассмотрите предметы из нескольких материалов. Потрогайте окружающие вас вещи и сравните свои ощущения. Например, как-нибудь жарким днем предложите ребенку потрогать землю, а потом кузов припаркованной машины и сравните их температуру. Сделайте то же самое в холодный день. Ваш ребенок интуитивно поймет, что металл это хороший проводник тепла, что темные объекты притягивают солнечные лучи и что земля сохраняет тепло. Опишите разные качества предметов, которые вы трогаете. Отметьте, что кирпичи на ощупь твердые и шероховатые. Кора дерева тоже шероховатая, но совершенно иначе. Найдите предметы, которые были бы мягкие или клейкие, колючие или мокрые.

 

Как достать звезды.

В Китае самое обычное  дело увидеть группу людей всех возрастов, делающих физические упражнения на открытом воздухе. В детских садиках, расположенных  на очень маленьких территориях  без площадок для игры, детей дважды в день выводят во двор для зарядки. Постарайтесь и вы найти постоянное удобное место на воздухе, где можно было бы вместе с ребенком заниматься зарядкой. Делайте простые упражнения на потягивания и поклоны.

Например, представьте, что  вы снимаете с неба звезды (урожай звезд). Когда вы, стараясь потянуться как можно выше, со всех сторон «собрали» звезды в вашу корзиночку, вы можете «посадить» их в траву. Взяв звезду левой рукой, вы должны посадить ее за правой ногой, а потом наоборот. Затем сядьте на траву, широко раскинув ноги, и проверьте, сможет ли ребенок сорвать левой рукой травинку у правой ступни, а потом наоборот. Если это покажется вам забавным, прибавьте еще какие-нибудь движения. Для вас подобные упражнения будут не менее полезны, чем для вашего малыша.

Запаситесь  музыкой. Возьмите с собой приемник или кассетник, чтобы делать эти упражнения под музыку.

 

Превосходное  окружение.

Пофантазируйте с ребенком, что вы санитарная инспекция и  проверяете состояние ближайших  улиц. Обсудите с ним проблему загрязнения, обратите его внимание на то, как приятно видеть чистую улицу, лужайку, и на что они станут похожи, если люди будут повсюду раскидывать мусор. Походите по улицам и поставьте оценки за чистоту. Возьмите с собой мешок, чтобы собрать мусор, оставленный разными неряхами. Если будет настроение, можно спеть простенькую песенку, например:

 

Я мусор в  руки не беру,

Я не навозный жук,

Я все бумажки  подберу,

В мешок все  склянки соберу,

Я не навозный жук.

 

Если вам чуточку  повезет, то удастся сохранить энтузиазм  ребенка до дома и вдохновить его на уборку детской комнаты.

Сколько всего?

Выберите на улице  что-нибудь для подсчета. Например, покажите ребенку какое-нибудь дерево, скажем, тополь. Научите узнавать его, и потом сосчитайте, сколько тополей  на улице, по которой вы гуляете. Можно сосчитать и сколько прошло людей в очках, сколько зеленых машин припарковано на вашей улице или сколько магазинов в вашем микрорайоне. Когда вы уже подсчитали что-либо одно, переходите к подсчету чего-нибудь другого.

 

Мячом об стенку.

Эта простая игра очень старая, в нее играли миллионы детей во всем мире, но городским детям эта игра может быть вовсе незнакома. У нее есть много вариантов, но мы приведем здесь всего два, которые помним со времен своего детства. Начните с теннисного мячика и ракетки. Для малышка лучше взять ракетку для бадминтона. Найдите кирпичную или цементную стенку и посмотрите, как долго ребенок сможет отбивать ракеткой мячи. Сьюзен вспоминает одно лето, большую часть которого она провела в попытках отбить мячик сто раз без промаха.

Другой способ помочь ребенку развить зрительную и двигательную координацию состоит в том, что нужно бросить мячик об стену и поймать его после того, как, ударившись о землю, мячик подпрыгнет один раз, два раза, три раза: нужно объяснить ребенку, когда ему можно ловить мячик. Вы можете придумывать и другие задания, в зависимости от умения и интересов вашего ребенка.

Информация о работе Роль физкультурных развлечений в формировании у дошкольников интереса к двигательной деятельности