Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:29, реферат
На общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, т.к., по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Обращение к физической культуре в системе высшего педагогического образования в связи с решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма дальнейшего развития негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения нашей страны.
Одна состоит в их воздействии на формирование у школьников красоты движений, поведения и телосложения.
Занятия физической культурой и спортом направлены прежде всего на овладение человеком своей двигательной сферой, обогащение двигательных представлений, развитие двигательных способностей. Смысловое содержание понятия "физическая культура" может раскрываться как окультуривание движений, повышение их экономности, рациональности, уместности, то есть овладение теми сторонами движений, которые характеризуют их совершенство, красоту. Таким образом, учебно-тренировочные занятия являются фактором формирования эстетики движений у старших подростков.
Другая сторона занятий физической культурой и спортом при решении задач эстетического воспитания старших подростков - формирование у них эстетически оправданных представлений о красивом в движениях человека, в его поведении и в физическом развитии. Определенная степень спортивной культуры дает возможность воспринимать как красивое в движениях спортсмена их рациональность, соответствие конкретной ситуации и решаемым задачам, выражение в них разума и энергии. Таким образом, занятия спортом позволяют воспитывать у старших подростков эстетически оправданные представления о красоте движений человека.
Результаты, которые достигаются в формировании личности старших подростков на учебно-тренировочных занятиях, зависят и от соблюдения ряда условий. Одно из них - сочетание занятий спортом с другими видами деятельности, имеющими воспитательную направленность и осуществляемыми в семье, школе средствами искусства, печати, телевидения и т.д.
Другое важное условие - постоянный контроль за определенными морально-этическими основами поведения. Согласно мнению многих авторов здесь могут быть выделены три близкие, но несходные стороны:
1) морально-этические положения, характерные для людей, живущих в определенных социально -экономических условиях;
2) мотивы, которыми руководствуется молодой человек в занятиях спортом;
3) этические основы поведения спортсмена.
Кроме названных условий достижения положительных результатов в формировании личности старших подростков, занимающихся спортом, следует указать на решающее значение личности преподавателя, направленности его действий. Морально-этические положения, которыми руководствуются старшие подростки, имеют прямую взаимосвязь с общественной сферой, в которой юный спортсмен живет, трудится, учится, и интеллектуальной атмосферой в ней. Поэтому воспитание личности, ее формирование "...предполагает заботу о педагогизации среды, активное воздействие на нее стем, чтобы сделать ее максимально благоприятствующей делу формирования (А.А. Деркач, А.А. Исаев,1981). Воспитательная работа как важнейшая функция педагога приобретает особое значение на учебно-тренировочных занятиях со старшими подростками. В первую очередь это обусловлено тем, что для данной возрастной группы популярные спортсмены часто являются образцом для подражания, причем старшеклассники могут копировать не только их спортивную технику, но и поведение, манеры, а порой и их мировоззрение и взгляды. Поэтому личностные качества тренера, его идейная убежденность, честность и дисциплинированность будут играть немаловажную роль в формировании личности старших подростков, занимающихся спортом. Весь стиль поведения педагога должен способствовать утверждению атмосферы оптимизма, жизнерадостности, бодрости и неистощимой энергии.
Глубокое влияние на процесс формирования личности старших подростков оказывает коллектив, в котором молодой человек тренируется. Содружественная деятельность, деловые межличностные отношения, взаимная помощь и ответственность - все это способствует воспитанию членов коллектива. При этом можно вести речь о понятии "межличностная компетентность", которое предлагает Райнер Мартенс (1979): "...это способность человека успешно взаимодействовать с другими людьми".
Совместная коллективная практическая деятельность создает благоприятные возможности и для интеллектуального взаимообогащения старших подростков. Перенимая знания внутри спортивного коллектива, школьники лучше познают специфику и назначение физического воспитания как в личной, так и в общественной жизни.
Велико также значение физкультурного коллектива в развитии эстетических качеств личности старших подростков. И хотя формирование эстетической оценки нравственных отношений в коллективе значительно сложнее, без этого, что особенно важно, нравственно -эстетические критерии личности могут быть низкими.
В ходе учебно-тренировочного процесса старших подростков, как и во всех видах воспитания, необходима сознательная активность воспитуемого в решении образовательно-воспитательных задач. По определению Л.П. Матвеева (1976), формирование лишь тогда может считаться достаточно эффективным, когда оно перерастает в самовоспитание.
Период социальной и спортивной адаптации - серьезное испытание для старших подростков. Надо освоиться с новой обстановкой, коллективом, затрачивая дополнительные усилия на привыкание к режиму учебно-тренировочных занятий и т.д. Поэтому большое значение в развитии положительных качеств спортсменов -школьников имеет правильно организованное руководство их самовоспитанием.
Под самовоспитанием понимается "...сознательная, систематическая работа личности над собой, направленная на формирование и совершенствование положительных и устранение отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества, личными потребностями и сложившимися идеалами" (А.А. Деркач, А.А. Исаев,1981). Стимулировать процесс самовоспитания старших подростков в ходе учебно-тренировочного процесса можно, только используя дифференцированный и индивидуальный подход: одних побуждать руководствоваться своим положительным идеалом, другим помочь разрушить отрицательный и сформировать положительный, третьим помочь в выборе идеала.
Таким образом, важнейшая задача занятий физической культурой и спортом - формирование личности. Это достигается путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности преподавателя и путем самовоспитания занимающегося. Основным условием достижения положительных результатов в формировании личности старших подростков в ходе учебно-тренировочного процесса служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и нравственного воспитания. Одним из основных условий успеха в учебно-тренировочных занятиях и особенно в спортивных соревнованиях является развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер старших подростков.
Следовательно, решая задачи физического воспитания, преподавателю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности старших подростков, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. При этом школьников необходимо обучать способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Литература
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиC, 1988. - 208 с.
2. Бальсевич В.К., Шестаков М.П. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников / Спорт, духовные ценности, культура, вып.7. - М.: РГАФК, 1997, с. 232-237.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: курс лекций. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 208 с.
4. Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты) - Кишинев: Штиинца, 1989, с. 3-25.
5. Данилюк А.Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской революционной традиции // Педагогика. - М.: Педагогика, 2003, с. 86.
6. Евсеев С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы: Монография. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 144 с.
7. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи. - М.: ВНИИФК, 1989. - 20 с.
8. Концепция развития физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1990, № 3, с. 3.
9. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 4, с. 2-8.
10. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: Учеб. пос. - М.: Изд-во УРАО. 2001. - 124 с.
11. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическая антропология в процессе обретения дисциплинарного статуса. - Известия Российской Академии образования. 1999, № 3, с.10-23.
12. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. - М.:ФОН, 1995. -174 с.
13. Кузин В.В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества (первые итоги проблемного Научного совета по физической культуре РАО) //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 2, с. 2-5.
14. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. Свердловск, 1988, с. 9.
15. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. - Свердловск: Изд-во "Урал", 1998, с.187.
16. Курысь В.Н. Всеобщее физкультурное образование - путь к здоровью нации //Вестник Ставроп. гос. ун-та, 1998, вып.16, с. 140-146.
17. Курысь В.Н. Что есть от культуры в предмете и занятиях по физической культуре //Проблемы детской антропологии: Материалы Всероссийской научной конференции (20-21 ноября 2001 г.), с. 139-142.
18. Курысь В.Н., Сляднева Л.Н. Физическая культура как общеобразовательный предмет // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 9, с. 57-60.
19. Курысь В.Н. Физическая культура в университете: реалии и возможности. Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры в современных условиях: Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002, с. 72-80.
20. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: РГАФК, 1992. - 120 с.
21. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 11-17.
22. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10.
23. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция развития общего среднего физкультурного образования в России: Монография. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - 315 с.
24. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пос. для студ. высших пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 208 с.
25. Матвеев А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры. - М.: РГАФК, 1997. -120 с.
26. Матвеев А.П. Физическая культура личности как проблема педагогики //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 2, с. 11.
27. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
28. Минбулатов В.М. Физическая культура в школе. Очерки дидактических основ. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. - 160 с.
29. Моргун И.Н. Физкультурное образование детей 5-6 лет на основе взаимодействия семьи и педагогов дошкольных образовательных учреждений: Канд. дис., Ставрополь, 2002. - 180 с.
30. Педагогическая антропология: Учеб. пос. / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.
31. Пономарчук В.А. Человек в мире спорта: проблемы становления личности. - М.: Федеральный институт социологии образования. 1994. - 118 с.
32. Приходько В.В., Каргополов Е.П. К разработке онтологии непрерывного физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. 1990, № 7, с. 19-21.
33. Программа физического воспитания населения СССР (основные исходные положения) // Теория и практика физ. культуры. 1990, № 3, с. 7-12.
34. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 томах, т. 2 / Гл. ред. В.В. Давыдов - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, с. 121-123.
35. Столяров В.И. Проект "СпАрт" и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 4, с. 10-14.
36. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пос. /Под ред. Ю.Ф.Курамшина, В.И. Попова); СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 1999. - 324 с.
37. Труфанова Т.Е. Формирование знаний по физической культуре в процессе физического воспитания учащихся старших классов: Канд. дис. Ставрополь, 2002. - 180 с.
38. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". "Российская газета", 6 мая 1999 г.
39. Хакунов Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: Автореф. докт. дис. Краснодар, 1995. - 33 с.
40.Чичикин В.Т. Структура и регуляция профессиональной готовности преподавателя физической культуры (методологические аспекты): Учеб. пос. для студентов, аспирантов, слушателей ФПК ГЦОЛИФКа. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 94 с.
41. Шаулин В.Н. Подготовка школьников к физическому самосовершенствованию: Пос. для учителя. - М.: Центр гуманитарного образования, 1995. - 134 с.
42. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995.
43. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - М.: МГПУ, 1991. - 179 с.
Литература
1. Бикмухаметов Р.К. Духовное воспитание будущих педагогов: Учебно-метод. пос. для педагогических вузов и колледжей. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002.
2. Братусь Б.С. Опыт обновления гуманитарной психологии //Вопросы психологии. 1990, № 6.
3. Теория и технология образования: экспериментальное учебное пособие // Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, кафедра педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. - Тверь: ТГУ, 1992.
Использованная литература
1. Агеевец В.У. Методологические и организационно-педагогические факторы совершенствования управления физической культурой в современном социалистическом обществе: Автореф. докт. дис. М.,1986. - 55 с.
Информация о работе Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования