Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:29, реферат

Краткое описание

На общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, т.к., по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Обращение к физической культуре в системе высшего педагогического образования в связи с решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма дальнейшего развития негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения нашей страны.

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ .doc

— 520.00 Кб (Скачать файл)

- понимать адаптационный характер реакций (адаптации) человека к действию географических, климатических, социальных и образовательных факторов;

- иметь представление  о требованиях к среде обитания  для сохранения здоровья ребенка, взрослого и старого человека;

- владеть методами диагностики  и исследования систем организма  человека, уметь оценивать уровень  функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем  здорового человека;

- знать возрастные нормы  и иметь представление о сенсорных, моторных и центральных нарушениях коммуникативного поведения и речи;

- иметь представление  о типологических особенностях  здорового человека и уметь  определять типологические особенности  физического и психического развития  человека;

- уметь определять умственную и физическую работоспособность, готовность к систематическим нагрузкам в разные возрастные периоды;

- уметь оценивать физические  нагрузки на уроках физической  культуры и спортивных тренировках  и определять их соответствие  возрасту и физической подготовленности человека;

- уметь определять степень  утомления здорового человека  после физических и умственных  нагрузок;

- уметь определять противопоказания  к выполнению физических и  умственных нагрузок в связи  с возрастом, состоянием здоровья;

- уметь составить базу данных индивидуальных антропометрических и психофизиологических показателей человека в процессе развития;

- уметь определять по  функциональным показателям адаптационные  возможности человека к изменению  климато-географических и социальных  условий;

- понимать особенности  динамики развития и взаимодействия  детей, воспитывающихся без родителей, в малых и больших социальных  группах;

- уметь направлять процессы  обучения и воспитания в соответствии  с индивидуальными особенностями  духовного, физического и психического развития;

- вести педагогическую  деятельность по обучению учащихся  знаниям о строении и функциях  организма, изменении их при действиях  неблагоприятных факторов внешней  среды, инфекциях и гиподинамии;

- обучать учащихся оценивать  свое физическое состояние, выявлять вредные факторы, отрицательно влияющие на здоровье, использовать физические нагрузки, природные факторы и другие доступные средства для сохранения и укрепления здоровья.

Мы исходим из того, что сущностью процесса физического воспитания является освоение актуальных элементов системы ценностей данной сферы культуры, востребованных личностью, коллективом, сообществом [1].

Сущностью процесса духовного воспитания будущих педагогов является продвижение личности по иерархии личностных смыслов [2].

Принимая во внимание то, что содержание процесса воспитания мы рассматриваем как взаимодействие учителя и ученика, можно оценивать эффективность направленности педагогического образования на интеграцию процессов физического и духовного воспитания студентов в учебном заведении по показателям взаимодействия педагога и обучаемого.

Можно предложить для рассмотрения следующие способы взаимодействия Учителя и Ученика и проанализировать их с точки зрения интеграции духовного компонента в процесс физического воспитания.

Первый способ. Взаимоотношения "несотрудничества" - к сожалению, довольно распространенная форма взаимодействия педагога и обучаемого как в школе, колледже, так и в вузе. В отношениях "несотрудничества" основная нагрузка ложится на самого педагога и носит нетворческий характер, когда обучаемый пассивно воспринимает и усваивает знания, преподносимые в готовом виде, превращаясь в "интеллектуального тунеядца". Личность обучаемого оказывается задействованной в минимальной степени.

У Учителя есть некоторое представление о том, каким в идеале должен быть Ученик, и все усилия он направляет на то, чтобы приблизить реального обучаемого к эталону, т.е. Учитель выполняет функцию транслятора норм и правил поведения. Это директивная позиция (отказаться от нее бывает очень трудно, т.к. велика инерция старых установок, норм поведения и т.д.). При таком способе взаимодействия полностью игнорируются чувства, личностные потребности и способности Ученика (не действует механизм рефлексии). Учитель не анализирует уместность того или иного варианта поведения, не отслеживает результаты взаимодействия и внутренних изменений как своих собственных, так и Ученика.

Изучение особенностей восприятия Учителей обучаемыми показывает дефицит удовлетворенности совместной деятельностью: значительная часть предпочитает общаться с Учителем лишь на занятиях (60%), отмечается недовольство поведенческой стороной учителя - "обзывается", "кричит", "выгоняет", "ругается" (15%), почти у 35% обучаемых наблюдаются невротические проявления. Почти 60% Учителей рассматривают взаимодействие с Учеником как средство достижения дисциплины и послушания, 20-25% - как средство показать собственное превосходство, превосходство своих знаний.

Второй способ. Учитель устанавливает контакт с Учеником на уровне его внутренних потребностей, возможностей и способностей. При этом Учитель стремится помочь Ученику осознать, что именно важно для него в данный момент, что с ним происходит, каковы его потребности и способности, каковы оптимальные способы их удовлетворения и реализации. Именно с осознания и начинается реальное развитие личности Ученика.

Следующий шаг духовного роста - изменения в поведении. В данном контексте важным является положение о том, что системная смысловая картина мира формируется при непосредственном соприкосновении с окружающей средой, в процессе проживания реальных жизненных ситуаций, наблюдая за поведением значимых Учителей в повседневности, т.е. свойственные ученику варианты поведения приобретены им на основании предыдущего опыта. Следовательно, новый личностный опыт может привести к изменениям в поведении.

Для изменения поведения Ученика Учитель может создавать ситуации, в которых Ученик мог бы пробовать различные варианты нового поведения, получать новый личностный опыт.

Учитель должен обучать Ученика "собой", "собственной личностью как инструментом", демонстрируя при этом такое поведение, которое хочет видеть у Ученика. Вместо трансляции правил Учитель предъявляет Ученику свой личностный опыт, свое отношение к тем или иным событиям, свои чувства, эмоции; представляет Ученику право выбора (принимать или не принимать предъявляемые образцы взаимоотношений). При этом Взрослый пропускает через себя чувства и переживания Ученика.

В этом случае Ученик останется в гармонии со своими внутренними ощущениями, эмоциями, потребностями и способностями, а его энергия может быть направлена на поиск оптимального (с учетом собственных потребностей и контекста ситуации) способа взаимодействия с окружающей средой.

Таким образом, духовное воспитание в процессе взаимодействия происходит благодаря новому личностному опыту, путем выращивания изнутри, а не как усвоение готовых "правильных" рецептов.

Рассмотрев два способа взаимодействия, можно прийти к выводу, что второй способ наиболее эффективен в плане взаимодействия и способствует личностному росту Ученика. К сожалению, в профессиональной подготовке будущего учителя еще недостаточно внимания уделяется развитию подобных форм взаимоотношений. (Заметим, что в реальной практике встречаются и промежуточные варианты, в которых в той или иной степени доминируют рассмотренные способы.)

Однако в настоящее время возникает и третий способ, который заключается в том, что здесь Учитель не транслирует культуру, не просто поддерживает Ученика при взаимодействии с ней. Он организует сам процесс встречи обучаемых с культурой, делая какие-то избранные элементы культуры соответствующими Ученику, личностно значимыми для него, имеющими смысл и ценность. Вот почему третий способ и есть способ духовного воспитания, реализуемый средствами ценностной педагогики. Физическая культура не усваивается, она трансформируется в духовный мир личности, тем самым расширяя и упорядочивая его. Формирование духовного мира личности в процессе физического воспитания является предпосылкой становления духовного сознания.

При сотрудничестве со студентами содержание учебной дисциплины "физическая культура" становится общим объектом познавательной активности со стороны как обучающего, так и обучаемого: педагог ставит проблемы, задачи, обсуждает их совместно со студентами, проводит дискуссии и планирование деятельности, а студенты решают поставленные перед ними задачи, оценивают полученные результаты. Такое взаимодействие является субъект-объект-субъектным общением, так как предметом педагогического общения всегда является какое-то содержание (объект), относительно которого оно осуществляется.

Из представленной выше типологии взаимодействия Учителя и Ученика следует три типа содержания процесса физического воспитания в учебном заведении: продуктно-процессуальное, рефлексивно -продуктивное, рефлексивно-культурное.

Продуктно-процессуальное содержание физического воспитания.

Содержание деятельности педагога - организовывать, предопределять действия студентов. Содержание и вектор действий зависят от существующих норм, программ, учебных пособий и т.д., реализующих в себе заказ на образование по физической культуре.

Содержание деятельности студентов . Базовый процесс учебной деятельности - это "чистое" исполнительство, подчинение предписаниям педагога (безотносительно к своим потребностям, целям, ценностям).

Педагог реализует субъект-объектные отношения, которые в процессе физического воспитания могут разворачиваться по трем сценариям:

1. Учебный процесс протекает "нормально" и при окончании  учебного заведения студент имеет "продукт" в виде ЗУНов.

2. Противодеятельность  в виде конфликта или борьбы. Исходы противодеятельности: а) подчинение  студента, "втискивание" его потребностей  в заданные рамки; б) подчинение  педагога, когда он закрывает  глаза на плохого исполнителя; в) уход из своего функционального места педагога или студента.

3. Псевдодеятельность: а) создание  педагогом у окружающих иллюзий  собственной деятельности; б) создание  педагогических иллюзий деятельности  студента.

Рефлексивно-продуктивное содержание физического воспитания

Содержание деятельности педагога имеет два аспекта:

- во-первых, организовывать  самоизменение студента. Содержание  и вектор изменения диктуются  ситуацией социального заказа  и зависят от программ, учебных  пособий и т.д., а также предопределены природой учебной деятельности, закономерностями физического развития;

- во-вторых, обслуживать  рефлексивные и деятельностные  процессы самоизменения студента  и помогать преодолевать затруднения  в этом самоизменении.

Содержание деятельности студента . Базовый процесс учебной деятельности - самоизменение. Педагог реализует субъект-субъектные отношения. Идентификация - основной источник знаний для педагога. Согласование - основной механизм для того, чтобы избежать противодеятельности и псевдодеятельности.

Рефлексивно-культурное содержание физического воспитания

Содержание деятельности педагога имеет три аспекта:

- во-первых, организовывать  деятельностную среду и предопределять "от имени" культуры формирование  способностей студента к саморазвитию. Вектор саморазвития - культура;

- во-вторых, обслуживать  саморазвитие студента и помогать  преодолевать затруднения в этом  процессе;

- в-третьих, профессионально  саморазвиваться, быть педагогом-творцом, способным к инновационной деятельности и к описанию образца этой деятельности в технологической, то есть социально приемлемой и передаваемой другим педагогам форме.

Содержание деятельности студента. Базовый процесс учебной деятельности - саморазвитие.

Педагог диктатуру конкретных социальных рамок заменяет диктатурой ценностей культуры.

На наш взгляд, важно не только то, какое содержание процесса физического воспитания реализует педагог, но и то, насколько гибко и адекватно он подходит к выбору этого содержания по отношению к каждому занимающемуся.

Кроме того, в настоящее время наблюдается сдвиг в критериях оценки с внешних, задаваемых образовательной системой, на внутренние, определяемые потребностями обучающегося.

Перспективы развития высшего педагогического образования будут определяться тем, насколько успешно оно сможет решать проблему органического сочетания учебы с работой, проблему непосредственного удовлетворения образовательных потребностей, возникающих в деятельности учителя или личной жизни обучающегося. Качество такого образования будет оцениваться по возможности получения необходимой информации, ее доступности, а также полноте, оперативности, адекватности решаемым задачам.

Разработка теоретических и технологических основ подготовки будущих педагогов помимо вопросов содержания образования, организации подготовки технологий обучения предполагает выработку критериев результативности подготовки. Мы исходим из определения деятельности педагога как деятельности управленческо-педагогической по содержанию и творческой по характеру.

Применительно к специфике исследуемого предмета есть необходимость обратиться к трактовке понятий "эффективность" и "результативность управления". В теории менеджмента эффективность рассматривается как рациональное достижение целей. Результативность является следствием того, что делаются нужные, правильные вещи, а эффективность является следствием того, что эти самые вещи правильно создаются.

Информация о работе Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования