Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:29, реферат
На общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, т.к., по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Обращение к физической культуре в системе высшего педагогического образования в связи с решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма дальнейшего развития негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения нашей страны.
Так, первый уровень системы физического воспитания, или блок дидактической задачи, составляют такие компоненты, как цель, задачи и принципы. В свою очередь, цель подразделяется на элементы: далекую, среднюю и близкую цели.
Далекая цель - это конечная
цель системы физического воспитания
- всестороннее физическое развитие личности
и формирование ее физической культуры.
Средняя цель - формирование потребностей
в
систематических занятиях физическими
упражнениями, а близкая - это формирование
интереса, привычки к регулярным занятиям
физическими упражнениями.
Вторым компонентом системы физического воспитания выступают "задачи". Они формулируются на основе целей физического воспитания и соответствуют основным функциям педагогического процесса: образовательной, развивающей и воспитательной.
В соответствии с законами структуры систем (закон координации, закон совместимости), а также особенностями педагогического процесса третьим компонентом системы физического воспитания выступают "принципы", т.е. основные идеи, исходные положения, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей и задач процесса физического воспитания. Исходя из понимания целостности педагогического процесса, педагогические принципы всегда рассматривают во взаимосвязи: дидактические принципы, принципы воспитания и принципы физического воспитания.
Второй уровень системы физического воспитания, или технология решения дидактической задачи, включает в себя такие компоненты, как средства, содержание, методы и организация педагогического процесса.
Известно, что основной инструмент, с помощью которого достигаются педагогические цели и решаются соответствующие задачи, - это средства. С позиции теории систем [5] для принятия решения, то есть для практического использования системы, необходимо получить выражение, связывающее цель со средствами ее достижения. Если исследователю удается получить такое выражение, то задача практически всегда решается успешно.
Для достижения цели всестороннего физического развития человека было и остается основное средство - физические упражнения. Связь между физическими упражнениями и всесторонним физическим развитием человека очевидна. Это доказано во многих научных и методических работах, это доказано практикой.
Но формировать физическую культуру личности только физическими упражнениями весьма проблематично. Однако решить эту проблему можно, если использовать личностно ориентированную парадигму образования [7, 12, 14, 15]. В соответствии с ней задача обоснования педагогических средств - это фактически поиск путей создания личностно развивающей ситуации, представляющей собой некий пространственно-временной континуум человеческого бытия, целостную систему условий; "запускающей" механизм личностного развития.
Исследования в общей педагогике [7] позволяют выделить три существенные характеристики технологий создания личностно развивающей ситуации:
- все приемы, должные
способствовать вхождению
- диалог как способ освоения личностного опыта, поскольку другого способа проникновения чего-либо в личностную сферу просто не существует;
- собственный мир, особое пространство, в котором личность развивается, "проигрывая" в нем свои роли и модели реальности. Отсюда - игровая форма создания ситуации личностного развития.
Все остальные так называемые средства физического воспитания: физические, дыхательные, психофизические, танцевальные упражнения, гигиенические и оздоровительные силы природы, массаж - выступают в роли исходных строительных элементов личностно развивающих ситуаций. Причем выбор этих средств всегда должен основываться на учете видов деятельности, типичных для данного возраста, в том числе сенситивных периодов и зон ближайшего развития личности.
Безусловно, любая личностно развивающая ситуация должна строиться на содержании физического воспитания. Содержание физического воспитания - это объем и характер знаний, умений, навыков, привычек и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих (универсальных) для всех граждан социальных функций, детерминированных определенной системой ценностей общества. По своей сути, содержание отвечает на глобальный вопрос педагогики - чему учить?
Элемент "знания" направлен на формирование основ физкультурных знаний. Элемент "умения" - это умение использовать полученные знания в индивидуальной практике физкультурной деятельности. "Навыки" предполагают формирование базовых способностей двигательной деятельности. К элементу "качества" относятся двигательные способности, а к элементу "свойства" - психологические и психофизические свойства. Причем весь комплекс элементов содержания физического воспитания замыкается на формировании потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Содержание как компонент системы физического воспитания включает в себя теоретический и практический учебный материал. В соответствии с личностно ориентированным образованием, на наш взгляд, и теоретический и практический материал по физическому воспитанию в учебном процессе целесообразно представить в культурно-историческом аспекте: от физической культуры древних цивилизаций до современных систем физического воспитания. Такое изложение учебного материала позволит не только акцентировать внимание обучаемых на конкретных достижениях различных обществ в сфере физической культуры, но и создать логическую последовательность всего процесса обучения, соответствующего историческому развитию физической культуры человечества.
Так, содержание физического воспитания в соответствии с периодизацией мировой истории можно разделить на четыре относительно независимых информационных блока:
1. Физическая культура Древнего мира (2 млн лет до н.э. - V в. н.э.).
2. Физическая культура Средних веков (V - ХV вв.).
3. Физическая культура нового времени (ХV - ХIХ вв.).
4. Физическая культура новейшего времени (ХХ - ХХI вв.).
В данном случае целесообразно использовать концентрическое расположение материала, которое предполагает повторяемость его на следующей ступени обучения, но уже в усложненном виде. Этим ступеням, а следовательно, и решению учебных задач, присущи соответствующие методы обучения, виды деятельности учащихся и, конечно, определенные возрастные периоды.
Так, в начальной школе (1 - 3-и
классы) изучают как
теоретически, так и практически элементарные
понятия физической культуры. В средней
школе (5 - 9-е классы) - основы физической
культуры, а в старших классах (10 - 11-е классы)
- составляющие элементы физической культуры
и их взаимосвязь. В вузах внимание концентрируется
на взаимосвязях физической культуры
с другими социальными системами.
Средства физического воспитания непосредственно связаны с педагогическими методами. Педагогические методы - категория историческая, изменяется с изменением цели, содержания и средств педагогического процесса. По сути, как и средства, методы отвечают еще на один ключевой вопрос педагогики - как учить?
В теории и практике накоплен богатый арсенал педагогических методов, что дает возможность их классифицировать. Вариантов классификации множество. Мы исходим из идеи целостного педагогического процесса и его основных функций. Поэтому предлагаемая модель компонента системы физического воспитания (методы) представляет собой единство методов обучения, воспитания и развития личности.
Действия, ведущие к образованию и совершенствованию взаимосвязей между элементами системы физического воспитания, составляют организацию педагогического процесса. Это еще один компонент системы физического воспитания.
К основным элементам организации педагогического процесса относят педагогический мониторинг, проектировочную, собственно организаторскую, гностическую деятельность [16].
Педагогический мониторинг представляет собой диагностику, оценку и прогнозирование состояния педагогического процесса. В физическом воспитании функции диагностики выполняет педагогический контроль: этапный, текущий и оперативный. По результатам педагогического контроля осуществляется оценка его эффективности.
Проектировочная деятельность, в свою очередь, предполагает определение цели, задач, содержания педагогического процесса, замысла его протекания. Все это отражается в проекте - плане. План - это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Исходя из того что составляющими педагогического процесса являются обучение, воспитание и развитие, планированию подлежат все процессы. Проектировочная деятельность предшествует собственно организаторской, она охватывает не только разработку плана, но и организацию, и контроль за его выполнением. Результатом проектировочной деятельности педагога является учебная программа по физической культуре в конкретном учебном заведении.
Организаторская деятельность представляет собой деятельность учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса. Она осуществляется через систему (технологию), формы организации, а также организационные структуры педагогического процесса.
Логическая структура проекта представлена цепочкой уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Каждая микроцель - это некая группа уроков, на которых, во-первых, должна быть достигнута микроцель, во-вторых, это программа развития личности.
Гностическая деятельность предполагает проверку и оценку педагогического процесса, а также анализ его хода и эффективности. Оценка педагогического процесса осуществляется по определенным критериям. Как правило, таким критерием является результат. В данном случае результатом выступают сформированность физической культуры личности и ее всестороннее развитие.
Таким образом, учитывая все компоненты системы физического воспитания и связи между ними, можно схематически представить общую ее структуру.
ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Ключевые слова: учащаяся молодежь, физическое совершенствование, мотивы, потребности, оздоровление, комплексная программа.
Демократизация общественной жизни позволяет сегодня по-новому рассмотреть вопросы, связанные с деятельностью человека. Это в полной мере относится к физическому воспитанию и совершенствованию, где к настоящему времени сформировалось немало негативных тенденций, противоречащих идеям гармонического развития личности:
- значительные изменения в приоритетах деятельности часто отодвигают заботу о сохранении здоровья на задний план;
- отсутствие системы
семейных физкультурно -оздоровительных
занятий не позволяет
- значительные нагрузки в специализированных школах приводят к психологическому и функциональ ному перенапряжению организма учащегося.
До недавнего прошлого основу системы физического воспитания учащихся составлял подход, сущность которого сводилась к выполнению усредненных, обязательных и единых для всех, сверху спущенных требований и нормативов, что в корне противоречит идее индивидуального подхода к развитию и воспитанию учащегося. Это способствовало погоне за количественными показателями и привело, во-первых, к тому, что из поля зрения педагогов (системы) выпал главный объект их деятельности - подрастающий человек с его чувствами, мыслями и потребностями, а, во-вторых, к противоречию между обществом и личностью, точнее, между предложенными для обязательного использования средствами и методами физического воспитания учащихся и потребностями формирующейся личности.
Основа настоящего противоречия заключается в природе человеческой сущности, поскольку изначально в человеке заложена потребность не в выполнении чьих-либо волевых указаний, а, наоборот, в сопротивлении принуждению. И следовательно, командными методами воспитывать у учащегося стремление к физическому совершенствованию практически невозможно. Эффект от этого как раз противоположный, он заключается в ущербной трансформации потребностно-мотивационной сферы учащейся молодежи: большинство подростков не только уклоняются от самостоятельных занятий физическими упражнениями, но и пропускают уроки по физической культуре, стремятся побыстрее уйти с занятий, не выполняют заданий преподавателя, не участвуют в соревнованиях и не интересуются литературой по физическому воспитанию. Несомненно, этот фактор "уклоняющегося" поведения в большей мере наблюдается в старших классах, и особенно у девушек. Данный фактор, по-видимому, можно интерпретировать и в более широком смысле: принуждение приводит к деформации потребности и мотивов, а это, в свою очередь, - к снижению двигательной активности, ухудшению физической подготовленности, здоровья.
Потребностно-мотивационный подход к формированию личности (В.П. Симонов, 1987; Г.К. Зайцев, 1991) позволяет рассматривать физическое воспитание как процесс создания у занимающегося таких потребностей, которые наиболее благоприятны для его здоровья, физического развития и совершенствования.
С этой целью средствами физической культуры была разработана программа, которая предполагала следующее:
- выявить потребности и определить способности у ребенка и родителей в области физической культуры;
- сформировать у учащихся,
учителей и родителей
Информация о работе Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования