Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:29, реферат

Краткое описание

На общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, т.к., по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Обращение к физической культуре в системе высшего педагогического образования в связи с решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма дальнейшего развития негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения нашей страны.

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ .doc

— 520.00 Кб (Скачать файл)

- реализовать интересы  учащихся, родителей и учителей  в сфере физической культуры  и средств оздоровления человека;

- сформировать заинтересованное  отношение к укреплению своего здоровья, овладению теоретическими знаниями и практическими навыками по повышению физических кондиций человека, поддержанию нормативного (базисного) здоровья средствами физического воспитания.

Успешность реализации программы по оздоровлению различных категорий населения средствами физической культуры обусловлена результатами научных исследований, проведенных в ряде микрорайонов города и области, поскольку базируется на витальных, социальных и идеальных потребностях личности.

Основу потребностей в физическом саморазвитии составляют сложнейшие биологические рефлексы: игровой, имитационный и рефлекс свободы, которые теснейшим образом связаны с двигательной активностью. Для удовлетворения своих двигательных потребностей ребенок должен овладеть определенными умениями, знаниями и игровыми средствами (предметами, снарядами и т.д.).

Потребность в физическом самосовершенствовании связана с созреванием у человека познавательной сферы и самосознания и характерна для взрослеющего и взрослого человека (13-15 лет и старше).

Эту потребность вполне можно отнести к классу социальных потребностей. Она является сложной побудительной силой, в которой доминируют различные мотивации (заинтересованность в красивом строении тела, высокой работоспособности, уверенности в себе и др.).

Формирование у учащихся потребностей в физическом самосовершенствовании и создание условий для их воспитания и развития осуществлялись через следующие основные направления:

- содержание учебного  материала;

- методы, приемы обучения  и виды деятельности учащихся;

- творчество учителя.

Содержание учебного предмета предполагало:

- изменение подхода к  анализу изучаемого материала, явлений  и введение в программу теоретического  раздела;

- непредвзятую оценку  изучаемых явлений, событий через  аргументацию фактами, документами  и т.д.

Гуманизация обучения через формы, методы, приемы и виды деятельности учащихся предусматривала:

- разнообразие форм и  методов обучения (уроки различной  направленности, научно-практическая, внеурочная самоподготовка по  предмету);

- активизацию познавательной  деятельности учащихся, стимулирующую  развитие индивидуальных способностей;

- индивидуализацию обучения  с учетом выявленных интересов  и способностей (наклоннос тей) учащихся;

- осуществление в каждом  педагогическом действии соучастия  учеников, родителей в учебном  процессе на основе гармонии  человека с природой и культурой, с людьми и самим собой.

Критериями эффективности физкультурно-оз доровительной программы являлись:

- отношение учащихся  к предмету "физическая культура", а родителей - к физической культуре  как средству сохранения и  укрепления здоровья;

- наличие интереса к специальным занятиям, средствам, методам оздоровления организма человека;

- расширение программного  материала и желания заниматься  при школе спортивно-оздоровительными  занятиями всей семьей во внеучебное  время;

- выполнение самостоятельных домашних заданий по физической подготовке;

- овладение навыками  дополнительных спортивных движений;

- расширение теоретического  уровня знаний о физкультурно-оздоровительных  средствах улучшения здоровья;

- повышение организаторских  навыков у детей, родителей, учителей в проведении спортивных занятий и мероприятий;

- повышение физических  кондиций и улучшение двигательных  дифференцировок по пространственному, временному и силовому параметрам.

Проведение в школах системы мероприятий "Дней семьи", совместных тренировок и соревнований детей и родителей по нормативам школьной программы по физической культуре позволило внедрить карточки индивидуального контроля за уровнем физической подготовленности учащихся.

Разработка и внедрение учебного пособия - "Тетради по физической культуре и здоровью" - способствовали повышению двигательной активности учащихся во внеучебное время, упрочению теоретических знаний по физическому совершенствованию, по самоконтролю и средствам сохранения здоровья.

Разработанная и внедренная комплексная программа по оздоровлению учащихся, родителей, учителей позволила сформировать заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья, овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками по повышению физических кондиций, поддержанию нормативного (базисного) здоровья средствами физического воспитания, увеличить недельную двигательную активность учащихся за счет внедрения "Тетради по физической культуре", занятий физической подготовкой по интересам.

Использование оздоровительных мероприятий позволило снизить уровень заболеваемости школьников на 73% (в сравнении с контрольной группой), повысить уровень физической подготовленности школьников на 1,2 балла и увеличить с 32 до 68% учащихся со средним и высоким уровнем физической подготовленности, что соответствует хорошим и отличным оценкам по физкультуре.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: комплексный подход, мотивация, физическая культура, воспитанники детского дома.

Физическая культура и спорт - достаточно специфичные виды человеческой деятельности, и в течение длительного отрезка времени их основными задачами было воспитание здорового, физически развитого человека. В настоящее время ряд специалистов (А.А. Чунаев ,1999; Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов,2000; Т.В.Скобликова,2000; М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев, 2001; Л.И. Лубышева, 2001; Ю.С. Константинов, 2002; А.Г. Комков, Л.И. Лубышева, 2003) рассматривают проблемы, связанные с ролью физической культуры в формировании личности. В соответствии с этим они считают, что в современной педагогической теории и практике наблюдаются интегративные процессы, которые способствуют выстраиванию педагогического знания на основе философии, социологии, культурологии. Возникает вопрос: как эти науки трансформировать в физическую культуру через педагогическую систему знаний. Ведь современно построенный процесс формирования физической культуры личности значительно сложнее, чем традиционно сложившийся на основе известных дидактических принципов.

В ходе данного исследования решались следующие задачи:

- рассмотреть особенности  формирования личности ребёнка  средствами физической культуры;

- изучить социальные  аспекты проведения физкультурно-спортивной  работы с воспитанниками детского  дома.

Традиционно понятие "личность" рассматривается как устойчивая совокупность социально значимых черт, присущих человеку как социальному существу. Среди них социологи выделяют в первую очередь социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых выстраивается жизненная линия поведения личности.

В социологии, по мнению Л.И. Лубышевой (2001), "личность" характеризуется как:

- системное качество  индивида, определяемое его включенностью  в общественные отношения и  проявляющееся в совместной деятельности и общении;

- субъект социальных  отношений и сознательной деятельности.

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию[3].

В то же время, как считает А.А. Чунаев (1999), физическая культура, безусловно, являясь приоритетом и естественной ценностью детской жизни, одной из немногих возможностей действительной социализации начального образования, энергичным средством, позволяющим расширять живое общение в изучении языка, природы, искусства и другого учебного материала, может и должна хотя бы постепенно становиться общим принципом организации школы[4]. Исследованиями, проведенными Л.Л. Головиной и Ю.А. Копыловым (2000), установлено, что система школьного физического воспитания не уделяет достаточного внимания социально значимым качествам личности, что обедняет процесс всестороннего совершенствования личности детей и подростков. Среди социально значимых качеств личности они выделяют: уважение к окружающим, коллективизм, желание приносить пользу, трудолюбие, творчество, целеустремленность. Вместе с тем А.Г. Комков и Л.И. Лубышева (2003) утверждают, что успех формирования у школьников положительного отношения к определенным видам физической активности во многом зависит от правильного взаимодействия организованного воспитания и влияния социальной среды [1].

Над проблемой социализации детей-сирот работают специалисты различных направлений, при этом основными формами деятельности являются виды трудового воспитания, беседы, на которых нередко отсутствует положительный эмоциональный настрой, негативным является и потребительское отношение воспитанников к окружающему миру. Главным вопросом при этом становится нивелирование проявлений социальной депривации, которая заключается в следующем: ограниченности круга общения со сверстниками, ограничении контактного пространства, сниженном объеме информации, отсутствиеисемьи. В то же время, как считают специалисты, вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты характера, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие.

Одним из проблемных вопросов воспитания личности ребенка в детском доме является развитие коммуникативных навыков. Это, как правило, выражается в двух аспектах:

•общение "взрослые-дети" - характеризуется некоторыми искажениями, проявляющимися в том, что с одной стороны - у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослых, положительных эмоциональных контактах; с другой - полная неудовлетворенность этих потребностей: малое количество общений взрослых и детей, сниженность в этих контактах личностных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленных на регламентацию поведения.

•общение "дети-дети" - постоянное общение с одной и той же группой сверстников (примерно равных по возрасту или развитию, из одной компактно проживающей группы) не способствует развитию данных навыков (общение происходит по типу "родственного").

Вместе с тем воспитанников детского дома младшего школьного возраста отличает от их сверстников дисгармоничность интеллектуальной сферы, неразвитость произвольных форм поведения.

Физкультурно-спортивная деятельность нередко предполагает такие ситуации, в которых наиболее остро проявляются черты характера, присущие воспитанникам детских домов, из негативных это прежде всего повышенная конфликтность и агрессивность. При этом из основных задач личностного развития, над которыми необходимо работать, выделяются: самоутверждение, формирование устойчивой адекватной самооценки, потребности в познании самих себя, повышение личностной уверенности воспитанников. Основным фактором повышения эффективности любого педагогического воздействия на детей является в данном случае мотивация.

В настоящее время работа с детьми - воспитанниками детских домов и интернатов проводится, как правило, по государственным программам, адаптированным к индивидуальным психофизиологическим особенностям данного контингента. Анализ работы таких учреждений показывает, что специалисты (социальные работники, психологи, педагоги) проявляют себя в большей степени при решении узкоспецифических задач. При этом комплексно не решаются главные проблемы, связанные с социальной адаптацией воспитанников. На наш взгляд, применение планомерной туристско-краеведческой работы позволит устранить эти негативные проявления.

Как полагает ведущий специалист в области детского туризма Ю.С.Константинов (2002), разнообразные формы обеспечивают комплексный характер туристско -краеведческой деятельности в обучении, воспитании и  
оздоровлении детей, в ней заложены широкие возможности для творческой детской самодеятельности - спортивной, научной, художественной, технической, социальной и даже педагогической [2].

Сейчас завершилась разработка программы "Социализация детей-сирот средствами туристско -краеведческой работы", в ходе ее будут реализованы следующие задачи: развитие двигательных умений и навыков; укрепление здоровья воспитанников; получение и закрепление навыков самообслуживания при обустройстве быта, приготовлении пищи; формирование патриотизма посредством краеведческой работы, изучения истории Малой родины; формирование экологических умений и навыков; повышение коммуникабельности детей; развитие социально значимых личностных отношений и качеств.

Значительный практический опыт работы с воспитанниками детского дома позволяет выделить в качестве основных направлений комплексные мероприятия, охватывающие большинство учащихся и продолжающиеся длительное время. Так, одним из наиболее действенных мероприятий является смотр-конкурс "Живая вода", который продолжался около двух месяцев. Разноплановость конкурса позволила привлечь к активному участию в нем 80% воспитанников, каждый, независимо от возраста и подготовленности, смог себя реализовать в той или иной части. Подростки были задействованы в походах выходного дня или с ночевкой к наиболее живописным родникам, ключам, их обустройстве; конкурс рисунков и поделок способствовал развитию творческих способностей учащихся; задачи краеведения решались посредством поиска природных источников питьевой воды в Чайковском районе и описания маршрута к одному из них, а экологическая викторина на тему "Вода - это жизнь" позволила повысить уровень экологических знаний.

Несомненно, любой туристический поход имеет огромное эмоциональное, познавательное, оздоровительное значение для каждого ребенка, но для воспитанников детского дома это еще и хорошая практика, в ходе которой они приобретают навыки общения, обустройства быта, приготовления пищи, при этом имея положительную мотивацию. Закончилась заварка - не беда, ведь берега реки изобилуют шиповником, смородиной, малиной и мятой; вымокли до нитки - хороший костер - и всё будет в порядке; дежурный пересолил кашу - ну что поделать, в следующий раз научится.

Что же тянет подростков в походы? Ответы на этот вопрос мы находим в сочинениях воспитанников (в апреле 2002 г. был проведен конкурс сочинений на тему "Почему я хочу сходить на Сплав"?, участвовали более 20 человек, разыгрывались три дополнительные путевки на сплав по реке Койве):

Информация о работе Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования