Структура обучения двигательного действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем - от умения к навыку.

Содержание

Введение



1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ



1.1 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании



1.2 Основы формирования двигательных умений и навыков



2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ



2.1 Общие понятия и классификация методов



2.2 Методы овладения двигательными умениями и навыками



2.3 Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей



3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ НАУК



3.1 Двигательные действия с точки зрения биомеханики и синергетики



Заключение



Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 57.64 Кб (Скачать файл)

Преподаватель, приступая  к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению  новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в  технике упражнения.

2. Формирование знаний  о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе  наблюдения за выполнением действия  и прослушивания сопровождающего  показ комментария, цель которого - выделить в этом действии  те элементы, от которых зависит  успех его выполнения. Комментарий  останавливает внимание обучаемого  и на внешних условиях (свойствах снарядов, поведении соперников и т.п.), от которых также зависит успех выполнения действий. Элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий, по терминологии М.М. Богена (1985), называются основными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД).

Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для  обеспечения необходимых знаний и ощущений.

3. Создание полноценного  представления об изучаемом движении  по каждой ООТ. Эти представления  должны включать: Шклярук В. Я. «Основы физического воспитания и физической подготовки студентов».- Саратов: Издат. Центр CГСЭУ, 2005.-164 с.

1) зрительный образ двигательного  действия, возникаемый на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;

2) логический (смысловой)  образ, основанный на знании, получаемом  при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;

3) двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.

4) Освоение изучаемого  двигательного действия в целом.  К выполнению двигательного действия  в целом приступают тогда, когда  по каждой ООТ сформированы  необходимые знания и представления.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением  всего двигательного аппарата, лишними  движениями, замедленным и скованным  выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем  все основные опорные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить  действие следуют анализ и оценка его выполнения, постановка задач  по совершенствованию действия при  следующей попытке. Для практического  освоения техники двигательного  действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения. Гимнастика с методикой преподавания / Под. ред. И. Б. Павлова, В.М. Баршая. М., 1985. - 208 с.

Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.

При формировании двигательного  навыка в центральной нервной  системе последовательно сменяются  три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов  движения в целостное действие, характеризуется  иррадиацией нервных процессов  с генерализацией ответных реакций  и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить  новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осуществляется закрепощение.

Вторая фаза характеризуется  концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного  мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется  стабилизацией, высокой степенью координации  и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются  все признаки двигательного навыка.

Формирование двигательного  навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения  скорости в развитии навыка, закон  «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического  воспитания и спорта: Учебное пособие  для вузов. - М.: Издательский центр  «Академия», 2000. - 480 с.

1. Закон изменения скорости  в развитии навыка. Навык формируется  не только постепенно, но и  неравномерно, что выражается в  разной мере качественного прироста  в отдельные моменты его становления.  Неравномерность имеет две разновидности:

а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение  действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для  обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его  детали;

б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем  он резко возрастает. Подобная неравномерность  характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность  задержки в развитии навыка  может быть самой разнообразной.  Она обусловлена двумя причинами:

а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным  уровнем развития физических качеств.

Если причина появления  задержки в развитии навыка определена правильно, то для ее преодоления  потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение  средств, методов и методических приемов обучения (внешняя причина).

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное  время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает  качественных изменений, но ученик  начинает испытывать неуверенность  в своих силах, что иногда  приводит к срывам в исполнении  действия. Затем теряется способность  к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные  отношения между движениями, и,  в конечном счете, ученик теряет  способность выполнять некоторые  сложные действия. Однако полностью  навык не исчезает, его основа  сохраняется сравнительно долго,  и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела  в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного  действия практически продолжается  на протяжении всего времени  занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного  навыка. В физическом воспитании  и спорте проявляется положительный  и отрицательный перенос навыков.

Положительный перенос - это  такое взаимодействие навыков, когда  ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс  становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий.

Отрицательный перенос - это  такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык  затрудняет образование нового двигательного  навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.

Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если преподаватель указывает ученику  те основные опорные точки (ООТ), в  которых нежелателен перенос, а  ученик осознанно их отрабатывает.

Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учитывать при определении последовательности (очередности) освоения техники разнообразных  движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.

 

 

2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

2.1 Основные понятия и  классификация методов формирования двигательных умений и навыков

МЕТОД - разработанная с  учетом педагогических закономерностей  система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и  формирование личности. Теория и методика физической культуры /под ред. Ю.Ф. Курмашина. - Москва: Советский спорт, 2003.

В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод  реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в определенном темпе и т.д.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ - это  способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения. Холодов  Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

Следовательно, внутри каждого  метода используются разнообразные  приемы. Чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода.

МЕТОДИКА - специальная система  методов, методических приемов обучения и форм организации занятий, направленная на решение педагогической задачи.Теория и методика физической культуры /под ред. Ю.Ф. Курмашина. - Москва: Советский спорт, 2003.

Например, можно говорить о методике обучения кувырку вперед или назад, методике развития силовых  способностей, методике физического  воспитания в дошкольных учреждениях  и др. Термин «методика» означает совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В методике, по возможности, должно содержаться точное предписание о выполнении в определенной последовательности действий (операций), приводящих к решению поставленной педагогической задачи.

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД - совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществлением процесса обучения, воспитания и развития.

К примеру, при обучении движениям  можно использовать традиционные и  нетрадиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программного обучения с  помощью ЭВМ и др.); при разучивании  двигательных действий и развитии физических способностей возможны два противоположных  подхода: аналитический (избирательный) и целостный (интегральный).

2.2 Методы овладения двигательными  умениями и навыками

В зависимости от способа  освоения структуры двигательного  действия в процессе разучивания методы подразделяются на:

- метод разучивания упражнения  по частям (расчленено-конструктивный);

- метод разучивания упражнения  в целом (целостно-конструктивный);

- метод сопряженного воздействия.

Метод расчленено-конструктивный предусматривает разучивание отельных частей движения с последующим их соединением (например, гимнастические комбинации). Этот метод применяется в следующих случаях:

- при обучении координационно-сложным  двигательным действиям, когда  нет возможности изучить его целостно;

- если упражнение состоит  из большого числа элементов,  органически мало связанных между собой;

- если упражнение производится  так быстро, что при целостном  выполнении нельзя изучить и  усовершенствовать его отдельные части;

- когда целостное выполнение  действия может быть опасным,  если предварительно не изучить его элементы;

- когда необходимо обеспечить  быстрый успех в обучении с  тем, чтобы поддержать интерес  к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих силах.

Решая эти выше перечисленные  задачи, необходимо придерживаться следующих правил:

- при расчленении следует  учитывать особенности структуры  изучаемого действия, двигательный  опыт обучаемых и условия обучения;

- расчленение не должно  вызывать принципиального изменения структуры данного действия;

- для отдельного разучивания  следует выбирать только те  фазы упражнения, которые могут  эффективно контролироваться учеником  или преподавателем; фазы движения плохо поддающиеся контролю, вычленять не следует;

Преимущества данного  метода: Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

Информация о работе Структура обучения двигательного действия