Табачная эпидемия в России: причины,последствия,пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:23, доклад

Краткое описание

Курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является мощным источником демографического кризиса в России. Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП России и складываются, прежде всего, из последствий смертности и заболеваемости людей старших трудоспособных возрастов, и более низкой производительности труда курильщиков.

Содержание

РЕЗЮМЕ
1. Потребление табака – причина демографического кризиса и
экономических потерь в России
1.1. Распространенность потребления табака в России
1.2. потребление табака, заболеваемость и смертность
1.3. табакокурение как причина массовой смертности,
заболеваемости, инвалидизации в россии
1.4. Экономический ущерб от потребления табака в России
2. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
2.1. СНИЖЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДОСТУПНОСТИ ТАБАКА
2.2. ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
2.3. ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ НА ТАБАЧНУЮ РЕКЛАМУ, ПРОДВИЖЕНИЕ И
СПОНСОРСТВО
2.4. РАЗМЕЩЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОСЛЕДСТВИЙ КУРЕНИЯ НА
ПАЧКАХ СИГАРЕТ
2.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ СИГАРЕТ 2.6. АНТИТАБАЧНАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
2.7. ПОМОЩЬ ПО ОТКАЗУ ОТ КУРЕНИЯ
2.8. ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ В ШКОЛАХ – МЕРА С ОГРАНИЧЕННОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
2.9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ И ДЕНОРМАЛИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ
ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИИ
3. ТАБАЧНАЯ ИНДУСТРИЯ
3.1. ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ И ДИСТРИБУЦИЯ ТАБАЧНОЙ
ПРОДУКЦИИ
3.2. ЭКОНОМИКА ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИИ
3.3. СТИМУЛИРОВАНИЕ ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИЕЙ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
3.3.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛИТИКУ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.3.2. РЕКЛАМА И ПРОДВИЖЕНИЕ
4. РЕКОМЕНДАЦИИ

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад- «табачная эпидемия в россии- причины, последствия, пути (1).doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Планы повышения  акцизов на табачные изделия 44%, предложенные Министерством финансов РФ в настоящий  момент, недостаточны для решения  поставленных руководством страны задач  по борьбе с курением, сохранению населения  и увеличению поступлений в бюджет.

Расчеты показали, что повышение акцизов в России до уровня 70% от цены пачки способно спасти жизни 2,7 миллионов россиян и принести в российский бюджет 125 млрд. рублей. Повышение табачных акцизов на табак в течение трех лет до минимального европейского уровня позволит сохранить миллионы жизней и собрать в 2010 году в бюджет дополнительно более 100 миллиардов рублей, а к 2012 году – достичь уровня поступлений в бюджет от акцизов на табачные изделия более 320 миллиардов рублей ежегодно.

 

 

Табачные  акцизы как мера по снижению уровня курения: мировой опыт. В ряду мер, показавших за последние 30 лет свою наибольшую эффективность в деле снижения потребления сигарет, на первом месте, по данным Всемирной организации здравоохранения и Всемирного Банка ООН55, стоит повышение цен на табачные изделия. Международный опыт доказывает: высокая цена на сигареты сокращает их доступность для детей, что снижает вероятность формирования зависимости от табака в детстве56.

Исследования  спроса на табачные изделия показывают, что рост цен также предотвращает начало курения и уменьшает число бывших курильщиков, возобновляющих курение.

Степень, в которой  потребительский спрос на товар  изменяется в ответ на изменение  цены, называется эластичностью спроса. Эластичность спроса на табачные изделия в разных странах отличается, но по данным Всемирного Банка57, в странах с низким и средним уровнем доходов эластичность спроса больше, чем в странах с высоким уровнем доходов. Например, в США было обнаружено, что 10%-ный рост цен на пачку сигарет снижает потребление приблизительно на 4%58. Исследования, проведенные в Бангладеш, Таиланде, Непале, Индонезии, Бразилии и Южной Африке привели к выводу, что рост цен на 10% снижает спрос на 6–9%59. На основе имеющихся данных можно сделать бесспорный вывод: повышение налогов является исключительно эффективным способом снизить потребление табака в странах с низким и средним уровнем доходов, в том числе и в России.

На графике  ниже представлена взаимосвязь динамики цен на сигареты и распространенности курения в ЮАР. Эти две кривые зеркально отражают друг друга. Подобные графики можно построить для десятков стран, как развитых, так и развивающихся.

 

 

 

Рис. 2.1. Зависимость объема продаж сигарет (спроса) от цены сигарет, ЮАР, 1970-200160

 

В Европейском  Союзе минимальный акциз (для наиболее бедных стран) составляет 1,28 евро на одну пачку сигарет, что соответствует 55 рублей. В России в 2009 г. – 3,54 рубля на пачку сигарет с фильтром, 1,86 рубля на пачку сигарет без фильтра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Рис. 2.2. Ставки акцизов в странах ЕС (по состоянию на март 2009 г.) и РФ на пачку сигарет в евро, 2009 г.

 

Опыт Польши показал, что после гармонизации уровней акцизов на табак с минимальным уровнем ЕС, спрос на табак упал в 2008 году на 10%, а в первом квартале 2009 года еще на 15% по сравнению с 2008 годом.61

В условиях мирового финансового кризиса повышение  акцизов на табак только за последний  год использовалось в качестве антикризисной  меры в более чем 30 странах мира, включая США, страны ЕС, Китай, Украину  и др.

 

 

Табачные компании об акцизах

Документы самих  табачных компаний, рассекреченные в  ходе ряда исков и судебных процессов  по делам о вреде здоровью, причиненном  курением сигарет, а также по делам  о контрабанде сигарет табачными  компаниями, проливают дополнительный свет на вопрос о влиянии цен на уровень потребления62. Приведем несколько цитат:

  • Компания Р.Дж. Рейнолдс: «Если цены были бы на 10% выше, то распространенность курения среди 12–17-летних была бы на 11, 9% ниже»63.
  • Компания Филип Моррис: «Из всех проблем есть одна – налогообложение, – которая беспокоит нас более всего. Хотя ограничения на маркетинг и курение (в т.ч. пассивное) в общественных местах снижают объемы, по нашему опыту налогообложение снижает их гораздо серьезней. Поэтому озабоченность налогообложением – в центре нашего внимания»64.
  • Джон Золер, директор по маркетингу компании Филип Моррис, 1987 год: «Джеффри Харрис из Массачусетского Технологического Университета подсчитал, что увеличение цен раунда 1982–83 гг. привело к тому, что два миллиона взрослых бросили курить, а 600 тыс. подростков не начали курить. Мы не хотим, чтобы это вновь произошло»65.

 

Повышение цен  правительствами Канады и Великобритании так сильно ударило по объёму продаж крупнейших табачных компаний, что  почти одновременно все крупнейшие транснациональные компании приняли в конце 1980-х гг. решение об активнейшем использовании нелегальных каналов сбыта сигарет для увеличения продаж в западных, а затем и в развивающихся странах.66 Остановить цунами контрабанды в западных странах удалось лишь к началу 2000-х гг. в результате осуждения ряда топ-менеджеров табачных компаний, предания огласке внутренних документов, наложения многомиллиардных штрафов на табачные компании и заключения с некоторыми из них обязывающих соглашений, предусматривающих уплату акциза в шестикратном размере от задерживаемых правоохранительными органами контрабандных сигарет их производства.67


 

На Украине  акцизы на сигареты с 1 января 2010 года поднимают  до уровня не менее 446 рублей (115 гривен) за 1000 сигарет с фильтром. Очень важно то, что Украина на этот уровень акцизов вышла совсем недавно и очень быстро – в несколько этапов за последние полтора года. При этом на Украине было зафиксировано 11% падение потребления табака за первые 6 месяцев 2009 года при росте сборов в бюджет в I кв. 2009 года в 2,3 раза по сравнению с I кв. 2008 года68.

Столь быстрое  и безболезненное повышение акциза показывает, что данная мера может  проводиться в странах СНГ  быстро и эффективно, способствуя  наполнению бюджета и снижению потребления табака.

 

            Регулирование табачных акцизов в России

 

Необходимо  отметить тревожный факт, что на протяжении последних 10 лет (с 1999 года) сигареты в России становятся все  более доступными по сравнению с  продуктами первой необходимости, например, с хлебом. На Рис. 2.3 ниже это отчетливо видно: рост цен на сигареты обозначен жирной красной чертой.

 

Рис. 2.3. Цены на сигареты и основные продукты и товары в России в рублях (1999–2008 гг.) (Росстат)69

 

Средняя цена на российские сигареты с фильтром выросла за 10 лет с 1999 года по 2008 год с 6 руб. 18 коп. до 11 руб. 87 коп.

Такая ситуация является результатом активного  лоббирования низких ставок акцизов  на табачные изделия со стороны табачных компаний, поскольку это стимулирует рост спроса. По сути, за период 2000–2007 гг. реальные цены на сигареты упали, по меньшей мере на 40%.

Результатом такой  политики является то, что сигареты в России дешевле не только по сравнению  со странами ЕС, но и по сравнению  с Китаем, Бразилией, Аргентиной, Турцией, Грузией, Арменией, Украиной, Таиландом и др. странами. Резкое повышение акцизов на сигареты является мировым трендом, однако Россия до сих пор была в стороне от него. На 20 рублей карманных денег в России школьник может купить только одну буханку хлеба, но не менее 3 пачек сигарет с фильтром.

 

Предложение Министерства финансов в сфере налогообложения  табака на 2010 г.

В соответствии с планами Министерства финансов в РФ на 2010 год, предполагается увеличить  специфическую ставку акциза на сигареты с текущего уровня в 150 рублей за 1000 сигарет с фильтром до 205 рублей за 1000 шт. (повышение составляет 36%), а также адвалорной ставки с 6 до 6,5% от розничной цены пачки). Согласно данным о поступлении акцизов в 2008 году (63,7 млрд. рублей), повышение по расчетам Министерства финансов РФ принесет дополнительно всего лишь 15 млрд. рублей. К примеру, Польша, потребляя в 5 раз меньше сигарет, чем Россия (80 млрд. сигарет в год против 400 млрд. в России), собирает в 2 раза больше средств с акцизов на табак (3,9 млрд. долл. против ~2 млрд. долл. в РФ в 2008 г.).

Минимальный акциз  с пачки сигарет с фильтром при этом вырастет всего на 1,46 рубля  – с нынешних 3,54 рубля до 5 рублей с пачки, что не отразится  на цене наиболее массовых марок сигарет  и не приведет к существенному росту доходов бюджета. Данный уровень в 11,5 раз ниже, чем беднейших странах Европейского Союза, в т.ч. в тех, где уровень жизни сравним или ниже российского (см. Рис. 2.2).

Объявленные Министерства финансов РФ планы не приведут к сколь либо ощутимому улучшению здоровья граждан. Запланированный рост акциза  приведет к росту цены пачки в самой популярной ценовой категории (сигареты с фильтром около 19 рублей)  лишь на 10–12%, что не окажет существенного влияния на уровень курения, который в России аномально высок, прежде всего, из-за дешевизны сигарет.

Кроме того, предложение  Министерства финансов не отменяет ничем  не обоснованную, устаревшую практику более низких акцизных ставок для  сигарет без фильтра. Наличие  акцизных преференций для сигарет без фильтра не соответствует целям здравоохранения и создает огромный разброс в ценах на сигареты, который необходимо ликвидировать. Двукратная разница в ставках акцизов на сигареты с фильтром и без фильтра приводит к тому, что минимальная цена сигарет в РФ начинается с 5 рублей за пачку. По данным Росстата в структуре расходов потребителей на сигареты приходится 0,7%.70

 

Какая акцизная политика поможет россиянам  бросить курить и наполнит бюджет. Для того чтобы потребление сигарет снижалось действительно ощутимыми темпами (10–15% в год), необходимо поэтапно поднять акциз до уровня в 4856 рублей с одной пачки в течение ближайших 3 лет. Например, в первый год повышения минимальный акциз может быть поднят до 12 рублей с пачки сигарет (т.е. до 600 рублей с 1000 шт.), во второй год – уже до уровня в 24 рубля (1200 рублей за 1000 шт.), а в третий год – до уровня в 48 рублей с пачки (2400 рублей за 1000 шт.). Данный уровень налогообложения соответствует уровню табачного акциза, уже сейчас взимаемого в беднейших странах ЕС. При этом минимальная цена пачки сигарет в 2010 году составила бы 20 рублей, в 2011 – 36–38 рублей, а в 2012 – 65–70 рублей, что соответствует текущим средним ценам в новых странах ЕС. Через такой рост цен на сигареты только что прошли страны Восточной Европы, вступившие в ЕС, в результате там снизилось потребление табака и резко выросли доходы бюджета.

В случае принятия такой акцизной политики, РФ достигнет  того уровня налогообложения сигарет, который введен в Румынии –  стране с подушевым доходом на 20–25% ниже, чем в РФ, и в Польше, где подушевой доход соизмерим с российским.

Предлагаемые  ставки акцизов позволят даже при  ежегодном падении спроса на табак  на 10–15%  (опыт Польши, Германии, Франции) собрать в 2010 году в бюджет дополнительно более 100 миллиардов рублей, а к 2012 году достичь уровня поступлений в бюджет от акцизов на табачные изделия более 320 миллиардов рублей ежегодно. Можно утверждать, что если бы уже в 2010 году в РФ действовали минимальные ставки акцизов на табачные изделия, сопоставимые с уровнем налогообложения в ЕС, дефицит бюджета в 2010 году был бы не менее чем на 20% ниже.

Необходимо  отметить, что как показывает опыт стран ЕС, повышение акцизов на сигареты должно сопровождаться повышением ставки акциза на развесной табак с целью недопущения перехода потребителей с сигарет на курение трубочного табака или на скручивание сигарет состоятельно. При этом ставка акциза на килограмм развесного табака в размере 50–60% от минимальной ставки акциза на сигареты позволяет исключить экономические стимулы для такого поведения.

Каждый год  промедления делает ежедневными  курильщиками как минимум 130 тыс. новых  подростков в возрастной группе от 10 до 13 лет, при этом еще более 400 тыс. детей этого возраста впервые  попробуют сигареты. В течение последующих двух лет с целью снижения ценовой доступности табачных изделий ставки акцизов должны быть гармонизированы с минимальными ставками, действующими в странах ЕС. Решение вопроса акцизов на табак находится в компетенции Правительства России и Государственной Думы Федерального собрания РФ.

           2.2. ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ЯДОВИТОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТАБАЧНОГО ДЫМА

 

Резюме. Полный запрет курения в закрытых помещениях эффективно снижает распространенность курения. Вторичный табачный дым крайне токсичен, быстро распространяется по помещению и плохо выветривается. Такой дым даже более вреден, чем вдыхаемый при затяжке, т.к. имеет более низкую температуру и лучше усваивается организмом. Пассивное курение приводит к возникновению рака, инфарктам, инсультам, обострению астмы, падению иммунитета, раздражению глаз и слизистых оболочек и т.д. Миллионы россиян страдают от вторичного табачного дыма на рабочих местах, дома, в заведениях общепита, культуры и т.д. Особенно сильному токсичному воздействию подвергаются работники сферы общепита и гостеприимства.

Выделение специальных  мест для курения и установка  вентиляционных систем неэффективны. Замеры загрязнения воздуха табачным дымом показывают, что только создание среды, полностью свободной от табачного дыма, может эффективно защитить здоровье людей.

Запреты на курение  в помещениях приводят к тому, что  люди бросают курить, а оставшиеся курильщики начинают выкуривать значительно  меньше сигарет, а значит, их риски  для здоровья снижаются. Исследования документально подтверждают значительное снижение случаев госпитализации с инфарктами после принятия законов, полностью запрещающих курение. Так, по данным Европейской Ассоциации Кардиологов через год после запрета на курение по всех общественных местах значительно сократилось число случаев госпитализации по случаям инфарктов: во Франции на 15%, в Италии (Рим) на 11.2% в Ирландии на 11%, в Шотландии на 17%. В целом, мета-анализ публикаций и исследований показал 19%-ное снижение случаев инфакта в течение первого года после введения таким запретов.71

Информация о работе Табачная эпидемия в России: причины,последствия,пути преодоления