Физическая культура и здоровый образ жизни обучающихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является приобщение учащихся к физической культуре, к здоровому образу жизни, а также подготовка учащихся к жизни и к выполнению социальных функций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....4
I. Реферативная часть……………………………………………………………..7
1.1 Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении здоровья…………………………………………………………………………….7
1.2 Понятие «здоровье», его содержание и критерии………………………….10
1.3 Составляющие здорового образа жизни учащегося………………………..11
II. Практическая часть…………………………………………………………....22
2. Анализ условий реализации проекта…………………………………………22
2.1 Формы и методы формирования здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры…………………………………………………….22
2.2 Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения………………………………………………………………………...26
2.3 Основные организационные формы реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры……………………………………27
2.4 Развитие базовых физических качеств на уроках физической культуры……………………………………………………………………………29
2.5 Анализ заболеваемости учащихся Туринского профессионального училища…………………………………………………………………………….34
3. Апробация проекта……………………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………..40
Список используемой литературы………………………………………………42
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

проектировочная работа.doc

— 428.50 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и  профессионального образования  Свердловской области 

ГБОУ СПО  СО Туринский многопрофильный техникум

 

 

 

 

 

 

Тема коллективного  проекта

«Физическая культура и здоровый образ жизни обучающихся»

 

 

 

 

 

                                     Руководитель проекта

Праздничных Лариса Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Туринск 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………....4

I. Реферативная часть……………………………………………………………..7

1.1 Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении  здоровья…………………………………………………………………………….7

1.2 Понятие «здоровье», его содержание и критерии………………………….10

1.3 Составляющие здорового образа жизни учащегося………………………..11

II. Практическая часть…………………………………………………………....22

2. Анализ условий реализации  проекта…………………………………………22

2.1 Формы и методы  формирования здорового образа  жизни учащихся на уроках физической  культуры…………………………………………………….22

2.2 Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения………………………………………………………………………...26

2.3 Основные организационные формы реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры……………………………………27

2.4 Развитие базовых физических качеств на уроках физической культуры……………………………………………………………………………29

2.5 Анализ заболеваемости учащихся Туринского профессионального училища…………………………………………………………………………….34

3. Апробация проекта……………………………………………………………..36

Заключение………………………………………………………………………..40

Список используемой литературы………………………………………………42

Приложения

 

 

 

 

 

 

Введение

Здоровье - бесценное  достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют  о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

В современном мире двигательная активность людей замедлена. Технический прогресс очень сильно влияет на нашу жизнь, с одной стороны он облегчает нам жизнь, с другой это отражается на нашем здоровье.

Современные подростки  уже привыкли общаться через Интернет и сотовые телефоны, не выходя из дома. Бытовая техника на столько облегчила нам жизнь, что даже в домашних условиях мы все меньше прибегаем к двигательной активности. Зачастую многие подростки не имеют возможности (а многие и не хотят) активно заниматься спортом, даже в целях профилактики своего здоровья. Многие бесцельно бродят по городу с бутылкой пива и сигаретой, не задумываясь о своем будущем, а самое главное о будущем своих детей.

Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Входная диагностика (анкеты, тесты оценки физических качеств, анализ заболеваний) показывают, что: учащиеся не серьезно относятся к своему образу жизни; копируют поведение своих родителей; имеют плохую координацию, слабую выносливость; пассивны; спектр заболеваний очень большой.

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти  в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека  беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших учащихся. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

Объект исследования – процесс формирования здорового образа жизни учащихся ГОУ НПО СО «Туринское профессиональное училище».

Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся.

Целью данной работы является приобщение учащихся к физической культуре, к здоровому образу жизни, а также подготовка учащихся к жизни и к выполнению социальных функций.

 

 

Задачи проекта:

    • сформировать знания и навыки к практическим действиям направленные на сохранение здоровья;
    • изучить необходимую литературу для формирования стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
    • выявить факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни учащихся;
    • разработать содержание обучения и воспитания учащихся, направленных на формирование здорового образа жизни;
    • проанализировать отношение учащихся к здоровому образу жизни;
    • проанализировать заболевания учащихся;
    • проанализировать условия для формирования здорового образа жизни в Туринском профессиональном училище
    • разработать комплекс упражнений направленный на восстановление здоровья.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке программ, комплексных упражнений необходимых  для физического воспитания учащихся, а также методов, направленных на формирование З.О.Ж.

Практическая значимость работы заключается в применении разработанных методов с учащимися и в рассмотрении полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Реферативная часть

1.1 Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении  здоровья

 

Регулярные  занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние  человека. Занятия способствуют также профилактике заболеваний, которые могут развиться в старшем возрасте.

Во все времена  была известна польза физической культуры. Проблема движения и здоровья была актуальна уже в Древней Греции и Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Древнеримский врач Гален (ок. 130 - ок. 200) писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».

В современных  условиях развития нашего общества наблюдаются  резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижение продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7-9 лет, снижается производственный потенциал общества.

Сегодня человек  меньше двигается, а значит, его мышцы, система дыхания и система кровообращения мало активны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с малой подвижностью человека ведет к быстрому ослаблению организма, в результате человека начинают преследовать различные болезни. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, т.е. регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на здоровье человека.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Физическое  благополучие - это когда все органы человеческого тела функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, т.е. обладают резервом.

Духовное (душевное или психическое) благополучие предполагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своем будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций.

Социальное  благополучие предполагает устойчивое положение человека в обществе, наличие хорошей и хорошо оплачиваемой работы, семьи.

Доказано, что  здоровье человека только на 8-10 % зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 18-22 % - от генетических факторов, на 17-20 % - от состояния окружающей среды и на 49-53 % - от условий и образа жизни.

Регулярные  и правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные и приспособительные возможности сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма человека, способствуют увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Под влиянием умеренных  физических нагрузок увеличиваются  работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови, повышается защитная функция крови.

При систематических  занятиях физическими упражнениями существенно изменяются морфофункциональные  характеристики дыхательной системы: развиваются дыхательные мышцы, происходит развитие капиллярной сети. Важной характеристикой функционального состояния дыхательного аппарата является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) количество воздуха, которое можно выдохнуть после глубокого вдоха. у нетренированных мужчин со средним физическим развитием ЖЕЛ равна 3000-3500 см3, у женщин - 2000-2500 см3, у мужчин и женщин, регулярно занимающихся спортом, соответственно 4500-6000 и 3500-4500 см3.

Физические  упражнения способствуют увеличению ЖЕЛ, расширяют грудную клетку, повышают эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивают дыхательную мускулатуру и тем самым улучшают газообмен между легкими и кровью.

Хорошо развитый дыхательный аппарат - надежная гарантия полноценной жизнедеятельности  клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) - это первый этап на пути к улучшению здоровья.

Всякое заболевание  сопровождается нарушением функций организма, следовательно, возникает необходимость их восстановления. Физические упражнения, в свою очередь, способствуют ускорению регенеративных процессов, насыщению крови кислородом, что ускоряет выздоровление.

Из всех видов  физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении кислородом, т.е. движения, выполняемые в так называемом аэробном режиме. К таким упражнениям относятся плавание, передвижение на лыжах, оздоровительный бег, езда на велосипеде. Кроме того, оздоровительный и тренирующий эффект оказывают спортивные игры, шейпинг, атлетическая гимнастика, аквааэробика, степ-аэробика.

 

 

 

1.2 Понятие «здоровье», его содержание и критерии

 

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов.   По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.:

 «здоровье - это  состояние физического, духовного  и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически  здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Информация о работе Физическая культура и здоровый образ жизни обучающихся