Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на билеты для экзамена по дисциплине "Физкультура и спорт"

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты по физре.docx

— 281.89 Кб (Скачать файл)

Лыжный спорт включает лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, слалом, скоростной спуск, биатлон, лыжное двоеборье, фристайл.

При ходьбе на лыжах работают все  основные группы мышц. Выполнение отталкивания ногами и палками требует значительной силы.  Повышается возможность одновременного вовлечения в работу большого числа  двигательных функциональных единиц.

Плавание способствует улучшению работы всех систем организма, и, в первую очередь, сердечно-сосудистой и дыхательной. Значительно увеличивается легочная вентиляция.

Плавание оказывает положительное  влияние на состояние центральной  нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих  силах. Разность температуры воздуха  и водной среды способствует повышению  сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Пловцы отличаются невосприимчивостью к простуде, хорошей осанкой, пропорционально  развитой мускулатурой.

Борьба предполагает высокий уровень скоростно-силовых качеств, огромную выносливость к мышечной работе, выполняемой в широком диапазоне интенсивности с большими ее перепадами. Многогранная деятельность борца связана с попеременной и различной по интенсивности работой мышц, что приводит к значительному кислородному долгу, затем в минутном перерыве часть кислородного долга восстанавливается, но на 5-6 минутах схватки повышаются интенсивность дыхательных процессов и деятельность сердечно-сосудистой системы, что приводит к достаточному уровню уже аэробных процессов. Следовательно, занятия борьбой способствуют гармоническому совершенствованию всех трех процессов энергообеспечения организма: аэробных, анаэробно-лактатных и анаэробно-алактатных.

Такое же многогранное воздействие  борьба оказывает на психическую  сферу занимающихся. На занятиях развиваются  мгновенная реакция, высокая чувствительность, способность предельно концентрировать  и правильно распределять внимание, сохранять инициативу, устойчивое волевое  состояние.

Пауэрлифтинг. Имея в арсенале почти весь набор упражнений, применяемых культуристами и тяжелоатлетами, занимающиеся пауэрлифтингом гармонично развивают мускулатуру всего тела. Уже после нескольких месяцев регулярных тренировок заметно улучшается внешний облик спортсмена.

Благодаря упражнениям с отягощениями, у атлета укрепляется костно-связочный  аппарат, мышцы становятся рельефнее  и намного объемнее. Молодой человек  приобретает правильную осанку. Более  того, занятия пауэрлифтингом исключительно  благотворно сказываются на работе внутренних органов. Это следствие  мышечной деятельности, столь необходимой  организму человека.

Работа со штангой и другими  отягощениями относится к самому трудоемкому и наиболее интенсивному виду физической деятельности. А это  значит, что у занимающегося значительно  улучшается кровообращение органов  и тканей. Дозированные физические нагрузки положительно влияют на центральную  нервную систему спортсмена.

Вся система подготовки в пауэрлифтинге, начиная с подготовительного  периода, имеет задачу плавного увеличения веса отягощений, что влечет за собой  и увеличение силы занимающегося.

Аэробика представляет собой синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, разновидностей бега, скачков и подскоков, выполняемых под музыкальное сопровождение 120–160 ударов в минуту поточным или серийно-поточным методом. Упражнения выполняются на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону. Основная физиологическая направленность аэробики – развитие выносливости, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы.

3 Антропометрические  исследования

Метод антропометрических исследований широко используют для  определения физического развития лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Он основан на учете количественных внешних морфологических показателей.

В целом показатели физического  развития отражают функциональное состояние  организма и являются важными  оценки состояния здоровья и работоспособности.

В антропометрические измерения входят следующие параметры: определение  веса (на обычных медицинских (десятичных) весах, выверенных и отрегулированных); рост, стоя и сидя (по ростомеру); ширина плеч; окружность шеи, груди (на вдохе, выдохе и во время паузы); а также  окружности талии, плеча, бедра и  голени, сила мышц кисти, сила мышц спины. Оценивать величину любого показателя физического развития можно, только учитывая возраст, пол, спортивную специализацию  и квалификацию.

Метод стандартов

Метод стандартов наиболее точный и эффективный. Антропометрические стандарты – это средние величины признаков физического развития, полученные путем статистической обработки  большого количества измерений лиц  одного пола, возраста, профессии, проживающих  в одной местности. Определяется средняя величина – «меридиан» (М) и среднее квадратическое отклонение – сигма (±s). Полученные стандартные величины сводят в таблицы оценки физического развития. Полученные при измерениях данные сравнивают с соответствующими показателями антропометрических стандартов. Если измеренная величина совпадает с указанной в таблице стандартов или разница от нее в ту или другую сторону не больше, чем на величину показанного здесь же «среднего отклонения» (±0,5s), то оценка может быть признана удовлетворительной. Если полученная величина отличается от средней, указанной в таблице, больше чем на одно среднее квадратическое отклонение, то соответствующий индивидуальный признак следует признать большим или малым, в зависимости от того, в какую сторону от средней величины он отклонен.

Метод корреляции

Выявление связи между  исследуемыми признаками физического  развития проводится методом корреляции, определяя при статистической обработке  коэффициент корреляции r. Его значения могут колебаться от 0 до ± 1. Чем ближе коэффициент корреляции к единице, тем теснее связь между признаками.

Метод монограмм

Врачебно- педагогические тестирования используют номограммы – графики  геометрических величин, для расчёта  уровня физического развития и физической работоспособности. На рисунке 3 представлена номограмма оценки массы (веса) по росту  стоя для мужчин и женщин.

Для оценки веса с учетом роста в номограмме необходимо найти  фактические вес и рост обследуемого, например, 70 кг и 170 см, восстановить из найденных точек перпендикуляры до их пересечения. Из точки пересечения провести мысленно вправо вверх линию параллельно линии М. Эта мысленная линия на правой стороне номограммы выходит на середину между точками М и +s. Следовательно, оценка веса по росту будет +0,5s, т.е. в пределах средних данных.

Метод индексов

Метод индексов (показателей) представляет собой набор особых формул, при помощи которых можно  проводить оценку отдельных антропометрических показателей и их соотношений.

Весо-ростовой индекс Кетле определяет, сколько граммов веса должно приходиться на сантиметр роста. Для определения этого индекса нужно вес обследуемого в граммах разделить на рост в сантиметрах. У мужчин на каждый сантиметр роста должно приходиться примерно 350–400г  веса, у женщин 325–375 г.

Показатель 500 г и выше указывает на признаки ожирения, показатель 300 г – на понижение питания.

 Жизненный индекс характеризует функциональные возможности дыхательного аппарата. Он определяется путем деления жизненной емкости легких (в мл) на вес тела (в кг), т.е. рассчитывается, какой объем легких приходится на 1 кг веса тела. Нормой считается величина не менее 65–70 мл/кг у мужчин и не менее 55–60 мл/кг у женщин.

Силовые индексы определяют развитие силы отдельных групп мышц относительно веса тела. Они рассчитываются путем деления показателей силы на вес и выражаются в процентах. Средними величинами силы кисти у мужчин считаются 70–75 % веса (у спортсменов 75–81 %), у женщин 50–60 % (у спортсменок 60–70 %). Для становой силы средние значения у мужчин равны  
200–220 %  (у спортсменов 260–300 %), у женщин 135–150 % (у спортсменок 150–200 %).

Индекс пропорциональности между ростом и окружностью груди. К наиболее распространенным показателям такого рода относится грудной показатель. Для его вычисления окружность груди в сантиметрах умножают на 100 и делят на рост в сантиметрах. В норме этот индекс равен 50–55. Индекс меньше 50 указывает на узкую, более 50 – на широкую грудь. Пропорциональность развития определяют также по индексу Эрисмана, вычитая из показателя окружности грудной клетки в спокойном состоянии (в паузе) половину роста; в норме окружность грудной клетки должна равняться полуросту. Если окружность грудной клетки преобладает над половиной роста, этот показатель обозначают знаком "+" (плюс), если же окружность грудной клетки отстает от половины роста,  знаком "–" (минус). Средние величины этого показателя для физически хорошо развитого взрослого человека равняются +5,8 см для мужчин, +3,8 см для женщин.

Индекс общего развития или показатель Пинье. Его вычисляют путем вычитания из показателя роста L в сантиметрах суммы величины окружности грудной клетки Т в сантиметрах и веса тела Р в килограммах, т.е. L – (Т + Р); чем меньше остаток, тем лучше телосложение. 10–15 – телосложение крепкое;            16–20 – хорошее; 21–25 – среднее; 26–30 – слабое; 31 и более – очень слабое.

 

Билет 6

1 Биологические  ритмы и работоспособность

Режим жизнедеятельности  включает в себя учебу, тренировочные  занятия, отдых, питание, общение и  многое другое. Для понимания важности хорошо продуманного и строго выполняемого режима следует шире знать некоторые  биологические явления в организме, связанные с его различной  деятельностью.

Изучение биологических  временных структур человека (хронобиология, биоритмология) позволило зафиксировать около 300 биоритмов – стабильных и лабильных. Биоритмы – это упорядоченное во времени и предсказуемое изменение биологических процессов (Шапошникова В.И. и др.).

Основным признаком ритмических  процессов в организме, играющих огромную роль в его жизнедеятельности  и способствующих экономному расходованию энергии, является их повторяемость. Расстояние между одинаковыми положениями  двух колебаний носит название периода  или цикла. Каждый цикл состоит из двух фаз. В одной из них процессы достигают своего максимума, в другой – минимума.

Вся живая природа функционирует  по 24-часовому ритму. Суточному ритму  подчинен и организм человека (независимо от того спортсмен он или нет). Для  функций отдельных органов и  систем характерны определенные режимы. Биологические ритмические процессы могут протекать как на уровне клеток, так и на уровне организма  в целом.

Суточный (циркадный) ритм выявлен  более чем у 40 функций организма  человека (содержание гормонов, гликогена  в печени, кровообращения и т.д.). Дважды в сутки снижается работоспособность  сердечной мышцы: около 13 ч и 21 ч. Наибольших величин частота сердечных  сокращений достигает в 18 ч. Установлена  суточная периодика температуры  тела: максимальная величина в  
18 ч, а минимальная – с 1–4 ч. В течение суток изменяются сила мышц и многие другие качества. На физические нагрузки организм человека реагирует по разному в течение суток.

Рядом исследователей (Н.Я. Перной,1925 г., Ж. Пиаже,1969 г., E. Roberts) выявлена подверженность творческой деятельности циклическому характеру, обусловленному биоритмами.

Исследования в области  биоритмологии выявили периоды повышенной активности головного мозга через каждые полтора часа. Эти данные послужили материалом к рекомендуемым формам физических упражнений с целью повышения умственной работоспособности, о которых мы будем говорить ниже.

Некоторые исследователи  выявили в месячном цикле так  называемые «хорошие» и «плохие  дни». Установлены 23-суточный физический, 28-суточный эмоциональный и 33-суточный интеллектуальный циклы. Каждый из них  имеет дни максимальной активности: в физическом цикле – 11–12-е сутки, в эмоциональном – 16–17-е сутки. Обучение будет более качественным, когда происходит совпадение положительных  показателей, имеющихся у каждого  человека. В течение недели, как  показывает опыт, наиболее результативными  являются вторник, среда, четверг и  пятница, а нерезультативными –  понедельник и суббота. Выявление  высокопродуктивных и низкопродуктивных дней имеет большое значение для организации обучения, но на практике это недостаточно учитывается ввиду многих объективных причин (большое количество студентов при недостаточности аудиторного фонда, лабораторных классов, спортивных залов и т.п.).

Занятия проводятся, студенты занимаются и это означает, что  студент не может преодолеть «плохие», так называемые «критические дни». Благодаря высокой лабильности  центральной нервной системы  в студенческом возрасте происходит процесс затягивания биологических  циклов под влиянием каких-нибудь внешних  факторов. Это не должно быть постоянным. Например, во время подготовки к  экзамену,  некоторые студенты бодрствуют порой до 2-х часов ночи и позднее, т.е. сокращают длительность сна. Утром им приходится вставать, работать. Это не может и не должно продолжаться длительное время, т.к. хроническое нарушение согласованности режимов учебного дня, питания, отдыха, сна и двигательной активности может привести не только к снижению работоспособности, но и к развитию пред- и патологических явлений в организме.

Исследованиями Н.А. Агаджаняна (1988 г.) показано, что наиболее сильным по функциональным возможностям человек бывает с 8 до 12 ч и с 17 до  
19 ч., так как активизируются почти все функции организма. В то же время дважды отмечено снижение психофизиологических функций в течение суток: с 2 до 3 и с 13 до 15 часов. В связи с этим целесообразно освоение трудных предметов планировать на часы высокой работоспособности, менее сложные предметы переносить на другое время и чередовать занятия с перерывами для проведения специальных форм физической культуры, сопровождающихся функциональной музыкой. Занятия в ночные часы не рекомендуются.

 Однако благодаря волевому  усилию человек может проявлять  высокие  функциональные показатели в любое время дня, недели и года (как следствие этого – спортивные результаты).

3 Врачебный контроль  как условие допуска к занятиям  физическими упражнениями и спортом,  его содержание  и периодичность

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"