Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:43, дипломная работа
Целью дипломной работы является экспериментальное обоснование эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.
В работе представлены требования по физической подготовке, предъявляемые к спасателям. Рассмотрено годовое планирование занятий по физической подготовке с курсантами-спасателями. Проведено исследование, целью которого являлось:
выявить динамику развития основных физических качеств у курсантов-спасателей на протяжении всего периода обучения и подготовки к профессиональной деятельности, а также
изучить состояние здоровья курсантов-спасателей 1-5 курсов.
В ходе исследования были определены профессионально важные физические качества спасателей, а также предложены рекомендации для совершенствования процесса подготовки будущих спасателей к профессиональной деятельности.
Разработана проектно-сметная документация для строительства спортивного ядра на территории училища. Рассмотрены вопросы экономической привлекательности проекта.
Дан анализ мероприятий по обеспечению охраны труда и безопасности жизнедеятельности курсантов-спасателей при проведении занятий по физической культуре.
Введение
1. Основной раздел № 1. Теоретические аспекты физического воспитания
1.1 Система физического воспитания в России
1.2. Физическое воспитание курсантов-спасателей УВАУГА
1.3 Содержание учебной программы
1.3.1 Учебный материал для основного и спортивного учебных отделений
1.3.2 Основные средства для развития и совершенствования физических качеств
1.4 Организация процесса физического воспитания
2. Основной раздел № 2. Особенности организации процесса физического воспитания в профессиональной подготовке курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1 Физическая подготовленность – показатель качества постановки физического воспитания курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1.1 Экспериментальное исследование
2.2 Морфофункциональное развитие курсантов—спасателей
2.2.1 Физическое развитие и его показатели
2.2.2 Экспериментальное исследование
2.3 Значение физической подготовки в освоении профессионально-прикладных учебных дисциплин
2.3.1 Профессионально-прикладная физическая подготовка
2.3.2 Профессионально-прикладные учебные дисциплины, изучаемые курсантами-спасателями в УВАУ ГА
3. Специальный раздел № 1. Инвестиционный анализ строительства спортивного ядра в УВАУ ГА
3.1 Общие положения
3.2. Расчёт экономической эффективности строительства спортивного ядра на территории УВАУ ГА
4. Специальный раздел № 2. Организация охраны труда при занятиях физической культурой
4.1 Нормативно-правовые документы по охране труда на занятиях по физической культуре
4.2 Требования безопасности при проведении занятий по физической подготовке
5. Специальный раздел № 3. Предупреждение травматизма при занятиях физической культурой и спортом
5.1 Причины возникновения спортивных травм и меры по их предупреждению
5.2 Общие принципы оказания первой медицинской помощи (ПМП)
Заключение
Библиографический список
Жерди брусьев каждый раз перед началом учебного года должны осматриваться по всей длине. При обнаружении трещины жердь необходимо заменить.
Гриф перекладины необходимо протирать сухой тряпкой и зачищать шкуркой. Пластины для крепления крюков, растяжек должны быть плотно привинчены к полу и заделаны заподлицо.
Бревно гимнастическое не должно иметь заметного искривления, трещин и заусенцев на брусе.
Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробах корпуса.
Гимнастические маты не должны иметь порывов.
Мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании.
Канат для лазания должен быть изготовлен из пенькового или хлопчатобумажного трех- или четыреxпрядного волокна диаметром 35-40 мм. Щеки, сдавливающиеся двумя болтами, должны плотно, без зазоров, обхватывать канат по всей площади прилегания. Нижний конец каната должен быть туго обмотан шпагатом на длину 10 см и обтянут кожаным или матерчатым чехлом. Канат не должен иметь порывов и узлов.
Шведская стенка должна надежно крепиться к стене, а поперечины не должны иметь трещин и люфтов в местах крепления.
Гимнастическая скамейка должна иметь хорошую устойчивость. В узлах крепления гайки и болты должны быть надежно завинчены.
Гимнастическая палка должна иметь ровную поверхность без трещин и закругленные концы.
Мячи набивные используются по номерам строго в соответствии с возрастом и физической подготовленностью обучающихся.
Вес спортивных снарядов для метания должен соответствовать возрасту и полу согласно правилам соревнований.
Лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с ростом и весом учащихся и подогнан индивидуально. Палки должны быть легкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, острие для упора и ограничительное кольцо; поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривлений, трещин, заусенцев и сколов; скользящая должна быть просмолена и обработана специальной мазью в соответствии с погодными условиями.
Баскетбольный щит должен быть изготовлен из соответствующего прозрачного материала (предпочтительно закаленного небьющегося стекла), который представляет собой монолитный кусок. Если он изготовлен из другого непрозрачного материала, то должен быть выкрашен в белый цвет. Размер щита: 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали. Нижняя кромка щита должна быть гладкой. Щит должен жестко монтироваться к стене или к опоре и выступать от лицевой линии на 1,20 м. Кольца должны иметь диаметр 45 см и быть окрашены в оранжевый цвет. Приспособления для крепления сеток не должны иметь острых краев и щелей.
Баскетбольный мяч должен иметь сферическую форму и вес 567-650 г. Он должен быть накачен до такой степени воздушного давления, чтобы при падении с высоты 1,80 м, отмеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, измеренную до верхней поверхности мяча - 1,20-1,40 м.
Волейбольные стойки должны устанавливаться на расстоянии не ближе 0,5 м от боковых линий, а их крепления не должны представлять опасность для игроков. Высота стойки должна обеспечивать крепление сетки на необходимом уровне.
Волейбольная сетка должна иметь ширину 1 м, длину - 9,5 м. Сетка натягивается в центре площадки на высоту: для мужчин - 2,43 м, для женщин - 2,24 м. На сетке под боковыми линиями устанавливаются так называемые антенны, высота которых превышает высоту сетки на 8 см.
Волейбольные мячи должны быть изготовлены из мягкой кожи, круглые и одноцветные. Вес мяча - 270 ... 280 г, окружность - 64 ... 66 см. Давление воздуха внутри камеры должно составлять максимум 0,051 кг/м3 [23].
В 2005 году была проведена аттестация рабочих мест в крытых спортивных сооружениях УВАУ ГА. В результате были выявлены нарушения в устройстве туалетов, душевых. Система вентиляции и освещения не соответствовали нормам эксплуатации объектов. Руководством училища были выделены денежные средства для устранения недостатков и проведения ремонта в игровом зале, в результате которого все вышеназванные нарушения были устранены.
Таким образом, крытые спортивные сооружения УВАУ ГА соответствуют нормам и правилам эксплуатации спортивных объектов, что способствует более качественному обучению будущих специалистов в области поиска и спасания.
Вывод: Охрана труда неразрывно связана с науками: физиология, профессиональная патология, психология, экономика и организация производства, промышленная токсикология, комплексная механизация и автоматизация технологических процессов производства. Осуществление мероприятий по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также улучшение условий труда ведут к профессиональной активности трудящихся, росту показателей в трудовой деятельности. Успех в решении проблем охраны труда в большой зависит от качества подготовки специалистов в этой области, от их умения принимать правильные решения в сложных и изменчивых условиях.
5. Специальный раздел № 3. Безопасность жизнедеятельности. Предупреждение травматизма при занятиях физической культурой и спортом
5.1 Причины возникновения спортивных травм и меры по их предупреждению
Профилактическая направленность российского здравоохранения обусловливает проведение комплекса предупредительных мероприятий для сохранения и укрепления здоровья человека. В эти мероприятия входит огромная по своим масштабам система мер по профилактике травматизма, в частности при занятиях физической культурой [4].
Травмы при занятиях физической культурой и спортом возникают относительно редко по сравнению с травмами, связанными с промышленным, сельскохозяйственным, уличным, бытовым и другими видами травматизма, - около 3% к общему числу травм. Возникновение повреждений при занятиях физической культурой спортом, противоречит оздоровительным задачам системы российского физического воспитания. Хотя, как правило, эти травмы и не опасны для жизни, они отражаются на общей и спортивной работоспособности человека, выводя его на длительный период из строя и нередко требуя много времени для восстановления утраченной работоспособности.
Причины спортивных травм. Успешная борьба со спортивными травмами возможна лишь при знании причин их возникновения. В спортивной медицине имеется большое количество работ, в которых дается анализ спортивного травматизма и причин возникновения травм. Представляется целесообразной следующая классификация причин возникновения спортивных травм:
- недочеты и ошибки в методике проведения занятий;
- недочеты организации занятий и соревнований;
- недостатки в материально-техническом обеспечении занятий и соревнований;
- неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при проведении тренировочных занятий и спортивных соревнований;
- нарушение требований врачебного контроля;
- недисциплинированность занимающихся.
Недочеты и ошибки в методике проведения занятий по физической культуре и спорту.
Спортивные травмы по этой причине составляют более половины всех травм и чаще наблюдаются в спортивных играх, легкой атлетике, гимнастике борьбе и в поднимании штанги [4].
Травмы этой группы обусловлены главным образом тем, что некоторые преподаватели при обучении курсантов не всегда выполняют важные принципы тренировок: регулярность занятий, постепенность физической нагрузки, последовательность в овладении двигательными навыками и индивидуализацию тренировок. Форсированная тренировка, недооценка разминки применение в конце занятий очень трудных, технически сложных упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение при выполнение упражнений не раз выявлялись при анализе причин возникновения спортивных травм.
Недочеты в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований.
По этой причине травмы в различные годы составляют от 5 до 10 % всех спортивных травм [18]. Нарушение инструкций и положений по проведению тренировочных занятий, а также правил безопасности, неправильное составление программ соревнований, нарушение правил их проведения нередко являются причиной травм. Они могут быть связаны с проведением занятий в отсутствие тренеров, преподавателей, инструкторов или с тем, что на каждого из них приходится слишком много занимающихся.
Существенным организационным недочетом, ведущим к травмам, является неправильное размещение занимающихся (например, совместное проведение на одном спортивном поле игры в футбол и метаний легкоатлетических снарядов или игры в хоккей и скоростного бега на коньках); перегрузка мест занятий (например, перегрузка в плавательном бассейне может, служить причиной даже утопления). По утвержденным гигиеническим нормам площадь на одного занимающегося должна быть в гимнастических залах 4 м2, на летних спортивных площадках 12 м2, на катках и в открытых водоемах 8 м2, в бассейнах 5 м2.
Причиной травм может служить неправильное комплектование групп занимающихся (например, занятия спортом в одной секции спортсменов с разной физической подготовленностью или различной спортивной квалификацией).
Травмы могут быть связаны с такими нарушениями, как участие одного и того же курсанта в соревнованиях по нескольким видам спорта в один и тот же день. Неодновременный приход спортсменов на занятия, а также уход, нечетко организованная смена занимающихся групп, переход одной группы по участку спортивного поля в тот момент, когда другая группа еще проводит занятия и т.п.
Недостатки в материально-техническом обеспечении занятий и соревнований. По данным различных авторов, по этой причине происходит от 10 до 25% всех спортивных травм [18]. Существуют определенные нормативы материально-технического обеспечения оборудования мест занятий (гимнастические залы, площадки, беговые дорожки, места для прыжков и метаний, катки, бассейны, и пр.) и табель необходимого спортивного инвентаря [23]. Имеются также указания по эксплуатации спортивного оборудования и инвентаря. Все эти нормативы и указания регламентированы соответствующими приказами, правилами соревнований. Невыполнение их, например неровность поверхности футбольного поля, наличие на нем острых предметов, дно с уступами в бассейне, жесткий грунт в яме для прыжков и на легкоатлетической площадке, плохое состояние поверхности льда на катке (трещины, бугры). Неисправный или скользкий пол в гимнастическом зале, несоблюдение установленных требований к спортивному инвентарю несоответствие размера и веса мячей для спортивных игр или снарядов для метаний установленным нормам. Неисправность гимнастических снарядов, которые должны иметь гладкую поверхность, быть устойчивыми; плохое их крепление (брусья, конь, перекладина и др.) и многие другие причины нередко приводят к возникновению травм у курсантов.
Важным в предупреждении травм при занятиях гимнастикой является состояние матов. Они должны быть упругими, равномерно набитыми, плотно прилегающими друг к другу.
Возникновению травм может способствовать несоответствие спортивного костюма, обуви особенностям данного вида спорта и метеорологическим условиям занятий. Например, нерациональная одежда при занятиях зимними видами спорта может привести к отморожениям; излишне теплая одёжда затрудняет выполнение упражнений. Одежда должна быть аккуратно подогнанной по фигуре, не иметь наружных крючков, пряжек. Тесная, не разношенная спортивная обувь ведет к потертостям, а в зимних условиях создает опасность отморожения. Излишне свободная спортивная обувь легкоатлетические туфли или футбольные бутсы без шипов или с неисправными шипами снижают устойчивость и могут также быть причиной травм. Необходима тщательная подгонка обуви при занятиях хоккеем, лыжным, конькобежным и другими видами спорта.
Неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при проведении тренировок и соревнований.
По этим причинам возникает от 2 до 6% всех спортивных травм [13].
В некоторых видах спорта при проведении занятий и соревнований существенное значение имеют метеорологические условия. Имеются утвержденные нормы температуры воздуха, при которых разрешается проведение занятий и соревнований [23]. Недоучет метеорологических условий и температурных норм (сильный дождь, ветер, снегопад, высокая или низкая температура) во время тренировок или соревнований, особенно по зимним видам спорта, нередко служит причиной травм. Проведение назначенных соревнований независимо от возникших неблагоприятных метеорологических условий осложняет действия спортсменов, в связи, с чем увеличивается возможность возникновения травм. Известно, что заключительные матчи, например, футбольного первенства иногда затягиваются и проводятся поздней осенью при низкой температуре даже при выпавшем снеге. В этих условиях недостаточные физическая подготовленность, техническое мастерство и опыт спортсмена могут явиться причиной травм.
Неудовлетворительное санитарное состояние спортивных сооружений (залы, катки, площадки), несоблюдение гигиенических норм температуры и влажности воздуха в спортивных залах или воды в бассейнах, неполноценная вентиляция в закрытых спортивных сооружениях, недостаточная освещенность при занятиях и соревнованиях на открытых и закрытых сооружениях, нарушение ориентации у спортсмена из-за слепящих лучей солнца при занятиях на открытых площадках в солнечный день могут явиться причинами, вызывающими травмы.
Нарушение требований врачебного контроля.
Связанные с этим травмы составляют от 4 до 6% всех спортивных травм [9]. Причинами травм могут быть допуск лиц, не прошедших врачебного осмотра, к занятиям физкультурой и соревнованиям: продолжение тренировок спортсменами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, несмотря на рекомендацию врача провести курс лечения (у них быстрее возникает утомление и наступает расстройство координации движений); игнорирование тренером указаний врача об ограничении для спортсмена тренировочной нагрузки; большая нагрузка для спортсмена без учета состояния его здоровья и подготовленности; невыполнение требования распределения учащихся на медицинские труппы, проведение занятий с учащимися основной и подготовительной групп совместно; допуск тренером спортсмена к занятиям после перенесенного заболевания без соответствующего обследования врачом и его разрешения (преждевременное возобновление тренировки после заболевания, а тем более участие в соревновании может вновь привести к обострению процесса и даже к значительным осложнениям).