Анализ современной социобиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:04, реферат

Краткое описание

СОЦИОБИОЛОГИЯ, - направление в философии и социологии, ставящее своей целью осуществить новый синтез между биологией и науками о человеке и обществе. Сторонники С. полагают, что теоретико-эволюционная биология может быть основой для социальных наук, поставляя последним объяснительные схемы и модели поведения, заимствованные из генетических и эволюционно-экологических теорий. Возникновение С. связано с выходом в свет в 1975 работы амер. энтомолога Э.О. Уилсона «Социобиология: новый синтез» (Е.О. Wilson. Sociobiology: The New Synthesis. Cambridge, Mass.). В дальнейшем, наряду с работами Уилсона, как лидера направления, были опубликованы статьи и книги Ч. Ламсдена, Д. Бэрэша, Р. Докинса, М. Рьюза, М. Гизелина, Д. Фридмена и др.

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОБИОЛОГИЯ.docx

— 82.12 Кб (Скачать файл)

1 Цит. по: Браун К.-Х.  Критика фрейдо-марксизма/ Пер. с нем. М., 1982. С. 139. 140.

2 Там же. С. 143.

3 Цит. по: Кельнер М.С., Тарасов К.Е. Фрейдо-марксизм о человеке. М., 1989. С. 78.

Маркузе говорит также "о  дополнительной репрессии" по отношению  к человеку со стороны социально-политических, государственно-правовых институтов и  учреждений, закрепляющих человека в  качестве инструмента отчужденного труда" [1].

Г.Маркузе, В. Райх и другие фрейдо-марксисты ставят вопрос о преодолении отчуждения индивида от общества, ссылаясь при этом на известные положения Маркса о необходимости преобразования общественных отношений. Однако основу решения данного вопроса они усматривают опять-таки в сфере сексуальности. Так, Маркузе считает, что преодоление отчуждения труда может быть достигнуто на путях превращения сексуальной энергии в энергию труда как игры человеческих творческих сил. Эти же идеи В. Райх развивает в своей концепции "сексуальной экономии". По Райху, "жить секс-экономически - это значит свободно удовлетворять свои влечения, избегая запретов, социальных табу" [2].

Г. Маркузе выдвинул идею "третьего пути" развития общества (некапиталистического и несоциалистического), могущего привести к созданию "нерепрессивной цивилизации", при которой деятельность и поведение людей будут управляться "жизненной энергией любви". Сами потребности и влечения людей как глубинные истоки их социальной активности претерпят существенные изменения, станут более благородными. В этом плане Маркузе говорит о революции потребностей и влечений, в результате которой появится новая культура, основанная полностью на принципах гуманизма, служащая благу и наслаждениям человека. Ее он называет контркультурой, т.е. открыто противостоящей современной, по его мнению, антигуманной культуре и исключающей какое-либо приспособление к последней.

Фрейдо-марксизм как одно из направлений фрейдизма и современной социобиологии приобрел определенную популярность на Западе, особенно среди молодежи. Причиной этого является, в частности, ломка традиционных норм сексуального поведения людей, освобождение его от многих запретов, стремительный рост добрачных и внебрачных половых связей. Соединяя фрейдизм с марксизмом, фрейдо-марксисты стремятся доказать, что "социальная революция, устраняющая репрессию и отчуждение, должна неизбежно сопровождаться революцией сексуальной" [3].

1 Кельнер М.С., Тарасов  К.Е. Фрейдо-марксизм о человеке. С. 79.

2 Там же. С. 120.

3 Там же. С. 75.

 

 

СОЦИОБИОЛОГИЯ  — научное направление, изучающее биологические основы социального поведения и социальной организации у животных и человека на базе теоретических представлений и методов популяционной биологии ( экологии  и генетики популяций) и синтетической теории эволюции (современного дарвинизма). Основатель С. — американский биолог Э. Уилсон. С. изучает биологические функции поведения и социальной организации с точки зрения генетической приспособленности. В синтетической теории эволюции под приспособленностью понимается способность особи производить потомство и тем самым передавать ему свои гены. 

Достижения биологических  наук ХХ века: влияние на развитие биополитики. Общее ориентирующие влияние гуманитаризующейся биологии второй половины ХХ в. было дополнено конкретным стимулирующим действием на биополитические изыскания конкретных биологических направлений, как-то: 
      
     этологии (науки о поведении живых существ). Первоначально этология посвящала себя поведению животных в естественных условиях, с упором на врожденные (инстинктивные) формы поведения, подробно исследованные К. Лоренцом, Н. Тинбергеном, К. Фришем и другими классическими этологами. В дальнейшем, под влиянием таких исследовательских напрпавлений, как бихевиоризм, зоопсихология, предмет этологии был расширен в сторону изучения не только врожденных, но и приобретенных в ходе обучения и накопления индивидуального опыта форм поведения. Было установлено, что различие между этими двумя видами поведения является относительным, так как. практически каждая поведенческая реакция включает врожденные (генетически запрограммированные) и приобретенные (зависимые от жизненного опыта) компоненты. Целый ряд исследований был посвящен ритуальному поведению (брачное, территориальное и игровое поведение). Данные о поведении животных были применены, иногда недостаточно обоснованно, к человеческому поведению, тем самым изменив наш взгляд на самих себя. Примерами может служить книга К.Лоренца "Агрессия", вызвавшая значительный резонанс, а также сенсационные бестселлеры 60-70-х годов ХХ века типа книг "Голая обезьяна" и "Человеческий зоопарк" Р.Ардрея. В 1990-х годах вышли работы отечетственных этологов, в том числе Е.С. Панова (см. например, Панов, 1999), М.В. Бутовской (1999, Butovskaya, 2000), В.Р. Дольника (1994, 1996), утверждающие приложимость этологического подхода к поведению человека, включая его политическую деятельность; исследований по эволюционным проблемам. В ХХ веке разработан современный вариант дарвиновской теории эволюции (неодарвинизм, синтетическая теория эволюции), согласно которой эволюция основана на избирательном сохранении в ряду поколений наиболее приспособленных генотипов (естественный отбор генов). Естественный отбор предполагает конкуренцию за выживание и размножение различных генетических вариантов, возникающих в результате случайных мутаций, рекомбинаций генов и др.. Если Дарвин постулировал постепенное возникновение нового в эволюции в результате накопления малых изменений (градуализм), то ныне часть эволюционистов (например, С. Гулд) признает и "большие скачки", сразу дающие новые виды живых существ (концепция "прерывистого равновесия"). Ставится также вопрос, идёт ли естественный отбор лишь на индивидуальном уровне (как борьба особей за существование /размножение) или имеет место также групповой отбор - конкуренция между целыми сообществами живых существ (например, концепция "телеономического отбора" П. Корнинга). В последнем случае внутри группы (сообщества) преобладает кооперация и взаимопомощь, а конкуренция направлена вовне – против соседних групп. Для биополитики важны исследования, касающиеся происхождения человека и в особенности эволюции социальной организации по линии человекообразные обезьяны (гоминоиды)-представители рода Homo (гоминиды)-человек разумный.  социобиологии — систематического изучения биологического базиса социального поведения у животных и человека (определение одного из основателей  социобиологии  Э. Уилсона). Каждая форма жизни может быть рассмотрена как эволюционный эксперимент, продукт миллионов лет взаимодействия между генами и окружающей средой.  Социобиология  в целом исходит из неодарвинизма (кратко см. в предыдущем абзаце) Однако, в применении к эволюции биосоциальных систем, она объясняет и такие процессы, которые на первый взгляд противоречат концепции естественного отбора. Например, объясняются явления самопожертвования особей (альтруизма) в интересах других особей или целого сообщества. Причем, для такого объяснения социобиологи вводит новые понятия: родственный альтруизм (самопожертвование ради близкого родственника ради сохранения общих с ним генов), взаимный (реципрокный) альтруизм (самопожертвование ради даже неродственной особи, если последняя также готова к аналогичной жертве), совокупная приспособленность особей, эволюционно стабильная стратегия и др.. С этим инструментарием  социобиология  подходит к проблемам доминирования и подчинения, отношений между родителями и потомками, организации сложных сообществ (насекомых, приматов и др.). Социобиологи рассматривают человека как бы через перевернутый телескоп на увеличенном расстоянии и временно уменьшая его в размере. По словам Э. Уилсона,  социобиология  вторгается в социальные  науки  с верительными грамотами естественных  наук .  экологии  —  наука  о взаимодействии биоса с окружающей его средой и о взаимоотношениях между различными живыми организмами в рамках локальных целостных сообществ (экосистем) и планетарного сообщества (биосферы), особо отметим разработки Винни-Эдвардса и др. по популяционной  экологии  ("социальной  экологии "), тесно состыкованные с этологией и  социобиологией . Экология как биологическая наука оказалась настолько тесно связана с разработками по охране живого покрова планеты, многообразия населяющих её видов, а также здоровья человека и человечества перед лицом техногенных опасностей, что в русском языке все эти разработки тоже обозначаются не иначе как "экология" (за рубежом преобладают другие названия – environmental science, Umweltwissenschaft и др., переводимые как "наука о среде обитания2"). Публикация таких книг, как "Безмолвная весна", в начале 60-х годов, вызвала к жизни первую волну движения в защиту окружающей среды. В последующие десятилетия люди начали проявлять все большую тревогу в отношении проблем окружающей среды. Это усилило общий интерес как к экологическим организациям (МСОП, Римский Клуб, ЮНЕП и многие другие), так и к самой биополитике, которая также включает важную природо-охранную грань (см. подробнее ниже); нейрофизиологии — комплекса исследований, посвященного функционированию мозга как сложной параллельно организованной системы переработки информации, состоящей из относительно самостоятальных функциональных единиц (модулей). Было показано наличие в составе мозга человека и других высших приматов (человекообразных обезьян), например, трёх таких параллельно работающих модуля, как рептилиальный мозг (названный так в "честь" уже имеющих его пресмыкающихся), палеомаммальный (или лимбическая система, которая функционирует уже у примитивных млекопитающих), наконец, неокортекс (новая кора). Исследуя нейронную организацию мозга, нейрофизиологи обратили особое внимание на роль нейротрансмиттеров, отвечающих за передачу имплульсов между нервными клетками. Исследования серотонина, окиси азота, дофамина и др нейротрансмиттеров, а также нейромодуляторов (опиатов) показала их важную социально-поведенческую функцию, в том числе и в человеческом обществе. В 50-х и 60-х годах ХХ века появилась возможность влиять на человеческий разум, эмоции и психику в заданном направлении, используя лекарственные препараты (так называемая "психо(нейро)фармакологическая революция"). Это привлекло внимание научного сообщества и широкой публики к взаимосвязи между физиологическим состоянием человеческого организма и поведением человека, включая политическую деятельность. 1990-е годы были объявлены в международном масштабе "Десятилетием мозга"; генетики. Развитие исследований в области генетики дало в руки исследователей методы, позволяющие манипулировать наследственным аппаратом живых организмов, обусловив тем самым развитие генетической и клеточной инженерии. Эти методы составляют часть арсенала исследовательского направления ХХ века, названного биотехнологией и посвященного промышленному использованию биологических процессов и агентов на основе получения высокоэффективных форм микроорганизмов, культур клеток и тканей растений и животных с заданными свойствами. Всё это породило целый комплекс проблем этического, юридического и политического характера. Одной из основных проблем была угроза случайного или, что еще хуже, преднамеренного создания генетических монстров. Эта угроза, звучавшая уже на конференции в Асиломаре (США) в 1975 г., неизмеримо возросла и пополнилась новыми гранями в 90-х годы в связи с масштабным производством трансгенных растений и животных, генетическим клонированием (сегодня овечки Долли, Олли, Полли, завтра – клонированный человек?), генной терапией и т.д. Генетика человека достигла уровня, когда усматривается возможность прямо изучать генные факторы поведенческих отклонений, а также алкоголизма, депрессии, гомосексуализма, шизофрении и др, что имеет немалое социальное и даже политическое значение. В 2000 году в основном завершен многообещающий и в то же время потенциально небезопасный проект полной расшифровки генома человека.  
     Слово "экология" (ecology) также иногда используется в указанных смыслах за рубежом, но чаще с модификаторами - социальная экология, глубинная экология, экология человека, глобальная экология и др.

 

 

Социобиология - один из разделов современной биологии, задача которой усматривается в изучении биологических основ всех форм социального поведения животных, включая человека.

    Социобиология  возникла в русле интегративных  тенденций современной науки,  из попыток естествоиспытателей  сформулировать единые теоретические  принципы, позволяющие синтезировать  различные дисциплины, изучающие  поведение живых существ. Краеугольным  камнем социобиологии выступает  тезис об эволюции социальности, о прогрессивном развитии и  совершенствовании под влиянием  естественного отбора различных  стереотипов поведения и форм  кооперативных действий животных. Основные понятия социобиологии  («итоговая приспособленность», «родственный  отбор», «взаимный альтруизм» и  т.д.) были нацелены на объяснение  различных феноменов коллективного  поведения животных, и в первую  очередь явлений альтруизма, не  вписывающихся в классическую  дарвинистскую концепцию эволюции. С точки зрения основного постулата  социобиологии индивидуальная приспособляемость  животных особей измеряется не  только успешным выживанием самой  особи, но и увеличением шансов  на выживаемость ее ближайших  родственников. Любые образцы  социального поведения животных, например стратегия брачного  поведения, альтруизм, родительская  опека детенышей и др., объявляются  под углом зрения «итоговой  приспособленности», способствующей  коллективной кооперации действий  животных и выживанию родственных  групп. Ведущие представители социобиологии (Э. Уилсон, Р. Триверс, Р. Александер, Д Береш) выступают с идеей нового синтеза биологических и социальных наук, полагая, что сформулированные ими принципы поведения животных могут быть распространены и на понимание эволюции человеческого общества, будут способствовать выяснению биологических основ исходных форм социального поведения человека, таких, как семейно-родственные отношения, общение, альтруизм, агрессия, половозрастное разделение труда, социальное неравенство и др. Решающее основание для этой экстраполяции усматривается в том, что человек является типичным представителем животного мира, его поведение имеет ряд черт, общих для всего класса приматов. Эта натуралистическая трактовка человека составляет исходный фундамент «соцобиологии человека», которой отводится решающая роль в синтезе биологических и социальных знаний о человеке.   

Уникальность человека состоит  в том, что наряду с генетической программой, благодаря наличию сознания, человек имеет вторую программу, определяющую его развитие в каждом последующем поколений. Исследования показали, что личностные качества любой особи зависят от генотипа, полученного от родителей и от влияния той социальной и физической среды, в которой происходит развитие особи. Каждый из нас, обладая уникальным, унаследованным от родителей и от влияния той социальной и физической среды, в которой происходит развитие особи. Каждый из нас, обладая уникальным, унаследованным от родителей, генотипом, обладает еще программой социального наследования, которая определяет развитие человека в каждом следующем поколении. Современные генетики доказали, что наследуется ген, определяющий не какой-то стабильный признак, а его норму реакции, т.е. пределы изменчивости данного признака в зависимости от условий окружающей среды. Ученные пытались доказать наследственность умственных способностей, но пришли к противоположному результату. Наследуются не сами способности как таковые, а их задатки, которые проявляются в условиях среды в большей или меньшей степени.

    Многовековая биологическая  эволюция сформировала взаимодействие  организм « среда отнюдь не тривиальным образом. На основе молекулярно- генетических механизмов складываются рефлексивные цепи, инстинкты. В последних накоплен опыт биологических эволюций, катастроф и метаморфоз. Но инстинкты не замыкают особи в жесткие непреодолимые границы, а, наоборот, открывают возможности для психического совершенствования животных. Расхожее мнение привыкло к простым схемам: возможное переходит в действительное. Но возможное не есть нечто реальное, оно не существует в виде вещи. Это означает, что взаимодействие организм « среда интерпретировать как- то по-особенному, не по схеме перехода возможности в действительность. Суть дела видится нам в том, что организмы способны к адаптивно- избирательному поведению и символическому отображению своего прошлого, настоящего и будущего. Психическое не есть нечто материальное, его природу невозможно объяснить биохимически. Экспрессия генов приводит к образованию таких материальных структур, прежде всего мозговых, которые способны к воспроизведению действительности в символическом (знакомом) виде. Знак замещает нечто, не являясь им.  

        Естественный  отбор— есть следствия одного общего закона, обусловливающего прогресс всех органических существ, именно — размножения, изменения, выживания наиболее сильных и гибель наиболее слабых.

    Дарвин обращает  внимание на такие характерные  особенности естественного отбора, как постепенность и медленность  процесса изменений и способность  суммировать эти изменения в  крупные, решающие, которые в конечном  итоге приводят к формированию  новых видов.

    Внутренние противоречия  на разных уровнях организации  живых систем составляют источник  их развития и определяют характер "борьбы за существование". На уровне популяций эти противоречия  выступали в форме единства  и борьбы особей внутри популяции,  на уровне вида — единства  популяций, составляющих вид,  и в то же время конкуренции  между ними, которая может привести  к формированию сначала разновидностей, а потом и нового вида. Результатом  этого сложного процесса является  устранение от размножения отдельных  организмов, популяций, видов и  других уровней организации живых  систем. Нередко естественный отбор  характеризуют как процесс выживания наиболее приспособленных организмов. Впервые такую формулировку употребил известный английский философ Герберт Спенсер (1820 — 1903), у которого ее заимствовал сам Ч. Дарвин. Впоследствии она получила широкое распространение среди биологов.

    Социобиология,  по определению Уилсона,- это “систематическое  исследование биологических основ  общественного поведения”. Используя  данные эволюционной и популяционной  биологии, социобиология анализирует прежде всего организацию сообществ и стратегию размножения. Сообщества рассматриваются социобиологами как объединения особей, максимизирующие их индивидуальную приспособленность. Для объяснения эволюции форм общественного поведения насекомых были выдвинуты гипотеза отбора родителей (У. Гамильтон), кооперации особей (мутуализм Ч.Д. Миченера), родительского контроля (Р.Д. Александер). Различные стратегии размножения - это попытки особей максимизировать свою приспособленность к окружающей среде. Они находят свое выражение в конкуренции между самцами, во вкладе родителей в выращивании потомства, выборе самцов самками, конфликте между родителями и потомками и воздействии родителей. В рамках социобиологии была выдвинута идея об эволюционной стабильной стратегии, которой следует большая часть популяции и которая не может быть улучшена другой стратегией. Этот подход, объединяющий понятия теории эволюции и теории игр, позволяет рассмотреть и организацию сообществ, и различные стратегии размножения, и различные формы общественного поведения, в частности, альтруизм - от симбиоза до взаимного альтруизма человека.

    Биологические  тенденции часто перетекают в  экстремистские теории, согласно  которым природа каждой человеческой  расы различна: существуют “высшие”  и “низшие” расы, отличающиеся  многими признаками, начиная от  строения головы и лица и  кончая умственными способностями  (Ч. Меррей, Р. Хернстейн “Изгиб колокола”). Таким образом та же самая социобиология, выделившая взаимный альтруизм в поведении человека, даёт основания для схемы отношений “раб – господин”.

    Таким образом поведение человека подчиняется смешанной схеме: наследственные стереотипы плюс приобретённый опыт (пожалуй, опыт играет большую роль).

    Если, к примеру,  какие-то действия именуются альтруистическими, это не значит, что им предшествует сознательное намерение, основывающееся на различении добра и зла. Когда биологи говорят об альтруизме (Майкл Рьюз), они подразумевают социальное взаимодействие, которое расширяет эволюционные возможности там, где они сопровождаются повышением репродуктивного успеха. Таким образом, следует обратить внимание на то, что на формы, в каких мы мыслим и действуем, оказывает тонкое влияние и наша биология.

    Альтруизм, понимаемый  как социальное взаимодействие, повышающее репродуктивный успех,  при данной схеме не практичен,  так как слишком немногочисленно  число субъектов  объектов  отношений. Да и агрессивность  считается одним из присущих  человеку качеств.

Информация о работе Анализ современной социобиологии