Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:04, реферат
СОЦИОБИОЛОГИЯ, - направление в философии и социологии, ставящее своей целью осуществить новый синтез между биологией и науками о человеке и обществе. Сторонники С. полагают, что теоретико-эволюционная биология может быть основой для социальных наук, поставляя последним объяснительные схемы и модели поведения, заимствованные из генетических и эволюционно-экологических теорий. Возникновение С. связано с выходом в свет в 1975 работы амер. энтомолога Э.О. Уилсона «Социобиология: новый синтез» (Е.О. Wilson. Sociobiology: The New Synthesis. Cambridge, Mass.). В дальнейшем, наряду с работами Уилсона, как лидера направления, были опубликованы статьи и книги Ч. Ламсдена, Д. Бэрэша, Р. Докинса, М. Рьюза, М. Гизелина, Д. Фридмена и др.
1 Цит. по: Браун К.-Х. Критика фрейдо-марксизма/ Пер. с нем. М., 1982. С. 139. 140.
2 Там же. С. 143.
3 Цит. по: Кельнер М.С., Тарасов К.Е. Фрейдо-марксизм о человеке. М., 1989. С. 78.
Маркузе говорит также "о
дополнительной репрессии" по отношению
к человеку со стороны социально-
Г.Маркузе, В. Райх и другие фрейдо-марксисты ставят вопрос о преодолении отчуждения индивида от общества, ссылаясь при этом на известные положения Маркса о необходимости преобразования общественных отношений. Однако основу решения данного вопроса они усматривают опять-таки в сфере сексуальности. Так, Маркузе считает, что преодоление отчуждения труда может быть достигнуто на путях превращения сексуальной энергии в энергию труда как игры человеческих творческих сил. Эти же идеи В. Райх развивает в своей концепции "сексуальной экономии". По Райху, "жить секс-экономически - это значит свободно удовлетворять свои влечения, избегая запретов, социальных табу" [2].
Г. Маркузе выдвинул идею "третьего пути" развития общества (некапиталистического и несоциалистического), могущего привести к созданию "нерепрессивной цивилизации", при которой деятельность и поведение людей будут управляться "жизненной энергией любви". Сами потребности и влечения людей как глубинные истоки их социальной активности претерпят существенные изменения, станут более благородными. В этом плане Маркузе говорит о революции потребностей и влечений, в результате которой появится новая культура, основанная полностью на принципах гуманизма, служащая благу и наслаждениям человека. Ее он называет контркультурой, т.е. открыто противостоящей современной, по его мнению, антигуманной культуре и исключающей какое-либо приспособление к последней.
Фрейдо-марксизм как одно из направлений фрейдизма и современной социобиологии приобрел определенную популярность на Западе, особенно среди молодежи. Причиной этого является, в частности, ломка традиционных норм сексуального поведения людей, освобождение его от многих запретов, стремительный рост добрачных и внебрачных половых связей. Соединяя фрейдизм с марксизмом, фрейдо-марксисты стремятся доказать, что "социальная революция, устраняющая репрессию и отчуждение, должна неизбежно сопровождаться революцией сексуальной" [3].
1 Кельнер М.С., Тарасов К.Е. Фрейдо-марксизм о человеке. С. 79.
2 Там же. С. 120.
3 Там же. С. 75.
СОЦИОБИОЛОГИЯ — научное направление, изучающее биологические основы социального поведения и социальной организации у животных и человека на базе теоретических представлений и методов популяционной биологии ( экологии и генетики популяций) и синтетической теории эволюции (современного дарвинизма). Основатель С. — американский биолог Э. Уилсон. С. изучает биологические функции поведения и социальной организации с точки зрения генетической приспособленности. В синтетической теории эволюции под приспособленностью понимается способность особи производить потомство и тем самым передавать ему свои гены.
Достижения биологических
наук ХХ века: влияние на развитие биополитики.
Общее ориентирующие влияние гуманитаризующейся
биологии второй половины ХХ в. было дополнено
конкретным стимулирующим действием на
биополитические изыскания конкретных
биологических направлений, как-то:
этологии (науки о поведении живых существ).
Первоначально этология посвящала себя
поведению животных в естественных условиях,
с упором на врожденные (инстинктивные)
формы поведения, подробно исследованные
К. Лоренцом, Н. Тинбергеном, К. Фришем и
другими классическими этологами. В дальнейшем,
под влиянием таких исследовательских
напрпавлений, как бихевиоризм, зоопсихология,
предмет этологии был расширен в сторону
изучения не только врожденных, но и приобретенных
в ходе обучения и накопления индивидуального
опыта форм поведения. Было установлено,
что различие между этими двумя видами
поведения является относительным, так
как. практически каждая поведенческая
реакция включает врожденные (генетически
запрограммированные) и приобретенные
(зависимые от жизненного опыта) компоненты.
Целый ряд исследований был посвящен ритуальному
поведению (брачное, территориальное и
игровое поведение). Данные о поведении
животных были применены, иногда недостаточно
обоснованно, к человеческому поведению,
тем самым изменив наш взгляд на самих
себя. Примерами может служить книга К.Лоренца
"Агрессия", вызвавшая значительный
резонанс, а также сенсационные бестселлеры
60-70-х годов ХХ века типа книг "Голая
обезьяна" и "Человеческий зоопарк"
Р.Ардрея. В 1990-х годах вышли работы отечетственных
этологов, в том числе Е.С. Панова (см. например,
Панов, 1999), М.В. Бутовской (1999, Butovskaya, 2000),
В.Р. Дольника (1994, 1996), утверждающие приложимость
этологического подхода к поведению человека,
включая его политическую деятельность;
исследований по эволюционным проблемам.
В ХХ веке разработан современный вариант
дарвиновской теории эволюции (неодарвинизм,
синтетическая теория эволюции), согласно
которой эволюция основана на избирательном
сохранении в ряду поколений наиболее
приспособленных генотипов (естественный
отбор генов). Естественный отбор предполагает
конкуренцию за выживание и размножение
различных генетических вариантов, возникающих
в результате случайных мутаций, рекомбинаций
генов и др.. Если Дарвин постулировал
постепенное возникновение нового в эволюции
в результате накопления малых изменений
(градуализм), то ныне часть эволюционистов
(например, С. Гулд) признает и "большие
скачки", сразу дающие новые виды живых
существ (концепция "прерывистого равновесия").
Ставится также вопрос, идёт ли естественный
отбор лишь на индивидуальном уровне (как
борьба особей за существование /размножение)
или имеет место также групповой отбор
- конкуренция между целыми сообществами
живых существ (например, концепция "телеономического
отбора" П. Корнинга). В последнем случае
внутри группы (сообщества) преобладает
кооперация и взаимопомощь, а конкуренция
направлена вовне – против соседних групп.
Для биополитики важны исследования, касающиеся
происхождения человека и в особенности
эволюции социальной организации по линии
человекообразные обезьяны (гоминоиды)-представители
рода Homo (гоминиды)-человек разумный. социобиологии
— систематического изучения биологического
базиса социального поведения у животных
и человека (определение одного из основателей
социобиологии Э. Уилсона). Каждая форма
жизни может быть рассмотрена как эволюционный
эксперимент, продукт миллионов лет взаимодействия
между генами и окружающей средой. Социобиология
в целом исходит из неодарвинизма (кратко
см. в предыдущем абзаце) Однако, в применении
к эволюции биосоциальных систем, она
объясняет и такие процессы, которые на
первый взгляд противоречат концепции
естественного отбора. Например, объясняются
явления самопожертвования особей (альтруизма)
в интересах других особей или целого
сообщества. Причем, для такого объяснения
социобиологи вводит новые понятия: родственный
альтруизм (самопожертвование ради близкого
родственника ради сохранения общих с
ним генов), взаимный (реципрокный) альтруизм
(самопожертвование ради даже неродственной
особи, если последняя также готова к аналогичной
жертве), совокупная приспособленность
особей, эволюционно стабильная стратегия
и др.. С этим инструментарием социобиология
подходит к проблемам доминирования и
подчинения, отношений между родителями
и потомками, организации сложных сообществ
(насекомых, приматов и др.). Социобиологи
рассматривают человека как бы через перевернутый
телескоп на увеличенном расстоянии и
временно уменьшая его в размере. По словам
Э. Уилсона, социобиология вторгается
в социальные науки с верительными грамотами
естественных наук . экологии — наука
о взаимодействии биоса с окружающей его
средой и о взаимоотношениях между различными
живыми организмами в рамках локальных
целостных сообществ (экосистем) и планетарного
сообщества (биосферы), особо отметим разработки
Винни-Эдвардса и др. по популяционной
экологии ("социальной экологии "),
тесно состыкованные с этологией и социобиологией
. Экология как биологическая наука оказалась
настолько тесно связана с разработками
по охране живого покрова планеты, многообразия
населяющих её видов, а также здоровья
человека и человечества перед лицом техногенных
опасностей, что в русском языке все эти
разработки тоже обозначаются не иначе
как "экология" (за рубежом преобладают
другие названия – environmental science, Umweltwissenschaft
и др., переводимые как "наука о среде
обитания2"). Публикация таких книг,
как "Безмолвная весна", в начале
60-х годов, вызвала к жизни первую волну
движения в защиту окружающей среды. В
последующие десятилетия люди начали
проявлять все большую тревогу в отношении
проблем окружающей среды. Это усилило
общий интерес как к экологическим организациям
(МСОП, Римский Клуб, ЮНЕП и многие другие),
так и к самой биополитике, которая также
включает важную природо-охранную грань
(см. подробнее ниже); нейрофизиологии
— комплекса исследований, посвященного
функционированию мозга как сложной параллельно
организованной системы переработки информации,
состоящей из относительно самостоятальных
функциональных единиц (модулей). Было
показано наличие в составе мозга человека
и других высших приматов (человекообразных
обезьян), например, трёх таких параллельно
работающих модуля, как рептилиальный
мозг (названный так в "честь" уже
имеющих его пресмыкающихся), палеомаммальный
(или лимбическая система, которая функционирует
уже у примитивных млекопитающих), наконец,
неокортекс (новая кора). Исследуя нейронную
организацию мозга, нейрофизиологи обратили
особое внимание на роль нейротрансмиттеров,
отвечающих за передачу имплульсов между
нервными клетками. Исследования серотонина,
окиси азота, дофамина и др нейротрансмиттеров,
а также нейромодуляторов (опиатов) показала
их важную социально-поведенческую функцию,
в том числе и в человеческом обществе.
В 50-х и 60-х годах ХХ века появилась возможность
влиять на человеческий разум, эмоции
и психику в заданном направлении, используя
лекарственные препараты (так называемая
"психо(нейро)фармакологическая революция").
Это привлекло внимание научного сообщества
и широкой публики к взаимосвязи между
физиологическим состоянием человеческого
организма и поведением человека, включая
политическую деятельность. 1990-е годы
были объявлены в международном масштабе
"Десятилетием мозга"; генетики. Развитие
исследований в области генетики дало
в руки исследователей методы, позволяющие
манипулировать наследственным аппаратом
живых организмов, обусловив тем самым
развитие генетической и клеточной инженерии.
Эти методы составляют часть арсенала
исследовательского направления ХХ века,
названного биотехнологией и посвященного
промышленному использованию биологических
процессов и агентов на основе получения
высокоэффективных форм микроорганизмов,
культур клеток и тканей растений и животных
с заданными свойствами. Всё это породило
целый комплекс проблем этического, юридического
и политического характера. Одной из основных
проблем была угроза случайного или, что
еще хуже, преднамеренного создания генетических
монстров. Эта угроза, звучавшая уже на
конференции в Асиломаре (США) в 1975 г., неизмеримо
возросла и пополнилась новыми гранями
в 90-х годы в связи с масштабным производством
трансгенных растений и животных, генетическим
клонированием (сегодня овечки Долли,
Олли, Полли, завтра – клонированный человек?),
генной терапией и т.д. Генетика человека
достигла уровня, когда усматривается
возможность прямо изучать генные факторы
поведенческих отклонений, а также алкоголизма,
депрессии, гомосексуализма, шизофрении
и др, что имеет немалое социальное и даже
политическое значение. В 2000 году в основном
завершен многообещающий и в то же время
потенциально небезопасный проект полной
расшифровки генома человека.
Слово "экология" (ecology) также иногда
используется в указанных смыслах за рубежом,
но чаще с модификаторами - социальная
экология, глубинная экология, экология
человека, глобальная экология и др.
Социобиология - один из разделов современной биологии, задача которой усматривается в изучении биологических основ всех форм социального поведения животных, включая человека.
Социобиология
возникла в русле
Уникальность человека состоит в том, что наряду с генетической программой, благодаря наличию сознания, человек имеет вторую программу, определяющую его развитие в каждом последующем поколений. Исследования показали, что личностные качества любой особи зависят от генотипа, полученного от родителей и от влияния той социальной и физической среды, в которой происходит развитие особи. Каждый из нас, обладая уникальным, унаследованным от родителей и от влияния той социальной и физической среды, в которой происходит развитие особи. Каждый из нас, обладая уникальным, унаследованным от родителей, генотипом, обладает еще программой социального наследования, которая определяет развитие человека в каждом следующем поколении. Современные генетики доказали, что наследуется ген, определяющий не какой-то стабильный признак, а его норму реакции, т.е. пределы изменчивости данного признака в зависимости от условий окружающей среды. Ученные пытались доказать наследственность умственных способностей, но пришли к противоположному результату. Наследуются не сами способности как таковые, а их задатки, которые проявляются в условиях среды в большей или меньшей степени.
Многовековая биологическая
эволюция сформировала
Естественный отбор— есть следствия одного общего закона, обусловливающего прогресс всех органических существ, именно — размножения, изменения, выживания наиболее сильных и гибель наиболее слабых.
Дарвин обращает
внимание на такие характерные
особенности естественного
Внутренние противоречия
на разных уровнях организации
живых систем составляют
Социобиология,
по определению Уилсона,- это “систематическое
исследование биологических
Биологические
тенденции часто перетекают в
экстремистские теории, согласно
которым природа каждой
Таким образом поведение человека подчиняется смешанной схеме: наследственные стереотипы плюс приобретённый опыт (пожалуй, опыт играет большую роль).
Если, к примеру,
какие-то действия именуются
Альтруизм, понимаемый
как социальное взаимодействие,
повышающее репродуктивный