Атрибуты бытия. Пространственно-временная организация сущего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека.

Содержание

1. Атрибуты бытия. Пространственно-временная организация сущего.
2. Социальный прогресс и развитие общества
3. Роль политической культуры в формировании правил политического поведения личности.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 58.10 Кб (Скачать файл)

Вариант № 20

    1. Атрибуты бытия. Пространственно-временная организация сущего.
    2. Социальный прогресс и развитие общества
    3. Роль политической культуры в формировании правил политического поведения личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Атрибуты бытия. Пространственно-временная организация сущего.

 

Бытие - одна из важнейших категорий  философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем  виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская  категория «бытие» появилась  только тогда, когда философская  мысль поставила перед собой  проблему существования и стала  анализировать эту проблему. Философия  имеет своим предметом мир  как целое, соотношение материального  и идеального, место человека в  обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека.

Изучение бытия осуществляется в такой "отрасли" философского знания, как онтология. Жизненно-ориентирующая  направленность философии, по существу, ставит проблему бытия в центр  любой философской концепции. Однако попытки раскрыть содержание этой категории  сталкиваются с большими трудностями: на первый взгляд, оно слишком широко и неопределенно. На этом основании  некоторые мыслители полагали, что  категория бытия - это "пустая" абстракция. Гегель писал: «Для мысли  не может быть ничего более малозначащего  по своему содержанию, чем бытие». Ф.Энгельс, полемизируя с немецким философом Е.Дюрингом, также считал, что категория бытия мало чем может нам помочь в объяснении единства мира, направления его развития. Однако в XX веке намечается «онтологический поворот», философы призывают вернуть категории бытия ее подлинное значение.

Пространство и время  являются атрибутами бытия. Представления о пространстве и времени не всегда так сильно зависели от физико-геометрических знаний, как это характерно для сегодняшнего сознания, что дает повод задуматься о том, а не являются ли они также моментом исторического развития, который, возможно, будет преодолен, и не рано ли мы отбросили те представления о них, которые господствовали в более ранние моменты человеческой культуры.

Человек всегда живет в  неком пространстве, осознавая свою зависимость от таких его характеристик, как размеры, границы, объемы. В первобытном сознании, проникнутом представлениями мифопоэтического мышления, пространство выступает как некоторая противоположность "не-пространству", т.е. хаосу.

Понятия пространства и времени  всегда оказывались в центре внимания философов, особенно когда речь шла  о моделировании общего представления  о мире, т.е. построении онтологической системы.

Сказанные сложности в понимании категорий пространства и времени придают данной проблеме широкий комплексный характер и не могут быть сведены лишь к их физическим интерпретациям. Поэтому философское понимание пространства и времени, с одной стороны, всегда сопряжено с развитием наук (и не только физики), а с другой стороны, осуществляется в рамках общего онтологического и гносеологического подхода. Остановимся на различных интерпретациях данных понятий в философии и науке.

Пространство понималось как:

- абсолютная протяженность,  пустота, в которую включались  все тела и которая от них  не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);

- протяженность материи  и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза,  Ломоносов) или форма бытия  материи (Гольбах, Энгельс);

- порядок сосуществования  и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);

- комплекс ощущений и  опытных данных (Беркли, Мах) или  априорная форма чувственного  созерцания (Кант).

Время трактовалось как:

- длительность существования  и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или форма бытия  материи, выражающая длительность  и последовательность изменений  (Энгельс, Ленин);

- форма проявления абсолютной  вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин, Гегель);

- абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной  (Ньютон);

- относительное свойство  вещей, порядок последовательности  событий (Лейбниц);

- форма упорядочивания  комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах)  или априорная форма чувственного  созерцания (Кант).

Большинство данных представлений  о пространстве и времени можно  свести к двум основным концепциям.

Субстанциальная концепция.

В научной модели мира, начиная  с Ньютона и Галилея, время  и пространство рассматриваются  как особого рода сущности, как  некоторые нетелесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалирует в физике вплоть до создания специальной теории относительности.

Реляционная концепция.

Пространство и время  в ней рассматриваются как  особого рода отношения между  объектами и процессами.

Физика, как и любая  иная наука, дает описание мира, опираясь лишь на те знания и представления, которые она может обобщить на данном этапе. Полнота научной картины мира часто базируется на введении сил и представлений, которые являются не чем иным, как идеальными конструкциями, созданными вследствие недостаточности физического обоснования.

Так, ньютоновская физика вводит понятие эфира в качестве особой универсальной среды. Считалось, что эфир пронизывает все тела и что им заполнено пространство. С помощью этого понятия, как казалось, удавалось объяснить все известные тогда явления в физическом мире, на нем строились физические теории (например, волновая теория света). При этом физики долгое время просто игнорировали тот факт, что сам эфир оставался недосягаемым для физического эксперимента. Дабы обосновать реальное существование эфира как особой светоносной среды, возникла идея проверить относительно него скорость Земли. Начиная с 1881 г. Майкельсон, сначала один, а затем, с 1887 г., совместно с Морли, ставит с этой целью серию опытов ("опыты Майкельсона-Морли"). Результат оказался негативным.

Отсюда следовало два  вывода, которые выглядели парадоксально, так как и тот и другой противоречил науке того времени:

1. Земля неподвижна.

2. Эфира нет.

В 1905 г. А. Эйнштейн излагает свою специальную теорию относительности, отрицая при этом существование  эфира. Из данной теории следовал целый  ряд выводов относительно пространства и времени, которые уже существовали в философии в рамках реляционных  представлений. Главный вывод заключался в том, что пространство и время  должны трактоваться как взаимосвязанные. Все в мире происходит в пространственно-временном  континууме. Следующий вывод: пространство и время относительны и зависят  от систем отсчета. И наконец, что  проблема установления одновременности  событий решается через конвенцию - соглашение по процессу синхронизации  часов с помощью светового  сигнала. Таким образом, в философском  плане пространство и время суть важнейшие атрибуты бытия, представляющие собой на конкретном уровне системы  физических отношений между объектами. Позже в общей теории относительности  пространство и время связываются  также с другими материальными  свойствами, например с тяготением, с распределением массы.

В новой физической теории пространство и время трактуются с позиции реляционной модели, как более адекватной современным  физическим представлениям. Мы обращаем внимание именно на момент выбора модели для интерпретации, так как в  современной физике существуют и  представления, базирующиеся на модернизированном  понимании субстанциальной концепции. Итак, с реляционных позиций время - это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. А пространство - форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем. Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных, т.е. неотъемлемых, свойств.

Атрибутивные свойства пространства:

- протяженность, т.е. рядоположенность и сосуществование различных элементов. Это означает, что к каждому элементу можно добавить или от него отнять другой элемент пространства. Протяженность порождает структурность объектов, которая проявляется в системе внутренних связей, собирающих элементы в единое целое;

- непрерывность, которая  проявляется в характере перемещения  тел от точки к точке и  в распространении воздействий  посредством полей как процесс  передачи материи, энергии, информации;

- относительная дискретность (прерывность), которая обеспечивает  относительно раздельное существование  тел в природе;

- трехмерность, которая носит всеобщий характер. Все создаваемые в науке n-мерные пространства есть лишь абстракции, удобные для описания. Реальное пространство трехмерно, и все явления можно отобразить в трех пространственных координатах.

Атрибутивные свойства времени:

- длительность, т.е. последовательность  сменяющих друг друга состояний.  В природе нет ничего застывшего, все движется и длится во  времени;

- необратимость, означающая, что время протекает из прошлого  через настоящее к будущему. Прошлое  - все те события, которые осуществились.  Оно воздействует на настоящее  и будущее. Будущее - те события,  которые могут произойти, возникнув  из настоящего. Настоящее охватывает  все события и системы, которые  реально существуют. Следовательно,  взаимодействие возможно лишь  при одновременном существовании  объектов. Объекты, существовавшие  в прошлом, недоступны воздействию,  так как они перешли в иное  состояние. Мы можем лишь менять  наши представления о прошлом,  что, конечно, может изменить  и трактовку некоторых событий  дня сегодняшнего. На будущее  же воздействовать возможно, создав  систему причин и предпосылок  возникновения какого-то события.  Но до тех пор, пока оно  не реализовано, оно остается  лишь в потенциальном виде. Такая  трактовка времени называется  динамической.

Существует также и  статическая концепция, согласно которой  прошлое, настоящее и будущее  существуют одновременно, рядоположенно, а следовательно, между ними возможно и взаимодействие.

Однако пространство и  время - это не только физические понятия, но и особые феномены культуры. Поэтому  их понимание в большой степени  зависит от исторических и иных социокультурных  условий.

 

Движение как взаимодействие и изменение всех материальных систем развертывается в формах пространства и времени. Через посредство пространственно-временной  структуры мир разделяется, дифференцируется на составные части, элементы, без  которых было бы нечему взаимодействовать  и негде изменяться, ввиду отсутствия среды взаимодействия.

Пространство – это  форма бытия, которая выражает протяженность, структурность, взаиморасположенность материальных тел. Так как материальный объект есть, с одной стороны, нечто непрерывное, то его пространственная определенность выступает как протяженность (имеет длину, ширину, высоту), а с другой, – нечто прерывное (дискретное), то его пространственная определенность выступает также в форме структуры, которую образуют места элементов объекта.

Время – это форма бытия, характеризующая длительность существования  и смену состояний материальных объектов. Длительность есть продолжительность  существования вещи до тех пор, пока она сохраняет свои свойства. По отношению к длительности других предметов длительность каждого  материального объекта выражается отношениями одновременности (синхрония) или последовательности (диахрония).

В истории философии и  естествознания различные представления  о пространстве и времени в  своем основании сводятся главным  образом к двум взаимоисключающим концептуальным подходом: субстанциальному и реляционному. Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, существующие вечно и ни от чего не зависимые, т.е. как абсолютные. Ее представляли Демокрит, Эпикур, Бруно, Галилей, Ньютон. Для них пространство тождественно пустоте, это всеобщее неподвижное вместилище совокупности атомов или тел. Оно однородно и бесконечно. В равной степени время трактуется как протекающая равномерно чистая длительность, куда помещены неподвижные тела.

Начиная с ХVIII и до конца  ХIХ веков концепция абсолютного  пространства и времени занимает ведущее положении в философии  и естествознании.

В отличие от субстанциальной  реляционная концепция рассматривает  пространство и время как формы  существования вещей. Реляционный (в  переводе с латинского означает отношение) подход в философии закладывается  еще Аристотелем, который, отрицая  наличие пустоты, трактовал пространство как совокупность всех мест реальных объектов, а время связывал с актуальным движением, и дальнейшее развитие нашел  в учениях Декарта, Лейбница, Гегеля и др.

Но самое фундаментальное  обоснование получил в научных  концепциях Пуанкаре, Лоренца и особенно в теории относительности Эйнштейна.

Информация о работе Атрибуты бытия. Пространственно-временная организация сущего