Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:25, реферат
«Бытие» – одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии
Введение
1.Понятие бытие в философии
2.Бытие человека в мире
3.Пространство и время- форма бытия материи
4. Специфика человеческого бытия
5.Взаимосвязь человека и общества
6.Общественное бытие и общественное сознание
Заключение
Список использованной литературы
ФГБОУ ВПО
Кафедра
философии
Реферат на тему:
Бытие
и его основные
формы
Подготовила:
Студентка III курса
Финансового факультета
Группы 2301
Лычманова
Нателла
Москва-2011
Оглавление
Введение 3
1.Понятие бытие в философии 5
2.Бытие человека в мире 8
3.Пространство и время- форма бытия материи 9
4. Специфика человеческого бытия 12
5.Взаимосвязь человека и общества 13
6.Общественное бытие и общественное сознание 15
Заключение 16
Список
использованной литературы 18
«Бытие» – одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии1.Философское понимание бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, какие человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. Проблема бытия возникает тогда, когда естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется “здесь” и “теперь”, наличествует и что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, становится предметом сомнения и раздумий. Природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего существования, они, прежде всего, благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование всего, что есть, было и будет в мире – предпосылка единства мира. А исследование бытия – только предпосылка осмысления единства мира. Впервые этот термин-термин «Бытие» ввёл античный философ Парменид. Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени2.
Бытие мира и бытие человека взаимосвязаны и эта взаимосвязь бытия мира и бытия человека осуществлена именно в мышлении, которое тем самым приобретает статус самостоятельной, как бы посредничающей между миром и человеком, реальности, но реальности при этом все же самым тесным образом связанной именно с глубинами существования человека.
Раскрытие источника, качества и мучения бытия как всегда – моего бытия. В мышлении и речи вообще не только и не столько говорится о…, сколько нечто впервые выговаривается, открывается в своем бытии, ибо только так и может сбыться. Отсюда, «уклончивость» и часто «абстрактный» характер философского языка, призванный всякий раз впервые, на собственный страх и риск, устанавливать суть вещей. А, установив, держать ее до времени в себе и для себя, словно оберегая разум человека и его душу перед доселе неведомым, непростым и даже страшным началом этого мира, началом как таковым, началом всего, началом как Бытием. И быть может поэтому, рождение философа, что называется, от Бога, происходит так редко.
Бытие
– философская категория, которая
фиксирует существование и
Оно представлено в нескольких формах.
1)Бытие вещей и процессов.
В свою очередь также может быть представлено в двух формах:
а)
бытие вещей и состояний
2) Бытие человека.
а)
бытие человека в мире вещей (человек
рассматривается как часть
3)
Бытие духовное, идеальное: а)
индивидуальное духовное (сознание
индивида). Структура бессознательного:
рефлексы, подсознание, интуиция. б)
объективно-существующее
4) Бытие социальное: а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.
Подлинно или неподлинно бытие – что мы видим?
Имеется
ли нечто объединяющее главные формы
бытия, некая общая основа, объединяющая
многообразие явлений, событий, процессов,
включённых в эти формы, можно
ли говорить о единстве всего бесконечного
многообразия мира?
1. Понятие бытия в философии
В
обыденной речи слово «бытие»
означает жизнь, существование. В философии
понятию бытия придаётся
Вместо
этого понятия философы нередко
используют понятие Универсума, под
которым разумеют единственное самодостаточное
целое, не оставляющее ничего вне
себя. Когда говорят о бытии (универсуме),
то разумеют всё, что имеется в
мире как реальность, как наличная
данность. Философа интересует вся
совокупность существующего. Это и
вещи с их свойствами и отношениями,
и многочисленные явления сознания,
разума, духа. При этом все общие
и не общие свойства и характеристики
конкретных явлений материальной и
духовной реальности как бы выносятся
за скобки их рассмотрения. О любой
вещи, о любом процессе, о любом
свойстве и отношении, о любой
мысли и переживании можно
сказать, что оно (он, она) существует.
На уровне предельно абстрактного понятия
бытия противоположность
Понятие бытия - самое абстрактное и поэтому самое бедное по содержанию, но по объёму - самое богатое, так как под него подпадает всё, что существует во Вселенной, в том числе и сама Вселенная как отдельно взятое сущее.
Бытие является не каждой из имеющихся вещей, а только тем, что в каждой вещи универсально и поэтому выступает лишь одной стороной любой вещи. Используя понятие бытия, человек как бы фиксирует наличие того, что есть в его целокупности. Хотя такого рода фиксация и констатация необходимы, они сами по себе не являются конечной целью познания. Устанавливая достоверность какого-либо явления, мы делаем его для себя известным. Однако «то, что известно, - писал Гегель, - ещё не есть, поэтому познанное. » Когда - то человек не знал, что в состав бытия надо включать электромагнитное поле, «чёрные дыры» (коллапсары), кварки и т.д. Когда факт их наличия был установлен, приступили к главному - изучению их природы. В этой связи философский анализ бытия не может быть сведён лишь к обобщённому описанию разных типов наличной реальности - будь - то неживая природа от микромира до мегамира, живая природа от живой клетки до биосферы, общество в системе всех его составных элементов, человек и ноосфера, человеческое познание во всех его формах проявления.
К
тому же задача описания разных видов
реальности и признания их в качестве
определённого наличного бытия
может быть решена лишь в рамках
отдельно взятых наук и возникающей
в результате обобщения их суммарных
данных научной картины мира. В
центре же философского анализа бытия
находится раскрытие его
Понятия
«ничто» и «небытие» в истории
философии нередко
Мы можем представить отсутствие, какого - либо частного бытия. Однако никто из нас не может представить полное отсутствие бытия вообще. Ведь в этом случае необходимо представить то, что не является реальностью вообще. А может ли наша мысль выйти за пределы реальности как таковой? Если бы ей это удалось, она лишилась бы своего предметного содержания и тем самым прекратила бы своё существование. Если нам что - то не дано, нам и в голову не придёт размышлять об этом.
Беспредметных
мыслей нет и не может быть. Уже
античные софисты это хорошо осознали
и даже использовали в построении
следующего софизма «Лгать - говорить
о том, чего нет. Но о том, чего нет,
ничего сказать нельзя. Следовательно,
никто не может лгать». В этом
парадоксальном умозаключении ложь
неверно рассматривается в
Из этого следует, что даже такие понятия нашего мышления, как «ничто» и «небытие» не могут быть беспредметными, иначе говоря, не могут быть изъяты, элиминированы из отношения к реальности. Разумеется под ними непросто чистое отсутствие вообще, а отсутствие бытия, мы тем самым опосредованно связываем их содержание с бытием. Отсутствие бытия не есть некая абсолютная пустота, а есть процесс отрицания бытия, который представляет собой не что иное, как переходит в иное, становление для себя другим. Рациональное понимание ничто и небытия возможно только лишь в качестве отрицания, которое является необходимым моментом бытия.
Как
переход в иное отрицание в
самом бытии осуществляется либо
в виде отношения одного определённого
бытия (нечто) к другому, либо в виде
процесса изменения, прехождение налично
данного бытия, взятого самого по
себе. Первое отрицание в философии
осмысливается посредствам