Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 21:39, реферат
Как феномен бессознательного веру можно охарактеризовать понятием психологической установки. В ее основе лежит личный опыт, а также потребности, желания, чувства человека. Особое место среди них занимает любовь. Как правило, человек верит в то и в того, что и кого любит. Человек верит потому, что ему хочется верить, и он не нуждается в оправданиях своей веры. Этим объясняется устойчивость этого состояния. Сложившееся верование с трудом корректируется и подвергается коренному изменению при столкновении с противоречащими фактами и контраргументами. Наиболее выпукло социально-организованная вера представлена в религии, которая покоится на вере в высшее, сверхъестественное начало, или в бога.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Религиозная вера………………………………………………………...4
Глава 2. Вера как гносеологический феномен…………………………………13
Глава 3. Вера в жизни человека…………………………………………...........30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………33
Таким образом, несмотря на различие мировых религий, в проповедуемых ими духовных, нравственных ценностях много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий.
Религия в наши дни имеет большую силу воздействия на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. В нашей стране влияние религии значительно возросло. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквах, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавливаются многие разрушенные церкви и монастыри. Представители духовенства заседают в верховных органах власти. Увеличилось количество тех, кто прошел через обряд крещения. Появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей. В некоторых школах появился новый предмет - «Закон Божий». Работают учебные заведения, где готовят священнослужителей.
Проповедуемые нравственные правила обращены к духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Во все времена одним из главных факторов, поддерживающих религиозность, был страх, растерянность человека перед лицом смертельной опасности, неразрешимых в данных условиях проблем. Особенно возрастает влияние церкви в переломные моменты истории: когда старые идеалы общества утрачивают свою ценность, а новые еще не успевают закрепиться, на помощь приходит религия со своими вечными нравственными заповедями.
Но религия на всех этапах жизни общества и органически связанная с нею религиозная деятельность играли не только положительную роль. В религиозной деятельности прошедших веков были и фанатизм, отрицавший саму возможность выслушать инакомыслящих или инаковерующих, религиозные войны, направленные на подчинение или уничтожение иноверцев, инквизиция, представлявшая собой жесточайшее преследование тех, кого деятели церкви подозревали в отходе от церковного вероучения, догматизм, направленный не только против передовой для своего времени науки, но нередко здравого смысла. Далеко не все религиозные деятели дали образец выполнения тех моральных заповедей, которые содержатся в Священных книгах. В настоящее время вокруг религии и религиозной деятельности вертится немало шарлатанов, спекулирующих на суевериях. Таким образом, исторический путь религиозной деятельности неоднозначен: он содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны.
Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой - проповедует (по крайней мере это делают многие религиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей. В отдельных случаях она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству.
Духовидческий опыт лежит в основе любой религии. Известны имена основателей многих религий, несмотря на то, что жили они тысячи лет назад. Их духовный опыт и переданные ими откровения уникальны не только по силе. Они очень точно «попадают» в цель, то есть указывают пути решения проблем, жизненно важных не только для данного народа, но и для человечества в целом.
Бог и вера стали неотъемлемой частью жизни человека. Жизнь обретает смысл и упорядоченность, следует определённым правилам и ритму. Единый поток истории давно разделился на два русла: собственно историю, состоящую из перечня заговоров, захватов власти, войн, восстаний, свержений, и священную историю, содержанием которой стали взаимоотношения Бога и человека.
Из трёх обстоятельств - божественной воли, культурных традиций конкретного народа и особенностей мышления конкретного человека - складывается всё многообразие религиозного опыта человечества. Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. В индуизме - тысячи богов, в иудаизме - один, но в основе и той и другой религии лежит вера. И это позволяет предположить, внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.
Религиозному сознанию ведомы цель и смысл существования мира и человека в нём - в пределах конкретной мировоззренческой картины. Основу этой картины в свою очередь составляет представление о существовании двух (или более) миров: мира зримого, духовного, божественного. У каждого из этих миров есть своя история, свои законы, в каждом из них действуют люди или другие сущности, и каждый имеет своё символическое выражение.
При поверхностном взгляде проблема веры есть проблема религиозная, достойная внимания служителей культа и тех людей, которые этой проблемой интересуются. Но при более внимательном взгляде проблема веры предстает в несколько ином ключе. Пользуется ли верой человек, далекий от религии? Конечно, поскольку вера составляет ядро устойчивого, принятого субъектом знания, которым он, не раздумывая, пользуется в различных случаях жизни, особенно когда решает типовые, много раз уже решавшиеся задачи. Это с одной стороны, а с другой - как ему быть, если расширение объема современных знаний затрудняет их самостоятельное полное и глубокое освоение отдельным индивидом? Как ему быть, если удвоение информации происходит за 15–20 лет, а за 100 лет совокупные знания возрастают в 32–64 раза? Охватить сознанием и перепроверить все знания индивиду в одиночку невозможно. Из этого следует, что качественная переработка накапливающейся информации под силу только солидным творческим научным коллективам. Жизнь принуждает, хотя бы временно, какое-либо знание брать на веру. Как это ни парадоксально, но по мере движения человечества к раскрытию тайн природы, к получению знаний обо всем масса информации делает человека несвободным, поскольку самостоятельно проверить истинность или ложность получаемых им из различных источников сведений становится все более и более проблематичным. Но не безнадежным. Возрастает роль научных коллективов и школ, призванных проверять информацию, получаемую из различных источников. Индивид вынужден прибегать к экономии мышления. Экономия мышления не является единичным случаем, поэтому резонно говорить о законе экономии мышления. Закон экономии мышления – это та мыслительная тропа, которой шли и будут идти люди. В какой-то мере этот закон имеет общее с принципом экономии мышления, открытым Э. Махом. По мнению автора, закон экономии мышления выражает зависимость (несвободу) процесса мышления от алгоритмов решения различного рода задач, выработанных поколениями ранее живших мыслителей (далеких и близких), от заранее подготовленных выводов, ответов, решений по типовым жизненным ситуациям. Этому закону подчинена и типовая мыслительная деятельность людей, отраженная в законах мыслительной деятельности (в логике). Овладение сжатой, сконцентрированной информацией - это один из путей приобретения свободы ориентации в накопленной информации. Но и эту сжатую, концентрированную информацию человек может воспринимать в большинстве случаев только на веру. Вера - это знание, от которого в силу различных обстоятельств человек несвободен в процессе своей жизни и деятельности. Опираясь на эту информацию, он углубляет свои знания о мире. Таким образом, вера приобретает гносеологический характер. Все подрастающее поколение, обучаясь в школах и вузах, осваивает большой объем информации, воспринимая огромную его часть на веру. Вся информация, включая и ту, которая воспринята на веру, служит методологией дальнейшего самостоятельного познания, методологией жизни и деятельности молодого поколения. Коли это так, то над проблемой веры, выступающей гносеологическим феноменом, следует задуматься.
Познание представляет собой одну из необходимейших сфер и условий нормальной деятельности человека. Без познания человек не может в прямом и в переносном смысле шагу шагнуть. Но почему человек шагает уверенно по земле, не ощупывая каждый сантиметр пути? Потому что это процесс постоянного решения много раз решавшихся типовых задач, который дал сначала толчок формированию уверенности, а затем и веры, что решение всегда будет таким, а не иным. Генезис веры связан с формированием уверенности человека в чем-либо. В последующем эта уверенность была перенесена на различные сферы природного и социального бытия человека.
Процесс познания как процесс отражения действительности и получения истинного знания (информации) достаточно глубоко разработан и широко представлен в научной литературе. Его шаги или ступени четко выверены. Однако при внимательном анализе процесса познания выясняется, что в единении или параллельно с отражением (чувственным, логическим) идет индивидуальное и социальное освоение мира, который влияет на процесс познания, ускоряет или тормозит его, привносит элемент субъективного в процесс и результаты познания.
Необходимо отметить, что процесс отражения и процесс индивидуального и социального освоения мира хотя и органически переплетены, но не совпадают. Отражение (в идеале) не совпадает с процессом освоения мира. Отражение носит объективный характер, освоение мира отдает субъективизмом. Отражение, по крайней мере чувственное, является природной способностью человека, овладевает которой он сам. Процесс индивидуального и социального освоения мира - результат обучения как самостоятельного, так и с помощью общества. Здесь коренится противоречие между отражаемой и воспринимаемой информацией о мире, позволяющее ответить на вопрос: почему у страха глаза велики? Поскольку органы чувств отражают одно, а сознание, в котором заложены различные стереотипы мышления, включая ошибочные, может воспринимать другое. Соотношение объективного и субъективного в познании можно рассмотреть на примере отражения мира человеком, бывшим с рождения слепым, но впоследствии получившим возможность видеть. Исходным для выяснения проблемы является тезис: «Мы смотрим глазами, а видим сознанием». Почему? Да потому, что для осмысленного отражения нужны знания, хотя бы элементарные. Младенец нам об этом не расскажет. Взрослый человек - может. Взрослый человек, получая зрение, оказывается неспособным зрительно выделить объекты, распознать или назвать их, он только говорит о массе света и цветов. На обучение видению нужны годы. Познающий субъект смотрит на объект, получает его отражение, но до тех пор, пока субъект не научится видеть определенные формы (а это дает сознание), отражение кажется бесформенным. Субъект познания, не обученный способности различать особенности увиденного, не способен зрительно определить форму, цвет и иные параметры познаваемого предмета или процесса. Поэтому он верит другим органам чувств, в частности коже рук, которая ему заменяла глаза, но не верит глазам. «Например, один пациент, когда ему показали апельсин спустя неделю после того, как он начал видеть, сказал, что он золотой. На вопрос: “Какой он формы?” - он ответил: “Дайте мне пощупать его, и я скажу”. Ощупав его, он сказал, что это апельсин. Затем он долго вглядывался в него и сказал: “Да, я вижу, что он круглый”. Когда ему показали синий квадрат, он сказал, что это синий круг. Когда ему показали углы, он сказал: “А, да, теперь я понимаю, можно видеть, каковы они на ощупь”». Данный пример показывает процесс превращения органа, которому не доверяют, в орган, которому можно доверять.
Следовательно, вера вторична по отношению к способности человека отражать мир посредством органов чувств. В последующем вера, в силу превращения в методологию познания, приобрела способность диктата видения отдельных граней мира и его бытия. Если вера не преследует своей целью объективное отражение действительности, то она маскирует свою сущность обращением к тем сферам бытия, которые не поддаются контролю с помощью органов чувств. Такая вера прячет объекты своего внимания в сферу сверхчувственного. Обратимся к данным официальной статистики католической церкви. В разных местах земного шара в настоящее время хранятся 1234 гвоздя, которыми, если верить утверждениям церкви, был прибит к кресту Иисус Христос. Следовательно, вера требует верить, что вся эта масса гвоздей была использована по соответствующему назначению. С точки зрения теории познания получается, что вера диктует последователю веры необходимость видеть в предмете познания то, чего желает вера. Научная вера желает видеть качество предмета таким, каково оно есть в объективной реальности. Иные виды вер (антинаучные) предполагают видение качества познаваемого предмета таким, каково оно удобно или необходимо конкретной вере. Роль веры в коррекции познавательного процесса достаточно велика не только на ступени чувственного познания, но и на ступени логического, когда в соотносимые понятия вносится специфический смысл.
Индивидуально-человеческое
освоение мира связано с принятием
или непринятием того, что получено
в процессе индивидуального или
социального отражения
Знание вообще - это достояние всего человечества. Все знание для человечества ценно. Из всего объема знаний человек переосмысливает и усваивает часть, только то, что считает для себя значимым. В силу того, что длительные научные прогнозы не могут предсказать, предугадать все или какие-то следствия из полученного знания, то не всеми субъектами познавательной деятельности эти прогнозы воспринимаются на веру. В. А. Садовничий констатирует: «Именно по этой причине лично я не принимаю на веру рассчитанные на длительные промежутки времени научные, а тем более технические, технологические прогнозы».
Все знание имеет большую или меньшую значимость (ценность). Значимое (ценное) делится на сферы мыслимого и немыслимого (веры и неверия). Мыслимое составляет основу убеждений человека - веры. Вера служит человеку опорой, основой для познания мира. При этом вера не остается неизменной, она меняется с изменением человеческого (общественного и индивидуального) знания. Наряду с верой, с мыслимым, существует знание из области немыслимого. Немыслимое есть, но его ценность с точки зрения познающего субъекта либо лишена значимости («вечный» двигатель – в силу невозможности его создания), либо значимость может носить отрицательный характер (нечто отвратительное, разрушительное). Немыслимое своим существованием выделяет, подчеркивает значимость мыслимого, того, во что верит человек.
Вера - это гносеологический феномен, проявляющийся в индивидуальном и общественном сознании, служащий устойчивости духовного бытия индивида и общества в силу ограничения не только содержания знания, но и способов (методов) его получения. Также вера исполняет роль связующего звена между сознанием индивида и сознанием общества. Вот почему для общества и государства не должно быть безразличным, во что человек верит, являются ли предметом его веры объективные процессы природы, общества или объекты мистические. Почему это важно? Потому, что человек, живущий проблемами реальности, живет интересами общества и государства. Человек, живущий проблемами мистики, только создает видимость, что его интересуют проблемы земные, в действительности, если он не обманщик, его проблемы далеки от реальности. Религиозный фанатик, выступающий в качестве террориста-смертника, свою жизнь приносит не на алтарь Отечества, а как жертву сверхъестественной силе, дабы занять достойное место не на Земле, а в потустороннем мире. Он тем самым освобождается от тягот земного бытия.
Вера - это совокупность жизненно важных установок в области теории и практики, которые определяют относительно устойчивое, определяемое субъектом видение проблем бытия мира и человеческой деятельности. Вера как знание выступает своеобразным духовным коконом, внутри которого живет человек, а потому она привносит элемент субъективности в любые формы деятельности и, следовательно, сказывается на результатах различных видов деятельности.