Возникновение и становление венчурной индустрии как результат развития научного мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 17:35, реферат

Краткое описание

Технологии за последнее время сделали гигантский скачок в своем развитии, став главным локомотивом мировой экономики. Индустриальная революция XVIII века, как и «цифровая» революция рубежа ХХ–ХХI веков кардинальным образом преобразила экономическую и общественную сферы человеческой жизни.
Сотовая связь внедряется на планете с большей скоростью, чем это в свое время происходило с пенициллином. Например, первый миллиард абонентов подключился к мобильной связи за 15 лет, второй — за 4 года, третий — за 2 года. В мире сейчас насчитывается около 6 миллиардов подписчиков мобильной связи, то есть 86 абонентов на 100 жителей планеты. В Китае — более 1 миллиарда подписчиков, Индия в конце 2013 года также перешагнула планку в 1 миллиард.
Оборот онлайн–продаж в секторе B2C (business to consumer) по всему миру, согласно исследованию IMRG Global E–commerce Overview 2012, оценивается в 950 миллиардов долл.
Все эти глобальные изменения были бы невозможны без формирования научного мировоззрения, а также появления в середине XX века венчурной индустрии. Данная работа направлена на выявление взаимосвязи этих двух явлений.

Содержание

Введение 3
1.1 Общая характеристика научного мировоззрения 4
1.2 Особенности научного мировоззрения 5
1.3 Становление научной картины мира 6
1.4 Переход к активному внедрению научных знаний в практическую деятельность 10
2.1. История возникновения венчурной индустрии 12
2.2. Понятие венчурного капитала 15
3.1. Взаимосвязь появления венчурной индустрии с развитием научного мировоззрения 17
Заключение 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Вложенные файлы: 1 файл

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ВЕНЧУРНОЙ ИНДУСТРИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.docx

— 62.91 Кб (Скачать файл)

 

«Возникновение и становление венчурной индустрии как результат развития научного мировоззрения»

 

Оглавление

 

 

Введение

Технологии за последнее время сделали гигантский скачок в своем развитии, став главным локомотивом мировой экономики.  Индустриальная революция XVIII века, как и «цифровая» революция рубежа ХХ–ХХI веков кардинальным образом преобразила экономическую и общественную сферы человеческой жизни.

К примеру, цифровая революция создала к началу 1970–х годов новый сегмент в мировой экономике — сектор IT–технологий (от англ. informational technologies — информационные технологии), породивший такие известные изобретения, как персональный компьютер и интернет. В настоящее время в мире в день отправляется порядка 80 млрд сообщений электронной почты, онлайн–мессенджеров и сообщений в социальных сетях. Количество запросов, обрабатываемых поисковой системой Google, составляет около 100 млрд  в месяц, а число просмотров видеороликов на Youtube — примерно 4 млрд в  день.

Сотовая связь внедряется на планете с большей скоростью, чем это в свое время происходило с пенициллином. Например, первый миллиард абонентов подключился к мобильной связи за 15 лет, второй — за 4 года, третий — за 2 года. В мире сейчас насчитывается около 6 миллиардов подписчиков мобильной связи, то есть 86 абонентов на 100 жителей планеты. В Китае — более 1 миллиарда подписчиков, Индия в конце 2013 года также перешагнула планку в 1 миллиард.

Оборот онлайн–продаж в секторе B2C (business to consumer) по всему миру, согласно исследованию IMRG Global E–commerce Overview 2012, оценивается в 950 миллиардов долл.

 Все эти глобальные изменения были бы невозможны без формирования научного мировоззрения, а также появления в середине XX века венчурной индустрии. Данная работа направлена на выявление взаимосвязи этих двух явлений.

    1. Общая характеристика научного мировоззрения

Исторически первой формой мировоззрения был миф. Мифологическое мировоззрение существовало длительное время, некоторые его проявления можно отметить и в сознании современного человека — это суеверия, астрология, магия, вера в переселение душ и загробную жизнь. По мере развития человеческого общества мировоззрение усложнялось, и появились религиозные представления о мире.

Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания привело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных субъектно-объектных отношений, а рост естественнонаучной информации о природе — к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснивших мифологическую и религиозную картины мира. Со временем основной вопрос мировоззрения (вопрос о мире в целом и об отношении человека к миру) и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрел научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным, отъединенным и от мифологического, и от религиозного мировоззрения.

Исследуя разнообразные сферы реального мира, наука в силу самой логики научного познания неизбежно вырабатывает определенные мировоззренческие знания как побочный продукт. В истории цивилизации нередко случалось так, что те или иные научные открытия, обобщения, выводы приобретали в духовной культуре людей мировоззренческую значимость.

Например, создание в XVI—XVII вв. гелиоцентрической модели само по себе представляло собой специально-научную, сугубо астрономическую проблему. Вместе с тем, в силу сложившейся мировоззренческой традиции (что видно на примере религиозных текстов), вопрос этот оказывался напрямую связанным с вопросом о месте человека в мире.

В XIX в. такую же мировоззренческую остроту приобрела другая естественнонаучная проблема — происхождение жизни и человека на нашей планете. В XX столетии мировоззренческую нагруженность имели многие открытия в физике, биологии, космологии, кибернетике, психологии. Глубокий метафизический интерес, далеко выходящий за пределы научных кругов, вызвали выводы теории относительности о релятивности пространства и времени, исследования «последних кирпичиков мироздания» в квантовой физике, теория Большого взрыва и «антропный принцип» в космологии.

Большой резонанс в общественном сознании вызвали такие выдающиеся открытия, как открытие генетического кода, функциональной асимметрии правого и левого мозга, дискуссии по проблемам моделирования интеллекта, изучение неординарных состояний сознания, вызываемых приемом психоделических препаратов или применением нефармакологических методов глубинной психотерапии.

Ученый никогда не ставит перед собой задачу получить профессиональный ответ на ту или иную мироустроительную проблему. Это не входит в его компетенцию. Тем не менее научная практика и логика исследовательской деятельности так или иначе подводят ученых к необходимости выработки интегрального образа изучаемой реальности, научной картины мира, возникающей в результате синтеза знаний, получаемых в различных научных дисциплинах.

    1. Особенности научного мировоззрения

Для научного мировоззрения характерны следующие особенности:

  • объективность, или принцип объективности. При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхлриродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.
  • Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения — критичность и рациональные принципы познания.
  • Организация, системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.
  • Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости.
    1. Становление научной картины мира

Античная и средневековая наука, накапливая специальные знания, вообще не претендовала на выработку какой бы то ни было модели Универсума. Естественнонаучная картина мира как результат междисциплинарного синтеза появляется лишь в Новое время. Исторически первой ее формой была механистическая картина мира.

Важно отметить, что в эпоху античности теоретическое знание было расколото на два существенно различных по своей структуре и содержанию слоя. Первый слой, (конкретное, «рецептивное» знание), давший начало античной науке, был вплетен в практическую жизнь людей, служил интересам мореплавателя (астрономия), земледельца (геометрия), купца (арифметика) и др. Второй слой знания по своим истокам носил чисто умозрительный характер. Аристотель называл такое знание учением о сущем, о всеобщих началах и причинах бытия. В силу того, что сущностный уровень бытия непосредственно не наблюдаем, он составляет «запредельный», умопостигаемый мир.

Поэтому опыт не может, как полагали древние философы, быть последней инстанцией для проверки всеобщих и высших истин. Только ум непосредственно созерцает высшие основоположения и непосредственно усматривает их истинность. Позднее этот слой знания был назван «метафизикой». В силу сказанного Античность знает только натурфилософскую модель мира.

В эпоху Средневековья мир умопостигаемого оказался по преимуществу объектом мировоззренческого осмысления со стороны теологии. Центральная идея богословской метафизики — идея иерархической структуры мироздания. Теологи разрабатывали эту идею применительно к потребностям религиозного миропонимания.

До тех пор, пока в истории цивилизации монопольное положение занимали мифология, философия и религия, а наука делала лишь первые шаги в своем становлении, господствовало убеждение, что объектом последней является прежде всего подлунный мир, а мир небес был той ареной, на которой научное знание признавалось недостаточным.

Важнейшей особенностью ньютоновской научной революции XVII века явилось то, что она рискнула сделать объектом точного научного исследования «мир в целом». Впервые наука заявила о своем праве изучать и адекватно постигать всеобщие принципы бытия и «всемирные» законы (как, скажем, закон всемирного тяготения).

Дуализм наблюдаемого и умопостигаемого, подлунного и небесного, конечного и бесконечного преодолевается не на путях философского умозрения или богословских спекуляций, а на путях экспериментально контролируемых теоретических построений. Лишь после того, как удалось, исходя из общей точки зрения, одними и теми же законами объяснить и небесные и земные явления, появилась возможность и необходимость первой естественнонаучной картины мира — картины мира ньютоновской физики с характерной для нее абсолютизацией законов механики.

Наука XVII в. вырабатывает модель объяснения природного целого, в основе которой лежала идея причинной обусловленности всех физических процессов; главная цель познания — отыскание законов природы, при этом сам закон понимается как жестко фиксированное каузальное и однозначное соотношение явлений.

Следует заметить, что этот образец объяснения постепенно стал переноситься в другие области, вплоть до биологической и социальной. Убежденные в рациональном и поддающемся количественному анализу устройстве природы, естествоиспытатели считали, что в мире нет ничего, что не могло бы стать объектом научного познания; а все, что наука делает предметом своего анализа, в конечном счете может быть познано до конца, исчерпывающим образом и притом исключительно научными средствами.

Эта убежденность ученых составляла важнейший элемент научной рациональности классического естествознания. Использование методов и принципов конкретной науки в решении относимых раньше к «метафизике» проблем способствовали тому, что научные достижения XVII —XVIII вв. были быстро обобщены и организованы в стройную систему. В итоге завершивший ньютоновскую теорию П. Лаплас мог с гордостью утверждать, что его «система мира» не оставила нерешенной ни одной астрономической проблемы, а Ж. Лагранж с завистью отметил, что ученым дан всего один «Универсум» и И. Ньютон уже успел его объяснить.

Выработка целостного взгляда на природу на базе механистических представлений и формирование соответствующей парадигмы классического естествознания явились гигантским скачком вперед, триумфом синтезирующей функции науки. Здесь нужно, однако, обратить внимание на внутреннюю неоднородность и противоречивость методологических оснований формировавшегося в ту эпоху естествознания.

Очевидно, что по своей сущности ньютоновская программа выходила за рамки собственно механики и содержала в себе и естественнонаучные принципы и философские составляющие. Общие установки этой программы — исчерпывающая познаваемость реальности, объяснение природы из нее самой, требование «натурального» описания и отказ от «сверхприродных» причин, использование математического языка и обращение к эксперименту как «пробному камню» теории, имели направляющее и стимулирующее значение для развития естествознания, выходящее за рамки собственно механики и даже классической физики в целом.

Вместе с тем в ней были такие компоненты, которые на определенном этапе развития научной мысли достоинства превращали в недостатки, а именно — экстраполяция механистических представлений на всю природу, отрицание много качественности материи.

В программе классического естествознания можно ретроспективно выделить три последовательных слоя. Первый слой связан с установками механицизма; его узость и историческая ограниченность обнаружилась уже в первой половине XIX в. Второй слой — это установки физикалистского мировоззрения в целом; последние исчерпали себя примерно к середине XX в. Что касается третьего слоя, то в данном случае речь идет о том специфическом типе научной рациональности, который ориентирует науку всецело на исследование реальности по образцу физической науки. Историческая ограниченность такого типа научной рациональности начинает осознаваться лишь в современную эпоху.

В середине XIX в. на смену механицизму приходит электромагнитная картина мира. Революция в естествознании, начавшаяся на рубеже XIX—XX вв., предопределила появление новой неклассической картины мира, опирающейся на радикальные физические идеи теории относительности и квантовой механики. Современные представления о мировом целом складываются в результате обобщения вероятностной модели, принципов инвариантности (включая различные законы сохранения, принципы относительности и симметрии) и др.

    1. Переход к активному внедрению научных знаний в практическую деятельность

Последние столетия ознаменовались бурными событиями в жизни человеческого общества. Глубокие сдвиги в экономических, политических, общественных структурах периодически взрывают устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. В основе этих движений - научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются.

Произошла целая серия технологических и фундаментальных открытий в области электроники, радиофизики, оптоэлектроники и лазерной техники, современного материаловедения («новые материалы»), химии и катализа, создание современных авиации и космонавтики, бурное развитие информационных технологий, поразительные результаты в области микро- и наноэлектроники породили производство наукоемких продуктов, в основе которых лежат наукоемкие технологии, за счет которых происходит экономическое развитие в последние годы. Поэтому научно-технический прогресс приобретает ряд новых черт. Новое качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства. Одно из проявлений этого — резкое сокращение срока реализации научных открытий: средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919 г. — 37 лет, с 1920 по 1944 г. — 24 года, с 1945 по 1964 г. — 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) — 3-4 года. Произошло, таким образом, сокращение этого периода до продолжительности строительства крупного современного предприятия. Это означает, что появилась фактическая конкуренция научного знания и технического совершенствование производства, стало экономически более выгодным развивать производство на базе новых научных идей. В результате изменилось взаимодействие науки с производством: раньше техника и производство развивались в основном путем накопления эмпирического опыта, теперь они стали развиваться на основе науки - в виде наукоемких технологий. Это технологии, в которых способ производства конечного продукта включает в себя многочисленные вспомогательные производства, использующие новейшие технологии. В наукоемких отраслях высоки темпы научно-технического прогресса. Например, в ключевой области современного НТП — микроэлектронике — скорость накопления опыта характеризуется ежегодным удвоением сложности и объема выпуска интегральных схем при 30-процентном снижении издержек и цен. В этих условиях отставание чревато не только потерей позиций в данной отрасли, но и безнадежным отставанием отраслей, где широко применяется электроника — в таких наукоемких отраслях как лазеры, авиастроение, отдельные виды машиностроения и др. Эти технологии используют многочисленные достижения фундаментальных и прикладных наук. Скорость появления новых изобретений и совершенно новых направлений исследований, которые иногда становятся самостоятельными отраслями научного знания способствует увеличению скорости морального износа уже имеющейся техники и технологии. Следующее за этим обесценение постоянного капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому у производителей высок интерес к научным знаниям, они заинтересованы в контактах с наукой.

Информация о работе Возникновение и становление венчурной индустрии как результат развития научного мировоззрения