Возникновление философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:43, реферат

Краткое описание

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I Возникновение философии……………………………………….5
Философия как попытка понять мир…………………………..5
Основные философские проблемы…………………………….9
Глава II Функции философии в обществе……………………………….11
Глава III Основные направления в философии - материализм и идеализм……………………………………………………………………...14
Глава IV Роль философии в жизни общества…………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...23
Список используемой литературы………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

возникновение философии.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

Глава I Возникновение философии……………………………………….5

    1. Философия как попытка понять мир…………………………..5
    2. Основные философские проблемы…………………………….9

Глава II Функции философии в обществе……………………………….11

Глава III Основные направления в философии - материализм и идеализм……………………………………………………………………...14

Глава IV Роль философии в жизни общества…………………………...19

Заключение…………………………………………………………………...23

Список используемой литературы………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

   Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы.

   Философия, таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы. Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В VII-VI вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVI века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики  к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося  на опытные знания.

    Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед. Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.

   Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Возникновение философии.

Философия как попытка  понять мир.

   Возникновение, становление (генезис, от греч. - рождение, происхождение) философии – сложный для историко-философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение «от мифа к логосу». Но за этим линейным движением «от мифа к логосу» стоит множество вопросов проблемного характера, главный из которых – что такое философия. Среди самих философов нет единодушия по этому вопросу. Очевидный факт, что философские истины не единственные в мире. С древности и до сегодняшнего дня нигде в мире философия не была той формой истины и мышления, которой живет большинство людей. Часто она принимает обличье видимости философии и философствования. И все же философия существует более двух с половиной тысяч лет, являясь неотъемлемой частью человеческой духовности, культуры, познания.

   Возникновение философии связано с особенностями как развития индивидуального человеческого бытия и сознания, так и с историческим развитием общественного бытия. Поэтому необходимо назвать те предпосылки, благодаря которым стало возможным появление философии и философского сознания. Речь идет об источниках философии.

   Первый из них – психологический – удивление. Сущность его кратко можно выразить как знание о незнании. Только там и тогда, где и когда человек четко определил и отделил то, что он знает, от того, что он не знает, возникают основания для движения в познании, для озарения в сопричастности к чему-то удивительному. Знание о незнании – это не только источник удивления, но и источник принципиально нового отношения к действительности, к знанию.

   Второй источник – теоретический. Однако среди философов нет единодушия по поводу того, какой именно является определяющим в развитии философии. Часть философов придерживается мифогенной концепции генезиса философии (философия произошла из мифологии), другая – гносеогенной концепции (философия возникла из накопившихся знаний о природе, мире, пришедших в конфликт с религиозно-мифологической верой).

   Несомненно, что философия тесно связано с мифом. В осмыслении этого источника есть две трудности – крайности. Нельзя думать, что для возникновения философии достаточно было изменения личностно-чувственно-образной формы мироощущения на без личностно-разумно-понятийную. Нельзя представлять этот процесс и как простое отрицание одного другим. Очевидно, нужна мера, середина: философия возникает как весьма сложное, критическое отношение к мифологическому мировоззрению и вместе с тем на основе усвоения его основных духовных ценностей.

   Философия в переводе с греческого означает «любовь к знанию, любознательность, любомудрие». Одним из первых, кто ввел этот термин в широкий обиход, был знаменитый Пифагор. Рассказывают, что когда тиран г. Флиунта спросил Пифагора, кто он такой, Пифагор не без гордости ответил – философ! Слово это было незнакомо тирану, и Пифагор объяснил его смысл так: он сравнил жизнь с Олимпийскими играми. Среди присутствующих на играх можно выделить три группы людей: одни приходят сюда для борьбы, другие – торговать, третьи, которые мудры, удовлетворяются наблюдением. Так и в самой жизни: одни рождены, чтобы быть рабами славы или соблазняться прибылью, другие – мудрые, стремятся только к истине. Значительно позже Аристотель тоже назвал философами тех, кто больше всего любит и ищет истину, а мудрецами тех, кто знает обо всем, знает наиболее трудное и имеет знание наиболее точное. Эти знания, по выражению испанского философа Х. Ортега-и-Гассета, предстают перед нами в виде «скопища мнений об одном и том же», это даже некий «беспорядок», без которого невозможно прийти к ясности, это «картина бесконечного умственного беспокойства», нежелание поддаться соблазну поскорее добраться до окончательного ответа.

   Но Аристотель употреблял термин «философия» и в другом, более узком значении, применительно к науке о сущности и сути бытия. Именно эту науку, философию в собственном смысле слова, он именует первой мудростью, возникшей и выделившейся из мудрости общей.

   Но что же такое мудрость, как шаг к пониманию философии? Если вспомнить еще одного великого грека – Сократа, то «быть ниже себя самого – это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя – не что иное, как мудрость». Следовательно, все, что возвышает человека над собственной ограниченностью, есть мудрость. Что же способствует возвышению? В первую очередь – знания. Они давали возможность определять точные даты празднеств, привели к накоплению астрономических наблюдений, математических расчетов; они помогали в организации хозяйственных и ирригационных работ, они нужны были при счете, торговле, определении налогов и общественных правил. В первую очередь это были математические и астрономические знания. Но уже простейшие арифметические действия заставляют забывать о конкретных слагаемых вещах и объектах и подниматься до абстрактно-логических рассуждений, искать и открывать закономерные реальные связи и отношения. Но наблюдения за регулярностью и правильностью движения небесных светил, так же как и систематизация математических знаний, были несовместимы с произволом мифологических богов, бессистемностью самих мифов.

   То есть, зарождающаяся научная мысль представляла собой принципиально иной тип миропонимания в отличие от мифологии и ранней религии. Его фундаментом стали не фантазии и иллюзии, а реальные наблюдения, обобщения, выводы, доказательства. Философская мудрость ассоциируется со всем тем, что является результатом не мифологического восприятия, а результатом осмысления действительности с позиций разума. Это уже отмежевание от мифологического мировосприятия на основе достоверных, истинных знаний. Особую роль в становлении нового миропонимания сыграли знания агрономии, географии, медицины, математики, астрономии, истории.

   Научное знание, с одной стороны, стало источником критического отношения к мифам и мифологии. С другой стороны, именно возникновение зачатков наук – математики, астрономии, медицины, географии и др. – явилось неиссякаемым источником философии, придало ей, особенно на первых порах становления, научный характер. Следовательно, наука – главный теоретический источник возникновения философии. Без знания критическое отношение к миру, мифологии просто не может стать критическим. Научные знания – это первый шаг к абстракции. Наконец, философия – это новое теоретическое миропонимание. А оно не могло возникнуть помимо науки. Она стала тем фундаментом, тем средством, которое способствовало возникновению и развитию теоретического типа мировоззрения.

   Надо отметить, что уже в мифологии были зачатки этих знаний, подрывавшие миф изнутри, способствовавшие его разрушению. Как яркий пример этого противоречия можно привести высказывания древнегреческих историков: «Я пишу историю так, как мне представляется истинным, – говорит Гекатей из Милета. – Ибо рассказы мудрых эллинов представляются мне многообразными и смехотворными». Мифические толкования истории не устраивают его, он пытается осуществить ее рациональное истолкование. Миф разрушается и медицинскими знаниями. Так, Гиппократ в трактате «О священной болезни» отвергает восходящее к мифу представление о «божественной» природе эпилепсии. «Ничто не делается вне природы», – утверждает Гиппократ.

   В конечном итоге философия представляет собой результат разрешения противоречия между мифом и первоначальной наукой, синтез обобщающей, мировоззренческой установки мифа и эмпирической, наблюдательной установкой древней науки.

 

Основные философские  проблемы.

   Кроме познания мира как единого, его основ и глубинной сущности, философская мудрость предполагала также раздумья о природе человека, его сущности, предназначении, смысле жизни. Первоначальные представления о человеке сложились задолго до того, как возникла философия. Человек необъясним, загадочен, божественен. Древние люди всегда рассматривали человека как часть общества, а общество как часть космоса. Для них природа и человек не противостояли друг другу, а потому им и не должны были соответствовать два различных способа познания. Природные вещи и явления мыслились в терминах человеческого опыта, а человеческий опыт – в терминах космических явлений. По мере развития человека мир мыслился по аналогии с человеческой жизнью, ее условиями и закономерностями. Создание мира представлялось как рождение при наличие родителей всего сущего. Такой парой прародителей были Земля и Небо. Сотворение мира и людей мыслится как рождение от Великой матери, будь то богиня (как в Греции), или же демон (как в Вавилоне), или существо мужского пола (как в Египте). Так возникало понимание некоего генеалогического родства природы и всего живого.

   Несмотря на еще присутствующую власть мифа, можно подчеркнуть, что философское знание изначально обладает человеческим измерением. Уже в ранних философских построениях ставятся вопросы человеческого сознания, познания, способностей. Они связываются с наличием у человека души и тела. Душа тождественна разуму. Достаточно высоко ценится и телесность человека. Уже Гераклит утверждает, что проникнуть в тайну природы невозможно, не раскрыв тайну человека. Сократ, афинский философ, вообще оставил философии только один вопрос: «Что есть человек?». Единственный универсум, который должна исследовать философия – это универсум человека; самопознание ведет к человеческому пониманию мира, к уяснению каков он есть, каким будет.

   Не сразу отчетливо проявилась и выкристаллизовалась философская проблематика: осознание мира и его устройства, структуры; познание себя, человеческого мышления; поиск универсальных причин и связей мира и т.д.

   Но изначально и всегда философская проблематика – это проблематика предельного заострения, это отказ от частностей, концентрация сознания на мире целого, неисчерпаемого.

   Принципиальная характеристика философских проблем – невозможность их окончательного решения. Это так называемые «вечные» проблемы, «конечные» вопросы. Принципиальная неразрешимость не уничтожает их, а заостряет в каждую конкретную эпоху. «Философия – есть в мыслях схваченная эпоха» (Г. Гегель).

 

 

Глава II Функции философии в обществе.

   Роль философии в обществе проявляется через осуществление определенных функций (лат. functio — исполнение, назначение, роль). Наиболее важными из них являются: онтологическая, социальная, гносеологическая, аксиологическая, методологическая, мировоззренческая.

   Онтологическая функция (гр. ontos — сущее) состоит в рассмотрении различных определений важнейшей философской категории — бытия, означающего целостность, «собранность», универсальность всего существующего, его субстанциональность (лат. substantio — сущность), т.е. первооснову. Философские учения по своему объясняли причины и основания мира, помещая в центр своих размышлений понятия космоса, бога, человека, сознания, абсолютного духа, воли и другие. Значения, которые придавались этим онтологическим понятиям определяли содержание и форму различных концепций бытия.

   В XX веке значительное распространение получила идея о том, что бытие мира может быть понято только через бытие человека. Согласно этому пониманию истину мира, его основание следует искать в потоке человеческой жизни, бесконечной в своих проявлениях, где объективное и субъективное составляют единое целое. Эта идея получила название «антропного принципа» (гр. anthropos — человек).

Информация о работе Возникновление философии