Деятельность и творчество Д. Дидро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:53, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследования педагогического наследия французского Просвещения XVIII века, представителем которого является Д.Дидро, обусловлена целесообразностью использования его в естественной ориентации общества на демократические преобразования, предполагающие максимальное обеспечение широких свобод человеку во всех сферах его жизнедеятельности как процесса самовоспитания, гуманистической направленности современного российского образования, формировании педагогического идеала развивающейся личности.

Содержание

Введение.
3
1.
Жизнь и творчество Дени Дидро.
4
2.
Педагогические идеи Дени Дидро.
8
3.
Дидро и Россия.
10
4.
Энциклопедия Дидро.
15

Заключение.
17

Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

философия вар 12.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Помимо содержания работы образовательных учреждений, Дидро  уделяет внимание организации их работы. Французский энциклопедист был сторонником децентрализации и разукрупнения учреждений образования. Он высказывается в поддержку системы напоминающей современные кампусы. Дидро находил необходимым учреждать высшие учебные заведения в именно небольших городах, создавая изолированную атмосферу академической среды. И сами города, как он считал, выигрывают от пребывания в них образованной молодежи, и студенты, огражденные от соблазнов. К этой идее философа о децентрализации научного потенциала политики возвращаются регулярно.

В России и во Франции сегодня проводятся реформы в обратном направлении: укрупняются университеты, преобладает концентрация в крупных городах, ужесточаются правила контроля над качеством работы средних школ и вузов. Преподавательскую работу он считает монотонной и скучной. Для поощрения учителей французский просветитель предлагает увеличить их гонорары по сравнению с доходами других профессий в обществе [4, 583]. Значит, и в те времена отчетливо вырисовывалась проблема мотивации педагогического труда, отмечалось отсутствие творческой струны в деятельности учителя, о которой так много дискутируют в начале XXI века. Увы, средняя зарплата учителей в России и теперь ниже средней зарплаты по стране, не говоря уже о том, что она, как и во Франции, чрезвычайно низка в сравнении с оплатой труда лиц, имеющих профессии эквивалентной сложности с точки зрения общественно-необходимых затрат на их формирование.

Вместе с вопросом оплаты педагогического труда высвечивается  общая проблема финансирования деятельности образовательных учреждений. И тут помимо дискуссий о возможных источниках и способах финансового обеспечения следует задуматься над тем, стоит ли вообще при рассмотрении институтов образования исходить из принципа извлечения экономического эффекта. Соответственно, неоднозначным становится и другой вопрос – об определении затрат и результатов педагогической деятельности, а также об их взаимном согласовании. Нужны более приемлемые способы выявления социальной ценности образовательной деятельности. Односторонние стоимостные подходы доказывают свою несостоятельность. По всей видимости, пора кардинально и решительно переосмыслить имеющие хождение в нашем обществе взгляды на место и роль образования в процессе общественного воспроизводства.

 

 

 

 

 

4. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ДИДРО.

 

 Еще с 1741 года Дидро мечтал о каком-нибудь грандиозном научном предприятии, которое побороло бы, наконец, нетерпимость и суеверие. В это время к нему явился книгопродавец Лебретон с предложением принять на себя редактуру английской энциклопедии Чемберса, полезного, но чисто технического справочника. Дидро увидел в этом предложении знак судьбы. Он задумал не рабское переложение чужого труда, а самостоятельный и подробный обзор всех достижений науки, всех опытов социальной, политической и религиозной свободы [2, 371]. Его горячность и вера в успех увлекли издателя, и тот принял на себя финансовую сторону предприятия.

 Энергично и с  большим пониманием людей Дидро  стал группировать вокруг себя  сотрудников. Обладая самыми разнообразными  знаниями, от техники в ремеслах до эстетики, философии, естествознания и политики, он был самым подходящим человеком для центральной, объединяющей роли. Редакторскую работу взял на себя Д’Аламбер, своим ровным характером усмирявший вечное волнение и боевой задор Дидро. Он же внес в дело глубокие специальные знания по философским и математическим наукам. Весте они распределили труд по отделам, привлекая для каждого из них лучших специалистов того времени, таких, как Вольтер и Монтескье.

 Но свое участие  в гигантском сборнике, осуществление которого было рассчитано на десятки лет, он и не думал замкнуть в рамки одиночного дела. Следы его деятельного участия заметны повсюду, даже в описании открытий и усовершенствований в ремеслах и заводских производствах. Связи с рабочим миром облегчили для Дидро специальное его изучение. Он расспрашивал и разузнавал все нужное в мастерских, сам учился ремеслам и мог внести в Энциклопедию до тысячи статей технического содержания.

 В 1751 году был  издан первый том. До 1772 года, когда  вышли последние тома, тянется многострадальная, богатая гонениями, запретами и приостановками история великой Энциклопедии, давшей имя целому периоду в развитии человеческой мысли. Всего на работу над ней ушло более тридцати лет, то есть все лучшие годы Дидро потратил на этот труд. Он решил довести дело до конца вопреки всем препятствиям. Духовенство и двор, цензура, полиция, иезуиты - все объединились в борьбе против него. Д Аламбер, наконец, утомился и заявил другу, что не в силах больше делить с ним редакционные труды. Дидро взял эту тяжелую обязанность на себя и после перерыва в несколько лет выпустил в 1765 году десять новых томов. Ему предлагали облегчить дело издания, перенеся его за границы Франции, Фридрих второй звал его в Берлин, Екатерина обещала устроить ему удобное печатание в одном из приморских городов России, например в Риге. Но он остался на своем посту, и на глазах своих противников, пользуясь иногда покровительством  людей,  обязанных  его  преследовать  ( например  Мальзабера, главного блюстителя печати), с поразительной настойчивостью шел по намеченному им пути. К этому времени слава Энциклопедии разнеслась по всей Европе [6]. Везде, где царили беззаконие, жестокость, душевная тьма (а кроме пробудившейся раньше Англии вся Европа была тогда в таком состоянии), её статьи, изложенные твердым, научным языком, действовали необыкновенно эффективно.

Великая Энциклопедия Дидро  стала первым научным изданием, содержащим не только чисто техническую информацию, рассчитанную на профессионалов, но и  философские рассуждения, что и послужило одной из основных причин столь яростного неприятия властью этой книги. Во многих статьях, например в статье" Свобода", принадлежащей самому Дидро, высказывались достаточно смелые взгляды на жизнь, которые не могли понравиться правительству Франции.

 Круг его научных  интересов был чрезвычайно широк.  Он писал о естественном отборе  и теории наследственности, что  дало возможность впоследствии  называть Дидро предшественником  Дарвина. 

" Что значат тысячелетия  в мировой жизни!" - восклицал  он, говоря об эволюции, приведшей природу и человека к их современному состоянию. Он верил в успехи экспериментальной науки с ее тонкими приборами и точными наблюдениями. В своей работе "Сон д'Аламбера" он умышленно придал своим научным фантазиям форму болезненного бреда со вспышками ясного, здравого смысла. В такой форме можно было строить и высказывать догадки, которые многим должны были показаться химерическими. Тогда это были действительно мечты, но они были достойны замечательного философа природы, с годами оставившего далеко позади себя своих прежних единомышленников, вроде Гольбаха или Гельвеция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

XVIII век вошел в историю  как век Просвещения.

В конце девятнадцатого века граф Д. А. Толстой в процессе изучения российского образования XVIII  столетия вернулся к проекту Дидро и сделал вывод, что тот не получил никакого практического применения и был отложен Екатериною II в сторону по причине, как она считала, непригодности для имеющихся в России общественных условий. Вместе с тем, этот проект получил высокую оценку графа Д. А. Толстого и был признан опережавшим свое время по многим вопросам. Его некоторые принципы имели актуальность даже для конца XIX века. Сейчас мы можем посмотреть на работу французского просветителя с высоты сегодняшних проблем в XXI веке. И вот какие выводы можем сделать. Конечно, невозможно отрицать, что мы ушли далеко вперед по сравнению с крепостнической Россией екатерининской эпохи. Процессы капиталистического развития шли нога в ногу с совершенствованием системы образования, расширением доступности, повышением уровня знаний, укреплением связи с научной формой мышления.

 Нельзя игнорировать  того рывка, который был сделан  в данной области за советский  период. Все это сформировало  сложные институциональные условия, отсутствие которых так прельщало Дидро, но с которыми невозможно не считаться при нынешних образовательных реформах. Но, как бы то ни было, присмотримся внимательнее к рассуждениям французского просветителя…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

Джуринский А. Н. История  зарубежной педагогики. М.: Издательская группа «Форум» - «Инфра – М», 1998.

 

Капранова В. История  педагогики. Изд-во «Новое знание» 2007.

 

Латышина Д. И. История  педагогики. 2005.

 

Плохова М. Г., Карин В. М., Пискунов А. И. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ΧΧ века. Учебное пособие. Изд. 3-е., испр., доп. Изд-во «Сфера» 2007.

 

Фрумов С.А. Педагогические взгляды Дидро, в книге: Очерки по истории педагогики, М.: 1952.

 

Электронный ресурс. Педагогическая энциклопедия http://www.оtrok.ru





Информация о работе Деятельность и творчество Д. Дидро