Жан-Поль Сартр (1905-1980)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:14, реферат

Краткое описание

Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.
Центральные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире — необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.
В своей работе мне хотелось бы подробнее остановится на таких представителях атеистического экзистенциализма, как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, а также на общей проблематике философии экзистенциализма.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 63.48 Кб (Скачать файл)

Введение

“Экзистенциализм - это гуманизм”. Название этой книги французского философа, писателя, драматурга Жана Поля Сартра может служить девизом экзистенциализма, как самое краткое и точное выражение смысла и назначения целого направления современной философии.

Экзистенциализм, или философия  существования (от позднелатинского existentia - существование) зародился в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание  и популярность. Среди первых представителей экзистенциализма принято считать  русских философов Льва Шестова  и Николая Бердяева, хотя основное развитие это течение получило после 1-ой мировой войны в трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и  Карла Ясперса и в сороковых  годах в работах Альбера Камю, Жана- Поля Сартра и Симоны де Бовуар. В то же время своими предшественниками  экзистенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора, Достоевского и Ницше.

В философском отношении  на экзистенциализм оказали преобладающее  влияние такое направление как  философия жизни, а также феноменология  Гуссерля и Шеллера.

Экзистенциализм как яркое  проявление нонкомформизма явился своеобразной реакцией на духовный кризис, вызванный  войнами и страданиями. В ситуации безнадежности и душевной растерянности  призыв экзистенциалистов к человеческой подлинности, к чувству человеческого  достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости. Экзистенциалистски настроенная личность противопоставляла  личное решение, волевой акт уверткам "трусливого разума".

Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и  др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо  для многих представителей нерелигиoзного  экзистенциализма утверждение, что  Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности  жизни людей без Бога.

Центральные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл  его жизни и судьбы в мире —  необычайно созвучны любому, задумывающемуся  над своим бытием, человеку. Вот  почему экзистенциализм столь популярен  и поныне.

В своей работе мне хотелось бы подробнее остановится на таких  представителях атеистического экзистенциализма, как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, а также на общей проблематике философии экзистенциализма.

 

 

 

1.1. Жан-Поль Сартр (1905-1980)

 

Мои сочинения неудачны. Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я этого хотел. Думаю, будущее опровергнет многие мои  суждения; надеюсь, некоторые из них  выдержат испытание, но во всяком случае История не спеша движется к пониманию  человека человеком...

Из предсмертной беседы Сартра со своим секретарем

 

Энциклопедии называют его  философом и писателем, но такое  определение не безупречно. Философ  Хайдеггер считал его скорее писателем, чем философом, а вот писатель Набоков, напротив, скорее философом, нежели писателем. Но все, пожалуй, согласились  бы с емким определением «мыслитель». А всякий мыслитель — это обязательно  еще и в той или иной мере психолог, причем, что касается Сартра, то его принадлежность к психологической  науке очевидна и бесспорна (просто не столь выделяется на фоне его  литературных и общественных достижений). Экзистенциальное направление в  психологии и психотерапии, за последние  полвека завоевавшее огромную популярность, восходит к его представлениям о  природе и назначении человека. А  «Очерк теории эмоций», написанный Сартром  в 1940 году, представляет собой один из наиболее значительных психологических  трудов на эту тему.

Жан-Поль Сартр (1905-1980) приобрел известность после публикации романа «Тошнота» (1938). До этого времени  он изучал и преподавал философию, публиковал первые свои философские работы - и  усиленно трудился над романом, считая это занятие главным для себя.

Решающее значение для  формирования философии Сартра имела  философия немецкая - феноменология  Гуссерля и экзистенциализм Хайдеггера. В начале 30-х годов Сартр увлекся  «интенциональностью» Гуссерля, согласно которой «сознание есть всегда сознание чего-то». Сознание «направлено», а  это значит, во-первых, что «объекты»  есть, они существуют, они не есть сознание, а во-вторых, что сознание - отрицание, себя утверждающее как отличие от объекта.

Сартр был увлечен феноменологией потому, что увидел в феномене возможность  преодоления традиционной коллизии материализма и идеализма, увидел возможность покончить, наконец, с субъективизмом, с «пищеварительной» философией, превращающей вещи в содержимое сознания. «Мы освобождаемся от Пруста»,- заявлял Сартр, повторяя, что все «вовне», что все субъективные реакции суть способы открытия мира, что если мы любим, значит, предмет любви содержит в себе достойные любви качества.

Однако «Гуссерль - не реалист»; качества «вовне», но выявляют они себя только в отличии от сознания; внешний мир соотносителен внутреннему. «Все дано», но сознание не есть «данность», сознание - это отрицание, свободный выбор, это сама свобода, а она сущности не имеет, она предшествует сущности. Сартр повторяет вслед за Хайдеггером: «существование предшествует сущности» и основополагающим понятием всех своих размышлений делает понятие свободы.

1.2. Труды «мыслителя»

Новеллы в сборнике «Стена» (1939) рисуют различные ограничения  этой абсолютной, экзистенциальной свободы. В новелле «Стена» - это смерть, смертный приговор, который лишает героев новеллы права на выбор, на свободное действие, а значит, лишает их статуса человека, превращаемого  в плоть, в мертвую «вещь». В  новелле «Комната» Пьер и не посягает на какое-либо действие, он запирается в полутемной комнате, отгораживаясь  от всех, от семьи, «нормальных» людей, самодовольных и плоских мещан.

В новелле «Интимность» отчуждение переживается на уровне постели, где  торжествует не любовь, а ненависть; для женщины границей свободы  оказывается «сильный» мужчина. Герой новеллы «Детство вождя» сам  убивает в себе человека, т.е. свободу, «поиск», «выбор», став «вождем», выбрав для себя «этикетку», ограничив себя определенной общественной позицией, позицией реакционера, националиста, заводчика.

Действие абсолютно свободное  совершает герой новеллы «Герострат»  Пьер Ильбер. Он встает в тот ряд, где Раскольников, Лафкадио, Мерсо,- совершают «немотивированное преступление»: покупает револьвер и убивает  случайно встреченного прохожего. Этот «Герострат», правда, как будто мотивирует свое поведение, сообщая о ненависти  и отвращении к людям, всем людям. Он желает быть собой, тогда как общество покоится на определенных правилах, для  всех обязательных, в принятии которых  он, Ильбер, не участвовал. Боги и для  него умерли, нет ничего святого, ничего, способного остановить убийцу. Отчуждение, питавшееся в начале «Тошноты» критическим  отношением к буржуазному «миру  цвета плесени», быстро превратилось в ненависть к «нормальным», а  затем и в отвращение ко всем прочим, к человечеству.

«Ад - это другие» - такую  идею иллюстрирует пьеса Сартра «За  запертой дверью» (1944). В некую комнату, похожую на номер заурядного отеля, вводят трех персонажей - с ними в  этой комнате ад и появляется, поскольку  они преданы адским мукам общения  друг с другом, а значит, злобе  и ненависти. Каждый из них и палач  и жертва одновременно, ибо каждый есть ограничение свободы другого, низведение свободного сознания до уровня видимой поверхности, сведение к  «вещи». Даже мысль другого убивает, не только взгляд, поскольку и взгляд, и мысль «оценивают», навешивают на «я» ту или иную «этикетку».

«Испытание взглядом», писал  Сартр в книге «Бытие и ничто»,- это испытание «неуловимой субъективностью  Другого», его свободой, убивающей  «мои возможности». Следовательно, общество в трактовке Сартра - это совокупность индивидуумов, находящихся в состоянии  перманентной войны друг с другом, войны не на жизнь, а на смерть.

Все действующие лица драмы  Сартра - покойники, волею автора продолжающие свое существование в аду потустороннего мира. Но «ничего, кроме жизни, нет» - это важнейший вывод атеистического экзистенциализма Сартра. Нельзя поделить ответственность, растворить ее в утопиях потустороннего существования. Все персонажи знают о том, что с ними произошло,- но ничего не могут изменить, никакая воля ничего не может поделать с завершившейся жизнью, с прошлым, которое всегда остается мертвой, не подлежащей изменению, не знающей выбора «фактичностью».

Момент превращения «бытия-в-себе»  в «бытие-для-себя», т.е. «вещи» в  свободное сознание зафиксирован в  драме «Мухи» (1943). Герой знаменитого  мифа Орест вначале принадлежит  обществу, в котором все поступки человека определялись волей божьей. Тирания богов поддерживается земными  тиранами; в роли кровавого деспота  выступает Эгисф, убийца отца Ореста, царя Агамемнона, занявший его место  и на троне, и в постели Клитемнестры, матери Ореста. Опора тирании - народ, скованный страхом и нечистой совестью. Орест человеком себя не чувствует, все ему дано, он сводим к сумме знаний, к «фактичности», он «бытие-в-себе». Все другие, Эгисф, Юпитер, Педагог, сестра Электра, превращают Ореста в «объект оценок», в «этикетку».

Но вот внезапно, как  Рокантена состояние тошноты, Ореста осеняет осознание своей свободы. Он вдруг понял, что «все пусто»; из героя эпохи Юпитера он стал героем эпохи Ницше. Он разгадал великую  тайну богов и царей, скрывающих от людей, что они свободны, ради своей власти. Теперь Орест - «бытие-для-себя», свободное сознание, свободный выбор. Он совершает поступок - мстит убийцам,- вся тяжесть которого ложится  только на него. Орест совершает  свой подвиг «во имя других», во имя  народа своей родины - но он вслед  за этим уходит «к самому себе», уходит «один», как истинно экзистенциалистский  герой влача на себе тяжкий крест  своей свободы.

Роман «Дороги свободы» Сартр  начал писать в 1938 г. Первая часть  «Зрелый возраст» (1945) напоминает пьесу  Сартра с ее плотно закрытой дверью обычного, т.е. безысходного, «адского»  существования. Любовь и ненависть  сопровождают друг друга, персонажи  романа непрестанно выясняют отношения, оценивают, классифицируют друг друга («других»), и каждый являет собой  опасную ловушку.

 

1.3. Экзистенциализм Сартра

Экзистенциальная философия  Сартра обнаруживает себя как одно из современных ответвлений феноменологии  Гуссерля, как приложение его метода к “живому сознанию”, к субъективно-деятельной стороне того сознания, с каким  конкретный индивид, заброшенный в  мир конкретных ситуаций, предпринимает  какое-либо действие, вступает в отношение  с другими людьми и вещами, стремится  к чему-либо, принимает житейские  решения, участвует в общественной жизни и так далее. Все акты деятельности рассматриваются Сартром  как элементы определенной феноменологичной структуры и расцениваются фактически в зависимости от задач личностного  самоосуществления индивида. Сартр  рассматривает роль “субъективного” (подлинно-личностного) в процессе человеческой персонализации и исторического  творчества. По Сартру, акт специфически человеческой деятельности есть акт  обозначения, придания смысла (тем моментам ситуации, в которых проглядывает объективность - “другое”, “данное”). Предметы лишь знаки индивидуальных человеческих значений, смысловых образований  человеческой субъективности. Вне этого  они - просто данность, сырая материя, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует  себя в качестве так или иначе  очерченной индивидуальности. Внешние  предметы - здесь просто повод для  “решений”, “выбора”, который должен быть выбором самого себя.

Поскольку у Сартра человеческая деятельность - в той мере, в какой  она свободная и творческая, - лишена корней в содержании объективности, в том числе и в содержании форм опредмеченной человеческой деятельности (то есть культуры), то содержанием ее оказывается натуралистически взятое содержание природы самого индивида, его уникальные биологические зависимости, события и травмы глубокого детства, довлеющие над индивидом, как  рок. В этой связи Сартр развивает  метод, называемый им экзистенциальным психоанализом, который призван  прояснить облик индивидуальности путем выявления тех обстоятельств  детства и тех специфических  биологических зависимостей, в ответ  на которые она себя строит.

Философская концепция Сартра развивается на основе абсолютного  противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий Сартр усматривает  не в конкретном содержании сил социального  бытия, а во всеобщих формах этого  бытия (вещественные свойства предметов, коллективные и обобществленные  формы бытия и сознания людей, индустриализация, техническая оснащенность современной жизни и так далее). Свобода индивида как носителя беспокойной  субъективности может быть лишь “разжатием бытия”, образованием в нем “трещины”, “дыры”, ничто. Индивида современного общества Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования, в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта, организаций, государства, стихийным экономическим силам, привязана к ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного мнения и где даже объективный разум науки представляется отделенной от человека и враждебной ему силой. Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему, давят на него своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них может себя чувствовать благополучно устроенным только общество “подонков”, человек же испытывает “тошноту”. В противовес всяким вообще “объективным” и опосредованным вещами отношениям, порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр утверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные человеческие отношения, от реализации которых зависит подлинное содержание человечности.

Информация о работе Жан-Поль Сартр (1905-1980)