Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:14, реферат
Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.
Центральные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире — необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.
В своей работе мне хотелось бы подробнее остановится на таких представителях атеистического экзистенциализма, как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, а также на общей проблематике философии экзистенциализма.
В мифологизирующем утопическом
мышлении Сартра все же на первый план
выступает неприятие
Концепция свободы воли развертывается
у Сартра в теории “проекта”, согласно
которой индивид не задан самому
себе, а проектирует, “собирает” себя
в качестве такового. Поэтому трус,
например, ответственен за свою трусость,
и “для человека нет алиби”. Экзистенциализм
Сартра стремится заставить человека
осознать, что он полностью в ответе
за самого себя, свое существование
и окружающее, ибо исходит из утверждения,
что, не будучи чем-то заданным, человек
постоянно строит себя посредством
своей активной субъективности. Он
всегда “впереди, позади себя, никогда
- сам”. Отсюда то выражение, которое
Сартр дает общему принципу экзистенциализма:
“... существование предшествует сущности...”
По сути это означает, что всеобщие,
общественно-значимые (культурные) объективации,
которые выступают как “
Все эти темы своей философии
Сартр развивает в виде определенной
психологической диалектики жизни
индивида в обществе, схемы которой
он переводит также и на язык художественного
творчества (для экзистенциализма характерно
вообще слияние философии с формами
искусства). По своему содержанию эта
философия очень близка к религиозному
переживанию, воспроизводит его
морально-психологическую
Миропонимание Сартра сформировалось
в мире, зашедшем в тупик, абсурдном,
где все традиционные ценности рухнули.
Первый акт философа должен был, следовательно,
быть отрицанием, отказом, чтобы выбраться
из этого хаотического мира без порядка,
без цели. Отстраниться от мира, отвергнуть
его - это и есть в человеке специфически
человеческое: свобода. Сознание - это
именно то, что не увязает “в себе”,
это противоположность “в себе”,
дыра в бытии, отсутствие, ничто. Это
сознание свободы человека есть в
то же время сознание одиночества
человечества и его ответственности:
ничто в “Бытии” не обеспечивает
и не гарантирует ценности и возможности
успеха действия. Существование - это
именно переживаемый опыт субъективности
и трансцендентности, свободы и
ответственности. Воспроизводя формулу
Достоевского “Если бога нет, все
позволено”, Сартр добавляет: “Это
отправная точка
2.1. Альбер Камю (1913–1960)
Вот я с виду нищий и обездоленный. Но я уверен в себе и во всем, куда уверенней, чем он, я уверен, что жив и что скоро умру. Да, кроме этой уверенности, у меня ничего нет. Но по крайней мере этой истины у меня никто не отнимет. Как и меня у нее не отнять. Я прав и теперь и прежде, всегда был прав. Я жил вот так, а мог бы жить по-другому.
А. Камю, «Посторонний»
Альбер Камю — одна из ключевых фигур литературной жизни во Франции послевоенного времени, властитель дум целого поколения, прозаик, эссеист, драматург, журналист, участник подпольного Сопротивления, лауреат Нобелевской премии по литературе
Его философско-эстетическое развитие, мировоззренческая траектория, отчасти напоминающая траекторию богоборческих героев Достоевского, отличаются тем, что Камю умел признавать и анализировать свои ошибки. Но сперва он не мог их не совершать.
Он родился в Алжире в очень бедной семье: отец был сельскохозяйственным рабочим, через год погиб на фронте, мать зарабатывала на существование уборкой. По этой причине для Альбера Камю «удел человеческий» всегда предполагал «условия человеческого существования», нечеловеческие условия нищеты, которые не забывались. Они не в малой степени стимулировали бунтарство Камю, хотя он и чуждался политики, его недоверие к элитарному, «чистому» искусству, предпочтение искусства, которое не забывает о тех, кто выносит на себе «груз истории».
От мощного стимула первоначальных, алжирских впечатлений происходил «романтический экзистенциализм» Альбера Камю. Он сообщал о намерении написать о своем современнике, «излечившемся от терзаний долгим созерцанием природы». У раннего Камю господствует языческое переживание красоты мира, радость от соприкосновения с ним, с морем и солнцем Алжира, От «телесного» бытия. Все острее ощущающий экзистенциалистское отчуждение, Камю не оставляет потребности в постоянном «контакте», в «благосклонности», в любви - «абсурд царит - спасает любовь».
Камю много размышляет о смерти, в дневнике признается в том, что боится ее, ищет возможности к ней подготовиться. Камю не верит в бессмертие души. Вместо этого он хочет доказать, что тот, кто был счастлив в жизни, способен к «счастливой смерти». Эта «счастливая смерть» превращается у него в наваждение.
Четвертый, и очень важный, момент, определивший жизненную и творческую судьбу Камю, относится к сфере духовной культуры. Камю был страстным читателем.
С точки зрения экзистенциальной
проблематики он находился под сильным
впечатлением от Плотина и Августина,
Киркегора и Ницше, Хайдеггера и
Шестова. Камю штудирует Достоевского,
раздумывает над «Исповедью»
Толстого. С особым вниманием читает
своих современников и
В 1938 году Камю еще до встречи и дружбы с Сартром определил разницу между собой и автором «Тошноты». Рецензируя роман Сартра в алжирской печати, Камю писал: «И герой г-на Сартра, возможно, не выразил смысла своей тоски, поскольку он настаивает на том, что его отталкивает в человеке, вместо того чтобы основывать причины отчаяния на некоторых особенностях его величия».
Молва объединила Сартра с
Камю в тандем единомышленников-
2.2. Труды философа
Страх перед опасностью безответственного, безнравственного поведения, или, иначе сказать, имморализма, который испытывает Камю, сам по себе можно считать брешью в его доктрине абсурдной философии, ибо он трансцендентен абсурду. В авторе «Мифа о Сизифе» уже живет будущий моралист, но пока что он стыдливый и потаённый.
В 1942 году был опубликован «Миф о Сизифе» - «эссе об абсурде», где Камю, собрав свои размышления о смерти, отчужденности даже от самого себя, о невозможности определить, расшифровать существование, об абсурде как источнике свободы, на роль героя абсурдного мира избирает легендарного Сизифа. Труд Сизифа абсурден, бесцелен; он знает, что камень, который по велению богов тащит на гору, покатится вниз и все начнется сначала. Но он знает - а значит, поднимается над богами, над своей судьбой, значит, камень становится его делом. Знания достаточно, оно гарантирует свободу. Произведение искусства тоже принадлежит миру абсурдному, но сам акт творчества дает возможность удержать, сохранить сознание в мире хаоса. Описание - бесконечное умножение существования.
По жанру роман Камю можно отнести к роману воспитания с той лишь существенной разницей, что он исследует пути не адаптации героя к общественной среде, а их разрыва и дезинтеграции. В плане «антивоспитания» «Посторонний» похож на романы маркиза де Сада, но если последними движет всеразрушительная страсть, то в романе Камю на первое место выставлен абсурд.
Неизбежный трагизм