Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:22, реферат
Платон родился в 427г. до н.э. При рождении он был назван Аристоклом. Платоном назвал его учитель гимнастики впоследствии то ли за широту плеч, то ли за широту лба. “Платон” означает широкий. При рождении Платона ходили слухи, что он рожден не от своего отца, а от бога Аполлона. Тем самым ему приписывались особые дарования без тени оскорбления отца.
Жизнь Платона
Платон родился в 427г. до н.э. При рождении он был назван Аристоклом. Платоном назвал его учитель гимнастики впоследствии то ли за широту плеч, то ли за широту лба. “Платон” означает широкий. При рождении Платона ходили слухи, что он рожден не от своего отца, а от бога Аполлона. Тем самым ему приписывались особые дарования без тени оскорбления отца. Платон в молодости увлекался поэзией. Сохранились некоторые отрывки из его поэтических произведений.
В двадцать лет, когда Платон
воспринял влияние Сократа, он бросил
поэтическое сочинительство и решил
посвятить себя философии. С этого
времени он стал одним из восторженных
слушателей и учеников Сократа. После
Казни учителя в 399г. до н.э. Платон
с другими учениками Сократа
покинул Афины из соображений
безопасности. Сократа обвиняли в
атеизме и в развращении
Платон вернулся в Афины
лишь через десять с лишним лет. К
этому времени относится его
первая поездка к Дионисию Старшему
в Сицилию. Он надеялся повлиять на
него посредством приобщения его
к философии. Однако, Платон вскоре
был разочарован. В Седьмом письме
он пишет об этой поездке: “Как только
я сюда приехал, мне очень не понравилась
здешняя привольная жизнь с италийскими
и сиракузскими пирами, где доедаются
дважды в день, а бражничают всю
ночь, и во всем остальном ведут
себя соответственно: от такой жизни
мудрецом не станешь и умеренности
не научишься. Какой нрав выдержит подобное
житье?” (326в.) Более того, Платон попал
в немилость и решил уехать
из Сицилии на корабле спартанского
посла Поллида. Он не знал, что Дионисий
тайно приказал послу убить Платона
в открытом море или продать его
в рабство. Как сообщает Диоген Лаэртский,
это распоряжение тирана было сделано
не без злорадства. Дионисий притворно
заявил, что Платон ведь не понесет
никакого ущерба, т.к. будучи человеком
справедливым, он и в рабстве будет
испытывать счастье. Поллид не решился
убить всеми почитаемого
Второй раз Платон ездил в Сицилию к Дионисию Младшему для претворения в жизнь своего проекта государства. Говорят, что тиран обещал помочь ему в этом деле, но не помог. В третий раз Платон ездил для примирения Дионисия Младшего с Дионом, но и на этот раз безрезультатно.
Жизнь Платона умеренной в пределах Академии. Он не участвовал в политической жизни государства, соблюдая идеологическую осторожность. Судьбы Анаксагора, Протагора, Продика, Сократа свидетельствуют об опасности, которая подстерегала любого ученого, философа и софиста в Афинах, где господствовала государственная идеология, основанная на мифологии и вере в богов. Власти проявляли враждебность ко всем тем, кто вызывал сомнение в существовании богов. Известно, в частности, что во время судебного процесса над Анаксагором поэт Диопейт внес законопроект, считать государственными Уреступниками тех, кто научным образом объясняет небесные явления. Это предложение было принято.
Спустя 33 года после казни Сократа, в 366 г. до н. э. когда военачальник Хабрий был обвинен в сдаче крепости Оропа фиванцам, как свидетельствует Диоген Лаэртский, один только Платон заступился за Хабрия. И когда он вместе с Хабрией шел на акрополь, сикофант Кребил обратился к нему: "Ты заступаешься за другого и не знаешь, что тебя самого вдет Сократова цикута?" Платон ответил: "Я встречался с опасностями, сражаясь за отечество, не отступлю и теперь, отстаивая долг дружбы". Сикофант - доносчик, нанятый государством. Платон постоянно чувствовал эту опасность и соблюдал осторожность также в личной переписке. Например, во Втором письме к Дионисию Младшему -тирану Сицилии Платон пишет: "Ты говоришь, что тобой недостаточно воспринято учение о природе первопричины. Я должен ответить тебе иносказательно, дабы, если эта табличка испытает какие-либо превратности на суше и море, тот, кому она попадет в руки, ее бы не понял".
Даже в личной переписке
Платон пользовался не только различными
формами иносказания, но и различными
условными знаками - словами для
различения серьезных писем от несерьезных.
В частности, в Седьмом письме
он напоминает: "Относительно знака,
какие письма я посылаю тебе всерьез,
а какие нет, я думаю, ты помнишь,
однако прими это особенно к сведению
и будь к этому внимателен. Ведь
меня заставляют писать тебе многие, которым
нелегко напрямик отказать. Итак, в
серьезных письмах вначале
После возвращения в Афины Платон купил участок земли в роще бога Академа и в 387г. до н. э. основал школу, названную Академией. На входной двери в школу была надпись: "Не геометр да не войди". Он строго изолировал свою школу от горожан, и по выражению Т. Гомперца, он как бы окружил ее рвом и окопом. Известно только, что внутри школы преподавание велось устно. Из соображений безопасности ничего не записывалось. Отбор учеников производился с осмотрительностью и чуть ли не со всей Греции. Самым любимым учеником долгое время был Аристотель из города Стагиры. Он учился в Академии 17 лет, затем открыл свою школу - Лицей (или Ликей). Говорят, что отношения между Платоном и Аристотелем к концу жизни Платона, стали натянутыми. Платон называл Аристотеля Полом ("Пол" - по-гречески - жеребенок). Известно, что жеребенок, досыта насосавшись молока, лягает свою матку. Платон тем самым намекал на неблагодарность Аристотеля, который стал замечательным ученым и философом благодаря именно ему. Став самостоятельным мыслителем, Аристотель раскритиковал некоторые воззрения Платона. Аристотелю приписывается выражение, ставшее крылатым: "Платон мне дорог, но истина дороже". Говорят, что Аристотель не пришел к умирающему Платону и даже попортил его книги. Поводом к охлаждению взаимоотношений послужило то обстоятельство, что Платон не одобрял его манеры держать себя и одеваться. Аристотель слишком придавал значение одежде и обуви, стриг волосы и любил покрасоваться своими многочисленными кольцами. В его лице было что-то надменное, а многословие, в свою очередь, изобличало суетность нрава. Не приходится говорить, что эти качества, не свойственны истинному философу. Поэтому Платон не допускал к себе Аристотеля, предпочитая ему Ксенократа, Спевзиппа, Амикла и других, кого отличал всяческим образом, в частности, разрешением принимать участие в своих философских беседах.
Академия просуществовала около девяти веков - до 529г., когда византийский император Юстиниан закрыл все нехристианские школы, считая их рассадниками ложной мудрости. Главой школы был Платон, который еще при жизни назначил своим преемником Спевзиппа - сына своей сестры Потоны.
Школа Платона
Стиль общения Платона с учениками внешне был схож со стилем Сократа, но в сущности ход беседы был заранее распланирован. Платон не беседовал на улицах с чернью, с каждым интересующимся проблемами нравственности, как это делал Сократ, который возвел эти «беседы ради познания сути добродетели» в ранг собственного предназначения. Не говоря уж о том, чтобы задирать сильных и знаменитых, показывая что они зря считают себя мудрыми. Учениками Платона были преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов (вспомним хотя бы самого известного его ученика - Аристотеля). Для занятий была построена Академия в живописном уголке на северо-западной окраине города. (Знаменитая философская школа просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее.) Хотя Платон, подобно Сократу и считал что взимание платы за мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и, так же как и он называл софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали деньги с учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и всяческую помощь от сильных мира сего.
Идеальное государство Платона
Платон развил и усовершенствовал
политические идеи своего учителя. Социально-политическим
вопросам посвящены несколько
Платона многое в уже существующих
государствах не устраивало принципиально.
В трактате "Государство" Платон
пишет о том, что главная причина
порчи обществ и государств (которые
когда-то, во времена "золотого века"
имели "совершенный" строй) заключена
в "господстве корыстных интересов",
обуславливающих поступки и поведение
людей. В соответствии с этим основным
недостатком Платон подразделяет все
существующие государства на четыре
разновидности в порядке
1. Тимократия власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы тирании.
4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана.
Отрицательные формы государственной
власти Платон противопоставляет своему
видению "идеального" общественного
устройства. Огромное внимание автор
уделяет определению в
Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаются законами и устройством государства, то естественно предположить, что в нем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом. Действительно, основной закон существования "идеального" государства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден.
Всех жителей "идеального"
государства автор разделяет
на три класса. Низший класс
объединяет людей, которые
Принадлежность человека
ко второму и третьему классам, а
это классы воинов-стражей и правителей-
Так Платон создает
тоталитарную систему