Фрейд подчёркивал,
что между этими темя структурами
личности существует неустойчивое
равновесие, так как не только
их содержание, но и направления
их развития противоположны друг
другу. Инстинкты ид стремятся
к своему удовлетворению, диктуя
человеку такие желания, которые
практически не выполнимы ни
в одном обществе.
Суперэго
предупреждает индивида о невозможности
осуществления этих желаний и
стоит на страже соблюдения
норм, принятых в обществе. Таким
образом я становится ареной
борьбы противоречивых тенденций,
которые диктуются ид и суперэго.
Такое состояние внутреннего
конфликта, в котром постоянно
находится человек, делает его
потенциальным невротиком.
Исходя из
этого Фрейд считал, что не
существует чёткой грани между
нормой и патологией, и возможность
сохранить своё психическое здоровье
зависит от механизмов психологической
защиты, которые помогают индивиду
если не предотвратить, то хотя
бы смягчить конфликт между
ид и суперэго.
Защитные
механизмы – внутренний предохранитель.
Всего описано более 20 видов
механизмов психологической защиты.
Вот основные из них:
1) Вытеснение
– устранение из сознания неприемлемых
влечений и переживаний;
2) Реактивное
образование или инверсия –
трансформация в сознании эмоционального
отношения к объекту на прямо
противоположное;
3) Регрессия
– возврат к более примитивным
формам поведения и мышления;
4) Идентификация
– бессознательное уподобление
угрожающему объекту;
5) Рационализация
– рациональное объяснение человеком
своих желаний и действий, истинные
причины которых коренятся в
иррациональных социально и личностно
неприемлемых влечениях;
6) Сублимация
– преобразование энергии сексуального
влечения в социально приемлемые
формы активности;
7) Проекция
– приписывание другим людям
собственных вытесненных мотивов,
переживаний и черт характера;
8) Изоляция
– блокирование отрицательных
эмоций, вытеснение из сознания
связей между эмоциональными
переживаниями и их источником.
Вытеснение
является самым неэффективным
механизмом, так как энергия либидо
не реализуется в деятельности,
а остаётся в человеке, вызывая
рост напряжения. Желание переходит
в сферу бессознательного, индивид
забывает о нём, но желание
проявляет себя в виде ошибок,
оговорок и сновидений. Фрейд
придавал большое значение этим
феноменам, включая их в так
называемую «психопатологию обыденной
жизни».
Регрессия
и рационализация являются более
успешными видами защиты, так
как они дают возможность хотя
бы частичной разрядки энергии
либидо. При этом регрессия представляет
собой более примитивный способ
реализации стремлений, выхода из
конфликтной ситуации. Примером
может служить кусание ногтей,
жевание жвачки, вера в различные
приметы и т.д.
Рационализация
связана со стремлением Суперэго
придать неприемлемой ситуации
разумное объяснение, таким образом,
человек не осознавая реальные
мотивы своего поведения, прикрывает
их надуманными.
Наилучшим
механизмом защиты принято считать
сублимацию. При этом энергия
либидо направляется, если так
можно выразиться, в другое русло,
что позволяет реализовать её,
к примеру, в творческой деятельности.
Для Фрейда сублимация есть
основной источник творчества. Таким
образом, можно сказать, что
культура – это продукт сублимации.
1.2 Психоаналитическая
теория инстинктов
Психоаналитическая
теория основывается на положении,
согласно которому люди являются
сложными энергетическими системами.
Сообразуясь с достижениями физики
и физиологии ХIХ века, Фрейд
считал, что поведение человека
активируется единой энергией, согласно
закону сохранения энергии (то
есть она может переходить
из одного состояния в другое,
но количество её остаётся
тем же).
Фрейд взял
этот общий принцип природы,
перевёл его на язык психологических
терминов и заключил, что источником
психической энергии является
нейрофизиологическое состояние
возбуждения. Далее он постулировал:
у каждого человека имеется
ограниченное количество энергии,
питающей психическую активность; цель
любой формы поведения индивидуума состоит
в уменьшении напряжения, вызываемого
неприятным для него скоплением этой энергии.
Таким образом,
согласно теории Фрейда, мотивация
человека полностью основана
на энергии возбуждения, производимого
телесными потребностями. По его
убеждению, основное количество
психической энергии, вырабатываемой
организмом, направляется на умственную
деятельность, которая позволяет
снижать уровень возбуждения,
вызванного потребностью. По Фрейду,
психические образы телесных
потребностей, выраженные в виде
желаний, называются инстинктами.
В инстинктах
проявляются врождённые состояния
возбуждения на уровне возбуждения
на уровне организма, требующие
выхода и разрядки. Фрейд утверждал,
что любая активность человека
(мышление, восприятие, память и воображение)
определяется инстинктами. Влияние
последних на поведение может
быть как прямым, так и замаскированным.
Люди ведут себя так или
иначе потому, что их побуждает
бессознательное напряжение –
их действия служат цели уменьшения
этого напряжения. Инстинкты как
таковые являются «конечной причиной
любой активности».
Фрейд считал,
что существуют два основных
инстинкта: инстинкт жизни (Эрос)
и инстинкт смерти (Танатос). «Сексуальное
влечение превратилось в Эрос,
который старается привести друг
к другу части живой субстанции
и держать их вместе, сексуальные
влечения выявились как части
Эроса, обращённые на объект. Размышления
показывают, что Эрос действует
с самого начала жизни и
выступает как влечение к жизни,
в противовес к влечению к
смерти, которое возникло с зарождением
органической жизни. Мы пытаемся
разрешить загадку жизни посредством
принятия этих обоих борющихся
между собой испокон веков
влечений».
Признавая
большое значение инстинктов
жизни физической организации
индивидуумов, наиболее существенным
для развития личности Фрейд
считал сексуальные инстинкты.
Энергия сексуальных инстинктов
получила название либидо, примечательно,
что другие авторы под термином
«либидо» понимали не только
энергию сексуальных инстинктов,
а энергию жизненных инстинктов
в целом.
Инстинкт
смерти лежит в основе всех
проявлений жестокости, агрессии, убийств
и самоубийств. Фрейд считал
инстинкт смерти также биологически
обусловленным, как и инстинкт
жизни. «Целью всей жизни является
смерть… Некогда каким-то совершенно
неизвестными силами пробуждены
были в неодушевлённой материи
свойства живого… Возникшее тогда
в неживой материи напряжение
стремилось уравновеситься: это
было первое стремление возвратиться
к неживому».
«Тогда живая
субстанция могла легко умереть,
жизненный путь был, вероятно,
короток, направление его было
предопределено химической структурой
молодой жизни. В течение долгого
времени живая субстанция могла
создаваться сё снова и снова
и легко могла умирать. Пока
внешние, определяющие причины
не изменились настолько, что
принуждены оставшуюся в живых
субстанцию ко всё большим
отклонениям от первоначального
жизненного пути к более сложным
путям для достижения цели
– смерти. Эти пути к смерти…дают
нам теперь картину жизненных
явлений».
Человек,
таким образом не может противиться
инстинкту смерти, так как этот
инстинкт присущ ему изначально.
Индивидуум может лишь попытаться
несколько ослабить эту тягу,
но лишить её силы полностью
невозможно. Выбор у человека
только один: или обратить инстинкт
смерти на себя, либо на окружающий
мир.
Любой инстинкт
имеет четыре характеристики: источник,
цель, объект и стимул. Источник
инстинкта – состояние организма
или потребность, вызывающая это
состояние. Цель инстинкта состоит
в устранении или редукции
возбуждения, вызванного потребностью.
Если цель достигнута, человек
испытывает кратковременное состояние
удовлетворения.
Объект означает
любого человека, предмет в окружающей
среде или что-то в собственном
теле индивидуума, обеспечивающее
удовлетворение (то есть цель) инстинкта.
Действия, ведущие к инстинктивному
удовольствию, не обязательно всегда
одни и те же. Фактически, объект
может меняться на протяжении
жизни. Кроме гибкости в выборе
объектов, индивидуумы способны
откладывать разрядку энергии
инстинкта на продолжительные
отрезки времени.
Стимул
представляет собой количество
энергии, силы или давления, которое
требуется для удовлетворения
инстинкта. Оно может быть оценено
косвенным образом путём наблюдения
количества и видов препятствий,
которые предстоит преодолеть
человеку в поисках конкретной
цели.
Практически
любой поведенческий процесс
в психоаналитической теории
может быть описан в терминах
катексиса и антикатексиса.
В психоанализе
термин катексис использовался
Фрейдом для описания направленности
и сцепленности либидо с объектом,
и для характеристики интенсивности
проявления психических процессов,
динамики течения энергии либидо.
Катексис аналогичен электрозаряду,
который способен перемещаться
от одной структуры к другой,
пока не становится связанным.
В широком смысле катексисом
может считаться всё, что не
безразлично человеку.
Соответственно,
антикатексис – это торможение
течения психических процессов,
препятствие мешающее удовлетворению
инстинкта. Таким образом, взаимодействие
между выражением инстинкта и
его торможением, между катексисом
и антикатексисом составляет
главный принцип психоаналитического
построения системы мотивации.
Ключом к
пониманию динамики энергии инстинктов
и её выражения в выборе
объектов является понятие смещённой
активности. Согласно этой концепции,
высвобождение энергии и ослабление
напряжения происходит благодаря
смене поведенческой активности.
Смещённая активность имеет место
тогда, когда, по каким-то причинам
выбор нужного объекта для
удовлетворения инстинкта не
возможен. В подобных случаях
инстинкт может сместиться и,
таким образом, сфокусировать
свою энергию на каком-нибудь
другом объекте.
Фрейд считал,
что многие социально-психические
феномены можно понять в контексте
смещения двух первичных инстинктов:
сексуального и агрессивного. Например,
социализацию ребёнка можно частично
объяснить как результат последовательного
смещения сексуального инстинкта
от одного объекта к другому.
Сходным
образом войны и расовые предрассудки
могут быть объяснены смещением
агрессивных побуждений. Согласно
Фрейду, музыка, живопись, литература
являются продуктом смещения
энергии. Не имея возможности
получать удовольствие прямым
путём, люди научились смещать
свою инстинктивную энергию на других
людей, предметы, деятельность, вместо
тех, которые предназначались для прямой
разрядки напряжения.
2 Стадии
психического развития и характерология
З.Фрейда
2.1 Психоаналитическая
теория развития личности
Влечения, составляющие
мотивационное ядро личности
в концепции Фрейда, являются, безусловно,
врождёнными, однако на протяжении
жизни меняются их объекты
и способы их удовлетворения.
В соответствие
со своей сексуальной теорией
психики Фрейд все стадии психического
развития человека сводит к
стадиям преобразования и перемещения
по разным эрогенным зонам
сексуальной энергии. Эрогенные
зоны – это области тела, чувствительные
к стимуляции; будучи стимулированы,
вызывают удовлетворение, и как
следствие, снятие напряжения. Каждая
стадия развития имеет свою
либидонозную зону, перемещение
энергии либидо по этим зонам
создаёт последовательность стадий
психического развития.
Таким образом
психоаналитические стадии –
это стадии психического генеза
в течение жизни ребёнка. В
них отражено развитие Ид, Эго
и СуперЭго взаимодействие между
ними. Нормальный путь становления
личности – пройти через все
стадии психосексуального развития
и достичь зрелости. Если по
каким – то причинам индивиду
не удаётся успешно преодолеть
ту или иную стадию развития,
происходит фиксация на этой
стадии развития. Опишем основные
стадии развития по Фрейду.
Оральная
стадия (0-1год). Оральная стадия характеризуется
тем, что основной источник
удовольствия, а следовательно и
потенциальной фрустрации, сосредотачивается
на зоне активности, связанной
с кормлением.
В этой
стадии выделяются два основных
действия – сосание и укус.
Ведущая эрогенная зона – рот.
Сосание, сточки зрения Фрейда
– это тип сексуальных проявлений
ребёнка. Сначала сосание связано
с пищевым наслаждением, но в
дальнейшем сосание становится
действием либидозным и служит
для закрепления инстинктов Ид.
Этот тип наслаждения, по Фрейду,
совпадает с сексуальным наслаждением
и находит предметы своего
удовлетворения в стимуляции
собственного тела, поэтому эту
стадию Фрейд называет – аутоэротичной.