Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Будучи лечащим врачом, Фрейд столкнулся с тем, что неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становится причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаёнными, бессознательными побуждениями. Так родился метод психотерапии, названный психоанализом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Основная часть……………………………………………………………………… 6
1. Психоаналитическая структура личности…………………………………... 6
2. Стадии психического развития и характерология З.Фрейда……………… 15
Заключение…………………………………………………………………………. 24
Глоссарий…………………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы……………………………………………… 28
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Психоанализ.docx

— 78.65 Кб (Скачать файл)

      Внутриутробной  существование человека, по Фрейду, в противоположность большинству  животных, относительно укорочено;  на свет он появляется менее  подготовленным, чем они. Тем самым  усиливается влияние реального  внешнего мира, развивается дифференциация  Эго и Ид, повышаются опасности  со стороны внешнего мира, и  вырастает значение объекта, который  один может защитить от этих  опасностей. Это объект – мать. Биологическая связь с матерью  вызывает потребность быть любимым,  которая уже больше никогда  не покидает человека.

      Разумеется, мать не может по первому  требованию младенца, при самом  лучшем уходе неизбежны ограничения.  Они становятся источником дифференциации, выделения объекта. Таким образом,  в начале жизни различение  между внутренним и внешним,  согласно взглядам Фрейда, достигается  не на основе восприятия объективной  реальности, а на основе переживания  удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого  человека.

      Во второй  половине оральной стадии с  появлением зубов к сосанию  добавляется укус, который придаёт  действию агрессивный характер. Мать не позволяет ребёнку  кусать свою грудь. Таким образом  стремление к наслаждению начинает  вступать в конфликт с реальностью.  Первое познание ребёнком предметов  внешнего мира происходит через  мать. При её отсутствии ребёнок  испытывает состояние неудовлетворённости  и благодаря этому начинает  различать, выделять мать, так  как отсутствие матери для  него есть отсутствие наслаждения.

 

      На этой  стадии не существует ещё инстанции  СуперЭго, и Эго ребёнка находится  в постоянном конфликте с Ид. Недостаток удовлетворения желаний  ребёнка на этой стадии развития  фиксирует определённое количество  психической энергии либидо, что  в свою очередь формирует фиксацию  развития на этой стадии. Ребёнок,  который не получает достаточного  удовлетворения своих оральных  потребностей, вынужден продолжать  искать замещения для их удовлетворения  и не может поэтому перейти  на следующую стадию генетического  развития.

      Анальная  стадия (1-3 года), на этой стадии  либидо концентрируется в области  ануса. У ребёнка появляется  более полное ощущение своего  тела и значительно больше  возможностей для контроля над  его движениями. Характерная для  этого возраста враждебная агрессия, направленная на объект, побудила  Фрейда ввести термин «садистическо  анальной фазы».

        Теперь  детская сексуальность находит  предмет своего удовлетворения  в овладении функциями выделения.  Здесь ребёнок также сталкивается  с запретами. На этой стадии  окончательно формируется инстанция  Эго, которая теперь способна  контролировать импульсы Ид. Таким  образом Эго ребёнка может  разрешать конфликт, находя компромиссы  между стремлением к немедленному  получению удовлетворения и ограничивающей  реальностью.

      Наказания  родителей, страх потерять их  любовь заставляют ребёнка интериоризировать  некоторые запреты. Вследствие  этого начинает формироваться  инстанция СуперЭго, в которой  заложены родительские запреты.  Эта инстанция играет важную  роль в дальнейшей жизни ребёнка.

      Фаллическая  стадия (3-5 лет) характеризует высшую  ступень детской сексуальности.  Происходит концентрация сексуального  интереса и возбуждения на  гениталиях. Фрейд отмечал, что  сфера внимания на данной стадии  «смещается к гениталиям, к их  действию и приобретает доминирующее  значение, которое к зрелости  уже не имеет такой актуальности».  Фрейд описал фаллическую стадию  лишь для детей мужского пола.

 

      До сих  пор детская сексуальность была  аутоэротичной, теперь она становится  предметной, дети начинают испытывать  сексуальную привязанность к  другим людям, прежде всего  к своим родителям. Фаллическая  стадия часто совпадает с двумя  фазами объектных отношений доэдиповой  и эдиповой. На доэдиповой фазе  главной задачей является половая  идентификация. Во второй можно наблюдать развитие Эдипова комплекса, сопровождаемого сильными чувствами любви и ненависти к родителям.

      Название  комплекса было взято Фрейдом  из греческого мифа о царе  Эдипе, убившем своего отца  и женившемся на своей матери. Фрейд считал, что мальчик испытывает  влечение к матери, воспринимая  отца как соперника, вызывающего  одновременно ненависть и страх.  Ребёнок боится потерять любовь  родителя своего пола из-за  фантазий,  надежд и желаний,  содержащихся по отношению к  другому родителю. Разрешение Эдипова  комплекса совершается в конце  фаллической стадии под влиянием  страха кастрации, который, по  мнению Фрейда, вынуждает мальчика  отказаться от сексуального влечения  к матери и идентифицировать  себя с отцом.

      Посредством  вытеснения этого комплекса полностью  дифференцируется инстанция СуперЭго. Таким образом, к концу фаллической  стадии все три психические  инстанции уже сформированы и  находятся в постоянном конфликте  друг с другом. В этих условиях  появляется состояние тревоги  как сигнал для ребёнка, предупреждающий  о внутренних или внешних опасностях.

      Латентная  стадия (5-12 лет). В это время открытые  сексуальные проявления значительно  сокращаются. Фрейд полагал, что  в течение этого периода сексуальные  импульсы подавляются реактивной  формацией морали, стыда, отвращения, а также эстетическими идеалами. Он рассматривал эту фазу как  сочетание биологических процессов,  влияние культуры, образования и  реорганизации защитной структуры  Эго. Фрейд считал, что латентная  стадия – это идеальное время  для образования. Естественно,  что развитие часто отклоняется  от идеала.

 

      Иногда проявления  сексуальности всё же прорываются  через сублимацию и, фактически, большая часть детей занята  некоторой сексуальной деятельностью  на протяжении всего латентного  периода. Можно сказать, что  сексуальная латентность скорее  относительна, чем абсолютна.

      В некоторой  степени ребёнок отказался, разрешил  или подавил либидозные желания  Эдипова комплекса, вследствие  развития Эго и СуперЭго. Теперь  родительские ожидания и запреты  воспринимаются им более последовательно,  а болезненные воздействия стыда  и вины ограничивают поиск  либидозного удовлетворения и  усиливают подавление инцестуозных  желаний Эдипова комплекса. К  тому же, окрепшее Эго способно  держать под контролем воздействие  инстинктов и сублимировать их.

      Генитальная  стадия (12-18 лет). Относительное равновесие  латентного периода прерывается  биологическими изменениями в  подростковом возрасте, в течение  которого усиливаются генитальные  сексуальные импульсы, а эрогенные  зоны становятся подчинёнными  области гениталий.

      В этот  период ребёнку приходится справляться  с основательными резкими изменениями  тела, а также привыкать к заново  усиленному сексуальному влечению, к увеличению генитальной чувствительности. На этой стадии используются  характерные механизмы защит,  в частности, регрессия. В следствие  регрессии, происходит рецидив  анальных и оральных интересов.

      Вновь обретают  силу влечения Эдипова комплекса  и связанные с ними конфликты,  нарушающие равновесие между  СуперЭго и Эго. Конфликты на  этой стадии могут принимать  угрожающий характер. С одной  стороны, ребёнок чувствует настоятельную  и всё увеличивающуюся потребность подавить содержание более ранних желаний; а, с другой стороны, он пытается освободиться от более ранних запретов на сексуальное удовлетворение.

      Можно сказать,  что принципиальная задача отрочества (и стадии развития) состоит в  том, чтобы прийти к соглашению  с сексуальностью и достигнуть  нового равновесия между влечениями, Эго, СуперЭго и Прошлыми и  нынешними объектами.

      2.1 Психоаналитическая  характерология

 

      Согласно  Фрейду, привычные способы приспособления  к внешнему миру Ид, Эго и  Суперэго, а также типичные сочетания  этих способов между собой  образуют характер. Структура характера  отображает только ту модальность,  в которой способы функционировать  инстинктивная жизнь. Особенности  раннего детства, специфика протекания  психосексульных стадий развития, фиксация на определённом психосексуальном  этапе обусловливает особенности  характера индивида.

      Общая основа  психоаналитической характерологии  – определение типа характера  как сублимации определённых  сексуальных влечений. Имеющих сексуальную  природу. Патологические характеры  с точки зрения психоанализа  – это результат неудовлетворительной  адаптации инстинктов Ид к  реальности. Фрейд считал, что различие  между нормальным и патологическим (невротическим) характером весьма  расплывчато.

      В 1908 году  вышла в свет статья Фрейда  под названием «Характер и  анальная эротика», которая заложила  основы психоаналитической типологии.  Фрейд начинает с наблюдения  часто встречающегося при анализе  типа человека, который отличается  сочетанием специфических черт  характера и у которого поведение  «специфической телесной функции  и связанных с ней органов  привлекало внимание к себе  ещё в детстве». В своей статье  Фрейд утверждал, что постоянно  встречающееся сочетание трёх  особенностей характер – аккуратности, упрямства и бережливости –  связано с так называемым анальным  типом характера. Наряду с анальным, Фрейд также выделял оральный, фаллический и генитальный характер. Дадим характеристику этим типам  характера.

      Оральный  характер – поведенческий паттерн  человека характеризует зависимость  от окружающих, сильный страх  потерять любовь, колебания настроения (от восторженности до подавленности), представление о том, что мир  должен обеспечить его жизнь,  обеспечив всем необходимым.

 

      Такой человек  ждёт понимания, симпатии и  любви и очень чувствителен  к любой холодности партнёра  или окружающих людей. Страх  быть отвергнутым является причиной  депрессии у этих людей. Человеку  с оральным характером присуще  желание поговорить и удовольствие  от говорения, он любит рассказывать  о себе, как правило, выставляя  себя в выгодном свете.

      Такой человек  надеется получить желаемое, не  прилагая усилий, бессознательно  рассчитывая, что кто-то или  что-то должно заботиться о  нём. Оральный характер – это  прилипчивый тип, он способен  как бы высасывать чужую силу  и энергию. Людям с таким  характером обычно не удаётся  сохранять работу на долгое  время, им трудно заботиться  о себе, порой они восстают  против необходимости работать. После снижения активности и  утраты видимого благополучия  – наступает депрессия. Агрессивные чувства выражены слабо, хотя может быть сильное раздражение, много крика, но при этом нет сильного чувства.

      Анальный  характер проявляет себя в  продолжении первоначальных функций,  результатом чего является стремление  к порядку, чистоте бережливости. Причём у патологических характеров  эти черты становятся гипертрофированными:  любовь к порядку часто доходит  до педантичности, бережливость  превращается  в скупость и  жадность, имеет место упрямство.

      Такие люди  не терпят постороннего вмешательства  в свои дела. Также часто встречается  упрямое поддержание придуманного  режима или стремление навязать  свой режим окружающим. Индивиды  с выраженным анальным характером  с удовольствием составляют расписания, графики, планы. Зарабатывание  денег, накопление собственности,  собирание сведений из разных  областей знаний без продуктивной  отдачи – также является признаком  такого характера.

      Любовные  отношения для таких индивидов  пропитаны чувством собственности,  то есть они вполне способны  любить, но любовь для них это  всего лишь ещё одна форма  страсти к собирательству. Тенденция  к скупости, свойственная анальному  характеру, относиться не только  к деньгам и материальным ценностям,  но и в отношении ко времени  и энергии.

      Фаллический  характер. Главную роль в формировании  такого характера играет отец, который отвергает ребёнка, удалён  от него, или не принимает его  таким, потому, что ребёнок для  него недостаточно хорош. Родитель  всегда разочарован в ребёнке  и вечно хочет от него чего-то  большего. Таким образом, на ребёнка  возлагается много ответственности,  и он рано начинает бороться  за статус взрослого человека  и быстро вырастает.

      С самого  детства его подталкивают быть  «маленьким мужчиной» или «маленькой  женщиной», прежде чем они созревают  естественным путём. Такой ребёнок  растёт в атмосфере, где он  не может получать удовольствие  от жизни и каждый раз чувствует,  что будет предан, если будет  выражать любовь открыто.

Информация о работе Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности