Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Будучи лечащим врачом, Фрейд столкнулся с тем, что неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становится причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаёнными, бессознательными побуждениями. Так родился метод психотерапии, названный психоанализом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Основная часть……………………………………………………………………… 6
1. Психоаналитическая структура личности…………………………………... 6
2. Стадии психического развития и характерология З.Фрейда……………… 15
Заключение…………………………………………………………………………. 24
Глоссарий…………………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы……………………………………………… 28
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Психоанализ.docx

— 78.65 Кб (Скачать файл)

      Человек  с таким типом характера часто  бывает возбуждён эмоционально, а следовательно и физически.  Он с трудом выражает нежные  и глубокие чувства и сдерживает  эмоции. Поражения он не принимает,  хотя любит вызов и соревнования. Упорство в достижении целей  – ещё одна распространённое  свойство такого характера.

      В жизни  такой индивид всегда прилагает  усилия, чтобы быть совершенным,  хочет многого достичь, чтобы  им восхищались. Можно сказать,  что своими поступками и действиями  он всё время пытается завоевать  одобрение отца, даже если его  нет на свете. Направляясь к  цели, он полон решимости осуществить  задуманное, любит действовать, продуктивен.  Он очень логичный, серьёзный,  рациональный, озабочен мелкими  деталями и сконцентрирован на  действительности. Боится вести  себя спонтанно. Жизнь рассматривается  им как проблема, которую нужно  решить.

      Генитальный  характер – по Фрейду, вершина  развития и зрелости. Трудно составить  список черт часто встречающихся  у представителей этого типа  характера. Это трудно, поскольку  черты генитального характера  очень похожи на черты описанные  выше. Всё же можно сказать,  что такой человек способен  убедительно и успешно справляться  со всем, что он делает.

 

      Он доволен  собой, но без излишней гордости  и тщеславия. Он любит гетеросексуальные  отношения, но без тревожной  требовательности и зависимости,  свойственных оральному характеру.  Он работает старательно и  продуктивно, но без навязчивости  и страсти к соперничеству,  свойственных анальному характеру.  Можно сказать, что он получает  максимум удовлетворения инстинктов  при минимуме наказания и чувства  вины.

      Нельзя не  поразиться тому огромному значению, которое Фрейд придавал сексуальности.  Именно при обращении к типам  характеров или периодическим  свойствам личности это становится  как нигде более очевидным.  Но мы должны помнить, что  во времена Фрейда, просвещённая  мысль была особенно «пресной»  в результате чего сексуальность  отнюдь не рассматривалась как  важная естественная часть существования.  В это время царила атмосфера  целомудренности, атмосфера в  которой идеи Фрейда произвели  настоящий фурор. Возможно именно  потому сексуальность занимает  основное место в его теории, что время в которое он жил  отрицало всякий эротизм.

 

      .

 

      Заключение

 

      В целом,  на взгляд многих людей, теория  Фрейда нуждается во многих  поправках, но всё же Зигмунд  Фрейд сделал большой шаг в  оценке и понимании развития  человеческого общества. Создав  теорию личности, он также продвинулся  вперед в познании человеческой  психики и раскрытия её тайн. К нашему времени теория Фрейда  претерпела много усовершенствований  и нашла множество последователей.

      Фрейд был  убеждённым детерминистом. Он  полагал, что все проявления  человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются  определённым законам и детерминированы  инстинктивными силами. Фрейд рассматривал  людей преимущественно механически,  по его мнению, ими управляют  те же самые законы природы,  которые применимы к поведению  других организмов.

      Работы Фрейда  предложили новое понимание личности, которое оказало глубокое влияние  на всю западную культуру. Его  взгляды на природу человека, нанесшие сокрушительный удар  по общепринятым нормам морали  его эпохи, нашли отражение  в комплексном методе понимания  нормальной и анормальной психической  деятельности.

      Известный  психолог Эрих Фромм пишет  о Фрейде: «Хотя теория Фрейда  представляет собой кульминацию  рационализма, в то же время  он нанёс ему фатальный удар. Показав, что истоки человеческих  действий лежат в бессознательном,  в глубинах, которые почти всегда  скрыты от взгляда наблюдателя,  что сознание лишь в малой  степени контролирует человеческое  поведение, он подорвал тот  рационалистический образ человека, где безраздельно доминировал  интеллект».

 

      Психоанализ  обесценивает культуру, так как  все культурные нормы являются  только прикрытием для вещей,  которые мы не хотим признавать, не желаем видеть и учитывать.  Таким образом культура является  только сублимацией – оболочкой,  которая скрывает от человека  то, чего он действительно желает  и к чему его на самом  деле влечёт.

      Теория Фрейда  разоблачает инфантильные и архаические  представления, под воздействием  которых мы живём, они делают  очевидным, что человеческий удел  – в неизбежных конфликтах. В  психоанализе мы уже с самого  начала являемся жертвами своего  детства.

      Каково бы  ни было отношение к Фрейду  со стороны общественности, он  является значительной фигурой  в философии психологии, фигурой,  с которой нельзя не считаться.  Независимо от того, принимаем  мы или отвергаем какие-то (или  все) идеи Фрейда, невозможно оспорить  тот факт, что очень немногие  идеи оказали такое широкое  и мощное воздействие на развитие  человечества.

      Многие его  работы, посвящённые проблемам человеческой  психики, являются общепризнанными;  другие дискутируются и критикуются,  но несомненно, идеи Фрейда будут  оставаться актуальными и по  сей день.

 

      Глоссарий

 

|№ п/п       |Понятие                      |Определение                                                                                          |

|1           |Ид                           |Вместилище психической энергии,  исходящей от непосредственных  инстинктов жизни и смерти. Ид  действует|

|            |                             |по принципу удовольствия                                                                             |

|2           |Эго                          |Часть психики, находящаяся в  контакте, с одной стороны, с  внешним миром, и с другой  – с Ид и         |

|            |                             |СуперЭго.                                                                                            |

|3           |   СуперЭго                  |Часть психики, которая функционирует  для установления и поддержания  морально нравственных стандартов |

|            |                             |и желаемых целей                                                                                     |

|4           |Сублимация                   |Бессознательное направление сексуальных  импульсов на цели, более приемлемые  для Эго и СуперЭго       |

|5           | Регрессия                   |Процесс поиска удовольствия  или использования поведенческих  стереотипов, характерных для  одной из    |

|            |                             |прошедших стадий развития                                                                            |

|6           |Психоанализ                  |Изучение деятельности человеческой  психики и поведения, с акцентом  на бессознательной сфере психики  |

|7           |  Проекция                   |Защитный механизм, для которого  характерны приписывание внешнему  объекту неприемлемых импульсов  и    |

|            |                             |чувств                                                                                               |

|8           | Отрицание                   |Защитный механизм, при котором  Эго субъекта избегает осознания  некоторых болезненных аспектов        |

|            |                             |действительности                                                                                     |

|9           |Вытеснение                   |Защитный механизм, при котором  нежелательные желания, фантазии, события раннего детства устраняются  |

|            |                             |из сознания путём процесса, который  индивид не осознаёт                                              |

|10          |   Либидо                    |Гипотетическая психическая энергия,  ответственная за подпитку сексуального  влечения                  |

 

      Список использованных  источников

 

|1              |Виленский О. Г. Зигмунд Фрейд  и психоанализ. Взгляд психиатра  [текст] – М.: Вузовская книга, 2009                                 |

|2              |Змановская Е. В. Современный  психоанализ. Теория и практика. [текст] – Спб.: Питер, 2011                                          |

|3              |Лакан Ж. Семинары. Книга 1. Работы  Фрейда по технике психоанализа (1953-1954) [текст] – Спб.: Логос, 2009                         |

|4              |Ладик Б.Б. Психофизиологическая  структура личности. [текст] - М.: Медицинская  литература, 2006                                    |

|5              |Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая  диагностика. Понимание структуры  личности в клиническом процессе. [текст] – М.: Независимая     |

|               |фирма «Класс», 2007                                                                                                               |

|6              |Психология и психоанализ характера.  [текст] М.: Бахрах-М, 2009                                                                   |

|7              |Фрейд З. Введение в психоанализ. [текст]  Спб.: АСТ АСТ Москва, 2008                                                              |

|8              |Фрейд З. Толкование сновидений. [текст] Спб.: АСТ АСТ Москва, 2008                                                                |

|9              |Фрейд З. По ту сторону принципа  удовольствия. [текст] М.: ООО «Поппури», 2006                                                     |

|10             |Фрейд З. Тотем и табу. [текст]  Спб.: АСТ АСТ Москва, 2008                                                                         |

|11             |Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. [текст] М.: Весь мир, 2002                                                                   |

 

      Список сокращений

 

      Приложения

 

|Здесь разместите порядковую  букву приложения. Нумерация приложений  должна |Здесь разместите файл  приложения.                                     |

|быть сквозная, за исключением  букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь,  Ы, Ъ.                |                                                                      |

|Порядковый номер может  проставляться как вручную, так  и автоматически.    |                                                                      |

|Количество строк в  таблице должно строго соответствовать  количеству       |                                                                      |

|приложений. Пустых строк  в таблице быть не должно.                        |                                                                      |

Оана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное агентство образования

Московская государственная  академия тонкой химической технологии

имени М.В.Ломоносова

Кафедра философии

АРАПОВА Э.А.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ 

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

  

Москва 2009   2

СОДЕРЖАНИЕ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

ЧЕЛОВЕКА ................................................................................................................ 3

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОАНАЛИЗЕ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА..... 7

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В УЧЕНИИ ФРЕЙДА..................................................................... 7

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ............................................................................................ 10

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИИ................................ 13

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ  ПСИХОЛОГИИ      

КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА .................................................................................... 17

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. ПОНЯТИЕ  КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ............ 17

УЧЕНИЕ ОБ АРХЕТИПАХ........................................................................................... 19

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ  И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК............................ 20

САМОПОЗНАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА....................................................... 21

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ

АНАЛИЗЕ ЭРИХА ФРОММА.............................................................................. 24

ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В УЧЕНИИ ФРОММА............................................. 24

СПЕЦИФИКА БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА ............................................................................... 26

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА, ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ  «БЕГСТВА ОТ

Информация о работе Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности