Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Будучи лечащим врачом, Фрейд столкнулся с тем, что неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становится причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаёнными, бессознательными побуждениями. Так родился метод психотерапии, названный психоанализом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Основная часть……………………………………………………………………… 6
1. Психоаналитическая структура личности…………………………………... 6
2. Стадии психического развития и характерология З.Фрейда……………… 15
Заключение…………………………………………………………………………. 24
Глоссарий…………………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы……………………………………………… 28
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Психоанализ.docx

— 78.65 Кб (Скачать файл)

рабства,  существовавший в Древней Греции и воспринимавшийся в

тот период как неустранимое противоречие,  был ликвидирован в

последующие исторические эпохи.

В своей работе «Человек для  самого себя» Фромм отмечал, что

существует различие между  «историческими противоречиями»  и

«экзистенциальной дихотомией».  Первые человек может и должен

разрешать, «аннулируя их посредством  своей собственной

деятельности,  но он не может  аннулировать экзистенциальные

дихотомии,  несмотря на то,  что может реагировать на них

различными способами».

В учении об «экзистенциальной  дихотомии» и «историческими

противоречиями»  Фромм  предпринял попытку отойти от сугубо

психоаналитического метода исследования человека.  Предметом

анализа становятся не только личностные,  но и онтологические

характеристики человека.  В своих рассуждениях Фромм в

значительной мере оказывается  сопричастным экзистенциалистскому

толкованию сущности и  существования человека.  Как  и Хайдеггер,

Сартр,  Камю,  Фромм  говорит о неустранимом парадоксе 29

человеческого существа, который  заключается в том, что человек  не

имеет сущности в смысле чего-то данного, строго зафиксированного

и неизменного, но в то же время как индивидуальность, отличная от

остального мира,  он должен обладать какой-то специфической

сущностью.  Правда,  интерпретация  названного парадокса у них

различна.  Для экзистенциалистов,  которые выводят сущность

человека из факта его  существования,  она  «ничто»,  для Фромма же

она вырисовывается в виде противоречия,  внутренне присущего

человеческому существованию. 

Проблема свободы человека, причины и механизмы             

«бегства от свободы» 

Тема свободы относится  к числу наиболее значимых в

философском знании. Многие философы разных эпох размышляли о

свободе человека. Свобода  – одна из неоспоримых общечеловеческих

ценностей. Люди стремятся  к свободе, поскольку только в  ней можно

реализовать свою индивидуальность,  свое внутренне духовное

богатство.  Вместе с тем  важно различать свободу и  своеволие.

Свобода –  нравственный императив.  Она предлагает не только

преодоление различных препятствий  на пути человека,  но и

сознательное ограничение  своих действий. 

В учении Фромма рассматривается  два аспекта свободы:

негативная («свобода от») и  позитивная («свобода для»). Первая

понимается как свобода  от инстинктивной предопределенности,  т.е.

жизнедеятельность человека не обусловлена врожденными

инстинктивными механизмами.  В этом смысле,  с точки зрения 30

Фромма,  человек биологически несовершенное существо,  что  стало

основой появления культуры. «Свободу для» он мыслит как свободу

для творческого саморазвития человека,  необходимым условием

которой является стремление к самопознанию,  активная

солидарность с другими  людьми, позитивная деятельность. 

Конечно,  приоритет в  подобном толковании свободы не

принадлежит Фромму.  Аналогичное  понимание свободы человека

предлагал, например, Ф. Ницше. Рассуждая о двух аспектах свободы

в книге «Так говорил Заратустра», Ницше писал: «Свободен от чего?

Какое дело до этого Заратустре?  Но твой взгляд должен говорить

мне:  Свободен для чего?».  Другое дело,  что Фромм поставил эту

проблему в центр своих  раздумий о человеке.  Понимание  свободы

как двустороннего процесса позволило ему нагляднее подчеркнуть

противоречивость существования  человека в современном обществе.

История человечества рассматривается  Фроммом как процесс

возрастания «свободы от». В  работе «Бегство от свободы», он писал:

«Оковы устранялись одна за одной. Человек взял верх на природой,

которая предположительно должна им повелевать,  и стал ее

властелином;  он освободился  от церковного ига и абсолютной и

неоспоримой власти государства».  При этом происходит развитие

индивидуальности человека,  повышение уровня самосознания,  он

обретает возможность  быть свободным для творческого

саморазвития,  активной и  самостоятельной социальной жизни,

независимо принимать  решения.  

Однако если экономические,  политические и социальные

условия не способствуют такой  позитивной реализации личности, то 31

свобода,  согласно Фромму,  становится невыносимым бременем,

источником сомнений, лишает жизнь цели и смысла. 

Положение человека в современном  обществе Фромм

характеризует большим обострением  противоречия между свободой

позитивной и свободой негативной.  Современная социально-

экономическая система стимулирует  развитие активной и

ответственной личности,  но в то же время мощь промышленной

системы и обезличенный характер человеческих взаимоотношений

усугубляют чувства изоляции и беспомощности.  В результате

возникает стремление преодолеть чувство изолированности и

неуверенности ценой отказа от свободы и собственной

индивидуальности.

В качестве социально значимых механизмов  «бегства от

свободы»  Фромм называет:  авторитаризм,  сторонами которого

являются садизм (стремление господствовать, подчинять людей  своей

воле)  и мазохизм  (стремление подчиняться,  избавиться от своего

«я»);  разрушительность  (попытка избежать угрозы со стороны

внешнего мира через разрушение его);  конформизм  (утрата

собственной личности,  самоунификация,  усвоение общепринятых

шаблонов). Так, например, приход Гитлера к власти Фромм объяснял

тем,  что,  с одной  стороны,  он обладал поддержкой

руководствовавшихся собственными экономическими интересами

промышленников и юнкеров; с другой – личность Гитлера, идеология

и практика немецкого нацизма  выражали крайние проявления

авторитарного характера  и были привлекательны для низов  среднего

класса,  обладавших сходным  типом характера.  Фромм отмечает 32

также распространенность конформистских тенденций в

современном обществе,  общую  утрату оригинальности в мыслях,

чувствах, желаниях. 

Подлинное существование  человека и 

гуманистическая этика

Большинство людей в современном  мире,  по мнению Фромма,

развивают не свое подлинное,  а  «мнимое Я».  Человек,  создающий

материальные и духовные ценности, утрачивает свою уникальность и

превращается в вещь,  лишенную собственно человеческого

измерения. Он начинает мыслить  категориями «иметь» и «обладать»,

теряя ощущение своего подлинного бытия.  Фромм отмечает

вопиющий  парадокс современной  цивилизации, когда человек, имея

почти все необходимое  для предметно-материального существования,

включая дом,  семью,  развлечения,  но не имея главного – 

индивидуальности, является ничем.

В концепции Фромма установка  человека на потребление есть

установка на модус обладания.  Его основой является общество

потребителей.  Данный тип  общества формирует у индивида

необходимые для своего успешного  функционирования черты

характера:  приобретать,  владеть и извлекать прибыль.  Фромм

говорил: представьте, что  будет с потребительским обществом, если

его члены не захотят иметь  все те «блага», которые оно предлагает.

Иной способ существования  человека в мире – это модус  бытия,

который предполагает установку  личности на саморазвитие и

реализацию собственных  способностей.  Этот модус является 33

подлинным способом существования  человека в мире,  в отличие  от

модуса обладания, который  обусловлен устройством общества. 

Характерной чертой модуса бытия,  согласно Фромму,  является

активность,  но не внешняя  –  в смысле занятости,  а внутренняя,

означающая продуктивное использование своих человеческих

потенций. «Быть активным –  значит дать проявиться своим

способностям,  таланту,  всему богатству человеческих дарований,

которыми – хотя и в  разной степени – наделен каждый человек».

По мнению Фромма,  жизнь  в соответствии с модусом бытия

необходимо поставить  в ранг долга и цели человеческой жизни. Он

писал, что цель жизни человека следует понимать как раскрытие  его

сил и возможностей,  а  долг каждого человека стать самим  собой,

развивать свои возможности  до зрелого состояния,  сформировать

свою личность». Эти идеи стали фундаментом,  созданной  Фроммом

гуманистической этики. 

Основная моральная проблема современности,  в понимании

Фромма, –  это безразличие  человека к самому себе.  Задача

гуманистической этики способствовать пониманию того, что человек

является единственным существом,  наделенным духовностью и

нравственностью;  что  любовь есть творческая деятельность,  а не

слепая страсть,  ведущая  к бездумным поступкам и обесцениванию

личности.  Гуманистическая  этика Фромма призывает человека

отказаться от различных  форм обладания ради ценности быть самим

собой.  

Подводя итог,  необходимо отметить,  что концепция Эриха

Фромма представляет собой  новый этап в исследованиях проблемы 34

человека в психоаналитической философии. Его учение значимо тем,

что подробнейше рассмотрены  вопросы взаимосвязи общества,  его

экономического устройства,  этапов исторического развития с

духовностью человека;  особое внимание уделено проблеме свободы

человека, чего не сделали  предшественники Фромма – Фрейд  и Юнг.  

                            *                   *                  *

Психоаналитическая концепция  человека носит целостный

характер.  Главная идея,  объединяющая учения З.Фрейда, К.Г.Юнга,

Э.Фромма,  заключается  в том,  что существенное значение для

человеческой жизни имеют  бессознательные психические процессы. 

Утверждается,  что сознание абсолютно контролирует не все

психические процессы.  В  целом психоаналитическая философия

ориентирована на изучение человека с позиции выявления

внутренних неосознаваемых причин человеческой деятельности. 

Однако мнения Фрейда,  Юнга и Фромма разошлись в таких

вопросах,  как:  какое  содержание имеет бессознательное  и что

представляет собой человек  в целом.  Так,  Фрейд,  отвечая  на эти

вопросы,  предложил натуралистический  подход,  который резко

критиковался его последователями.  К.Г.  Юнг первым предпринял

попытку вывести психоаналитическое понимание человека за

пределы натурализма.  В  его учении придается большее  значение

духовному развитию человеку,  а роль культуры в человеческой

жизни оценивается положительно.  А Фромм предметом изучения

сделал те категории человеческого  бытия,  которые вовсе не 35

рассматривались в психоанализе Фрейда:  свобода,  творческая

любовь, ответственность, поиск  смысла жизни. 

Психоаналитическое учение о человеке,  конечно,  всего  не

объяснило,  но показало,  что проблема человека неисчерпаема.   В

частности в рамках психоаналитической философии остался

открытым вопрос о соотношении  сознательного и бессознательного.

Всегда будут актуальными  и значимыми вопросы осмысления места

человека в мире,  значение культуры и нравственности для

человеческой жизни.

Для дополнительного чтения

1. Психоанализ и культура:  Избр.  Труды Карен Хорни и  Эриха

Фромма. М., 2005.

2. Фрейд З. Будущее одной  иллюзии. М., 2002.

3. Фрейд З. Введение  в психоанализ. М., 2008.

4. Фрейд З. Психоанализ.  Религия. Культура. М. 2003.

5. Фрейд З. Психология  бессознательного. – М, 2001.

6. Фромм Э. Бегство от  свободы. М., 2009.

7. Фромм Э. Кризис психоанализа. М. 2000.

8. Фромм Э. Психоанализ  и этика. М., 2004.

9. Юнг К.Г. Архетип и  символ. М., 1991.

10.Юнг К.Г.  Божественный  ребенок:  Аналитическая психология  и

воспитание. М., 2003.

11.Юнг К.Г. Воспоминания, размышления, сновидения. М., 2007.

12.Юнг К.Г. Проблемы души  нашего времени. М., 2001.

13.Юнг К.Г. Сознание и  бессознательное. – СПб, 1997.  36

14.Юнг К.Г. Структура  психики и процесс индивидуации. М., 2009

 

 


Информация о работе Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности