Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:07, курсовая работа
Будучи лечащим врачом, Фрейд столкнулся с тем, что неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становится причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаёнными, бессознательными побуждениями. Так родился метод психотерапии, названный психоанализом.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
Основная часть……………………………………………………………………… 6
1. Психоаналитическая структура личности…………………………………... 6
2. Стадии психического развития и характерология З.Фрейда……………… 15
Заключение…………………………………………………………………………. 24
Глоссарий…………………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы……………………………………………… 28
Приложение
рабства, существовавший в Древней Греции и воспринимавшийся в
тот период как неустранимое противоречие, был ликвидирован в
последующие исторические эпохи.
В своей работе «Человек для самого себя» Фромм отмечал, что
существует различие между «историческими противоречиями» и
«экзистенциальной дихотомией». Первые человек может и должен
разрешать, «аннулируя их посредством своей собственной
деятельности, но он не может аннулировать экзистенциальные
дихотомии, несмотря на то, что может реагировать на них
различными способами».
В учении об «экзистенциальной дихотомии» и «историческими
противоречиями» Фромм предпринял попытку отойти от сугубо
психоаналитического метода исследования человека. Предметом
анализа становятся не только личностные, но и онтологические
характеристики человека. В своих рассуждениях Фромм в
значительной мере оказывается сопричастным экзистенциалистскому
толкованию сущности и существования человека. Как и Хайдеггер,
Сартр, Камю, Фромм говорит о неустранимом парадоксе 29
человеческого существа, который заключается в том, что человек не
имеет сущности в смысле чего-то данного, строго зафиксированного
и неизменного, но в то же время как индивидуальность, отличная от
остального мира, он должен обладать какой-то специфической
сущностью. Правда, интерпретация названного парадокса у них
различна. Для экзистенциалистов, которые выводят сущность
человека из факта его существования, она «ничто», для Фромма же
она вырисовывается в виде противоречия, внутренне присущего
человеческому существованию.
Проблема свободы человека,
причины и механизмы
«бегства от свободы»
Тема свободы относится к числу наиболее значимых в
философском знании. Многие философы разных эпох размышляли о
свободе человека. Свобода – одна из неоспоримых общечеловеческих
ценностей. Люди стремятся к свободе, поскольку только в ней можно
реализовать свою индивидуальность, свое внутренне духовное
богатство. Вместе с тем важно различать свободу и своеволие.
Свобода – нравственный императив. Она предлагает не только
преодоление различных препятствий на пути человека, но и
сознательное ограничение своих действий.
В учении Фромма рассматривается два аспекта свободы:
негативная («свобода от») и позитивная («свобода для»). Первая
понимается как свобода
от инстинктивной
жизнедеятельность человека не обусловлена врожденными
инстинктивными механизмами. В этом смысле, с точки зрения 30
Фромма, человек биологически несовершенное существо, что стало
основой появления культуры. «Свободу для» он мыслит как свободу
для творческого саморазвития человека, необходимым условием
которой является стремление к самопознанию, активная
солидарность с другими людьми, позитивная деятельность.
Конечно, приоритет в подобном толковании свободы не
принадлежит Фромму. Аналогичное понимание свободы человека
предлагал, например, Ф. Ницше. Рассуждая о двух аспектах свободы
в книге «Так говорил Заратустра», Ницше писал: «Свободен от чего?
Какое дело до этого Заратустре? Но твой взгляд должен говорить
мне: Свободен для чего?». Другое дело, что Фромм поставил эту
проблему в центр своих раздумий о человеке. Понимание свободы
как двустороннего процесса
позволило ему нагляднее
противоречивость
История человечества рассматривается Фроммом как процесс
возрастания «свободы от». В работе «Бегство от свободы», он писал:
«Оковы устранялись одна за одной. Человек взял верх на природой,
которая предположительно должна им повелевать, и стал ее
властелином; он освободился от церковного ига и абсолютной и
неоспоримой власти государства». При этом происходит развитие
индивидуальности человека, повышение уровня самосознания, он
обретает возможность быть свободным для творческого
саморазвития, активной и самостоятельной социальной жизни,
независимо принимать решения.
Однако если экономические, политические и социальные
условия не способствуют такой позитивной реализации личности, то 31
свобода, согласно Фромму, становится невыносимым бременем,
источником сомнений, лишает жизнь цели и смысла.
Положение человека в современном обществе Фромм
характеризует большим обострением противоречия между свободой
позитивной и свободой негативной. Современная социально-
экономическая система стимулирует развитие активной и
ответственной личности, но в то же время мощь промышленной
системы и обезличенный характер человеческих взаимоотношений
усугубляют чувства изоляции и беспомощности. В результате
возникает стремление преодолеть чувство изолированности и
неуверенности ценой отказа от свободы и собственной
индивидуальности.
В качестве социально значимых механизмов «бегства от
свободы» Фромм называет: авторитаризм, сторонами которого
являются садизм (стремление господствовать, подчинять людей своей
воле) и мазохизм (стремление подчиняться, избавиться от своего
«я»); разрушительность (попытка избежать угрозы со стороны
внешнего мира через разрушение его); конформизм (утрата
собственной личности, самоунификация, усвоение общепринятых
шаблонов). Так, например, приход Гитлера к власти Фромм объяснял
тем, что, с одной стороны, он обладал поддержкой
руководствовавшихся собственными экономическими интересами
промышленников и юнкеров; с другой – личность Гитлера, идеология
и практика немецкого нацизма выражали крайние проявления
авторитарного характера и были привлекательны для низов среднего
класса, обладавших сходным типом характера. Фромм отмечает 32
также распространенность конформистских тенденций в
современном обществе, общую утрату оригинальности в мыслях,
чувствах, желаниях.
Подлинное существование человека и
гуманистическая этика
Большинство людей в современном мире, по мнению Фромма,
развивают не свое подлинное, а «мнимое Я». Человек, создающий
материальные и духовные ценности, утрачивает свою уникальность и
превращается в вещь, лишенную собственно человеческого
измерения. Он начинает мыслить
категориями «иметь» и «
теряя ощущение своего подлинного бытия. Фромм отмечает
вопиющий парадокс современной цивилизации, когда человек, имея
почти все необходимое
для предметно-материального
включая дом, семью, развлечения, но не имея главного –
индивидуальности, является ничем.
В концепции Фромма установка человека на потребление есть
установка на модус обладания. Его основой является общество
потребителей. Данный тип общества формирует у индивида
необходимые для своего успешного функционирования черты
характера: приобретать, владеть и извлекать прибыль. Фромм
говорил: представьте, что
будет с потребительским
его члены не захотят иметь все те «блага», которые оно предлагает.
Иной способ существования человека в мире – это модус бытия,
который предполагает установку личности на саморазвитие и
реализацию собственных способностей. Этот модус является 33
подлинным способом существования человека в мире, в отличие от
модуса обладания, который обусловлен устройством общества.
Характерной чертой модуса бытия, согласно Фромму, является
активность, но не внешняя – в смысле занятости, а внутренняя,
означающая продуктивное
использование своих
потенций. «Быть активным – значит дать проявиться своим
способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований,
которыми – хотя и в разной степени – наделен каждый человек».
По мнению Фромма, жизнь в соответствии с модусом бытия
необходимо поставить в ранг долга и цели человеческой жизни. Он
писал, что цель жизни человека следует понимать как раскрытие его
сил и возможностей, а долг каждого человека стать самим собой,
развивать свои возможности до зрелого состояния, сформировать
свою личность». Эти идеи стали фундаментом, созданной Фроммом
гуманистической этики.
Основная моральная проблема современности, в понимании
Фромма, – это безразличие человека к самому себе. Задача
гуманистической этики способствовать пониманию того, что человек
является единственным существом, наделенным духовностью и
нравственностью; что любовь есть творческая деятельность, а не
слепая страсть, ведущая
к бездумным поступкам и
личности. Гуманистическая этика Фромма призывает человека
отказаться от различных форм обладания ради ценности быть самим
собой.
Подводя итог, необходимо отметить, что концепция Эриха
Фромма представляет собой новый этап в исследованиях проблемы 34
человека в психоаналитической философии. Его учение значимо тем,
что подробнейше рассмотрены вопросы взаимосвязи общества, его
экономического устройства, этапов исторического развития с
духовностью человека; особое внимание уделено проблеме свободы
человека, чего не сделали предшественники Фромма – Фрейд и Юнг.
* * *
Психоаналитическая концепция человека носит целостный
характер. Главная идея, объединяющая учения З.Фрейда, К.Г.Юнга,
Э.Фромма, заключается в том, что существенное значение для
человеческой жизни имеют
бессознательные психические
Утверждается, что сознание абсолютно контролирует не все
психические процессы. В целом психоаналитическая философия
ориентирована на изучение человека с позиции выявления
внутренних неосознаваемых причин человеческой деятельности.
Однако мнения Фрейда, Юнга и Фромма разошлись в таких
вопросах, как: какое содержание имеет бессознательное и что
представляет собой человек в целом. Так, Фрейд, отвечая на эти
вопросы, предложил натуралистический подход, который резко
критиковался его
попытку вывести психоаналитическое понимание человека за
пределы натурализма. В его учении придается большее значение
духовному развитию человеку, а роль культуры в человеческой
жизни оценивается положительно. А Фромм предметом изучения
сделал те категории человеческого бытия, которые вовсе не 35
рассматривались в психоанализе Фрейда: свобода, творческая
любовь, ответственность, поиск смысла жизни.
Психоаналитическое учение о человеке, конечно, всего не
объяснило, но показало, что проблема человека неисчерпаема. В
частности в рамках психоаналитической философии остался
открытым вопрос о соотношении
сознательного и
Всегда будут актуальными и значимыми вопросы осмысления места
человека в мире, значение культуры и нравственности для
человеческой жизни.
Для дополнительного чтения
1. Психоанализ и культура: Избр. Труды Карен Хорни и Эриха
Фромма. М., 2005.
2. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. М., 2002.
3. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 2008.
4. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М. 2003.
5. Фрейд З. Психология бессознательного. – М, 2001.
6. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2009.
7. Фромм Э. Кризис психоанализа. М. 2000.
8. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 2004.
9. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
10.Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и
воспитание. М., 2003.
11.Юнг К.Г. Воспоминания, размышления, сновидения. М., 2007.
12.Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 2001.
13.Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. – СПб, 1997. 36
14.Юнг К.Г. Структура
психики и процесс
Информация о работе Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности