Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 09:41, реферат
Цель исследования: определить место духовности в структуре человеческой индивидуальности, выявить природу основополагающих свойств человека с точки зрения как классических, так и новейших отечественных и зарубежных исследований, объединенных антропоцентрической парадигмой в социально-философскую антропологию.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по проблеме вопроса.
Рассмотреть особенности понятий «индивидуальность», «личность». «духовность» с точки зрения научных дисциплин, изучающих человека.
Раскрыть связь понятий «индивидуальность» и «духовность» через способ человеческого бытия.
Предельно персонифицированный индивид есть личность. Человека личностью делает его социальная индивидуальность, совокупность характерных для человека социальных качеств. В понятие «индивидуальнось» обычно не включают природно-индивидуальные характеристики человека. При этом природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности. Социальная индивидуальность возникает не на пустом месте: человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. В настоящее время существует две основные концепции личности:
1. Личность как функциональная (ролевая) характеристика человека. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его цельности, осознанно-волевых проявлений. Личность (persona) означало маску, роль, исполняющуюся актером в античном театре. Личность – маска, явление, «роль». Ролевая концепция предполагает расслоение образа «Я» на функционально-ролевое «Я» и первичное базисное «Я». Данкен, Гоффман разделяют всю человеческую деятельность на сцену, где социальные актеры разыгрывают роли. Базисное «Я» отражается в обладании самим «Я». Немецкий философ, психолог Шпрангер выделил следующие типы личности: теоретическая, экономическая, эстетическая, социальная, политическая, религиозная. Политический тип воплощает стремление к власти, господству, к распределение социальных ролей. Эстетический тяготеет к не ролевой деятельности. Общение для него – средство самовыражение. Социальный не отделим от установки, согласно которой общение есть форма самоотдачи, растворения себя в другом. Любовь – основная форма социальной личности. Основой экономического типа является прагматическая ориентация, поэтому ролевое поведение для экономической личности необходимо для достижения пользы. Для религиозного – общение с Абсолютом, роль превращается в призвание. Теоретический воплощает страсть к познанию, ему не свойственная условно-ролевая деятельность.
Эта концепция не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение, кот всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека.
2. Личность как сущностная характеристика человека. Личность здесь — сгусток ее регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и «верховной власти» во внутренней жизни человека. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда духовно и общественно развитый человек.
Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра – «Я». То есть под личностью имеется в виду интегрирующее начало, объединяющее в единое целое биологическое, социальное, и психическое в человеке. Heoбходимыми условиями становления личности являются телесная оформленность, самосознание и социальный образ жизни, а главное проявление личности — наличие у человека мировоззрения:
а) Сущность личности укоренена в ее теле как материальном носителе личностного начала. Личность выступает с ее конкретной телесной организацией, фигурой, походкой, с особенным выражением лица, манерой говорить и т.д.
б) Личность формируется в процессе деятельности, общения. Этот процесс происходит путем внутреннего формирования уникального облика и требует от индивида активности, выражающейся в постоянной коррекции своих действий, поведения. В свою очередь самооценки, связанной с развитием самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности механизм рефлексии. Самосознание и самооценка образуют стержень личности, вокруг которого складывается его неповторимость, уникальность. Социализация есть процесс усвоения социального опыта, через включенность в жизнь общ. Социализация осуществляется в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества) и онтогенезе (форм конкретной личности). Творческая социально-деятельная сущность лежит в основе социализации индивида, в процессе которого и формируется личность.
в) «Я» – это интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр. Я есть то, что в каждую минуту сознает, между тем как эмпирическая личность есть только одна из сознаваемых реальностей. Чистое «Я» есть мыслящий субъект, высшая самость нашего единого-цельного духа. Личность становиться личностью только при условии в ней самосознающего «Я». Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его «Я» и служит основой внутренней самооценки. При этом личность оценивает себя и непосредственно, и опосредованно – через оценку других. Прислушайтесь, как человек оценивает других, и вы узнаете его самооценку: оценка других – это своего рода зеркало самооценки. Процесс соотнесения «Я» с реальностью, результирующийся в мотивациях и направленности личности, служит базой для самовоспитания.
Это «Я» определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его «Я» - он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.
«Я» – это замкнутая в себе целостность, ее телесные и социальные проявления суть атрибуты личности, но не ее ингредиенты. Итак, под личностью имеется в виду интегрирующее и цементирующее начало, объединяющее в единое целое и биологическое, и социальное, и психологическое в человеке. «Я» как бы венчает, замыкает, делает устойчивым все море бушующих в человеке социальных и биологических сил. «Я» — конечный результат действия этих сил. Личностно в человеке то, что устойчиво. Таким образом, личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.
Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. «Я» формируется в процессе деятельности, общения.
С формированием мировоззрения складывается характер личности – стабилизирующий социальные формы активности человека. Только в характере индивидуум приобретает свою определенность. Слово «характер», как правило, означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.
В результате личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода; ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного общества с его специфическими социальными, национальными, историческими традициями. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связанно, во-первых, с ее наследственностью и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Но это еще не все. Наследственные особенности, неповторимые условия среды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт. Все это вместе формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство. Индивидуальность – это неделимость, единство, цельность: я – индивидуальное существо. Разнообразие индивидуальностей – существенное условие и форма проявления успешного развития общества.
Духовность человека существует как идеальность. Идеальность в целом характеризуется тем, что содержание любых явлений мира, общества интериоризируется человеком, так сказать в чистом виде, освобожденное от материально-предметных пространственно-временных характеристик своего бытия. Это освоение предметности объективных явлений без самой этой предметности, сущности и образов вещей без этих самых вещей, освоение мира без этого самого мира.
«Для понимания души и еще более духа, - отмечал Гегель, самым важным является определение идеальности, которое состоит в том, что идеальность есть отрицание реального, но притом такое, что последнее в то же время сохраняется, виртуально содержится в этой идеальности, хотя и не существует больше».[3, c. 355]
Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык, понятийный строй человеческого сознания. Человеческая духовность и есть идеальный мир, когда человек живет, оперирует идеальными формами.
Духовность представляет субъективный мир человека. Она существует как внутренняя, интимная жизнь человека, она дана во внутреннем созерцании человека, развертывается в его идеальном имманентном пространстве и времени. Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет собой собственное Я человека, выступает как бытие, особенность этого «Я». Духовность субъективно-индивидуальна.
Духовность - мера развития в человеке духовно-нравственных качеств, принципов, меру усвоения достижений духовной культуры человечества и соответственно степень подчиненности всей жизнедеятельности человека этим духовно-нравственным критериям. Соответственно более высокий уровень духовности признается за тем индивидом, чьи духовные ориентиры более глубоки и более органично детерминируют всю жизнедеятельность человека. Этот аспект человека носит специфически-оценочный характер.
Таким образом, человек через свою духовность в ее разнообразных формах осознает, воспринимает, ощущает самого себя как такового. Иначе говоря, духовность - это особый, ни для кого более не свойственный способ идентификации человеком самого себя, своеобразная его самоидентификация.
Духовность человека в повседневности социомикромира проявляется в его конкретной, локально-практической жизнедеятельности, на которую она фактически и сориентирована. Духовный мир этой повседневности сложен, глубок, целостен, противоречив. Все аспекты духовности взаимосвязаны и представляют единое целое, эта целостность многопланова, динамична. Все аспекты духовности активно воздействуют друг на друга, в разных жизненных ситуациях лидерство в этих взаимовлияниях может принадлежать разным аспектам. Одним словом, повседневно-событийная жизнь человечества складывается, опираясь на всю палитру аспектов духовности.
Духовность - это бытие личности, наделённое духом. Дух можно определить как субъективное состояние человеческого сознания, проявляющее себя в целенаправленном стремлении к самосовершенствованию и целостному сосуществованию с универсумом, возникающее в трансценденции. Дух не может существовать в качестве ценностного объекта вне нас, но сам факт обращения к высоким ценностям возвышает человека.
Информация о работе Индивидуальность как способ духовной жизни человека