Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 20:30, реферат
Рождение танцевального искусства в Индии носит религиозный характер и зародилось в глубокой древности около 5тыс. лет назад. Считается что мир был создан танцующим богом Шивой и в храмах носил характер молитвы. Танец являлся своеобразным безмолвным общением языком движений и жестов в котором присутствовали выражения слов, чувств эмоций. Бог Шива - один из трех великих богов индуизма.
Введение 3
История 4
Направления классического танца 7
О технике 11
Украшения в индийском классическом танце 12
Народные танцы 14
Заключение 19
Список литературы: 20
Катхак. Катхак - это классический танцевальный стиль Северной Индии. Это танец жрецов-браминов, которые излагали с помощью танца и пантомимы историю своего вероучения. Термин "катхак" произошел от слова "катха", что означает "рассказ", "история". Катхаками в древности называли касту рассказчиков, существовавшую при многих храмах Северной Индии. Они разыгрывали танцевально-драматические спектакли в дни религиозных праздников. Позже танцоров стали приглашать во дворцы индусских правителей Раджастана. При дворцах появились специальные танцевальные школы, в которых девушек обучали музыке, стихосложению, утонченному искусству танца. В катхаке используется две основные техники - нритта, чистый танец, и абхиная - экспрессия, пантомима. В этом стиле мудры (жесты рук) исполняются очень мягко, лишь намекая на те формы, которые отчетливо видны в других стилях. Танцор отбивает ногами замысловатые ритмы в такт барабана, а кульминацией танца является состязание с барабаном-таблой. Техника катхака отличается обилием поворотов, мягкими пластичными движениями рук. В танце преобладают сложная работа ступней и быстрые вращения. Отличительная особенность - танец исполняется на прямых ногах.
В этом стиле выражено взаимное
влияние индуиской и
Одисси. Одним из наиболее изысканных классических танцевальных стилей является ОДИССИ. Он зародился на восточном побережье Индии, в Ориссе. О нем упоминается в древнейшем индийском трактате о драме и танце "НАТЬЯШАСТРА", датированном 3-4 в. н.э. Штат Орисса известен своими храмами: Храмом, посвященным Богу Солнца в Конараке, храмом Джаганнатхи в Пури и многими другими. Исполнители стиля Одисси повторяют позы танцовщиц, изображенных на стенах этих храмов, построенных в 6-8 вв. н.э. Одисси - танец божественного, человеческого, любви и страсти. Мягкие, плавные и нежные движения описывают обстановку Ориссы и философию популярного персонажа индуизма - Бога Кришну.
Стиль Одисси близок к Бхаратнатьяму по технике, костюму и выразительным средствам. Одисси отличается большей плавностью, грациозными движениями, изящными позами, а музыка, сопровождающая эти танцы, более мелодичная. Костюм исполнителя очень интересен - в отличие от других стилей, украшения здесь серебряные, а прическа украшена башенкой - гопурамой, напоминающей о храмовых истоках танца. Орнамент на сари характерен только для Ориссы. Техника смены поз основана на координации трех как бы независимых друг от друга уровней корпуса: ног, тела и головы, каждый из которых выполняет свой пластический рисунок. Иногда танцовщица замирает в позе на несколько секунд и становится похожей на статуэтку.Представления Одисси - четкий баланс между чистым танцем, экспрессивным и драмой.Характерная особенность - тело плавно изогнуто в трибанги - бедра, талия, шея.
Катхакали. Катхакали исполняют только
мужчины в необыкновенно красочных костюмах,
огромных головных уборах и со сложным
макияжем на лице. Ни один классический
танец не используют такого грима; для
его нанесения требуется несколько часов
кропотливой работы. Столетиями отбирались
и отшлифовывались отдельные элементы
танца катхакали. Танец исполняется под
аккомпанемент ченды - барабана,
который производит глухой звук и маддалы, производящей
мягкую мелодию. Также используются бронзовые
цимбалы.
Манипури. Манипури
был взращен в горных областях северо-востока
Индии. Название стиля (дословно – «драгоценность
земли»), носит название штата Манипур
– родины направления. Легенда утверждает,
что для того, чтобы найти идеальное место
для танца Боги пошли вплоть до иссушения
озера в прекрасной долине. Теперь не удивительно,
что танец – неотъемлемая часть ритуалов
повседневной жизни, как свадьба или поклонение
предкам. Среди известных составных частей
Манипури – Санкиртана и Рас Лила, описывающие
космический танец Кришны и пастушек.
В танце используются красивые расшитые
юбки, резко расширяющиеся от талии и полупрозрачные
вуали. В Костюме Кришны непременный атрибут
– павлинье перо в волосах. Движения начинаются
в медленном темпе и переходят в быстрые
вращения.
Этот стиль близкий
общему духу танцев Восточной Азии.
Некоторые виды манипури исполняются
очень энергично, вплоть до применения
акробатических приемов. Заметная танцевальная
школа, "манипури", демонстрирует
групповой танец, в котором артисты
выступают в ярких костюмах под
звуки ударных инструментов.
В танце тело обучают для того чтобы в конце концов полностью забыть о нем - Это средство, благодаря которому побеждается господство телесного начала в нашем сознании. "Я" исполнительницы, слившись с космическим танцем, которым движется Вселенная, освобождается от всего земного. Покой посреди движения -характерная черта основных фигур индийского танца называющихся "каранами". Тело исполнителя сохраняет жестко фиксированное положение при самых быстрых прыжках. Это требует чрезвычайно развитого чувства равновесия, способности к концентрации и умения управлять дыханием - пранаямы, также роднящего танец с йогой. В комбинации статики и динамики раскрываются принципы индусского мировидения: мужской начало - пассивное, созерцающее сознание, женское активная, творящая мир энергия. Бывает так, что танцовщица надолго остается в одной позе - танцуют, проявляя удивительную гибкость и скорость, только ее пальцы и кисти.
Как
и все восточные танцы, индийский
традиционный танец связан главным
образом с верхней частью туловища.
Существуют правила, касающиеся позиций
ступней - на полу и в воздухе и
разных приемов исполнения движений
ногами. Индийский танцовщик обучается
также спиралевидным движениям
и прыжкам. Язык кистей рук - мудра -
прекрасен в своем многогранном
символизме. Есть правила (хаста), которые
определяют также движения, связанные
с туловищем, плечами, предплечьями,
шеей. Существует 24 типа движений одной
кистью, 13 типов движений двух кистей
рук в 10 движений руки целиком, 5 типов
движений для грудной клетки и
по 5 типов для торса, живота и
бедер. Далее, есть типы движений для
шеи и для бровей, а также 36
типов взглядов, выражающих разные
эмоциональные состояния. С помощью
языка жестов ведется повествование.
Чтобы представить сложные
Грим и украшения относятся
к Ахарья Абхиная как аспект Рангабхуса.
И хотя по сравнению с аспектами
Ангика, Саттвика и Вачика Абхиная
Ахарья играет второстепенную роль, она
призвана в качестве дополнительного
средства для усиления визуального
представления в эстетическом плане.
При этом использование грима, украшений,
также как и декораций, цветов
варьируется в зависимости от
вритти (типа) и дхарми (формы предствления).
Например, трактат по драматургии
«Натья Шастра» приписывает
Женщины Сиддхи должны выступать в сари желтого цвета и украшениях из жемчуга и изумрудов. Актеры, исполняющие роль Апсар (небесных танцовщиц), используют украшения в качестве орнаментов из драгоценных камней, а волосы укладывают в высокую прическу.
Танцоры, изображающие Гандхарвов (небесных музыкантов), украшают себя рубинами и выступают в костюмах ярко-красного цвета. В руках они должны держать Вину (струнный музыкальный инструмент Богини Сарасвати).
Видьядхари должны представать
перед зрителями в белых
Символика цвета, костюма, грима, украшений является дополнительным внешним средством, к которому прибегают танцоры для представления того или иного образа, героя или героини, характера.
Особую роль играют украшения. Танцовщицы классических стилей Бхаратнатьям, Кучипуди, Мохиниаттам носят, так называемые, храмовые украшения из золота и драгоценных камней. Последние, в настоящее время, заменяются искусственными. Но традиционность храмового набора украшений сохраняется и по сей день. Каждый элемент украшения имеет свое название и символику.
Чандра-прабха (Луна) и Сурья-прабха (Солнце), которые крепятся к волосам на голове по левую (Луна) и правую (Солнце) сторону от пробора, призваны наделить танцовщицу своей красотой и сиянием.
Талай-сааман или Чютти подчеркивают линию лба и пробор.
Маатал (подвески), которые крепятся к мочкам ушей и волосам таким образом, чтобы закрыть ушные раковины. Защищают слух танцовщицы от громкого звона барабанов.
Длинное ожерелье называется по-разному в зависимости от стиля и традиции:
Маанга-малай, Мутху-малай, Танмани,
в традиции Кучипуди – Кантха-хаарам.
Оно предназначено
Пояс вокруг талии, который также имеет различные названия – Оддиянам, Камар-патта, а в Кучипуди его называют Вадданаму, служит опорой позвоночнику.
Браслеты – Валаял - защищают запястья и придают им изящество и грацию.
Особую роль играет также кольцо в нос – Чаланг. Причем полный комплект состоит из 3-х видов: гвоздика или зажима в правую ноздрю, круглого, украшенного камнями кольца – левую (в Кучипуди его называют Муккера) и подвесной, который крепится за нижнюю часть носовой перегородки.
В традиции Кучипуди этому украшению посвящен отдельный танцевальный эпизод драмы Бхама Калапам. Центральный персонаж драмы – Сатьябхама- очень трепетно относилась к своей огромной коллекции украшений, ведь для каждого дня недели у нее был отдельный набор. Но самым драгоценным было кольцо Муккера.
Однажды, после ссоры, ее возлюбленный – Бог Кришна – покинул Сатьябхаму. Она обратилась к своей подруге Мадхави, чтобы та помогла ей вернуть любовь Кришны. Сатьябхама предложила ей все свои украшения, но не пожелала расстаться с Муккера.
Мадхави все же настаивала,
чтобы Сатьябхама отдала ей кольцо.
Ее намерением было не завладеть им,
а заставить подругу расстаться
со своим самым дорогим
Существуют также Джиммики (серьги) или Кундалу в Кучипуди и цветы из жасмина (белые) и оранжевые – Канакамбарам.
Колокольчики – Гунгхру, Гаджджелу или Кинкини. Помогают отбивать ритм и защищают щиколотки. Раакоди – украшение на накладной «бублик» из волос, украшенный брошью и тесьмой. Кунджалам – украшение, вплетаемое в косу с помпонами или кистями на концах.
Издревле по Индии ходили бродячие артисты. Они танцевали, пели и устраивали представления, в которых рассказывалось о жизни людей и богов. Их приглашали для участия в мистериях при храмах. Постепенно часть из танцоров осталась при храмах, и в своих танцах они рассказывали о деяниях богов. Движения этих танцев были канонизированы. Существуют древние трактаты о танцах, в которых зафиксированы танцевальные традиции. Однако в разных регионах стили классических танцев сильно отличаются. На юге – танцуют Бхарат-натьям, на востоке – Одисси, на севере – Катхак.
Движения народных танцев
канонизированы не были и они не
имеют зафиксированных
Индия большая страна и в ней живет большое количество этнических и лингвистических групп. В этой стране встречается огромное разнообразие и богатство народной музыки и танцев. В каждом штате танцуют народные танцы. У каждого танца свой характер, свой костюм. Танцы северных штатов очень сильно отличаются от танцев юга.
Танцы могут претерпевать довольно сильные изменения и в рамках одного штата, что хорошо заметно, если двигаться с севера на юг или с запада на восток. В каждой деревне говор несколько отличается, а если сравнивать язык деревень, находящихся друг от друга на довольно большом расстоянии, то это уже может быть новый диалект. Также могут различаться и танцы. Даже у отдельной деревеньки может быть свой собственныйвид танца, как, например, танец Тера Тали общины Камад в Раджастане, который вдохновенно исполняется местными жителями.
На танцы может оказывать влияние близость соседних штатов и влияние их танцевальной культуры. Во многих народных танцах можно обнаружить тот или иной элемент, перенятый из классических танцев, исполняемый в данном штате.