Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:12, доклад
Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
В данной связи подробно разбирается ткачевская идея захвата власти революционной партией. Согласно Плеханову, это может быть лишь следствием неразвитости пролетариата, отсутствия в нем осознанного стремления к собственному освобождению. Созревший пролетариат не позволит захватить власть даже самым искренним своим «благожелателям». Он сам возьмет инициативу в свои руки, с тем чтобы, покончив со своими врагами, устроить общественную жизнь на началах «пан-анархии», т.е. всевластия. Анархия, по мнению Плеханова, неприемлема для рабочего класса, поскольку она «принесла бы ему новые бедствия», заново подчинив его деспотической власти.
Но
допустим, рассуждает Плеханов, революционная
партия благодаря стечению обстоятельств
приходит к власти и создает собственное
правительство. Что же может получиться
в итоге? Одно из двух: либо оно «вынуждено
будет организовать национальное производство»,
чему, естественно, «помешают как
его собственная
Впрочем, Плеханов утешает себя тем, что «говорить о результатах захвата власти нашими революционерами» не имеет смысла, ибо «очень, очень мало вероятен» самый этот захват.
Неудивительно, что «октябрьский переворот» 1917 г. оказался для него полной неожиданностью, и ему не оставалось ничего другого, как горестно выразить свое сочувствие «обманутому» российскому пролетариату. «Нет, - писал он на третий день после революции, - наш рабочий класс еще далеко не может, с пользой для себя и для страны, взять в свои руки всю полноту политической власти. Навязать ему такую власть, значит толкать его на путь величайшего исторического несчастья, которое было бы в то же время величайшим несчастьем и для всей России». Увы, понадобилась целая эпоха, чтобы подтвердилась правота первого русского марксиста!
2. Большевизм:
В.И.Ленин (1870-1924). Между Плехановым
и Лениным изначально
Никто из русских социал-демократов в принципе не подвергал сомнению этот тезис. Вопрос заключался лишь в том, существует в России рабочее движение или нет?
Отрицательный ответ на него содержался в знаменитом «Credo» Е.Д.Кусковой (1869-1958), опубликованном еще в 1898 г. В нем ставились две важные проблемы: первая касалась «кризиса марксизма», вторая - вытекающих из этого новых задач русской социал-демократии. Автор представляет следующую картину. На Западе, с эпохи средневековья, сложился рабочий класс, включающий ремесленно-городской элемент, т.е., собственно, «мещанскую демократию», привыкшую «участвовать в организациях и кассах взаимопомощи, религиозных обществах и проч. >>. Она-то и составила ядро социал-демократических партий, из которых выделился «теоретический и практический марксизм». На первых порах в нем парламентская политическая борьба превалировала над экономической, «с перспективой захвата власти». Но по мере исчерпания энергии политической борьбы («медленный рост голосов» на выборах, «апатия публики на собраниях», «унылый тон литературы» и т.д.) марксизм переключился в сторону поддержки едва зародившегося и совершенно «дикого» фабричного пролетариата, «почти не поддающегося организации» и не имеющего никаких других стремлений, кроме экономических. Соответственно, марксизм эволюционирует от «Коммунистического манифеста» с его «примитивным», «слишком схематичным представлением классового деления общества», к бернштейнианству, т.е. экономизму, признанию реформистского пути развития общества. Тем самым налицо оказывается «кризис» революционного марксизма.
Отсюда - «вывод для России». Согласно «Credo», русский пролетариат так же далек от организованного рабочего класса Запада, как и тамошний фабричный пролетариат. Но он к тому же еще малочислен, слаб, поэтому его едва ли можно склонить к «политической деятельности». А значит, преждевременны и всякие разговоры о создании в России марксистской политической партии по революционному образцу, и все разговоры о ней «суть не что иное, как продукт переноса чужих задач, чужих результатов на нашу почву». Практика эта не только бесполезна, но и вредна, поскольку отвлекает от реальных дел, мешает «сосредоточить внимание на общественных проявлениях либерально-политического свойства», т.е. защите прав личности, собственности, общественного самоуправления. Только так можно воспитать «политическое чутье» русского рабочего, не получившего «в наследие организационного духа, каким отличались борцы Запада». Ввиду этого и русским марксистам следует отдать приоритет не политическим вопросам, а поддержке экономической борьбы пролетариата и участию «в либерально-оппозиционной деятельности», по крайней мере, до того момента, пока сам пролетариат не выдвинет собственных политических задач».
«Credo» Кусковой вызвало самую негативную реакцию Ленина. Он решительно восстает против объявления «кризиса марксизма» и сведения его к бернштейнианству, усматривая в этом попытку «сузить теорию марксизма», превратить революционную рабочую партию в реформистскую. Для него осуществление подобной программы равносильно «политическому самоубийству», предательству интересов пролетариата.
Однако
Ленин не может не признать, что
в России марксистская партия должна
действовать иначе, чем на Западе.
Она не может ждать, пока пролетариат
достигнет «определенного уровня культуры»,
чтобы подняться до социализма, но
должна сама внести идеи социализма в
рабочее движение. И лучше всего
это сделать «революционным путем»,
т.е. осуществив захват власти. Тогда
партия как «авангард пролетариата»,
со всей прямотой пишет Ленин, не ограничивая
себя «никакими законами, никакими
абсолютно правилами» и опираясь
только на насилие, «освободит эксплуатируемых
от их рабского положения, улучшит их
условия жизни немедленно за счет
экспроприированных капиталистов». Затем,
«в ходе острой классовой борьбы», совершится
«просвещение, воспитание, организация
самых широких трудящихся и эксплуатируемых
масс вокруг пролетариата, под его
влиянием и руководством, избавление
от их эгоизма, раздробленности, пороков,
слабости, порождаемых частной
Как
же представлял себе Ленин захват
власти большевиками? Конечно, речь не
шла об ожидании или ускорении
«европейской бури»; все должно было
свершиться в самой России, как
одной отдельно взятой стране. К
такому заключению Ленина подводит открытый
народниками закон
Так, например, В.В.Воронцов в своих экономических исследованиях отмечал: «...Россиязначительно отстала от других главнейших стран в развитии своей капиталистической промышленности», хотя по численности своего населения она «превосходит все прочие наиболее передовые государства », имея «вдвое больше жителей, чем Соединенные Штаты Северной Америки, в 2,5 раза больше, чем Германия, в три раза больше, чем Франция и Великобритания, в 4 раза больше, чем Италия».
Все
это дало основание Ленину считать
неравномерность экономического и
политического развития «безусловным
законом капитализма». Согласно его
концепции, на рубеже XIX- начала XX в. старый
промышленный капитализм уступает место
финансовому капитализму, который
разрывает рамки национальных государств
и превращается в целую систему
империализма. Начинается новый передел
мира, усиливающий одни страны и
ослабляющий другие. Тем самым
нарушается равномерное развитие капитализма,
обостряются противоречия в политической
сфере. Теория марксизма не может
обойти сложившуюся ситуацию. Борьба
за социализм перестает быть интернациональным
делом. «Отсюда непреложный вывод:
социализм не может победить одновременно
во всех странах. Он победит первоначально
в одной или нескольких странах,
а остальные в течение
По
схеме Ленина, далее, выходило, что
наиболее слабым звеном в империалистической
цепи является Россия. На Западе капитализм
развивается с опорой «на все
завоевания современной культуры и
техники», поэтому «там подняться
труднее, там рабочая революция
растет несравненно медленнее».17 Россия
в другом положении. Она всецело
подавлена империалистическими
монополиями и не может на равных
участвовать в переделе мира. Это
усиливает гнет русского пролетариата,
ввергая его в состояние «
Ленин
забывает только добавить, что для
выработки «коммунистических