История философии. Теория философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, лекция

Краткое описание

Мифологическое мировоззрение как самое древнее.
Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Главная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что окружающий мир объясняется через человека.
Мифы Древней Греции (Собрание мифов составили Гомер и Гесиод), библейская мифология, скандинавские и славянские мифы.

Вложенные файлы: 1 файл

философия-все лекции.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

- некоторые  говорили о магии его речей,  его сравнивали с морским скатом.

- некоторые  чувствовали скрытое издевательство.

На 70-м году жизни  против Сократа было выдвинуто обвинение – не признаёт богов.

Сократ предстал перед Афинским судом, где вёл себя вызывающе, сказав, что не откажется от своей миссии – искать истину, т.к. этим приносит пользу гражданам (сравнил себя с оводом: "как овод не даёт лошади задремать, так и он своими речами заставляет людей задуматься".)

Этим он занимался  вопреки личному счастью.

За такой  труд – сказал он – его нужно  наградить - присудить ему пожизненное  пропитание (привилегия олимпийских чемпионов)

Суд приговорил его к смертной казни.

 

Учение Сократа:

 

  1. Сократ совершил философскую революцию: все предыдущие философы занимались изучением мира, а Сократ впервые настоял на изучении человеческой души и нравственности. Он первым повернул философию лицом к человеку – главному объекту изучения философии. Его девиз: "Познай себя"
  2. Сократ стремился найти определения общих понятий и выявит сущность вещей. Он применял индуктивный метод – изучение отдельных вещей для формирования общих понятий.
  3. Вопросно-ответная диалектика Сократа, мастером которой он был. Его продуманные и точно сформулированные вопросы помогали выявить суть вещей.

 

Сам Сократ сравнивал  это с мастерством повитухи: "Она помогает родится ребёнку, а я – истине".

Искусство извлекать  скрытое в человеке знание с помощью  наводящих вопросов – маньевтика

 

Платон (Божественный) (5 – 4 века до н.э.) – знаменитый афинский философ. Оказал большое влияние на мировую культуру.

На 20-м году жизни  Платона случилось событие, изменившее его жизнь: случайно он услышал беседу Сократа.

Он забросил всем свои занятия, и в течении 8 лет  был учеником Сократа.

Основал академию – эта школа давала начальное образование по философии, математике, астрономии, литературе, законодательству, естественным наукам.

Сохранилось 23 подлинных диалога Платона.

 

Платон - объектный идеалист.

 

Объективный идеализм признает, что вне и независимо от человека существует идеальная действительность. Выражением этого объективного идеализма является знаменитое Платоновское "Ученье о бытии".

Платон сделал величайшее открытие – открыл факт существования мира идеального, его невещественную природу. Он утверждал, что у всякого предмета есть своя идея. Причем предмет подвержен любым изменениям, но идея нет. Например: стол можно покрасить, украсить, сделать больше или меньше, разломать, но он останется столом (пусть и сломанным).

Идея - совокупность существенных главных свойств предмета указывающих на его способ существования и назначение. Зная идею предмета, мы знаем все.

 

Как соотносится идея и предмет, что из чего появляется?

1 ответ: Вещи первичны, а идеи всего лишь отражение предметов и вещей. Идея не существует отдельно от вещей, они существуют в самих вещах. (материализм).

2 ответ: Идеи первичны, а вещи отражение идей. Идеи существуют отдельно от вещей как самостоятельные сущности (идеализм).

По нему пошел  Платон и стал основоположником мирового идеализма.

 

Учение о бытии. (Онтология Платона):

 

Вселенная Платона  распадалась на 2 мира:

- мир идей (подлинное истинное бытие, по словам Платона). Его составляют идеи;

- мир вещей и предметов. С точки зрения Платона это бытие не настоящее т.к. все вещи изменчивы.

Таким образом, мир идей и мир вещей противостоят друг другу, как оригинал и копия. Платон иллюстрирует это знаменитым образом пещеры:

"Представим пещеру с широким и высоким входом, а в ней людей. Они с рождения скованы сзади них свет, и они видят только свои тени, которые они принимают за реальные вещи. Допустим, один человек освободился и вышел из пещеры, и увидел настоящие деревья, настоящий мир. И если он вернется в пещеру и расскажет им, они посчитают его сумасшедшим."

 

Гносеология Платона:

 

Платон был  рационалистом, т.е. он не очень высоко оценивал чувственное познание т.к. с помощью чувств мы получаем неполную картину мира. Разум - это высшая познавательная способность.

 

Теория припоминания:

 

Суть её выражается в тезисе: "Знания - это припоминания!" Души людей когда-то обитали на не6е в царстве идей. Они спустились на землю и забыли об идеях. Но иногда душа начинает припоминать тот мир, где она жила (по копии вспоминать оригинал). Стимулом, заставляющим душу припоминать тот идеальный мир, является философская беседа, логические рассуждения, вопросы (как делал Сократ).

Платон первым рассмотрел виды любви. Его имя связано с понятием "Платоническая любовь" - любовь без чувственного элемента.

Платон на века смутил человечество своим рассказом об Атлантиде. Точное место он не указал, но ему поверили благодаря его авторитету. Ее начали искать еще при жизни Платона, и ищут, по сей день.

 

Аристотель. (4 век до н.э.)

 

Великий древнегреческий  философ. Родился в Македонии в семье потомственных врачей и хорошо разбирался в медицине.

 В 17 лет  Аристотель приехал в Афины,  в Платоновскую академию, чтобы  изучать философию. Стал лучшим  учеником Платона. Платон высоко  ценил Аристотеля, а Аристотель глубоко уважал Платона, признавая его авторитет. Но все его уважение не мешало ему видеть уязвимые места философии Платона. Ему принадлежат слова: "Платон мне друг, но истина дороже".

Аристотель  пробыл в академии 20 лет. После смерти Платона он покинул академию, и начались годы странствий.

Он вернулся в Македонию и в течение 4 лет  был воспитателем сына царя, Александра, будущего Александра Македонского. Отношения Аристотеля и Александра не были тёплыми, но впоследствии Александр скажет: "Я чту Аристотеля как своего отца". Александр поставил памятник Аристотелю.

Аристотель  основал в Афинах собственную школу и назвал ее - "Ликей". Ученики назывались перепотетиками. 12 лет Ликей возглавлял Аристотель, это время совпало с эпохой Александра, но скоропостижная смерть Александра вызвала в Афинах антимакедонские настроения, которые коснулись Аристотеля. Его обвинили в безбожии. Аристотель покинул Афины и поселился на одном из островов Эгейского моря, где скоро скончался.

 

 

 

 

Сочинения Аристотеля:

 

Аристотеля  считают энциклопедистом древнего мира. Он написал около 150 трактатов на различные темы.

 

1-я группа: труды по философии:

Метафизика – это не авторское название – оно возникло позднее, т.к. переписчик трудов Аристотеля, поместил это сочинение после его трудов по физике, и, не зная, как назвать их, назвал "Метафизикой" (буквально: , что идёт после физики).

 

2-я группа: работы по логике:

Аристотель  по сути создатель логики

 

3-я группа: работы по естествознанию:

- по физике

- биологии (Аристотель отец биологии, как науки)

- по психологии

 

4-я  группа: работы по обществознанию:

- по этике

- искусствоведению

- политике и экономике

- по истории.

 

Критика теории Платона:

 

- Идеи не могут существовать отдельно от вещей

 

Аристотель  не признаёт обособленного существования  мира идей; для него идеи нераздельно существуют в самих вещах, как их сущность.

С точки зрения Аристотеля философия изучает высшие причины всего сущего. В своём  учении о бытии (онтологии) Аристотель называет 4 высших причины (фундаментальных причины бытия):

  1. Материя (субстрат, основа предмета) – отвечает на вопрос "Из чего?".
  2. Форма (идея) – "Что это есть?" (суть вещи – то, что она есть)
  3. Движение (все изменения предмета в процессе его существования) – он признавал существование перводвигателя – неподвижного источника всех движений – "Откуда начало (причина) движения?"
  4. Цель – "Ради чего?" (назначение вещи)

Эти принципы нераздельны.

 

Аристотель  впервые заговорил о Боге. Он создал теологию – учение о Боге (teos (лат) – Бог).

"Бог –  чистая форма без материи. Это  неподвижный перводвигатель, это конечная цель всего сущего – благо"

Бог Аристотеля – Бог философский – разум, мышление, духовный абсолют.

Мировые религии  очень ценят Аристотеля за разработку теологии, они видят в этом его  величие.

 

Гносеология Аристотеля:

 

Рационалист – признавал приоритет разума над чувствами.

Аристотель  выделял 4 ступени познания:

 

  1. Опыт – сохранение в памяти чувственных данных.
  2. Искусство (tehne (лат) – умение, навык) – приобретается в результате опыта.
  3. Научные знания – способность обобщения данных, знание естественных причин.
  4. Мудрость (sofia) – знание высших причин и основ бытия.

 

 

Греко – Римский (Эллинистический) период.

 

Школы: - Эпикуреизм

- Стоицизм

 

Эпикуреизм – от имени древнегреческого философа Эпикура. Он создал в Афинах школу "Сад Эпикура". Над входом висела надпись: "Странник, тебе здесь будет хорошо…".

Эпикуру принадлежит  около 300 сочинений, но все они сохранились только в виде фрагментов.

Эпикур сторонился общественной и политической жизни. Его девиз: "Проживи незаметно".

 

 

Философия Эпикура:

 

В своей онтологии Эпикур разделяет атомистическое учение Демокрита – весь космос и все предметы являются следствием движения атомов в пространстве.

 

Эпикур – материалист. Душа для него – тончайшее тело, рассеянное по всему организму.

 

В своей гносеологии Эпикур, вопреки всей античной философии, отстаивал приоритет чувств над разумом. Чувства – первооснова: "Чувства никогда нас не обманут".

 

В мировую философию  Эпикур вошёл своей этикой, в частности – учением о достижении человеком счастья.

По Эпикуру высшее благо человеческой жизни, цель всех живых существ – удовольствие, наслаждение. Оно и должно служить критерием выбора.

 

Гедонизм – этическое направление, рассматривающее удовольствие, как цель жизни и нравственного поведения.

 

Эпикурейцы – люди, отдающие предпочтение материальным радостям жизни.

 

Замечание Эпикура  о том, что высшая цель – духовное удовольствие – от познания или дружбы, общественность не запомнила.

 

Стоицизм (4 век до н.э. – 6 век н.э.)

 

Основатель  – Зенон (стоик)

 

Стоя – портик (крыша, колоннада) – там Зенон учил своих учеников.

 

Исторически стоицизм разделяется на три периода:

- ранняя стоя

- средняя стоя

- поздняя стоя

 

Наиболее известный  представитель стоической школы – Луций Анней Сенека (6-3 г. до н.э. – 65 г. н.э.)

 

Сенека.

 

Луций Аней Сенека (ок. 5 г.д.н.э. – 65 г.н.э) родился в Кордове (Испания) между 3 и 6 г.д.н.э.

Отец его, Марк Анней Сенека, известен также как Сенека-Ритор. Вскоре после рождения С. (в половине царствования императора Августа) его отец переехал в Рим, где стал преподавать ораторское искусство, чем составил себе имя положение и состояние. Отец Сенеки происходил из среднего дворянского сословия, и вообще фамилия Аннеев была очень молодой (неизвестно, принадлежал ли к дворянскому сословию дед Сенеки).

Мать Сенеки Гельвия происходила из знатного рода. Из той же фамилии происходила и мать Цицерона. Она получила прекрасное образование, много занималась искусствами и обладала редкой для того времени чистотой взглядов.

У Сенеки было два брата:

Старший, Новат (Галлион), выдвинулся на административной деятельности, и ко времени царствования Нерона занимал пост проконсула Ахайи. Упоминание о нём встречается в Деяниях Апостольских: Он – тот самый проконсул, который отказался судить апостола Павла. Сенека посвятил своему старшему брату свои суждения "О гневе" и "О блаженной жизни".

Младший, Луций Анней Мела, не занимался ни политикой, ни искусством, хотя был хорошо образован. Он сумел заработать большое состояние, чем вызвал гнев Нерона, и ему пришлось совершить самоубийство, завещав часть состояния Нерону и его приближённым, чтобы спасти остальное.

 

Первоначальное своё образование  Сенека получил под руководством отца. Вероятно, он также посещал школу, т.к. в своих сочинениях обнаруживает хорошее знание школьных авторов и различную степень презрения к ним.

Т.о. к 20 годам Сенека получил хорошее  образование и около 19 г.н.э. обратился  к слушанию лекций по философии.

Наставниками Сенеки по философии  были: стоик Аттал, пифагореец Сотион, эклектик Фабиан Папирий и циник  Деметрий. Наибольшее влияние на взгляды Сенеки оказал Аттал с которым у него были тесные отношения. По убеждениям Сенека сложился как философ-стоик. Впоследствии, уже ближе к смерти, Сенека изучил философию Эпикура. В этот же период Сенека под руководством Аттала и Фабиана Папирия, которые кроме лекций по философии читали также лекции по естественной истории, написал сочинение о землетрясениях, вошедшее в последствии в его "Естественноисторические вопросы".

Увлечение стоической философией не одобрялось римским обществом, в котором была модной эпикурейская философия. Уступая своим родным Сенека занялся адвокатской деятельностью и благодаря протекции своей тётки, получил в начале царствования Калигулы место квестора. В этот же период Сенека женится первый раз. Упоминание о первой жене встречается только в трактате "О гневе", но и там не указано её имя.

Деятельность Сенеки и отцовское  наследство помогли ему выдвинуться , и в конце царствования Калигулы Сенека появился при дворе. Ораторское искусство Сенеки вызвало зависть императора. Калигула сначала публично оскорблял Сенеку, а затем приказал его убить. От смерти философа спасло заступничество любовницы императора, по словам которой Сенека и так должен был скоро умереть т.к. был серьёзно болен.

Вскоре после этого Калигулу убили. Но Сенека, и так тяготившийся адвокатурой, после такой угрозы совсем оставил практику. К этому же времени относится первый из его сохранившихся трактатов "О гневе" посвященный Новату. В этом трактате Сенека опровергает мысль Аристотеля о том, что иногда гнев бывает не только полезен, но и необходим.

Информация о работе История философии. Теория философии