Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, лекция
Мифологическое мировоззрение как самое древнее.
Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Главная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что окружающий мир объясняется через человека.
Мифы Древней Греции (Собрание мифов составили Гомер и Гесиод), библейская мифология, скандинавские и славянские мифы.
2 концепции познания:
Сенсуализм (sensus – чувства) – направление в гносеологии, признающее чувства главным источником достоверного знания. Эмпиризм (empiria – опыт) – направление в гносеологии, главным источником знания считающее чувственный опыт: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах" (Локк)
Рационализм (raсio – ум) – направление в гносеологии, признающее разум основой достоверного познания: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума" (Лейбниц)
Френсис Бэкон (1661 – 1626).
Родился в Лондоне в семье высших сановников. Закончил Кембридж. Занимался юридической деятельностью, был генеральным прокурором Англии, а также лорд-канцлером. Вследствие придворных интриг был отстранён и сидел в тюрьме. После освобождения занялся наукой. Умер от простуды, заболев во время опыта.
Родился в Лондоне в семье высших сановников. Закончил Кембридж. Занимался юридической деятельностью, был генеральным прокурором Англии, а также был лордом-канцлером. Вследствие придворных интриг был отстранён и сидел в тюрьме.
Сочинения:
"Новый органон" – в нём Бэкон дал новое понимание науки, сформулировал индуктивный метод.
"Новая Атлантида" – социальная утопия, где рассказывается о совершенном государстве, в котором правят учёные.
Для Бекона характерен куль науки. Его считают идеологом научно-технического прогресса: "Знание – сила" – эмблема Нового Времени.
Философия Бекона:
Главное внимание – проблемы науки и познания (методология).
Бекон придерживался теории двух истин: существуют истины веры (теология) и истины знания (наука). У теологии и науки свои предмет познания и они не должны вмешиваться в области друг друга.
Он по-новому переосмыслил задачи, предмет и цели научного познания:
Предмет – предмет
Задача – изучение природы
Цель – господство над силами природы.
Для этого надо
разработать новый метод
С этой целью Бекон выдвинул "Теорию идолов":
Идолы – искажённые образы действительности, предрассудки.
4 вида идолов:
Идолы рода - это предрассудки, которые коренятся в родовой природе человека; они связаны с несовершенством чувств человека. Пример идолов - постоянное стремление человека истолковывать природу, как человека.
Эти идолы самые устойчивые – их нельзя искоренить, но можно нейтрализовать.
Идолы пещеры - которые коренятся в индивидуальной природе человека. У каждого человека есть своя пещера (индивидуальные особенности характера, психики и т.д.).
Человек скорее верит в то, что ему хочется.
Идолы площади (рынка) - это предрассудки, порожденные речевым несовершенством (люди говорящие на одном языке не понимают друг друга).
Эти идолы самые тягостные – слова исподволь проникают в сознание и искажают логику рассуждений, приводя к пустым и бесконечным спорам.
Идолы театра - это предрассудки, порожденные слепой верой в авторитеты и традиции. К ним относятся суеверия, различные традиции и т.д. Бекон против слепого повиновения авторитету т.к.: "Истина – дочь времени, а не авторитета".
Все эти идолы мешают познанию истины, поэтому надо очистить от них человеческий ум. После этого возможно освоение научного метода.
Теория метода:
Бекон придавал большое значение выработке правильного метода научного познания: "Хромой, идущий по дороге, опережает того, кто идёт без дороги".
Главным методом научного познания Бекон считал индуктивный метод (индукция – движение от единственного к общему).
Сущность метода: В процессе опытного изучения явлений (наблюдение или эксперимент) совершается переход к общим выводам (теориям).
Гносеология Бекона:
Бекон – основатель эмпиризма. Его (Б) заслуга в том, что он указал на большую роль опыта и эксперимента в научном познании.
Однако Бекон выступает против крайностей как эмпиризма, так и рационализма:
"Эмпирик, лишь собирающий факты, похож на муравья, который тащит в муравейник всё, что придётся"
"Учёный-рационалист,
оперирующий одними лишь
Томас Гоббс (1588 – 1679).
Английский философ – материалист. Сын священника, окончил Оксфорд. Был близко знаком со многими крупными учёными и философами своего времени (Декарт, Галилей). В годы английской буржуазной революции он эмигрировал во Францию. Потом вернулся.
Сочинения:
Главный труд – трилогия "Основы философии":
"О теле"
"О человеке"
"О гражданине"
"Левиафан" – библейский образ – огромное чудовище, змей, обитающий в воде. Здесь: Левиафан – государство, огромный механизм, созданный человеком.
"Государство и право".
Философия Гоббса.
Гоббс создал первую
в истории философии
Материализм Гоббса: Первоосновой всего сущего является материя, как единственная субстанция и никакой другой – нематериальной – субстанции не существует.
"То, что называют
духом всегда имеет
"Как нельзя
представить прогулку без
Гоббс отрицал существование души.
Здесь Гоббс как материалист, но механистический, т.к. для него механика – универсальная наука. Отсюда и его стремление свести все явления природы к простому механистическому движению.
"Все тела,
все изменения в телах
Гоббс снискал
славу своим социально-
По Гоббсу человеческая история имеет 2 состояния:
- естественное – "война всех против всех"
- гражданское – характеризуется заключением договора о безопасности личности, плата за это – часть личной свободы.
Государство – продукт общественного договора людей.
Гоббс – первый из известных философов - государственников, который провозгласил государство, как социальный институт.
Рене Декарт (1596 – 1650)
Французский философ, первый из основоположников науки.
Родился в семье французского дворянина, окончил иезуитский колледж. Получил хорошее воспитание как правоверный католик (никогда не подвергал сомнению религиозные истины).
Служил в Голландской армии. Много путешествовал по Европе. Закончив военную карьеру, поселился в Голландии (20 лет) – в благополучной, с его точки зрения, стране. Несколько раз приезжал на родину. Занимался наукой, все свои сочинения написал в Голландии.
К общественно – политической жизни интереса не проявлял. Девизом выбрал афоризм Сенеки: "Хорошо прожил тот, кто хорошо укрылся".
В 1649 г. по приглашению королевы Кристины (приглашению предшествовала долгая переписка) Декарт выехал в Швецию, где простудился, заболел воспалением лёгких и умер в феврале 1650 года. Через 16 лет его прах был перевезён в Париж для перезахоронения.
Сочинения Декарта:
- "Рассуждения о методе"
- "Начала Философии"
- "Рассуждения о первой философии"
Философия Декарта:
Декарт –
математик, физик, методолог, философ,
создатель аналитической
Он первым, в Новое Время, составил космологическую проблему и предложил её решение в соответствии с деизмом (deus – Бог).
Деизм – учение, признающее Бога отдалённой причиной существования мира, который (мир) затем развивается по своим законам (Так думал Ньютон).
По Декарту: Бог сотворил материю и дал ей движение, а затем мир развивался по законам механики.
Для объяснения
происхождения солнечной
"Дайте мне материю и движение, и я построю вам из этого вселенную"
Его механистическая теория считается классической.
Декарт является первым из основоположников физиологии. У него были догадки о существовании рефлексов у животных. Декарт считал животных механизмами: "Животное – это лишённый души механизм, автомат, работающий по законам механики".
Методология Декарта:
Методология Декарта отличается от методологии Бекона. Она основана на математике: это метод рационалистической (математической) дедукции.
Дедуктивный метод – движение от общего к частному.
4 методологических правила:
Гносеология Декарта.
Идеалистический рационализм. Следуя традиции, Декарт разделяет всё человеческое познание на чувственное и рациональное.
Чувственное познание – даёт мнимое знание. Чувства фиксируют в предмете лишь изменения свойств. Отсюда все заблуждения в суждениях, основанных на чувствах.
Рациональное познание – даёт истинное знание. Разум – это способность правильно судить о вещах и отличать истинное от ложного.
Декарт был рационалистом. Он впервые заговорил о высшей форме познания – интуиции.
Интуиция – прямое непосредственное усмотрение истины.
К такому знанию Декарт относил аксиомы логики и геометрии, идеи чисел и существования бога.
Интуитивные идеи являются врождёнными и не приобретаются из опыта, а имеют божественное происхождение.
Они получили название врождённых идей. Признание врождённых идей – главная черта рационалистов.
Идеализм Декарта.
Главным началом Декарт провозгласил мышление (Cogito ergo sum" – "Мыслю – следовательно существую").
Духовное бытиё по Декарту первее физического (идеалист).
К этой мысли Декарта привёл тотальный скептицизм: "Во всём можно усомниться, кроме того, что я сейчас сомневаюсь". Сомнение – это мысль, а если я мыслю – значит я существую, ибо не может не существовать то, что не мыслит. Это положение Декарт считал непрекословной истиной.
Онтология Декарта.
Декарт развивает учение дуализма (due).
Дуализм – равноправность материального и духовного начала (двойственность).
Весь мир Декарт разделял на две противоположных субстанции: материальную и духовную.
Материальная субстанция – природа (она делима). Её неотъемлемым атрибутом Декарт считал протяжённость – т.е. способность занимать определённую часть пространства.
Всё остальное – модусы - не основные свойства (движение, форма).
Духовная субстанция – душа (она неделима). Главный атрибут – мышление, модусы – желания.
Дуализм проявляется в попытке совместить эти субстанции, не имеющие точек соприкосновения. Дух – только мысль, а тело – лишь протяжённо.
Однако человек в жизни демонстрирует единство души и тела.
Декарт объясняет это своеобразно – Бог – творец обеих субстанций, следовательно, все вопросы к нему.
Бог – последняя субстанция, к которой Декарт обращается в затруднительных ситуациях.
Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 - 1647)
Барух - голландский философ. Родился в еврейской семье. Первоначальное образование получил в еврейском училище, но это его не привлекало. и он поступил в голландскую школу. Увлекался философией Декарта. В это время усиливаются атеистические настроения Спинозы. За это он был наказан советом раввинов (его приговорили к отлучению и проклятию, т.е. изгнанию из общины навсегда с запретом иметь контакты со всеми евреями (Ему было в это время 24 года). Он уехал в деревню, деньги добывал шлифовкой оптических стекол. От короля Франции Людовика XIV ему было предложена пожизненная пенсия, но при условии, что посвятит хотя бы одно произведение королю. Он отказался. Умер в возрасте 45 лет в нищете.
Сочинения:
"Этика" - отличается оригинальным способом изложения - геометрический способ: в начале даются определения леммы, затем с помощью них доказываются теоремы.
Философия:
Рассматривают проблему бытия. Первоначалом всего сущего является не Бог, а единая субстанция – природа (Спиноза отвергает деизм, заменяя его пантеизмом). Её свойства: бесконечности в пространстве. бесконечность во времени. неподвижность и несотворённость ("cansa sui" - она причина самой себя). "В природе нет творения, но только порождение". Бог для Спинозы не надприродное существо – он как бы растворён в ней.
Формула пантеизма Спинозы: "Бог, или субстанция, или природа". Принцип тождества Бога и природы - есть главная особенность его философии.
Субстанция обладает множеством свойств: протяжённость и мышление - основные атрибуты. В этом Спиноза выступает как материалист.
Модусы - отдельные вещи, предметы, люди. Субстанции и модусы противоположны по своим характеристикам. Субстанция едина, а модусов множество; субстанция бесконечна и вечна, а модусы ограничены в пространстве и во времени; субстанция несёт причину своего существования в самой себе ("natura naturans" - природа творения), а модусы в чём то другом, значит они "natura naturata" – природа сотворённая.
В мире нет ничего, кроме субстанции, которая существует в единстве своих атрибутов и модусов. "Всё это субстанция, субстанция это всё» (Спиноза).