История философии. Теория философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, лекция

Краткое описание

Мифологическое мировоззрение как самое древнее.
Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Главная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что окружающий мир объясняется через человека.
Мифы Древней Греции (Собрание мифов составили Гомер и Гесиод), библейская мифология, скандинавские и славянские мифы.

Вложенные файлы: 1 файл

философия-все лекции.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

 

2 концепции познания:

 

Сенсуализм (sensus – чувства) – направление в гносеологии, признающее чувства главным источником достоверного знания. Эмпиризм (empiria – опыт) – направление в гносеологии, главным источником знания считающее чувственный опыт: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах" (Локк)

 

Рационализм (raсio – ум) – направление в гносеологии, признающее разум основой достоверного познания: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума" (Лейбниц)

 

Френсис Бэкон (1661 – 1626).

 

Родился в Лондоне в семье высших сановников. Закончил Кембридж. Занимался юридической деятельностью, был генеральным прокурором Англии, а также лорд-канцлером. Вследствие придворных интриг был отстранён и сидел в тюрьме. После освобождения занялся наукой. Умер от простуды, заболев во время опыта.

 

Родился в Лондоне в  семье высших сановников. Закончил Кембридж. Занимался юридической деятельностью, был генеральным прокурором Англии, а также был лордом-канцлером. Вследствие придворных интриг был отстранён и сидел в тюрьме.

 

Сочинения:

 

"Новый  органон" – в нём Бэкон дал новое понимание науки, сформулировал индуктивный метод.

"Новая Атлантида" – социальная утопия, где рассказывается о совершенном государстве, в котором правят учёные.

 

Для Бекона характерен куль науки. Его считают идеологом  научно-технического прогресса: "Знание – сила" – эмблема Нового Времени.

 

 

 

 

Философия Бекона:

 

Главное внимание – проблемы науки и познания (методология).

Бекон придерживался теории двух истин: существуют истины веры (теология) и истины знания (наука). У теологии и науки свои предмет познания и они не должны вмешиваться в области друг друга.

Он по-новому переосмыслил задачи, предмет и цели научного познания:

Предмет – предмет

Задача –  изучение природы

Цель – господство над силами природы.

Для этого надо разработать новый метод познания. Чтобы его понять, надо разобрать  те предрассудки, которые уводят его  с истинного пути.

С этой целью  Бекон выдвинул "Теорию идолов":

Идолы – искажённые образы действительности, предрассудки.

 

4 вида идолов:

 

Идолы рода - это предрассудки, которые коренятся в родовой природе человека; они связаны с несовершенством чувств человека. Пример идолов - постоянное стремление человека истолковывать природу, как человека.

Эти идолы самые  устойчивые – их нельзя искоренить, но можно нейтрализовать.

Идолы пещеры - которые коренятся в индивидуальной природе человека. У каждого человека есть своя пещера (индивидуальные особенности характера, психики и т.д.).

Человек скорее верит в то, что ему хочется.

Идолы площади (рынка) - это предрассудки, порожденные речевым несовершенством (люди говорящие на одном языке не понимают друг друга).

Эти идолы самые  тягостные – слова исподволь проникают в сознание и искажают логику рассуждений, приводя к пустым и бесконечным спорам.

Идолы театра - это предрассудки, порожденные слепой верой в авторитеты и традиции. К ним относятся суеверия, различные традиции и т.д. Бекон против слепого повиновения авторитету т.к.: "Истина – дочь времени, а не авторитета".

 

Все эти идолы  мешают познанию истины, поэтому надо очистить от них человеческий ум. После этого возможно освоение научного метода.

 

Теория метода:

 

Бекон придавал большое значение выработке правильного  метода научного познания: "Хромой, идущий по дороге, опережает того, кто идёт без дороги".

Главным методом  научного познания Бекон считал индуктивный метод (индукция – движение от единственного к общему).

Сущность метода: В процессе опытного изучения явлений (наблюдение или эксперимент) совершается переход к общим выводам (теориям).

 

Гносеология Бекона:

 

Бекон – основатель эмпиризма. Его (Б) заслуга в том, что он указал на большую роль опыта и эксперимента в научном познании.

Однако Бекон  выступает против крайностей как  эмпиризма, так и рационализма:

"Эмпирик,  лишь собирающий факты, похож  на муравья, который тащит в  муравейник всё, что придётся"

"Учёный-рационалист,  оперирующий одними лишь идеями  без опоры на факты, подобен  пауку, который из самого себя  вьёт паутину знания.

 

Томас Гоббс (1588 – 1679).

 

Английский  философ – материалист. Сын священника, окончил Оксфорд. Был близко знаком со многими крупными учёными и философами своего времени (Декарт, Галилей). В годы английской буржуазной революции он эмигрировал во Францию. Потом вернулся.

 

Сочинения:

Главный труд –  трилогия "Основы философии":

"О теле"

"О человеке"

"О гражданине"

"Левиафан" – библейский образ – огромное чудовище, змей, обитающий в воде. Здесь: Левиафан – государство, огромный механизм, созданный человеком.

"Государство и право".

 

Философия Гоббса.

 

Гоббс создал первую в истории философии законченную систему механистического материализма.

 

Материализм Гоббса: Первоосновой всего сущего является материя, как единственная субстанция и никакой другой – нематериальной – субстанции не существует.

"То, что называют  духом всегда имеет материальный  носитель – тело".

"Как нельзя  представить прогулку без гуляющего,  так нельзя представить  мышление  без мыслящего"

Гоббс отрицал существование души.

Здесь Гоббс  как материалист, но механистический, т.к. для него механика – универсальная наука. Отсюда и его стремление свести все явления природы к простому механистическому движению.

"Все тела, все изменения в телах образуются  в результате движения"

 

Гоббс снискал  славу своим социально-политическим учением: теорией государства и права.

По Гоббсу человеческая история имеет 2 состояния:

- естественное – "война всех против всех"

- гражданское – характеризуется заключением договора о безопасности личности, плата за это – часть личной свободы.

Государство – продукт общественного договора людей.

Гоббс – первый из известных философов - государственников, который провозгласил государство, как социальный институт.

 

Рене Декарт (1596 – 1650)

 

Французский философ, первый из основоположников науки.

Родился в семье  французского дворянина, окончил иезуитский колледж. Получил хорошее воспитание как правоверный католик (никогда не подвергал сомнению религиозные истины).

Служил в  Голландской армии. Много путешествовал  по Европе. Закончив военную карьеру, поселился в Голландии (20 лет) – в благополучной, с его точки зрения, стране. Несколько раз приезжал на родину. Занимался наукой, все свои сочинения написал в Голландии.

К общественно  – политической жизни интереса не проявлял. Девизом выбрал афоризм  Сенеки: "Хорошо прожил тот, кто хорошо укрылся".

В 1649 г. по приглашению  королевы Кристины (приглашению предшествовала долгая переписка) Декарт выехал в Швецию, где простудился, заболел воспалением лёгких и умер в феврале 1650 года. Через 16 лет его прах был перевезён в Париж для перезахоронения.

 

Сочинения Декарта:

- "Рассуждения  о методе"

- "Начала  Философии"

- "Рассуждения  о первой философии"

 

Философия Декарта:

 

Декарт –  математик, физик, методолог, философ, создатель аналитической геометрии, один из создателей механики.

 

Он первым, в Новое Время, составил космологическую проблему и предложил её решение в соответствии с деизмом (deus – Бог).

 

Деизм – учение, признающее Бога отдалённой причиной существования мира, который (мир) затем развивается по своим законам (Так думал Ньютон).

 

По Декарту: Бог сотворил материю и дал  ей движение, а затем мир развивался по законам механики.

Для объяснения происхождения солнечной системы  Декарт выдвинул вихревую гипотезу: Солнце и планеты образуются из хаоса (из беспорядочного движения частиц) по естественным законам (материалист).

 

"Дайте мне  материю и движение, и я построю  вам из этого вселенную"

 

Его механистическая  теория считается классической.

Декарт является первым из основоположников физиологии. У него были догадки о существовании рефлексов у животных. Декарт считал животных механизмами: "Животное – это лишённый души механизм, автомат, работающий по законам механики".

 

Методология Декарта:

 

Методология Декарта  отличается от методологии Бекона. Она основана на математике: это метод рационалистической (математической) дедукции.

 

Дедуктивный метод – движение от общего к частному.

 

4 методологических правила:

 

  1. Считать истинным лишь то, что является очевидным, явным, отчётливым и не вызывает сомнения.
  2. Разделять каждый сложный вопрос на составляющие его простые части.
  3. Мыслить по порядку, начиная с предметов более простых и постепенно выходя на более сложные.
  4. Составлять отчёты (обзоры), ничего не пропуская.

 

Гносеология Декарта.

 

Идеалистический рационализм. Следуя традиции, Декарт разделяет всё человеческое познание на чувственное и рациональное.

 

Чувственное познание – даёт мнимое знание. Чувства фиксируют в предмете лишь изменения свойств. Отсюда все заблуждения в суждениях, основанных на чувствах.

 

Рациональное познание – даёт истинное знание. Разум – это способность правильно судить о вещах и отличать истинное от ложного.

 

Декарт был рационалистом. Он впервые заговорил о высшей форме познания – интуиции.

 

Интуиция – прямое непосредственное усмотрение истины.

 

К такому знанию Декарт относил аксиомы логики и геометрии, идеи чисел и существования бога.

Интуитивные идеи являются врождёнными и не приобретаются  из опыта, а имеют божественное происхождение.

Они получили название врождённых идей. Признание врождённых идей – главная черта рационалистов.

 

Идеализм Декарта.

 

Главным началом  Декарт провозгласил мышление (Cogito ergo sum" – "Мыслю – следовательно существую").

Духовное  бытиё по Декарту первее физического (идеалист).

К этой мысли  Декарта привёл тотальный скептицизм: "Во всём можно усомниться, кроме того, что я сейчас сомневаюсь". Сомнение – это мысль, а если я мыслю – значит я существую, ибо не может не существовать то, что не мыслит. Это положение Декарт считал непрекословной истиной.

 

Онтология Декарта.

 

Декарт развивает  учение дуализма (due).

 

Дуализм – равноправность материального и духовного начала (двойственность).

 

Весь мир  Декарт разделял на две противоположных  субстанции: материальную и духовную.

 

Материальная субстанция – природа (она делима). Её неотъемлемым атрибутом Декарт считал протяжённость – т.е. способность занимать определённую часть пространства.

Всё остальное  – модусы - не основные свойства (движение, форма).

 

Духовная субстанция – душа (она неделима). Главный атрибут – мышление, модусы – желания.

 

Дуализм проявляется  в попытке совместить эти субстанции, не имеющие точек соприкосновения. Дух – только мысль, а тело – лишь протяжённо.

Однако человек  в жизни демонстрирует единство души и тела.

Декарт объясняет  это своеобразно – Бог –  творец обеих субстанций, следовательно, все вопросы к нему.

Бог – последняя  субстанция, к которой Декарт обращается в затруднительных ситуациях.

 

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 - 1647)

 

Барух - голландский  философ. Родился в еврейской  семье. Первоначальное образование  получил в еврейском училище, но это его не привлекало. и он поступил в голландскую школу. Увлекался философией Декарта. В это время усиливаются атеистические настроения Спинозы. За это он был наказан советом раввинов (его приговорили к отлучению и проклятию, т.е. изгнанию из общины навсегда с запретом иметь контакты со всеми евреями (Ему было в это время 24 года). Он уехал в деревню, деньги добывал шлифовкой оптических стекол. От короля Франции Людовика XIV ему было предложена пожизненная пенсия, но при условии, что посвятит хотя бы одно произведение королю. Он отказался. Умер в возрасте 45 лет в нищете.

 

Сочинения:

"Этика" - отличается оригинальным способом изложения - геометрический способ: в начале даются определения леммы, затем с помощью них доказываются теоремы.

 

Философия:

 

Рассматривают проблему бытия. Первоначалом всего сущего является не Бог, а единая субстанция – природа (Спиноза отвергает деизм, заменяя его пантеизмом). Её свойства: бесконечности в пространстве. бесконечность во времени. неподвижность и несотворённость ("cansa sui" - она причина самой себя). "В природе нет творения, но только порождение". Бог для Спинозы не надприродное существо – он как бы растворён в ней.

 

Формула пантеизма Спинозы: "Бог, или субстанция, или природа". Принцип тождества Бога и природы - есть главная особенность его философии.

Субстанция обладает множеством свойств: протяжённость и мышление - основные атрибуты. В этом Спиноза выступает как материалист.

Модусы - отдельные вещи, предметы, люди. Субстанции и модусы противоположны по своим характеристикам. Субстанция едина, а модусов множество; субстанция бесконечна и вечна, а модусы ограничены в пространстве и во времени; субстанция несёт причину своего существования в самой себе ("natura naturans" - природа творения), а модусы в чём то другом, значит они "natura naturata" – природа сотворённая.

В мире нет ничего, кроме субстанции, которая существует в единстве своих атрибутов и модусов. "Всё это субстанция, субстанция это всё» (Спиноза).

Информация о работе История философии. Теория философии