Классический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:35, реферат

Краткое описание

Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность
"живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и
человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а
философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур,
древние греки или средневековые мыслители, или философыэпохи Просвещения и т.д.
Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения
объектов, процессов мира.

Вложенные файлы: 1 файл

Классический подход.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

71.

Нетрудно догадаться, какой философии (и кому из философов) противопоставляется - при

такой точке зрения - русская мысль  и русская духовность. Их антипод  более чем узнаваем:

это европейский рационализм и  его вершина - Гегель. Скритикой гегелевского

ультрарационализма и панлогизма выступили - и это было хорошо известно в России -

прежде всего самиже европейские (немецкие) философы: Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше.

Но европейский иррационализм XIX в. (европейский интуитивизм, европейская

философияжизни) чем-то существенно отличался от русского философско-религиозного

искания. Чемже именно? Поиск ответа на этот вопрос позволит дополнить

немаловажными штрихами духовные портретыРоссии и Запада.

Философия, как уже отмечалось, есть душа нации, зрелая философия - ее зрелая душа.

Европейская философия Нового времени (как апологетизирующая, так и  критикующая

разум) - душа такого общества, такой  цивилизации, которые уже в XV-XVI вв. (на юге

Европы - и того ранее) осуществили - в исторических масштабах времени - в кратчайший

срок глубочайший, беспрецедентный  переворот в экономических и  социальных основах,

условиях своейжизни: натуральные, "естественные" связи и отношения  между людьми

сменились отношениями и связя

Вступая в новое тысячелетие", российской культуре (и прежде всего культуре

философской) предстоит пережитьВеликое  восстановление (Возрождение) духовного

наследия давнего и недавнего  прошлого.

Русская философия - целостное духовное образование. Но внутреннее единство ее идей

достигалось в сложной, напряженной  борьбе различных школ и направлений мысли. В

философских спорах нередко каждая сторона была по-своему права, а истина рождалась в

сопряжении, синтезе противоположных  мнений.

Рассмотрим в этом ключе основные исторические этапыразвития русской  философии

двух последних столетий.

1. Начало самостоятельной философской  мысли в России связано со  славянофильством

(40-50-е гг. XIX в.). Основатели этого  течения, А. С. Хомяков (1804-1860) и И. В. 

Киреевский (1806-1856), открыто противопоставляли  свой способ философствования,

предполагающий единство ума, воли и чувства, западному, односторонне-

рационалистическому. Духовной основой  славянофильства было православное

христианство, с позиций которого они критиковали материализм  и классический

(диалектический) идеализм Канта и Гегеля. Выступая с обоснованием самобытного, т.е.

небуржуазного, пути исторического  развития России, славянофилы выдвинули

оригинальное учение о соборности, объединении людей на основе высших духовных,

религиозных ценностей - любви и  свободы.

Неизлечимый порок Запада славянофилы видели в классовой борьбе, эгоизме, погоне

людей за материальными ценностями. Самобытность России они связывали  с отсутствием

в ее истории классовых антагонизмов, в организации народнойжизни  славян на основе

крестьянской

81

поземельной общины. Эти идеи нашли  поддержку и сочувствие у последующих

поколений русских религиозных  философов (Н. Ф. Федоров, Вл. Соловьев, бр. Трубецкие,

Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.).

2. Другую точку зрения, противоположную  славянофильской, отстаивали в спорах с ними

западники (40-60-е гг.

XIX в.), считавшие, что Россия может  и должна пройти тотже самый  этап развития, что и

Запад. Среди западников были как  либералы-реформаторы (П. В. Анненков, Т. Н.

Грановский, К. Д. Кавелин), так и  радикалы-революционеры (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский). Основоположником западничества следует признать

замечательного русского мыслителя  П. Я. Чаадаева, автора знаменитых "Философических

писем", в которых он высказал много горьких истин о культурной и социально-

исторической отсталости России.

Широк был спектр философских воззрений  виднейших представителей западничества.

Чаадаев находился под большим  влиянием позднего Шеллинга, его "философии

откровения". Взгляды Белинского и Герцена совершили сложную эволюцию - от

идеализма (гегельянства) к антропологическому материализму, когда они признали себя

учениками и последователями Фейербаха.

3. Народничество (60-80-е гг. XIX в.). Это направление в России выросло  из учения А. И. 

Герцена о "русском", т.е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался

и оценивался как реакционное, попятное движение в социально-экономическом  и

культурном отношениях. Один из виднейших  русских народников - М. А. Бакунин - в 70-е

гг. перешел на позиции анархизма, полного отрицания государства и других политических

организаций. Бакунин - один из первых критиков Маркса, его идеи диктатуры

пролетариата.

4. Философия всеединства (70-е  гг. XIX в. - 30-е гг.

XX в.). Корни философской идеи  всеединства уходят в глубь веков - к античности и

Возрождению. Врусской духовности идея этого направления возрождена и  развита была

Вл. Соловьевым (1853-1900). Центральной  в этом учении является идея "всеединства

сущего", выражающая по-своему принцип  всеобщей универсальной связи всех

82

предметов и явлений мира. Познание должно брать сущее не только в  его данной

действительности, но и в его  целостности, универсальности, взаимообусловленности.

Всеединство мира доступно раскрывает себя лишь "цельному знанию", органически

сочетающему в себе теологию, философию и опытную науку, преодолевающему на этой

основе односторонность как  рационализма, так и иррационализма. Выдвинутые

положения развитыфилософом в многочисленных произведениях. Главнейшие из них:

"Кризис западной философии.  Против позитивистов", "Чтения о богочеловечестве",

"Философские основания цельного  знания", "Критика отвлеченных  начал", "Оправдание

добра". Идеи Вл. Соловьева были продолжены его соотечественниками: С. Л. Франком (1877-

1950), П. А. Флоренским (1882-1937), Л. П. Карсавиным (1882-1952). Основная проблема

философии Франка - проблема бытия, цельности  и единства мира. Лишь интуитивно

открывается нам истина: непостижимость и чудесность бытия (реальности), заранее

превышающее все мыслимое. Основные труды Франка: "Предмет знания", "Душа

человека", "Непостижимое", "Реальность и человек. Метафизика человеческого  бытия".

П. А. Флоренский идею всеединства  воплотил в универсальности своих  научных,

философских и религиозных исканий. Но из множества трудов и сочинений  мыслителя

следует указать на основной - "Столп  и утверждение истины", где  осмысливается путь в

мир христианского умозрения. По Флоренскому, обрести Истину - значит обрести

абсолютные, безусловно достоверные  начала бытия и познания, чего достичь  одними

лишь логически-рациональными средствами нельзя. Для этого нужен ещеживой опыт -

прежде всего опыт религии. Для  полнотычеловеческого соприкосновения  с миром одного

разума мало. Нужен "подвиг веры", преодоление границ между верой  и знанием.

Жизнь Флоренского трагически оборвалась в 1937 г. в северных лагерях ГУЛАГа. Такая

же участь выпала и на долю другого  оригинального и глубокого русского мыслителя,

философа и историка Л. П. Карсавина. Вслед за Вл.

83

Соловьевым он считал, что принцип  всеединства характеризует реальность в динамике,

движении. Воснове всеединства  лежит триединый процесс: первоединство -

разъединение - воссоединение.

Диалектика истории, по Карсавину, осуществляется в личности, хотя человек  является

личностью лишь в возможности. (Актуальная личность - Бог). Спозиций идей

всеединства Карсавин отвергает провиденциализм. Для него история всегда есть

открытый процесс бесконечного приближения к всеединству Бога, мира и человека.

5. Русская религиозная философия  конца XIX - начала XX вв. Рубеж XIX-XX вв. нередко

называют Серебряным веком русской  культуры, ее религиозно-философским

Ренессансом. Творческий подъем охватил  философию, религию, искусство (особенно

музыку и поэзию). Интерес к  религии был пробуждением интереса общества к высшим,

вечным истинам и ценностям, к тайне человека. Свое духовное начало русская

религиозно-философская мысль видела в идеях Вл. Соловьева, в мировоззренческих

построениях славянофилов.

Одним из самых загадочных и противоречивых мыслителей этого времени былВ. В.

Розанов (1856-1919) - замечательный мастер слова, оставивший после себя богатейшее

литературное наследие. (Сам философ  планировал издание 50-томного собрания своих

сочинений). Многие его произведения написаны вжанре эссе: "Уединенное", "Около

церковных стен", "Религия и культура", но у него есть и монографии: "О понимании",

"Метафизика христианства", "Легенда  о великом инквизитореДостоевского"  и др.

Лейтмотив творчества Розанова - глубокое беспокойство, тревога, вызванные

переживанием кризиса культурыи  религии, прежде всего религии христианской, которой

приходится довольствоваться "уголком" в современной цивилизации. Кризис

христианства мыслитель видел  в том, что оно не находит общего языка сжизнью, так как

зовет не в земной, а в потусторонний  мир. Христианский аскетизм чужд древнейшему

светлому чувству плотской любви, радостям материнства

Русский марксизм (1883-1924) - в этот хронологический  этап входит философская

деятельность Г. В. Плеханова и  В. И. Ленина, а также недолгое, но заметное духовное

явление в истории российской культуры, известное как "легальный марксизм". Марксизм,

в его ленинском варианте (ленинизм), долгие годыи десятилетия был  идеологией,

монопольно господствовавшей не только в нашей стране, но и во всем так  называемом

"социалистическом лагере".

Но первым выдающимся марксистом в  России был неЛенин, а Плеханов. (Вмолодые

годыЛенин признавал себя его учеником в философии). Как теоретик марксизма,

Плеханов основополагающее значение придавал материалистическому пониманию

истории, справедливо связывая с ним научный характер марксистской социологии.

Социализм, он был твердо убежден, невозможен без солидных экономических  и

общекультурных предпосылок. Таких  предпосылок в России еще нет, поэтому

"социалистический эксперимент" 1917 г. Плеханов осудил как авантюру

7. Философия в советской и  постсоветской России (после 1917 г.). 80-летний этап

новейшей российской истории превосходит  по масштабам, глубине и противоречивости

все, что было пережито страной  со времен монгольского ига. Революция, война с

фашизмом, грандиозный, жесточайший социалистический эксперимент, идеологическаямонополия тоталитарной власти, крушение ее и распад СССР - все это произошло на

глазах одного поколения.

Официальной идеологией был провозглашен марксизм-ленинизм (в действительности -

сталинизм, так как только Сталин считался непогрешимым пророком этого  учения).

Популярная брошюра Сталина (извлечение из "Краткого курса истории ВКП(б) "О.

диалектёом и историческом материализме") признавалась вершиной философского

знания.

Малейшие отступления от этого канонажестоко карались и преследовались. Но даже в

условиях тяжелого идеологического  пресса и при Сталине и при  Брежневе мыслили

замечательные, выдающиеся философы, трудыкоторых со временем получили мировую

известность и признании




Информация о работе Классический подход