Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 03:59, контрольная работа
Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с XII-XI вв. до н. э. по V-VI вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленностью своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком.
Введение ……………………………………………………………………..……… 3
1. Характеристика, основные этапы классической античной философии ……… 5
2. Сократ. Антропологический подход…………………………..……………….… 7
3. Платон (основные черты философской мысли)…………………………………... 10
4. Аристотель (философское и научное наследие)…………………………………. 12
Заключение……………………………………………………..…………………..… 15
Список литературы …………………………………
Воззрения Платона (427 - 347 гг. до н.э.) впервые в истории европейской философии приобрели форму непротиворечивой идеалистической системы, и его считают родоначальником идеалистической традиции (так называемой "линии Платона").
Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию. Платон говорит о множественности бытия. Однако "бытие" для него - это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей, которые не имеют частей и, следовательно, всегда себе тождественны, они бессмертны и постигаются разумом; сам Платон называет их "сущностями", - вещи, согласно Платону, причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют.
Как же обеспечивается связь, единство самого мира идей (бытия)? Для этого Платон обращается к понятию единого, трактуя его как условие возможности бытия (мира идей). Само «единое» не есть бытие, оно выше всякого существования и всякой множественности, но без его объединяющей силы невозможны ни идеи, ни их множественность. Единое Платон отождествляет с высшим благом, к которому все стремится и через это получает свое собственное бытие. Высшее благо - "по ту сторону" бытия, для чего у последователей Платона появился термин "трансцендентное". Платон учил, что для того, чтобы объяснить то или иное явление, надо найти его идею - то есть понятие, то постоянное и устойчивое, что не дано чувственному восприятию. Мир же чувственно воспринимаемых вещей для Платона - отнюдь не "небытие", а становление - все временное движущееся, смертное, всегда иное, делимое.
Душа, по Платону, подобна идее - едина и неделима. Но в ней он выделяет части: разумную, аффективную (эмоциональную) и вожделеющую(чувственную). Если в душе человека преобладает разумная её часть - человек стремится к высшему благу, к справедливости и правде. К ним Платон относит философов. Если более развита аффектная часть души, то человеку присущи храбрость, мужество, умение подчинять вожделение долгу. Таковы стражи, и их гораздо больше, чем философов. Если же превалирует "низшая", вожделеющая часть души, то человеку надлежит заниматься физическим трудом - быть ремесленником или крестьянином, и таких людей большинство. Основываясь на этой логике рассуждений, Платон построил проект идеального государства подобного пирамиде: в нем правят философы (причем они должны обучатся до 30-летнего возраста), стражи охраняют порядок, а работный люд трудится. Государственные структуры современных Платону Афин были совсем иными, и этот проект по праву можно назвать утопическим. Платон говорил об общей собственности, о том, что воспитанием детей должно заниматься государство, а не семья (которая, кстати, оказывалась ненужной в идеальном Государстве); о том, что индивидуальное должное подчинится всеобщему.
Души, по Платону, могут переселятся и могут бывать в сверхчувственном идеальном бытии; поэтому у людей есть "врожденные идеи" - воспоминания о пребывании в мире «эйдосов» ,а занятия философией - это "воспоминания души о разговорах с Богом".
До нас дошли в рукописи 34 диалога Платона (и благодаря им мы знаем об учении Сократа). Он продолжил диалектические поиски Сократа, определив диалектику, как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям.
Платон оказал сильнейшее влияние на все дальнейшее развитие философской мысли, и каждая эпоха находила в творчестве Платона созвучное ее времени.
В Афинах Платон основал школу - Академию, среди слушателей которой был и Аристотель, выделявшийся среди прочих своей одаренностью. Время жизни Арестотеля совпало с ослаблением демократии в Афинах и других греческих городах, с возвышением Македонии и началом завоевательной политики македонских царей. Известно, что Аристотель воспитывал сына царя Филиппа Александра - основателя Великой империи. В 335 г. до н.э. Аристотель организовал в Афинах собственную школу - знаменитый Лицей.12 лет Аристотель руководил обширными работами лицея по систематизации философских и научных знаний ,вводя новые дисциплины, в первую очередь - логику.
В 3-4 века. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем был Платон. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую философию.
Философские взгляды Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.) складывались в тесной связи с его естественнонаучными и социально-политическими исследованиями. Исследуя различные проблемы (в области логики, психологии, онтологии и гносеологии, космологии и прочих) Аристотель вел полемику с имеющимися в предшествующей и современной ему философии точками зрения.
Критические и полемические "введения" Аристотеля во многих случаях являются ценнейшим источником знаний о ранних учениях . Учение самого Аристотеля сложилось в результате критики им учения Платона об идеях. Аристотель доказывает несостоятельность платоновской гипотезы "идеи", исходя из следующего:
1. "Идеи" Платона - простые копии (двойники) чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.
2. "Вид"(эйдос) или "идея" человека по сути не чем не отличается от общих признаков, принадлежащих отдельному человеку.
3. Так как Платон отделил мир
идей от мира вещей, то идеи
ничего не могут дать
4. Отношение идеи друг к другу подобно отношению общего к частному, и рассматривая "идею" как сущность бытия вещи, Платон (по Аристотелю) впадал в противоречие: при таком понимании каждая "идея" есть одновременно и сущность, так как, будучи общей, она присутствует в менее общей, и в то же время не сущность, так как она в свою очередь причастна стоящей над ней более общей "идее", которая и будет её сущностью.
5. Платоновское учение о
6. Обособив "идею" в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого мира вещей, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения.
7. Платон сближает свою теорию идей с предположении о причинах всего возникающего и учит, что все такие предположения восходят к единой, но уже не предполагаемой основе - к идее Блага .Однако это противоречит существованию таких понятий, которые не могут быть возведены к единому высшему понятию.
По Аристотелю, каждая единичная мысль есть единство материи и формы, но форма, в отличии от "идеи" Платона, несмотря на свою нематериальность, не есть некая потусторонняя сущность ,извне приходящая в материю ."Форма" есть действительность того ,возможностью чего является "материя", и, наоборот, "материя" есть возможность того, действительностью чего будет "форма". - Так Аристотель пытался преодолеть пропасть между миром вещей и миром эйдосов: согласно Аристотелю, в пределах чувственного воспринимаемого мира возможен последовательный переход от "материи" к относительной ей "форме" ,а от "формы" - к относительной ей "материи". Существуют же лишь единичные вещи - индивидуумы, это и есть бытие по Аристотелю.
Учение Аристотеля о бытие опирается на его учение о категориях, изложенное в специальном не большом сочинении "Категории" и в знаменитой "Метафизике". Здесь Аристотель пытался ответить на вопрос о том каким должен быть первоначальный, вводящий в науку подход к проблеме сущности: наиболее полное знание о вещи достигается тогда, считал Аристотель, и был ,очевидно, прав, когда нам становится известна сущность вещи. Но категории у Аристотеля - это, в первую очередь, не понятия ,а основные "роды" или разряды бытия и, соответственно этому, основные роды понятий о бытие как о сущем. Таких категории Аристотель предлагает десять (если считать и категорию "личность": количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.
У Аристотеля категория "Сущности" резко отделена от других категорий, так как когда мы говорим о сущности, - поясняет Аристотель, - то мы отвечаем на вопрос "что есть вещь", а не на вопрос "какова эта вещь" (качество), "как она велика"(количество) и т.д. У Аристотеля 2 критерия сущности: мыслимость (познаваемость в понятии) и способность к отдельному существованию.
Аристотелю приходится искать компромисс между двумя критериями, и такой компромисс состоит в том, что Аристотель принимает за сущность не единичную вещь, не род вещи, и не количество, а то, что уже определено и настолько близко к единичному ,что почти с ним сливается, то и будет искомой "сущностью", "сутью вещи". "Суть бытия" -это форма вещи, или ее "первая сущность". Поэтому-то любая единичная вещь есть единство материи и формы6.
Проблемам мышления вообще Аристотель уделил много внимания, оставив фундаментальные разработки по логике, под которой он понимал науку о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания: логика, по Аристотелю, исследует методы ,при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам, способным стать источником его объяснения. Трем проблемам уделено особое внимание:
1) вопросу о методе вероятного знания; этот отдел логических исследований Аристотель называет "диалектикой" и рассматривает в трактате "Топика".
2) вопросу о двух основных методах выяснения достоверного знания, которые суть и определение и доказательство.
3) вопросу о методе нахождения посылок знания, то есть индукции ("наведении").
Полагая, что по ряду вопросов знание может быть лишь вероятным, а не непререкаемо истинным, Аристотель утверждал, что такое знание предполагает свой, особый метод - не метод науки в точном смысле, а приближающийся к научному метод. то метод и назвал Аристотель "диалектикой", отклонившись тем самым от традиций Сократа и Платона. В "диалектике", во-первых, развиваются умозаключения ,которые могли бы привести к вероятному ответу на поставленный вопрос и которые были бы свободны от противоречий; во-вторых ,даются способы исследования того, что ответ на вопрос может оказаться ложным.
Философия Аристотеля завершает тот период античной философии, который нередко именуется "философией классической Греции" и которая является основой всей европейской философии. История античной философии продолжается в эллинистический и римский периоды, занявшие в общей сложности 8 столетий.
Заключение.
Итак, в процессе выполнения данной контрольной работы мы выяснили, что основная античная проблематика имеет своим содержанием чувственно-материальный космос как абсолют, то есть как целесообразно управляемый душой и умом, а если включить и все космически нецелесообразное, то управляемый и первоединый. Во всей этой античной философской проблематике исходная рабовладельческая вещественно-телесная интуиция проявляет себя и во всем крупном, и во всех мелочах.
Очень важно отметить, что античные философы классического периода не очень любят рассуждать о судьбе, поскольку общенародное представление о судьбе фиксирует ее как нечто чересчур внешнее и надчеловеческое. Античные философы хотели, чтобы все нецелесообразное и все нечеловеческое функционировало в одной плоскости со всем целесообразным и со всем человеческим, почему и судьба трактовалась не как предмет безотчетной человеческой веры, но тоже как чисто человеческая концепция, как чисто космическая сила. А тогда такую внеличностную и внечеловеческую силу становилось необходимым трактовать в одной плоскости со всей человеческой и космической целесообразностью, со всей человеческой и космической упорядоченностью. А это и значило трактовать такой принцип, трактовать судьбу как философскую категорию, то есть трактовать ее как высшее первоединство, или как разумный и внеразумный принцип одновременно.
Таким образом, взятая в наиболее общем виде, проблематика античной философии сводилась на диалектику идеи и материи, разрабатываемую в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой, управляемого тоже космическим умом и создаваемого сверхдушевным и сверхумственным первоединством.
Такова чисто философская, то есть теоретическая, основа классической античной философии.
Список литературы.
1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2001.
2. Введение в философию / Под ред. Фролова И.Т. М., 1989. Ч.1.
3. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.
4. История философии: Учебник / Под ред. Кирвеля Ч.С. Мн., 2001.
5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших
дней: В 4-х томах. СПб., 1997. Т.1
6. История философии: Учебник / Под ред. Кирвеля Ч.С. Мн., 2001.
7. Богомолов В.Н. Античная философия. М., 1985.
8. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995.
9. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1985.
ЛИСТ ИСПРАВЛЕНИЙ
3. аристотель. Философское и научное наследие.
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) стал одним из ярчайших представителее своего времени. Он был учеником Платона в Афинах. В 335 г. до н.э. основал Ликей (перипатетическую школу). Среди его учеников был великий полководец Александр Македонский. Аристотелем были созданы многочисленные трактаты философского содержания. Среди них наиболее известные: "Органон", "Метафизика", "Физика", "О возникновении животных", "Политика", "Риторика". Сочинения Аристотеля охватывают все сферы человеческого бытия: от понятия "государства" до "смысла жизни индивидуума". Он стал основоположником таких наук, как формальная логика, силлогистика.