Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:11, контрольная работа
Происхождение философии
Основные черты и характер Древнеиндийской философии
Этапы развития
Оппозиционные учения Древнеиндийской философии
Пратитья Самутпада. Представляет фундаментальную концепцию буддийской философии и может быть переведен трояко.
●зависимое начало;
●обусловленное
●взаимосвязь.
Общий смысл концепции можно передать следующими словами: «Сущностным является то, что возникает; то что погибает, перестает быть таковым». Т.е. при определенных условиях объект проявляется, а с изменением этих условий – исчезает. Предусматривает три признака проявления вселенной.
- Анигга. Все в мире подвержено постоянному процессу перемен.
- Анатта. Все сущее не только изменчиво, но и попросту не существует само по себе.
- Дукха. Термином
дукха обозначают все
Четыре благородные (арийские) истины, открытые Буддой
Жизнь есть не что иное,
как дукха (страдание и
Причиной страданий
является танха (привязанность к
жизни как к источнику
С избавлением (ниродха) от привязанностей исчезает причина страдания.
Во избежание привязанностей следует придерживаться срединного пути, называемого маггой.
Этапы «Восьмиричного Пути Освобождения»
1. правильное видение –понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
2. правильная
мысль – жизнь человека
3. правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
4. правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми., непричинение зла другим;
5. правильный образ жизни - соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
6. правильное умение – усердие и трудолюбие;
7. правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
8. правильное
сосредоточение – регулярные
медитации, осуществляющие
Тройственный путь
Благородный восьмиступенчатый путь не является единственным способом осуществления Дхармы. Весьма распространенной является доктрина, представляющая следующие аспекты:
● сила (нравственность) – свод заповедей;
● самадхи (медитация) – расширение сознания;
● праджня ( мудрость) – отражение двух предыдущих аспектов в практическом воплощении. Мудрость достижима на трех уровнях:
- шрутамайя-праджня – мудрость, почерпнутая во время чтения сутр;
- чинтамайя-праджня – мудрость, почерпнутая в ходе самосозерцания и размышления;
- бхаванамайя-праджня – высшая мудрость, обретенная в прцессе духовной практики.
Анатта. Учение Будды
стало с одной стороны, творческим
развитием индуистских традиций
и понятий с другой – полностью
опровергло некоторые религиозно-
Буддизм
никогда не был застывшей и
окончательно оформленной
3.ДЖАЙНИЗМ.
Центральной
идеей этого религиозно-
Базовые концепции
Главным трудом по философии джайнизма является «Таттвартха-сутра».Центральные темы : непричинение вреда, отказ от категоричных суждений и отказ от собственности.
Анекантавада. Неприятие
абсолютных истин. Суть вещей следует
воспринимать в зависимости от угла
зрения, под которым они
Атомизм и анимизм. Джайнизм основан на учении о дискретном , прерывном строении материи и различает четыре вида проявления микрочастиц (атомов): воздух, огонь, воду, землю. Атомарные образования этих первоэлементов объединены в скандхи, из которых в свою очередь формируются феноменальные объекты. Однако мир состоит не только из материальных предметов, но и атрибутов более тонкого плана, реальность которых тем не менее очевидна. К ним относятся радость, печаль и жизнь как таковая, причем последняя обозначается как душа или джива. Т.е. мы имеем дело со вселенной, в которой все находится во взаимодействии физических и не физических структурных элементов. Феноменальный мир по сути дела вечен, несмотря на условность его земных проявлений.
Атеизм и вечно меняющаяся вселенная. В своей основе джайнизм атеистичен. Не признает конечного слияния Атмана с Брахманом. Вместо этого признается достижение душой конечной реальности. Мир безначален, но находится в постоянном процессе эволюции и инволюции. При этом никаких доказательств не требуется, процесс перемен осуществляется в соответствии с кармическими законами. Следовательно, вселенной управляет не Бог , а карма.
В джайнизме сосуществуют два направления: секта дигамбаров (одетых сторонами света) и шветамбаров (одетых в белое). С точки зрения крайнего аскетизма монах не должен владеть чем-либо или испытывать привязанность к чему бы то ни было. Поэтому, коль скоро одежда может стать объектом вожделения, джайнский монах должен быть обнаженным. Обе секты признавали справедливость утверждения, но шветамбары пошли на компромисс и позволили своим последователям носить одежду, а дигамбары воплотили монашеский идеал на практике, хотя в наше время на публике их адепты прикрываю свое тело. Несмотря на аскетическую этику джайнизма, светские адепты учения нередко становятся преуспевающими дельуами. У мирян элемент непривязанности к земным благам принимает форму благотворительности. Так состоятельные последователи традиции финансируют строительство храмов и материально поддерживают общины.
В заключении
можно сказать, что межу филосо
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Томпсон
М.Восточная философия/Пер.с
2. Философия
и религия на зарубежном
3. Энциклопедия для детей.Т.6, ч.1.Религии мира. – Э68 2е изд.,испр. и доп.-М.:Аванта+, 1996.-720с.:ил.
4. Адо
А.В. и др.Философский словарь/
5. Радугин. История философии.
6. Эрикер
К.Буддизм/Пер.с англ.-1999-
7. Мечковская Н.Б.
Язык и религия: Пособие для
студентов гуманитарных вузов.-