Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia (3).doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

10 вопрос

Русская философия.

                      Ренессанс в просветительский период в развитии русской мысли.

18 в. – расцвет культуры (эпоха  Просвещения).

  • создание школы. Славяногреколатинская Академия в Москве (1687 г.).Феофан Протопович, М.Ломоносов, Кантемир – выходцы из Академии.
  • При Петре – духовные семинарии, школы для дворян, мещан, купечества.
  • Секуляризация культуры – вытеснение религии из культуры.
  • Появляется светская наука, литература – Академия наук. Организация первого университета.
  • 1755 г. – Шувалов и Ломоносов МГУ (преподавали курс философии: новоевропейская философия, учения Декарта, Лейбница, Бэкона).
    1. Научно-материалистическое направление. Ломоносов. Идея вечности материи, движения материи, деистическое понимание Бога (некий разум), традиция эмпиризма).
    2. Религиозно-богословское направление. 18 в. – первые богословы. Григорий Словорода (Украина). Идеи патристики, христианское понимание человека, христианский платонизм.
    3. Демократическое (гуманистическое) направление. Идеи французского просвещения. Конец 18 в. Александр Радищев,: критика абсолютизма, идеи человеческой свободы.

                         Период формирования собственных философских направлений.

      • Эпоха Николая Первого. Появление философских кружков, переводится философская литература. Немецкое влияние – учение Лейбница, неокантианство (Кант), шеллингианство (Шеллинг), позитивизм, марксизм. Проблема русской философии – «Русская идея» ( вопрос о будущем России, ее судьбе, историческом пути).
      • Славянофилы (И.Киреевский, А.Хомяков, братья Аксаковы). Основные идеи выходят из самобытности и неповторимости русской истории и культуры. Их идеал – Москва допетровской Руси. Принципы: 1) Православие как ограниченная религия русского народа; 2)  Монархия как идеальная форма правления; 3)  Крестьянская община как идеальный мир, сочетающий в себе коллективное и индивидуальное начало; 4) Идея соборности как особое колониальное начало присущее русскому народу
      • Западники (П.Чаадаев, Герцен, Белинский). Представители – столичная интеллигенция, профессора, журналисты. Они ориентировались на западную цивилизацию. Считали что исторический путь России – это некоторое повторение западной истории: критика  монархической идеи, православия,  самодержавия, теории офицерской народности.

     Петр Яковлевич Чаадаев является одним из ярких представителей философской мысли России западнического направления. Несмотря на религиозность, Чаадаев не является богословом, он сам говорит: "Я, благодарение Богу, не богослов и не законник, а просто христианский философ". Чаадаев решительно защищает свободу человека, ответственности его за историю (хотя исторический процесс таинственно и движется Промыслом), и поэтому решительно выражает против "суеверной идеи повседневного вмешательства Бога".

Высшее начало в человеке, прежде всего, формируется благодаря социальной среде. Без слияния и общения с другими людьми мы были бы с детства лишены разумности и не отличались бы от животных. Из двойной зависимости человека (от социальной среды, от Бога) происходит не только пробуждение разума в человеке, но здесь же находятся и корни его морального сознания.

Для Чаадаева источник знания - "столкновение сознаний", иначе говоря, взаимодействие людей. Чаадаев, конечно, не отвергает опытного знания, но весь чувственный материал руководствуется идеями разума. Если реальность "высшего сознания" стоит над сознанием отдельного человека, - то ключ к этому дан в наличности исторического бытия, как особой форме бытия. Чаадаев подчеркивал, что христианство раскрывается лишь в историческом (а не личном) бытии, но он делает и обратный вывод - само историческое бытие не может быть понято вне христианства. Высокая оценка западного христианства определяется у Чаадаева всецело историсофскими, а не догматическими соображениями. Горячие и страстные обличения России у Чаадаева имеют много корней, - в них нет какой-либо одной руководящей идеи. Чаадаев не смог включить Россию в ту схему провиденциализма, какую навевала история Запада. "Провидение исключило нас из своего благодетельного действия на человеческий разум..., всецело предоставив нас самим себе". В начале он пришел к выводу, что Россия предназначена для того, чтобы послужить уроком для остального человечества. Дальше он приходит к убеждению, что очередь для России выступить на поприще исторического действия еще не наступила. Потом он развивает мысль: "Провидение сделало нас слишком  великими, чтобы быть эгоистами. Оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества".

 

 В. Соловьёв Это крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских концессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея его философии - идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает своё тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Основной принцип единства: «Всё едино в боге». Всеединство- это единство творца и творения. Бог, по Соловьёву,- космический разум, «особая организующая сила, действующая в мире».

Божественный ум, органическая сила распадаются на множество элементарных сущностей или вечных неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьёв трактует как особые проявления божества, живые элементарные существа или идеи. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьёв вводит такое активное начало как мировая душа, которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию, которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс - бог даёт идею всеединства мировой душе как определяющую форму её деятельности.  Эта идея называется идеей Софии - мудрости. Основой мира является «душа мира»- София - связующее звено между творцом и творением, придающая общность богу, миру и человечеству.

Механизм сближения бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества.  Образ Иисуса Христа служит не только идеалом для индивидов, но и является целью развития всего исторического процесса. Приобщаясь к учению Христа, человек идёт по пути жизни человечества. Человечество придёт к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом  станет воплощённый в человеке бог.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного мира, представляющую собой неразрывную взаимосвязь трёх разновидностей этого знания: эмпирического(научного), рационального(философского), и мистического(созерцательно- религиозного).

II. Этика любви. 

  Соловьёв считал этику автономной  наукой.

Соловьёв высказывал ряд оригинальных мыслей о половой любви. Так, например, значение половой любви он видел не в увеличении человеческого рода, ибо человек без этого может добыть себе бессмертие.

Соловьёв считал, что деторождение есть «процесс вымещения одного поколения другим».

Наши потомки, возможно, достигнут такого уровня совершенства, что не будет необходимости в продолжении рода, т.к. его сохранение будет обеспечено их бессмертием. Половая любовь носит  характер индивидуальной любви двух существ противоположных полов, которые равны друг другу, но обладают совершенно различными свойствами и дополняют друг друга

  Любовь начинается с лицезрения «идеального образа» любимого существа и в дальнейшем развивается в «такое сочетание двух данных органических существ, которое создавало бы из них одну абсолютно идеальную личность…».

Есть только одна сила, которая может изнутри, в корне подорвать эгоизм - любовь, и главным образом любовь половая. Соловьёв имеет в виду не физиологическое соединение для деторождения, которое не может воссоздать цельность человеческого существа, а соединение в боге, т.е. платоническую, духовную любовь, обращающую любящих друг друга мужчину и женщину в одного «цельного человека». Это является перерождением, спасением, воскресением.

III. Эсхатология. 

  В своём духовном развитии  Соловьёв прошёл 3 этапа: славянофильский, прокатолическо- западнический, эсхатологический (мрачный пессимизм и ожидание Антихриста). Этот период был вызван непреодолимым разочарованием в возможности христианского единения человечества в рамках земной истории, на основе идеала Царства Божия. Соловьёв теперь рисует мрачную картину утверждения в конце мира антихристианского элемента во всех христианских вероисповеданиях, который и соединяет людей в общем отречении от Сына Божия. В своей замечательной книге «Три разговора», дополненной рассказом об антихристе, последний акт исторической трагедии он называет эпохой религиозных обманщиков, т.е. периодом, когда имя Христа будет присвоено человечеству такими силами, которые по своей деятельности чужды и даже враждебны Христу и его делу. Изображает общественную организацию в виде мировой империи с гениальным мыслителем во главе. Он будет соц. реформатором общества, аскетом и филантропом. Но истинным мотивом его действий будет тщеславие, а не любовь. Он соблазнит человечество идеалом общественного строя. Лишь немногие останутся верными христианскому идеалу преодоления земной ограниченности ради Царства Божия. Они уйдут в пустыни, осуществят союз церквей и будут ждать второго пришествия Иисуса Христа. После второго пришествия Иисуса Христа они спасутся, а все остальные погибнут.

Философия Н. Бердяева.

Николай Александрович Бердяев(1874- 1948) - философ, публицист, историк русской мысли.

    1. Учение о свободе.

Бердяев выделяет 3 вида свободы:

1). Первичную иррациональную свободу, т.е. произвольность.

Человеческая иррациональная свобода коренится в «ничто», из которого Бог сотворил мир, в первичном хаосе, извечно.

  Бог- создатель не м.б. ответственным  за свободу, которая породила  зло: Бог не обладает властью  над свободой, которая им не  создаётся. Это свобода первичная  по отношению к добру и злу, она обуславливает возможность как добра, так и зла. Действия какого-либо существа, обладающего свободной волей, не м. предвидеть даже Бог, поскольку эти действия всецело свободны. Бог не творит воли существ Вселенной, которые возникают из лишённого основания первичного хаоса, а просто помогает тому, чтобы воля становилась добром. Зло же появляется тогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия и к отпадению от Бога из-за гордыни духа, желающего поставить себя на место Бога.

2). Рациональная свобода, которая состоит в подчинении моральному закону и ведёт к обязательной добродетели, т.е. снова к рабству. Выход из этой трагедии м.б. только трагическим и сверхъестественным. Миф о грехопадении говорит о бессилии создателя отвратить зло… затем наступает 2- ой божественный акт по отношению к миру и человеку. Бог появляется в аспекте Искупителя и спасителя (страдающего Бога, берущего на себя все грехи человечества). Бог- сын сходит на землю, который проявляет себя «не в силе, а в жертве». Божья жертва, божье самораспятие на кресте д. покорить порочную меоническую  свободу путём просвещения её изнутри, без насилия над ней, и не отвергая созданного мира свободы. Пришествие Христа и искупление является «продолжением сотворения мира; восьмым днём творения, космогоническим и антропогоническим процессом».

3). Свобода, проникнутая любовью  к Богу.

  Преображение и обожествление  возможно только путём восхождения  к этому виду свободы- это свободная  любовь человека к Богу. Бердяев  защищает свободу человека  вопросах веры. Церковь, говорит Бердяев, должна дать религиозную санкцию святости не только тем, кто ищет личного спасения, но и гению поэтов, художников, ученых, философов, соц. реформаторов, которые посвящают твор- во Богу.

            II. Концепция человеческой личности и творчества.

 Бердяев интересовался проблемой  личности. «Личность есть спиритуалистическая, а не естественная категория; она не часть какого- либо целого; она не часть общества, напротив, общество- только часть или аспект личности. Личность- не часть космоса, напротив, космос- часть человеческой личности. Личность- не субстанция, она- творческий акт, она неизменна в процессе изменения. В личности целое предшествует частям. Являясь духом, личность не есть нечто самодовлеющее, она не эгоцентрична; она переходит в нечто другое, чем она сама,  в некоторое «ты», и  реализует всеобщее содержание, которое представляет собой нечто конкретное и отличается от абстрактных универсалий. Реализация личности означает восхождение от подсознательного через сознательное к сверхсознательному. Человеческое тело- как вечный аспект и является «формой», а не просто физико- химической сущностью и д.б. подчинена духу. Телесная смерть необходима для осуществления полноты жизни; эта полнота предполагает воскресение в некотором совершенном теле. Половые различия означают раздвоение; целостная личность не имеет половых признаков, она- гермафродит.

  Творческая деятельность человека  представляет собой дополнение  к божественной жизни; поэтому  она имеет некоторое теогоническое, а не только антропологическое значение. Существует вечная человечность в божестве, а это значит, что существует также божество в человеке.

  Бердяев вдохновлялся не  сопереживанием, а оправданием человека  в творчестве и через творчество(антроподицея).

  Антроподицея, по Бердяеву, это  «третье антропологическое откровение», возвещающее о наступлении «творческой религиозной эпохи». Но откровение нельзя ждать, его д. совершать сам человек; это будет делом его свободы и творчества. ТВ- во не оправдывается и не допускается религией, а само яв- ся религией. Его целью служит искание смысла, который всегда находится за пределами мировой данности; творчество означает возможность прорыва к смыслу через бессмыслицу, переход от небытия к бытию, т.е. творение из ничего. ТВ- во создаёт особый мир, но «продолжает дело творения», уподобляет человека Богу- Творцу.

Информация о работе Лекции по "Философии"