Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia (3).doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

                Пространство и время.

К важнейшим атрибутам движущейся материи относятся пространство и время.

На протяжении истории развития философии и естествознания сформировались две противоположные концепции, по-разному объясняющие пространство и время — субстанциальная и реляционная. Субстанциальная концепция (Демокрит, Ньютон и др.) рассматривала пространство и время абсолютными, неизменными и постоянными, не зависимыми от движущейся материи, как чистую протяженность и чистую длительность.

Реляционное понимание (лат. — относительный) рассматривало их как объективные формы существования тел и событий (Аристотель, Лейбниц и др.). Пространство и время — особые отношения между объектами и самостоятельно, отдельно от них не существуют. Реляционное понимание пространства и времени как всеобщих форм существования движущейся материи получило свое научное подтверждение в естествознании и более глубокое логическое обоснование в теории относительности Эйнштейна. Суть данного понимания заключается в том, что пространство и время — формы существования материи, они не просто зависят от своего содержания — движущейся материи, а находятся в единстве со своим содержанием, определяются движущейся материей. Понять действительную природу пространства и времени независимо от движения материи невозможно. Пространство и время находятся в единстве друг с другом, с движением и материей.

Пространство и время имеют общие характеристики, как непосредственно связанные между собой формы существования материи: объективность, абсолютность, относительность, единство непрерывности и прерывности, бесконечность. Вместе с тем они имеют и различие, которое характеризует свойственные им особенности.

Пространство — объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая их протяженность, взаимное расположение, структурность и сосуществование. Характерным свойством пространства выступает протяженность, проявляющаяся в сосуществовании разных элементов. В совокупности различных положений элементов образуется определенная система сосуществования, которая имеет специфические свойства: трехмерностъ, непрерывность и прерывность, распределение вещества и полей и т.д. Реальное пространство трехмерно. Это означает, что всякие пространственные отношения в своем существовании могут быть описаны на основе трех измерений (координат). Утверждения о многомерности реального пространства не подтверждаются никакими опытами, экспериментами и т.п. Обычно многомерное пространство используется в математике и физике для более полного описания процессов микромира, которые не могут быть наглядно представлены. Трехмерность реального пространства является фактом, установленным эмпирически, но теоретического обоснования данного факта пока нет.

Время - объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая длительность и последовательность смены их состояний. Взаимодействие различных материальных систем, процессов и событий составляет содержание реального времени. В самой действительности мы наблюдаем смену различных явлений, событий, процессов и т.п. Одни из них уже давно свершились, другие имеют место в настоящем, третьи ожидаются и т.д. Во всем этом многообразии мира мы наблюдаем различную продолжительность и различные временные интервалы между свершающимися событиями. Время существует как связь чередования различных систем и их состояний, выражающая длительность их существования. Материальный мир и его всеобщие формы бесконечны. Но время существования каждой конкретной вещи, явления прерывно, так как всякая вещь имеет начало и конец своего существования. Однако возникновение и разрушение конкретных вещей не означает их полного разрушения, меняются их конкретные формы существования. Через конечное, временное существование вещей проявляется их всеобщая связь. Время предполагает строго определенную упорядоченность, последовательность моментов прошлого, настоящего, будущего. Эта необратимость течения времени определяется необратимостью движения и изменения всех систем материального мира. Для возникновения всякого явления необходима, прежде всего, реализация порождающих его причин. Пространство и время могут быть рассмотрены в отдельности лишь мысленно. В действительности они неотделимы друг от друга.

Основной вывод теории относительности состоит в том, что пространство и время не существуют без материи, что их метрические свойства зависят от взаимодействия гравитационных сил между движущимися массами. Пространство и время не являются неизменными, так как они определены движущейся и зависят от уровня организации материи. Материальное движение может осуществляться только в пространстве и во времени. Пространство и время неисчерпаемы в многообразии своих свойств, т.к. выступают как всеобщая связь и взаимодействие многоо6разных превращений материальных процессов. Постоянное взаимодействие между различными системами, характеризует бесконечность, выражает непрерывность и прерывность пространства и времени. Относительность пространства и времени обусловлена своим выделенным материальным содержанием, поэтому в каждом конкретном случае обладает своими специфическими свойствами

.

15 вопрос

Диалектика (учение о связях и развитии).

  Диалектика-наука о наиболее  общих законах всякого движения.

           В  мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие и ни один вид не берется ниоткуда.

Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке не прекращающегося движения всегда присутствуют дискретные моменты покоя, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя. Покой, т.о., существует как характеристика движения в какой-либо устойчивой форме. Как бы не изменялся предмет, но пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река остается рекой.

Абсолютный покой невозможен.

Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная... Качественное разнообразие одного уровня не м.б. объяснено качественным разнообразием другого. Точное описание движения частиц воздуха не может объяснить смысл чел речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные всем уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выражается в том, что высшее включает низшее. (ДНК - химическое соединение) Однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в химических соединениях)

Прослеживание связей между различными формами движения материи позволяет создать картину их развития во вселенной. На его разных этапах возникают все новые уровни организации материи и соответствующие им формы движения, причем появление каждой новой формы связано с состоянием Вселенной как целого. Сразу после Б. Взрыва не было ни атомов ни соответствующих им форм движения. Химические и физические формы движения возникли на определенном уровне развития Вселенной. Также на определенном этапе космической эволюции сформировались планетные системы, возникли условия для возникновения жизни, т.е биологические формы движения. В этом смысле жизнь надо рассматривать как космическое явление. В свою очередь только пройдя длительный этап эволюции, живая природа смогла породить социально организованную материю., и тогда возникла социальная форма движения.

Мировое развитие являет собой закономерный поступательный процесс, противоречия которого представляют собой источник, движущую силу общественного прогресса. Всемирная история постоянно выдвигала проблему противоречий общественного прогресса, и каждая ее эпоха свидетельствовала о катаклизмах, переворотах и вместе с тем она являет собой необходимый процесс движения человечества от одних форм своей социальной организации к другим, более совершенным.

Критерий прогресса - общественно историческая практика, в которой выделяются два ее основных вида: производственная и социально-преобразующая. Ядром этой практики выступает развитие производственных сил как высшего критерия общественного прогресса. Главное в производственных силах - это человек Этим объясняется то, что в данном критерии воплощаются  и достижения науки, принципы управления, и социально-политическое состояние общества, и уровень образования, и образ жизни вплоть до мировоззрения, которые опосредовано влияют на эффективность производства. Вот почему “развитие производительных сил человечества означает прежде всего развитие богатства человеческой природы как самоцель”. Действительным ядром общественного прогресса выступают способ производства.

Для определения подлинно прогрессивного есть критерий, выработанный самой историей человечества. Критерий этот, выраженный словом гуманизм, обозначает как специфические свойства человеческой природы, так и оценку этих свойств как высшего начала общественной жизни. Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

                             Детерминизм

Одно из основных положений научного метода состоит в том, что мир предсказуем — то есть для данного набора обстоятельств есть только один возможный (и предсказуемый) исход. Эта философская доктрина известна под названием «детерминизм». Возможно, лучший пример детерминистической системы получится из сочетания законов механики Ньютона и закона всемирного тяготения Ньютона. Если применить эти законы к единственной планете, вращающейся вокруг звезды, и запустить планету с заданного места с заданной скоростью, вы можно предсказать, где она будет в любой момент времени в будущем.

Как философская доктрина детерминизм играл (и продолжает играть) важную роль в науке. Однако на практике не всегда легко предсказать, какой будет система в конце своего существования, даже если известны начальные условия. Например, довольно просто рассчитать орбиту единственной планеты в вышеприведенном примере. Но если ввести еще две-три планеты в систему, и все значительно усложнится. Каждая планета действует своей силой притяжения на все остальные планеты и в свою очередь испытывает их влияние. Найти точное решение такой задачи практически невозможно.

       Индетерминизм.

Но поскольку сама случайность у Эпикура ничем не определяется (беспричинна), то без особых погрешностей можно сказать, что от Эпикура прослеживается начало и противостоящего детерминизму учения — индетерминизма.

В истории философии известны два вида индетерминизма:

1.Так называемый "объективный" индетерминизм, начисто отрицающий причинность как таковую, не только ее объективную данность, но и возможность ее субъективистского истолкования.

2.Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективный характер отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость, закономерность продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира.

16 вопрос

      Гносеология (теория познания).

Концепция познания: скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм. Формы чувственного, рационального, иррационального познания. Истина и заблуждение, вера и сомнение, творчество и интуиция, объяснение и понимание.

        Проблема познания в истории философии.

Исследует природу человеческого знания, его строение, причины ошибок и заблуждений, критерии истины.

Главный вопрос: принципиальная познаваемость мира.

  1. Скептицизм.

Возник в Древней Греции. Учение софистов. Школа скептиков – в эпоху эллинизма (Пиррон, Эмпирик, Цицерон). Он подвергает сомнению возможность достижения абсолютной истины. Человеческие знания – мнение о вещах, мнение отдельных субъектов. Так как мнение выставляется как относительное знание, абсолютной истины нет. Лучшая позиция философа – воздержание от суждений. Монтень, Паскаль.

  1. Агностицизм.

Отрицается принципиальная возможность получения объективного знания о мире. Мир непознаваем. И.Кант: человеческое познание имеет дело с опытом и не может выйти за его пределы. «Вещь в себе» недоступна. За пределами опыта человеческий разум слаб и запутается в противоречиях. Философия неопозитивизма, экзистенциализма, конвенционализма. Пуанкаре: в основе научных теорий – не объективные факторы познания, а произвольные соглашения между учениями – конвенции (для удобства и экономии мышления).

  1. Гносеологический оптимизм

     Признание познаваемости  мира человеком. Человек способен  познать мир правильно.

  • эмпиризм (сенсуализм, чувственный опыт). Опыт – единственный достоверный источник знаний о мире. Демокрит, Эпикур – материалисты. Представители английской материалистической философии: Локк, Бэкон, Гоббс. Франция 18 в.: Гольбах; 19 в.: позитивисты, марксизм. Локк: «В разуме нет ничего, чего бы раньше не было в чувствах».
  • рационализм (разум). Признает источником познания человеческий ум. Априорные теории (знания появляются до опыта). Платоновская теория припоминания. Декарт: человек рождается со знанием в голове. Это основа метафизического знания 19в. – Гегель – понятие абсолютной идеи (разум основан на принципах логики).

                    Процесс познания и его структура.

    1. Чувственное познание (с помощью чувств человека)

1 форма – ощущения – чувственное  отражение отдельных свойств  предметов (ощущение цвета, температуры, веса, звука).

2 форма – восприятие – целостный  образ предмета, представляется  комплексом ощущений (законы перцепции)

3 форма – представление –  образ ранее воспринятого предмета, явления, хранится в нашей памяти или создается воображением

4 форма – эмоции – комплексная  форма чувственности, основанной  на переживаниях и страстях (гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия, удовлетворение, антипатия)

  Первые три формы способны  вызывать четвертую – эмоции.

Чувственное познание выступает как сложное синтетическое единство всех 4х форм.

    1. Рациональное познание

Информация о работе Лекции по "Философии"