Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 18:15, курс лекций
ТЕМА 1. Философия Древнего мира: философия стран Древнего Востока (Индия, Китай); античная философия. Всемирно историческое значение античной философии.
1) Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии в Древней Индии. Основные направления (школы) и идеи древнеиндийской философии.
Ответ: Предпосылки:
- экономические - переход от меди к железу, развитие товарно-денежных отношений;
-социально-политические - ослабление родоплеменных отношений, возникновение и развитие государства;
-мировоззренческие - высокий уровень развития религиозно- мифологического мировоззрения.
Беркли преодолевает
неоднозначность философии Локка на основе субъективно-
Вслед за Беркли с учением о том, что целью науки является описание ощущаемого как единственной реальности, выступил Давид Юм .Он исследует природу человека в связи с анализом природы познания. Юм подчеркивает первичность впечатлений чувственного опыта по отношению к порождаемым на их основе идеям. Идеи, таким образом, не порождены непосредственным опытом, но они не основаны и на какой-либо рациональной необходимости. Сочетание идей основано лишь на психологической ассоциации. Соответственно Юм подвергает сомнению все общие абстрактные понятия, в частности идеи и материальной, и духовной субстанций. Разумное «Я» для него есть просто сочетание впечатлений и идей. Среди важнейших отношений, играющих ключевую роль в познании, он выделяет отношения причинности. Согласно Юму, связь причины и следствия не носит необходимый характер, на ней нельзя основывать выводы, так как делая заключение от причины к следствию, мы рассуждаем «по привычке».
Вывод: Агностицизм (от греческого agnostos - недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Диалектический материализм, признавая объективность мира, признает и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины.
Субъективный идеализм Беркли и Юма. Показали принципиальные ограничения человеческого разума. До Беркли и Юма человек познавал окружающий мир. Скептики рассуждали о достоверности знания. Человеческое познание ограничено из-за структуры самого познания. Беркли и Юм эмпирико-сенсуалисты - знание из чувств. Они все свели к вторичным качествам, нет соответствия между нашими образами и реальными объектами.
6) Механистический материализм и социально-философская идея эпохи
Просвещения. Развитие взглядов о господстве человека над природой.
Культ научного разума; формирование понятия «гражданское общество».
Ответ: Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли.
Материализм (от лат. — вещественный) – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Термин «материализм» употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму.
Для рационализма XVII века, включая Декарта, Мальбрашна, Спинозу, Лейбница,
математика является образцом строгого и точного знания, которому должна
подражать и философия, если она хочет быть наукой. А что философия должна
быть наукой, и притом самой достоверной из наук, в этом у большинства
философов той эпохи не было сомнения.
В круге вопросов философии, которые разрабатывал Д., первостепенное значение
имел вопрос о методе познания. Как и Ф. Бэкон, Д. видел конечную задачу
знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении
технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой
природы человека Д. ищет безусловно достоверное исходное основоположение для
всего знания и метод, посредством которого возможно, опираясь на это
основоположение, построить столь же достоверное здание всей науки.
Метод, как его понимает Декарт, должен превратить познание в организованную
деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов,
как наблюдательность или острый ум, с одной стороны, удача и счастливое
стечение обстоятельств, с другой.
Новое время вслед за Возрождением продолжило формировать иное отношение к природе и духовному миру человека. Духовный облик эпохи – расширение интеллектуального мира личности – выразился в философских системах английского мыслителя Ф. Бэкона и французского ученого и философа Р. Декарта. Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработали свои философские концепции, ядром которых стала методология. Для обоих наука – высшая ценность, основа надежды, символ всемогущества человеческого разума, воплощаемого в технике. А техника расширяет возможности научного познания природы. Оба провозгласили главные принципы философии Нового времени: знание – сила (Ф. Бэкон). Знание, наука для Ф. Бэкона – мощные инструменты социальных изменений. Он отстаивал самоценность научного и философского методов, ослабив традиционно сильную связь между философией и теологией.
Новый подход к природе: доказывал – «ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы». Знание и могущество человека совпадают, поскольку незнание причины затрудняет действие.
Тезис методологии Ф. Бэкона: природа побеждается только подчинением ей.
Истинное знание достигается познанием причин, среди которых материальные, действующие, формальные и конечные.
Ф. Бэкон критикует схоластику, которая, сосредоточив внимание на изучении силлогизмов самих по себе, занималась формальным выведением одних положений из других.
У истоков и в центре философии Р. Декарта (картезианства) – человек, «я» как «мыслящая вещь» – «вещь сомневающаяся, утверждающая, отрицающая, знающая весьма немногое и многое не знающая, любящая, ненавидящая и чувствующая».
Доказательство могущества разума – в критике притязаний чувственного познания быть абсолютным критерием истинности, в универсальном сомнении в старых истинах, опирающихся на авторитеты и не отвечающих критериям ясности и самоочевидности.
Определенность философии в том, что «во всем должно сомневаться», не превращать данные органов чувств в истину. Это же относится к достоверности познания, основанного на имени авторитетов. Прежде чем довериться данным органов чувств или мнению «авторитетов», надо исследовать творческие возможности интеллекта. В центре внимания – проблемы познания. Универсальное сомнение обусловлено эпохой, которая с трудом расставалась со схоластическими традициями. Ф. Бэкон преодолевал эти традиции с помощью критики идолов и строил новое здание на основе опыта и индукции. Р. Декарт боролся с ними с помощью дедукции, основанной на ясных и очевидных истинах. Образец рационалистической методологии Р. Декарта математика – символ ясности и дедуктивной строгости.
Гражданское общество – термин, которым, начиная с XVIII в., обозначали общественные, а в узком смысле – имущественные отношения. Недостаток теории гражданского общества у английских и французских материалистов проявлялся в непонимании его зависимости от развития способов производства. Они объясняли его формирование естественными свойствами человека, политическими задачами, формами правления и законодательства, нравственностью и т. д.
Гражданское общество, т. е. совокупность общественных связей, рассматривалось ими как среда, в которой развертывается деятельность индивидов. Г. Гегель, понимал под гражданским обществом систему потребностей, основанную на частной собственности, имущественные и сословные отношения, систему правовых отношений, а также догадывался о некоторых законах развития общества. Идеализм Гегеля проявился в признании зависимости гражданского общества от государства, которое он в отличие от гражданского общества считал истинной формой объективного духа. Гегель четко ставит вопрос о взаимосвязи социально-экономической и правовой сторон гражданского общества. Он различает гражданское общество и политическое государство. Гражданское общество в его понимании – это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности.
Гегель выделяет три основных момента гражданского общества:
1) система потребностей;
2) отправление правосудия;
3) полиция и кооперация.
Для гражданского общества необходимы не только функционирование частной собственности, но и ее защита со стороны закона, суда и полиции. Гражданское общество и государство по гегелевской концепции соотносятся, как рассудок и разум. Формирование гражданского общества Гегель связывает с развитием буржуазного строя.
К. Маркс, критикуя Гегеля, использовал термин гражданского общества. Он понимал под гражданским обществом организацию семьи, сословий и классов, отношения собственности и распределения, вообще формы, способы существования и функционирования общества, действительной жизни и деятельности человека (этот термин используется для обозначения буржуазного общества). Маркс подчеркивает их объективный характер и экономическое основание. В дальнейшем этот термин он заменяет системой научных понятий (экономическая структура общества, экономический базис, способ производства и т. п.).
ТЕМА 5. Классическая немецкая философия: основные идеи, представители, всемирно-историческое значение.
1)Теория познания И.Канта.
Ответ: Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804)
Человек, этика и право— вот главные
темы философского учения Канта.
Кант считал, что решению таких проблем
философии, как проблемы бытия человека,
души, морали и религии, должно предшествовать
исследование возможностей человеческого
познания и установление его границ. Необходимые
условия познания заложены, согласно Канту,
в самом разуме и составляют основу знания.
Они-то и придают знанию характер необходимости
и всеобщности. Но они же суть и непереходимые
границы достоверного знания. Отвергая
догматический прием познания, Кант считал,
что вместо него нужно взять за основу
иной — метод критического философствования,
состоящий в исследовании приемов самого
разума, в расчленении общей человеческой
способности познания и в исследовании
того, как далеко могут простираться его границы.
Кант различай воспринимаемые человеком
явления вещей и вещи, как они существуют
сами по себе. Мы познаем мир не так, как
он есть на самом деле, а только так, как
он нам является. Нашему знанию доступны
только явления вещей (феномены), составляющие
содержание нашего опыта: мир познается
нами только в своих явленных формах.
В своем учении о познании Кант большое
место отводил диалектике: противоречие
рассматривалось им как необходимый момент
познания. Но диалектика для него — лишь
гносеологический принцип, она субъективна,
так как отражает противоречия не самих
вещей, а только противоречия мыслительной
деятельности. Именно потому, что в ней
противопоставляются содержание знаний
и их логическая форма, предметом диалектики
становятся сами эти формы.
В логическом аспекте
теории познания Кант ввел идею и термин
«синтетическая сипа суждения», позволяющую
осуществлять синтез рассудка и данных
чувственного восприятия, опыта.
Кант ввел воображение
в теорию познания, назвав это коперниканским
переворотом в философии. Наши знания —
не мертвый слепок вещей и их связей. Это
духовная конструкция, возведенная воображением
из материала чувственных восприятий
и каркаса доопытных (априорных) логических
категорий. Помощь воображения человек
использует в каждом звене своих рассуждений.
К своей характеристике человека Кант
добавляет: это существо, наделенное продуктивной
способностью воображения.
В своей теории Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.
Согласно Канту, мы познаем только явления
— мир вещей самих по себе нам недоступен.
При попытке постигнуть сущность вещей
наш разум впадает в противоречия.
Вывод: Скрупулезно разрабатывая
свою концепцию о «вещах в себе», Кант
имел в виду, что в жизни индивида, в нашем
отношении к миру и человеку есть такие
глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна.
По Канту, человек живет в двух мирах. С
одной стороны, он часть мира явлений,
где все детерминировано, где характер
человека определяет его склонности, страсти
и условия, в которых он действует. Но с
другой, помимо этой эмпирической реальности
у человека есть иной, сверхчувственный
мир «вещей в себе», где бессильны привходящие,
случайные, непостижимые и непредвидимые
ни импульсы у самого человека, ни стечение
обстоятельств, ни диктующий свою волю
нравственный долг.
2) Этика И. Канта.
Ответ: Моральная теория Иммануила Канта не допускает исключений из реализации закона, которые были бы обусловлены неблагоприятными обстоятельствами. Лжесвидетельство не должно быть услышано. Однако нравственный закон не принуждает к тому, чтобы героические свершения проводились, невзирая на неблагоприятные последствия или невозможность их реализации. Когда сам Кант был призван к тому, чтобы прекратить заниматься критикой религии, потому что этого требует нравственный закон, он подчинился и обязался не читать лекций о религии.
Тезис об этике умысла отвечает идее Канта о том, что нравственное поведение в качестве своей основы не должно иметь «склонности» и что оно тем более является заслуженным, чем больше мы должны преодолевать свой эгоизм. Эта идея основывается на строгом дуализме чувственности и закона. Чувственность не должна быть направлена на то, чтобы человек тяготел к поведению на основе закона.
Наоборот, если поведение на основе чувственности (например, симпатии, дружбы, любви) совпадает с действием на основе закона, то оно не имеет моральной ценности, так как оно не мотивировано законом. По И. Канту, лишь одно чувство не нарушает нравственной ценности поведения – это чувство уважения к закону, ибо оно относится к общей нравственной ценности.