Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:45, курс лекций
1 Предмет и значение философии
2. Материализм,идеализм,дуализм
3. Субъективный и объективный материализм
4. Вульгарный и диалектический материализм
В гносеологическом плане
это реализуется как
В праксиологическом аспекте концепция философа дополняется чувственно-эмоциональными характеристиками. Поскольку мир чувственно воспринимается человеком, то восприятие мира обогащается такой эмоциональной характеристикой, как любовь. Именно она определяет все иные отношения к бытию.
В социальном плане концепция
Фейербаха последовательно
По поводу преобразования общественной жизни всегда существовало два мнения: одни говорили, что необходимо нравственное усовершенствование каждого, исправление нашей природы (позиция, как правило, религиозная или идеалистическая), другие же предлагали радикально менять условия человеческой жизни, считая их несовершенство главной причиной всех несчастий (в основном — материалистические воззрения). Фейербах разделял вторую точку зрения, а его философские взгляды во многом стали идейной основой появившегося в середине XIX в. марксизма — теории революционного преобразования действительности.
Историческое значение немецкой классической философии
Главный итог и историческое значение немецкой классической философии, представленной именами пяти корифеев, можно выразить просто: эта философия поменяла стиль мышления в европейской, а значит, и мировой культуре. Новизна же утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности.
Очень весомыми оказались и собственно философские приобретения. Идеи познавательной активности субъекта, всеобщности развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания изрядно “встряхнули” философию. Разработка философских понятий, категорий была проведена на высоком уровне.
И все же, наверное, главная заслуга Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха заключалась в том, что они сделали наше мышление историчным. Одного этого вполне достаточно, чтобы называть их классиками философии.
19. Исторический материализм К.Маркса
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными К.Марксом и Ф. Энгельсом в середине Х1Х века.
Характерные черты:
Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;
Исторический процесс понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс; 3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования.
Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма.
Согласно диалектическому
материализму, основной вопрос философии
решается в пользу бытия (бытие первично,
сознание вторично); сознание не существует
как самостоятельная
единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.
В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис - это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка
это идеологические отношения,
связанные с ними взгляды и
теории, а также организации (государство,
партии и т.д.). Надстройка закрепляет
и поддерживает интересы господствующего
класса в обществе. Экономический
базис определяет надстройку, в тоже
время она тоже оказывает большое
влияние на него. Общество развивается
естественным и закономерным путем
от одной общественно-
первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил, рабовладельческая - экономика основана на рабстве,
феодальная - экономика основана
на крупной земельной
капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих
коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства. К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в
возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат - рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Ключевые понятия и слова: агностицизм, категорический императив, мир «явлений», мир «вещей в себе», априорное знание, апостериорное знание, Мировой дух (Абсолютная идея), диалектика, общественно-экономическая формация, экономический базис, политическая надстройка.
1.Формационный подход к пониманию истории.
По Марксу формационный подход- это конкретно-исторический тип общества, характеризующийся совокупностью господствующих на данной ступени развития производственных отношений. Вследствие этого одно общество отличается от другого также специфическим содержанием и формами организации труда; определенной социально-классовой структурой и присущими ей отношениями между классами, нациями, сословиями и иными социальными общностями (например, родоплеменными, этническими); сложившейся системой управления; организацией семьи и семейно-бытовых отношений; образом жизни людей. Формация как тип общества включает институты власти (в развитом виде - государство и право с их разнообразными учреждениями и функциями), духовную сферу с присущими ей ценностями культуры, религиозными верованиями, общественными идеями и прочее.
Формационное учение Маркса исходило из того, что данное общество имеет свои собственные законы возникновения и функционирования развитие формаций представляет собой естественно-исторический процесс, в ходе которого происходят их социальные трансформации, в конечном счете- превращение в более высокий тип самоорганизации. С этой точки зрения формационное развитие - непрерывная смена узловых точек, своеобразных контрапунктов истории, или ее основных циклов, стадий. Число формаций и их названия определялись по-разному. " В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации".(1). Как видно, основанием для выделения формаций служил способ производства применительно к географической зоне (Азия), исторической эпохе (античность) и господствующей системе социально-экономических и политических отношений (феодализм, капитализм). В работе "Критика Готской программы" Маркс в качестве послекапиталистической формации выдвигал коммунистическое общество, первой фазой которого назывался социализм(2).
Сам коммунизм надеялся общими
для всего человечества чертами.
Здесь все источники
Такова самая общая, концептуальная характеристика коммунистической общественно-экономической формации, которая по Марксу должна с неизбежностью утвердиться в процессе многовекового исторического развития предшествующих формаций. Начиная с 40-х гг XIXв., когда были сформулированы основные положения новой, стадиальной концепции исторического процесса, и в течение всего ХХв. эта концепция широко обсуждалась философами и другими обществоведами разных стран, включая нашу. Обнаружились крайности ее истолкования. Одна из них состояла в определенной канонизации положений Маркса в данной области: как в целом. Так и отдельных аспектов формационного учения.
Другая крайность, ставшая наиболее распространенной, заключалась в развенчании формационной теории как якобы схематичной, нежизненной, сугубо экономизированной. В итоге наряду с марксистской трактовкой определяющей роли экономики в жизни общества возникла концепция экономического детерминизма, или экономического материализма.
2. Понятие общественно-
Понятие общественно-экономической формации является ключевым в марксистской философии истории. Общественно-экономическая формация- это конкретный тип общества, находящегося на определенной ступени исторического развития, основой общественно-экономической формации выступает определенный способ производства. Особенности способа производства определяются, с одной стороны, уровнем и характером развития производительных сил, с другой- уровнем и характером производственных отношений. Производственные отношения напрямую зависят от господствующих форм собственности. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым возвышается надстройка: политические, правовые, религиозные и т.п. Отношения и институты. Этим институтам соответствуют формы общественного сознания: религия, мораль, право, искусство, философия, наука и т.д. Общественно-экономическая формация объемлет все многообразные проявления жизни общества на всех уровнях: от способа производства до форм общественного сознания.
Существуя и развиваясь в
неразрывном единстве, производительные
силы и производительные отношения
образуют сложную структуру
Этот закон действует в процессе движения человеческого общества от одной формации к другой. Он действует и в рамках одной общественно-экономической формации, одного способа производства, но здесь его действие определенным образом модифицируется в зависимости от его действие определенным образом модифицируется в зависимости от состояния разных элементов, как в системе производительных сил, так и в системе производственных отношений. Если социальная форма производственных отношений в целом соответствует уровню развития производительных сил, то отдельные элементы, ее составляющие, могут ему не соответствовать. К таковым относится, например, хозяйственно-экономический механизм. Это противоречие не является антагонистическим, не ведет к необходимости социальной революции, но требует для своего разрешения сознательной перестройки, связанной с определенными реформами, качественным изменением тех или иных элементов, вызывающих дисгармонию в развитии общественного производства и общества в целом. Внутриформационное действие принципа соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил должно осуществляться таким образом, чтобы предоставлять простор развитию последних. Производственные отношения, следовательно, должны быть максимально гибкими, подвижными, чутко реагирующими на темпы и качество роста производительных сил. В этом заключается реальная диалектика производительных сил и производственных отношений.