Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:45, курс лекций
1 Предмет и значение философии
2. Материализм,идеализм,дуализм
3. Субъективный и объективный материализм
4. Вульгарный и диалектический материализм
С задачей критики "метафизики" пыталась справиться и немецкая классическая философия. Кант, выступив против рационалистической, аналитической философии XVII-XVIII вв. и вместе с тем против основных критиков этой философии (Д. Юма и механистических материалистов), хотя и поставил в острой форме вопрос о возможности науки и об отличии научных и "метафизических" утверждений, по существу, предложил вместо "метафизики вещей" "метафизику знания" - априористскую и формалистическую "трансцендентальную философию".
Гегель противопоставил "отрицательной метафизике" XVII-XVIII вв. строго научное знание, совпадающее, по его мнению, с диалектичностью мышления. Вместе с тем Гегель считал, что диалектика и есть "положительная", или "разумная", метафизика. На практике реализация тезиса о "разумной метафизике" приводила к философской спекуляции. Из философской системы Гегеля (в значительной мере это относится и к шеллинговской "Философии природы") современные ему естествоиспытатели восприняли не столько содержащуюся в ней ценную критику рассудочного, метафизического метода мышления, сколько спекулятивные результаты, которые не могли быть приняты наукой. Таким образом, предпринимаемые в течение двухсот лет западноевропейской философией попытки создать такую систему, которая соответствовала бы духу современной науки, не увенчались успехом. [3]
Основные этапы
В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа. Первый этап открывается философией О.Конта и его последователей Э.Ренана и Э.Литтре (Франция). В Англии основоположниками позитивизма были Д.С.Милль и Г.Спенсер; в Польше – Ю.Охорович; в России – Г.Вырубов, В.Лесевич, Н.Михайловский; в Италии – К.Каттанео, Д.Феррари, Р.Ардиго. «Второй» позитивизм возник в результате кризиса первой исторической формы позитивизма, который случился вследствие революции в науке, прежде всего в физике. Вторая историческая форма позитивизма появляется в конце XIX в. и называется «махизм», или эмпириокритицизм. Его представители: Э.Мах, Р.Авенариус и др.
Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм – начинается с 20-х годов ХХ в. и часто называется «аналитической философией». Его представители: М.Шлик, Р.Карнап, Б.Рассел, Г.Райхенбах, Л.Витгенштейн и др.
Четвертый этап в развитии позитивизма – постпозитивизм – возник во второй половине ХХ в. из критики неопозитивизма. Он представляет собой неоднородное течение в западной философии, объединенное стремлением разработать конкретно-научную методологию. Он представлен в учениях И.Лакатоса, Дж.Агасси, Д.Уоткинса, Г.Альберта, Т.Куна и др [4].
Несмотря на большое разнообразие
и несхожесть, неоднородность философских
школ, относящихся к позитивистскому
направлению, их роднит отношение к
познанию, которое трактуется и рассматривается
вне любой философской
Эволюционистская социология Г. Спенсера
Герберт Спенсер (1820–1903) – английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе – космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно – эволюции.
Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции – определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.
Эволюционная теория Герберта Спенсера – одна из популярнейших теорий в 19 в.
Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:
· эволюционной теории,
· органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),
· учении о социальной организации – структурных механизмах и институтах.
По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:
1. рост, увеличение в объеме,
2. усложнение структуры,
3. дифференциация функций,
4. рост взаимодействия структуры и функций,
возможность временного существования частей при расстройстве
Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил стороны:
интеграция – переход от простого к сложному, объединение
индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.
дифференциация – переход от однородного к разнородному, усложнение строения. Первобытное общество – простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.
возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному
Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:
1. Общество рассматривается
как целостная структура,
2. Каждая часть может
существовать только в рамках
целостной системы, где она
выполняет определенные
3. Функции частей всегда
означают удовлетворение какой-
4. Поскольку каждая из
частей выполняет только ей
присущую функцию, в случае
нарушения деятельности частей,
выполняющих определенные
Вывод:
Эволюция – это всегда развитие, рывок вперед. Социальная эволюция, как и любая другая эволюция, имеет свои причины возникновения, предпосылки и возникать сама по себе не может. Поэтому я согласна с Г. Спенсером в том, что социальная эволюция является следствием деятельности самих людей. И главную роль в эволюционистской социологии играет такой социальный институт, как политический, потому как именно он, создавая определенные социальные условия, способствует развитию социальной стороны жизни общества.
21. Экзистенциолизм
Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)
1. Общие понятия
Экзистенциализм - направление философии, основным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, сложности, существования в окружающем мире.
Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться пока еще в середине ХХ в., а в 20-е - 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из известных философских направлений в Западной Европе.
2. Факторы, способствовавшие
приходу и продвижению
Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е - 70-е гг. ХХ в. способствовали следующие причины:
нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;
бурный рост науки и техники и употребление технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, использование отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);
опасность гибели человечества (открытие и использование ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);
усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);
распространение фашистских и других тоталитарных режимов, целиком подавляющих человеческую личность;
бессилие человека перед природой техногенным обществом.
3. Главные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.
Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Возможно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы - экзистенциалисты:
уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
проблема отчуждения человека (общество, страна стали для человека вполне чужими, реальностью, которая целиком пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);
проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя необходимым);
проблема бессмысленности жизни;
проблема внутреннего выбора;
проблема поиска человеком собственного как внутреннего «Я», в частности и внешнего - занятия в жизни.
4. Философия Сьорена Кьеркегора - зарождение экзистенциализма.
Основателем экзистенциализма
считается датский философ
Он поставил вопрос: почему философия занимается таким огромным числом разных вопросов - сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания - и едва ли не не уделяет внимания человеку, более того, растворяет определенного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?
Кьеркегор считал, что философия
обязана повернуться к
Философом были выделены понятия:
неподлинное существование - полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осмысления собственного «Я», уникальности собственной личности, без нахождения истинного призвания;
подлинное существование - выход
из состояния подавленности
Подлинное существование и есть экзистенция. В собственном восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:
эстетическую;
этическую;
религиозную.
На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек «плывет по течению» и стремится лишь к удовольствию.
На этической стадии человек делает сознательный подбор, осознанно выбирает себя, в данный момент им движет долг.
На религиозной стадии человек глубоко осознает собственное призвание, целиком обретает до такой уровня, что внешний мир не заключает для него особого значения, не может стать препятствием на дороги человека. С данного момента и до конца собственных дней человек «несет собственный крест» (уподобляясь данным Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.
Лучшими представителями экзистенциализма ХХ в., собственно создавшими его, были:
Карл Яспер (1883 - 1969);
Жан-Поль Сартр (1905 - 1980);
Альбер Камю (1913 - 1960);
Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).
5. Философия К. Ясперса.
Карл Яспер (1883 - 1969) - немецкий философ - был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в ХХ в. (в книге «Психология мировоззрений», вышедшей в 1919 году - после окончания первой мировой войны).
В соответствии Ясперу человек как правило живет «заброшенной», не имеющей огромного смысла жизнью - «как все». При данном он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает собственных скрытых способностей, шансов, подлинного «Я». Впрочем в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества начинаются наружу. По Ясперу, это пограничные ситуации - между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С данного момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкается с трансцендентальностью - высшим бытием.
Вся жизнь человека осознанно либо неосознанно направлена к трансцеденции - к полному раскрепощению энергии и осмыслению некого высшего абсолюта.
Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя посредством в частности называемые «шифры» трансцендентального:
эротику, секс;
единство себя с своим внутренним миром (согласие с собой);
свободу;
смерть - конечность бытия.
6. Философия Ж.П. Сартра.
Главная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 - 1980) - проблема подбора.
Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие».
«Для-себя-бытие» - высшая реальность
для человека, приоритетность для
него прежде в результате его своего
внутреннего мира. Впрочем целиком
осознать себя человек может всего
лишь посредством «для-другого-