Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:45, курс лекций

Краткое описание

1 Предмет и значение философии
2. Материализм,идеализм,дуализм
3. Субъективный и объективный материализм
4. Вульгарный и диалектический материализм

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 216.96 Кб (Скачать файл)

 

Важнейшим условием жизни  человека, ее «стержень», основание  активности - свобода.

 

Человек находит собственную  свободу и проявляет ее в подборе, однако не несложном, второстепенном (в  частности, какую одежду надеть ныне), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать запрещено (вопросы жизни и смерти, экстремальные  ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным подбором. Сделав экзистенциальный подбор, человек определяет собственную судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в новое.

 

Вся жизнь - цепочка разного  рода «маленьких жизней», отрезков всякого  бытия, связанная особыми «узлами» - экзистенциональными решениями. Например: подбор профессии, подбор супруга, подбор занятия вакантного места, решение  преобразить профессию, решение  принять участие в борьбе, пойти  на войну и т.д.

 

По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек  свободен постольку, потому что он способен хотеть. Скажем, сидящий в тюрьме заключенный свободен, в настоящее  время он чего-либо хочет: сбежать  из тюрьмы, сидеть потом, покончить  жизнь самоубийством. Человек обречен  на свободу (в всяких обстоятельствах, помимо случая полного подчинения внешней реальности, хотя это вдобавок подбор).

 

Одновременно с проблемой  свободы появляется проблема ответственности. Человек ответственен за все, что  он совершает, за самого себя («Все, что  со мной происходит, - мое»).

 

Одно, за что человек не может отвечать, - это за собственное  свое рождение. Впрочем во всем прочем он целиком свободен и обязан ответственно распоряжаться свободой, преимущественно при экзистенциональном (судьбоносном) подборе.

 

7. Философия А. Камю.

 

Альберт Камю (1913 - 1960) сделал основной проблемой собственной  экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

 

Основной тезис философа - жизнь человека в сущности бессмысленна.

 

Большая часть людей живет  собственными мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает собственной  жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано либо поздно понимают, что впереди (гораздо  они изо всех сил идут) - смерть, Ничто. Смертны все - и наполняющие  жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований).

 

Камю приводит два основных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:

 

соприкосновение со смертью - при соприкосновении со смертью, преимущественно близкой и внезапной, многое, выше казавшееся важным для  человека, - увлечения, карьера, богатство - теряет собственную актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим  самого бытия;

 

соприкосновение с окружающим миром, природой - человек беспомощен перед существующей миллионы лет  природой («Я чувствую запах травы  и вижу звезды, хотя никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что мир мой»).

 

В результате смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем  мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

 

8. Философия М. Хайдеггера.

 

Мартин Хайдеггер (1889 - 1976) занимался разработкой самих  основ экзистенционалистического уяснения предмета и задач философии.

 

Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

 

Бытие человека происходит в  окружающем мире (именуется философом  «бытие в мире»). В собственную  очередь, «бытие в мире» состоит  из:

 

«бытия с другими»;

 

«бытия самого себя».

 

«Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение  в «такого, как все».

 

«Бытие самого себя» вместе с «бытием с другими» можно  всего лишь при отличии «Я»  от новых.

 

Поэтому, человек, желая остаться самим собой, обязан противостоять  «другим», отставать собственную  идентичность. Лишь в данном случае он будет свободен.

 

Отстоять собственную  идентичность в поглощающем человека окружающем мире - основная проблема и  забота человека.

 

9. Будущее экзистенциализма.

 

Философия экзистенциализма чрезмерно популярна в современной  Западной Европе и актуальна для  нее.

 

В настоящее время наблюдается  тенденции смещения центра тяжести  философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.

Эта проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать главным  вопросом философии в будущем, отодвинув на второй теория проблему первичности и отношений материи и сознания.


Информация о работе Лекции по "Философии"