Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:45, курс лекций
1 Предмет и значение философии
2. Материализм,идеализм,дуализм
3. Субъективный и объективный материализм
4. Вульгарный и диалектический материализм
Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», основание активности - свобода.
Человек находит собственную свободу и проявляет ее в подборе, однако не несложном, второстепенном (в частности, какую одежду надеть ныне), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать запрещено (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным подбором. Сделав экзистенциальный подбор, человек определяет собственную судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в новое.
Вся жизнь - цепочка разного рода «маленьких жизней», отрезков всякого бытия, связанная особыми «узлами» - экзистенциональными решениями. Например: подбор профессии, подбор супруга, подбор занятия вакантного места, решение преобразить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д.
По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, потому что он способен хотеть. Скажем, сидящий в тюрьме заключенный свободен, в настоящее время он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть потом, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в всяких обстоятельствах, помимо случая полного подчинения внешней реальности, хотя это вдобавок подбор).
Одновременно с проблемой свободы появляется проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»).
Одно, за что человек не может отвечать, - это за собственное свое рождение. Впрочем во всем прочем он целиком свободен и обязан ответственно распоряжаться свободой, преимущественно при экзистенциональном (судьбоносном) подборе.
7. Философия А. Камю.
Альберт Камю (1913 - 1960) сделал основной проблемой собственной экзистенциональной философии проблему смысла жизни.
Основной тезис философа - жизнь человека в сущности бессмысленна.
Большая часть людей живет
собственными мелкими заботами, радостями,
от понедельника до воскресенья, из года
в год и не придает собственной
жизни целенаправленного
Камю приводит два основных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:
соприкосновение со смертью
- при соприкосновении со смертью,
преимущественно близкой и
соприкосновение с окружающим миром, природой - человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, хотя никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что мир мой»).
В результате смысл жизни,
по Камю, находится не во внешнем
мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях),
а в самом существовании
8. Философия М. Хайдеггера.
Мартин Хайдеггер (1889 - 1976)
занимался разработкой самих
основ
Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.
Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом «бытие в мире»). В собственную очередь, «бытие в мире» состоит из:
«бытия с другими»;
«бытия самого себя».
«Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все».
«Бытие самого себя» вместе с «бытием с другими» можно всего лишь при отличии «Я» от новых.
Поэтому, человек, желая остаться самим собой, обязан противостоять «другим», отставать собственную идентичность. Лишь в данном случае он будет свободен.
Отстоять собственную идентичность в поглощающем человека окружающем мире - основная проблема и забота человека.
9. Будущее экзистенциализма.
Философия экзистенциализма
чрезмерно популярна в
В настоящее время наблюдается тенденции смещения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.
Эта проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать главным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй теория проблему первичности и отношений материи и сознания.