Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:11, курс лекций
1. Философия. Круг проблем, Роль в обществе.
2. Понятие мировоззрение и его структура;
3. Исторические типы мировоззрения, их особенности;
4. Особенности философии как исторического типа мировоззрения.
2. борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
3. антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
1. содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
2. солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);
3. нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
4. мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
Закон перехода количественных изменений в качественные.
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера – единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
1. резко, одномоментно;
2.незаметно, эволюционно.
Примеры первого случая были рассмотрены выше.
Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.
Закон отрицания отрицания.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
1. смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);
«эстафета поколений»;
смена вкусов в культуре, музыке;
эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);
Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
1. развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
2.развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
3. развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.
Примеры:
организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).
Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Основные принципы диалектики.
Основными принципами диалектики являются:
1. принцип всеобщей связи;
2.принцип системности;
3.принцип причинности;
4.принцип историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.
Связи могут быть:
- внешние и внутренние;
- непосредственные и опосредованные;
- генетические и функциональные;
- пространственные и временные;
- случайные и закономерные.
Наиболее распространенный
вид связи – внешние и
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
1. вечность неуничтожимость истории, мира;
2. его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
Категории диалектики.
Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:
сущность и явление;
форма и содержание;
причина и следствие;
единичное, особенное, всеобщее;
возможность и действительность;
необходимость и случайность.
Метафизика.
Количественное изменение. Признаёт развитие. Понимает развитие, как количественные изменения.
раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной
природы реальности, мира и быт
Античная философия.
План:
Литература:
А.Н. Чанышев Лекции по философии древнего мира; Философия древнего мира.
1 доклад (Философия Платона) Объективный идеалист.
2 доклад (Особенности философии Сократа)
Требования к докладу: Не читать, до 10 минут, (не надо биографию), проанализировать само философское учение, структура метода познания, основы метода познания
Проблема поиска первоосновы, в античной философии: материалистическая и идеалистическая тенденции (Митская школа, Демокрит, Пифагор, Платон и др).
Античная ( от латинского
слова "antuquus" - давний, старый, древний)
философия - это та философская мысль,
которая возникла и развивалась
в государствах Средиземного моря -
в рамках Греции и Римской империи - с конца 7 столетия до нашей эры до
6 столетия нашей эры.
Античная философия возникла и сформировалась
сначала в Древней Греции, которая на заре
человеческой истории появилась еще в
начале второго тысячелетия до нашей эры
- в эпоху бронзового века. За полутора
тысячи лет Греция прошла огромный исторический
путь: от варварства - до цивилизации, от
родоплеменных объединения - до государственного
устройства всего греческого народа, и
уже в 8 столетии до нашей эры стала наиболее
развитым и передовым - и в политическом,
и в экономическом, и в культурном отношениях
- государством того времени. И за все это
время как в обществе, так и сознании отдельных
греков единым мировоззрением было мировоззрение
религиозное.
Античный материализм и идеализм.
В Древней Греции положено
начало - и сразу же в совершенной, классической
форме! - таким типам философских школ,
как материализм и идеализм.
Уже философы милетской школы, как
то мы уже видели, стояли на позициях стихийного материализма. Один из крупнейших знатоков античной
философии, немецкий профессор Е. Целлер
1814-1908, определил, что "9/10 всех философов
античности были материалистами и только
1/10 из них разделяли взгляды платоновского
«спиритуализма» (идеализма).
Наиболее четко и выпукло материалистическое
мировоззрение выражено в творчестве
Демокрита из Абдер (460 - 370). Для всего периода
Древней Греции Демокрит был наиболее
знающим и образованным человеком. Гегель
и Маркс называли его энциклопедическим
умом Греции.
Демокрит учил, что весь мир и все его предметы
и явления состоят из атомов и пустоты. Соединения атомов ведет к появлению
(рождению), а их распад к исчезновению
(смерти) предметов.
Атомы - вечные, неделимые, неизменные;
мельчайшие элементы материи. Демокритово
понимание атомов прожило тысячелетия,
аргументировалось научным
Материалистические идеи Демокрита плодовито
разрабатывал его младший соотечественник
Эпикур (341-270), а также последователь двух
великих греков римский философ Лукреций
Кар (99 - 50). Вся история развития философского
материализма не случайно называется
историей развития "линии Демокрита
в философии".
Философский идеализм - также в наиболее совершенной, классической
форме - представлен в творчестве афинского
аристократа Платона (427-347). "Линией
Платона в философии" до настоящего
времени называют школы философского
идеализма, главным образом - объективного
идеализма.
Платон считал, что идеи,
понятия и другие духовные (мыслительные)
образования существуют сами по себе в
отрыве от материи; что именно идеи являются
той истиной, которая лежит в основе всего
существующего. А материальные предметы
и явления, по Платону, являются только
производными от идей; материальное бытие
- бытие неистинное, несуществующее, мионичное .
Философские взгляды, как и все творчество
Платона, оказало величайшее влияние на
историю философской мысли, на европейскую
культуру вообще. Кризисные ситуации в
социально-политической и культурной
жизни европейских народов всегда рождали
спрос на идеи Платона, выход из кризиса
всегда усматривался в развитии и применении
идей Платона к решению злободневных проблем.
Зарождение и утверждение христианства,
революционные движения Средневековья,
Возрождение, Протестантизм, Гуманизм,
Французская буржуазная революция в значительной
мере вдохновлялись платонизмом, двигались
в русле идей Платона.
Решение самых трудных проблем мировоззрения
Платону удавалось излагать на высочайшем
философском уровне и в тоже время популярно.
Для достижения последнего Платон использует
существующие мифы, создает свои, излагает
в форме диалога, показывает на обыденном
примере.
Философское наследие Платона
состоит из 34 крупных Диалогов, "Апологии
Сократа", многочисленных писем, эпиграмм
и его главного, можно даже сказать - итогового произведения "Государство"
Кроме диалогического изложения Платон,
для доходчивости своих философских взглядов,
использовал религиозные легенды, обращался
к художественным образам, сам создавал
мифы. В историю философской мысли, на
науку, в религиозные верования вошли
созданы древнегреческих философом-идеалистом
миф о составных частях психики человека,
о процессе и сущности познания человеком
мира (Миф о пещере, к глубинной стенке
который цепями прикованы люди), о мире
Идей и их связи с миром материальным.
Платону же принадлежит первая концепция
о коммунизме, который описан в мифе об
Атлантиде. Платону же принадлежит введение
в философскую мысль уже рассмотренных
нами смысложизненных идеалов Истины,
Добра, Красоты и Справедливости. Ко взглядом
Платона мы будем еще неоднократно обращаться
при изучении других разделов философского
курса.