Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:11, курс лекций
1. Философия. Круг проблем, Роль в обществе.
2. Понятие мировоззрение и его структура;
3. Исторические типы мировоззрения, их особенности;
4. Особенности философии как исторического типа мировоззрения.
1. Эмпиризм (основатель - Френсис Бэкон);
2. Рационализм (основатель – Рене Декарт).
1. Общественно политическая ситуация в странах западной Европы в 15- 17 веках и его влияние на состояние философских знаний.
2. Поиски новых методов науки познание эмпиризм и рационализм нового времени нового времени (Бэкон, Декарт, Лейбниц, Спиноза);
3. Политическая философия Томаса Гоббса и Дтона Локка;
4. Социально – политическая
и экономическая условия
5. Методологическая философия система
6. .Эммануил Кант как
основоположник Немецкой
7. Антропологический материализм Людвига Фейербаха;
8. Диалектический и
исторический материализм Матер
Доклады:
1. Эмпиризм и рационализм философии нового времени на примере анализа философских систем Бекона и Рене Декарта.
2. Объективная идеалистическая философия и метод Гегеля.
3. К. Маркс как последователь
и продолжатель
29.10.12
Немецкая классическая философия. Философия конца нового времени. (18- начало 19 века).
Немецкая классическая философия приблизительно период с начала 40-хх годов 18 века до 30-хх годов 19 века (Эммануил Кант; Гегель; Фихте; Шеллинг; А также последователи идей Канта и Гегеля и Фейербаха – Маркс, Шопенгауэр, Ф Ницше).
Были созданы сложные философские системы.
Основоположник
Немецкой классической
Начал свою деятельность в 47 лет. Выделяют 2 периода в философском творчестве Канта:
1 Период.
Кант проявляет себя скорее как учёный, чем как философ. Одна из проблем, которая интересовала Канта, была проблема поиска внутренних источников, внутренних сил, которые объясняли бы развитие и вообще изменения в целом объективного мира (интересовался проблемами диалектики). Пытаясь найти ответ на этот вопрос Кант пишет труд «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 год). В которой Кант, предпринял попытку создать новую, немеханическую картину мира.
В этой работе с одной стороны Кант пытается объяснить природу исходя из неё самой, найти естественные источники её развития и Т.О. кант не допускает возможности Божественного вмешательства в естественные процессы развития мира. В этой своей работе он сделал открытие. Согласно Канту наше солнечная система возникла естественным путём в результате вихревых вращательных процессов сгущения газопылевого облака благодаря единству действия сил притяжения и отталкивания, которая как доказал Кант свойственно самой природе, самой материи. Данная концепция Канта позволяет утверждать, что автор её проявляет себя как философ материалист, поскольку материальность и объективное существование природы, он не отрицает, более того, утверждает, что первоосновой мира являются «мельчайшие частицы первичной материи»…
Второе что кант сделала в своём труде. В этом же произведении Кант развивает также и идею системности природы. И утверждает, что мироздание устроено системно, и что следовательно существуют законы функционирования этой системы, а также принципы взаимосвязи всех элементов системы, по которым функционирует эта система. Что наша солнечная система представляет собой подсистему более крупного образования.
Но с другой стороны, в этой же работе Кант тем не менее проводит идею Божественного происхождения мира и в этом противоречие его философии.
Отвечая на вопрос о том, в чём причина такого противоречия Кант, утверждает, что в том, что мир такой, каким он его изобразил и показал, он видит божий промысел. (Он показал естественное происхождение вселенной, но причина по которой мир существует вот так, это некая Божественная мудрость, Божественный фотолизм, Т. Е. Мир создан вот таким, развивающимся)
2 период. Написание основных философских трудов Канта.
Важнейшие философские труды, в которых он формулирует основные положения своей теории познания и в целом основные принципы, субъективно идеалистической философии:
«Критика чистого разума» (1781 год);
«Критика практического разума» (1788 год);
«Критика способностей суждения» (1790 год).
2 Критический период.
В критически период Канта интересуют проблемы Гносеологии. Но размышляя над возможностями познания мира, Кант создаёт субъективно – идеалистическую философскую теорию.
В соей теории познания Кант признаёт тот факт, что мир существует объективно, и что в результате нашего взаимодействия с ним, мы получаем некий комплекс ощущений, но кант утверждает далее, эти ощущения не дают нам представления о сути самих вещей, поскольку человек познаёт не сами предметы реального мира, а только их явления, далее Кант утверждает, что явления, вещи и сама вещь, находятся в разных мирах: явление вещи принадлежит к реальному миру, к которому принадлежит человек;
А сами вещи принадлежат миру непознаваемому, или как Кант его называет «Трансцендентному» миру (мир, сущность которого, находится за пределами человеческого опыта). Теория познания канта предполагает 3 ступени этого процесса, т.е. самого познания:
1. Чувственное
созерцание (на этапе чувственного
созерцания, характеризуя суть этого
процесса, Кант создаёт субъективно
идеалистическую теорию
2. Восхождение
познания от «
3.Чистый Разум. (Кант утверждает, что рассудок и разум имеют разные предметы (содержание), это не одно и то же:
Рассудок – это первая ступень познания мира, позволяющая человеку получить очень приблизительное знание о мире, неточное, неполное. По Канту рассудок – это эмпирический уровень развития мира.
Разум же по Канту, не направлен на познание единичных предметов действительности и объективной реальности, его предмет познания – это рассудок. Задача разума по Канту, привести в систему, знание, содержание рассудка.
В области этики Кант сформулировал сущность категорического императива.
Категорический императив – это практические моральные правила, которые являются обязательными и безусловными для выполнения каждым человеком.
Гипотетические и Категорические правила, он вывел никоторые формулы реализации этих правил.
2 вида Императива:
1. Гипотетический императив (выполняется по формуле «если ты хочешь…то ты - должен...»);
2. Категорический
Императив (выполняется по
Конфуций сформулировал золотое правило нравственности «относись к другим так, как ты хочешь чтобы они относились к тебе».
Кант - «Поступай так,
чтобы максима твоей воли, смогла
стать принципом основой
«Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом»;
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого, также как к цели, и никогда не относился бы к нему, только кАк к средству».
Объективная
идеалистическая философия
Продолжатель объективно
идеалистической философии Плат
За основу всех явлений в природе и в обществе, Гегель принимал объективно существующее идеальное начало, которое он называл «Мировой дух» или мировой разум, или божественное сознание, или абсолютная идея или абсолютный дух и т.д. Особенностью Гегелевского идеализма считается, то, что он рассматривает мышление, не как отражение вне и независимо от него существующего мира природы т.е. объективной реальности, а наоборот, природа, объективная реальность у Гегеля рассматривается, как воплощение абсолютной идеи или мирового духа, кАк иное (другое) бытие мирового духа.
Мышление у Гегеля объявлялось сверхприродной сущностью, которая создавала реальный мир по своему образу и подобию и поэтому считал Гегель именно эта сверхприродная сущность должна стать предметом философии.
(дома подумать
над вопросом чем объективный
идеализм Гегеля отличается от
объективного идеализма
Философия Гегеля также как и философия Канта была противоречивой. Выделяют 2стороны:
Развитие мирового духа у Гегеля, есть ничто иное, как развитие понятий, которым Гегель придал самостоятельное бытие и оторвал от их материального носителя, т.е. от человека.
Метафизическая философская система Гегеля вступает в противоречие с его диалектическим методом, поскольку метод предполагает развитие абсолютного духа, а система требует прекращения всякого развития.
Философская система Гегеля состоит из 3 частей:
2. «Философия природы»: - Механика;
3. «Философия духа»: - Субъективный дух;
- Абсолютный дух.
Параллельно в каждой из этих частей он разрабатывает метод.
В науке логики Гегель формулирует 1 часть своей метафизической философской системы. Основным является его утверждение о том, что основой всех явлений мира является абсолютная идея. Абсолютная идея по Гегелю – это и есть мировой дух до возникновения природы, т.е. реального мира. Этот этап у Гегеля называется этапом чистого бытия.
Следующим этапом развития мирового духа становится «инобытие», т.е. возникновение природы. Пройдя стадию природы «инобытия», мировой дух (абсолютная идея)), возвращается в совё первоначальное состояние, но при этом он превращается в абсолютный дух т.е. меняет свои качественные характеристики. Т.о. исследуя принципы существования абсолютной идеи Гегель формулирует основные принципы диалектики. В своём диалектическом методе Гегель сформулировал основные принципы диалектики:
Согласно Гегелю сущность закона, заключается в определённой схеме по которой, как утверждает философ происходит движениние понятий:
- Это исходный тезис;
- Антитезис (отрицание тезисов);
- Отрицание антитезиса.
ДЗ самостоятельно последний вопрос
Следующий семинар:
Русская философия 18-19 веков:
Доклады:
Темы след занятия.
Философское учение о познании. Познание и сознание.