Личность и общество в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 12:32, реферат

Краткое описание

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1) Индивид и личность
2)Социальные ценности и социализация личности
3)Основные сферы жизни общества
4)Социальная структура общества
5)Духовная жизнь общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

философия реферат 1.docx

— 83.34 Кб (Скачать файл)

Мы подошли к очень  важной характеристике личности –  ее нравственно-духовной сущности и  обусловленных ею поступков. В содержание личности и ее оценку в качестве важнейшего компонента включается направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные  уровнем ее сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает  существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в  меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и  внутренним, духовным миром человека. Не случайно говорят, что каждый сам  кузнец своей судьбы и счастья. Чем  ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают  с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение  этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. В этом плане она  характеризуется со стороны силы ее духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны личность возвышается  над своей природной основой  и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей  деятельности и после своей биологической  смерти.

В этой связи следует отметить, что Бердяев был во многом прав, когда рассматривал личность, в отличие  от индивида, как духовную сущность и качество человека. «Как образ  и подобие Бога. – пишет он. – человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Личность не может быть часть чего-то…»6. Однако трудно согласиться с тем антропологическим дуализмом, который он пытается утвердить и который приводит его к отрицанию социального характера и социальной обусловленности личности.

Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта  и чистота не могут подтвердиться  и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим  личность, – это не слова, а дела, и, видимо, не случайно даже в священном писании говорится о воздаянии «каждому по делам его». И именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, обнаруживается, как это трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, быть честным, принципиальным и т. д. Потому что, если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках, а это всегда тяжелое бремя. Таким образом, характеристика личности со стороны свободы, о необходимости которой пишут многие авторы, безусловно, необходима, свобода – это атрибут личности. Но свобода без ответственности – это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным.

Таким образом, быть личностью  трудно. Но еще труднее быть счастливой личностью. Свобода и ответственность  подлинной личности, требующие постоянного  творчества и постоянных мук совести, страданий и переживаний, очень  редко сочетаются со счастьем. И  чем личность выше и значительнее, тем выше и планка ее ответственности  перед самой собой и людьми. Это замечательно раскрыли в своих  произведениях писатели экзистенциального  плана, а особенно Достоевский. Хотя нельзя не упомянуть в связи с  этим и «Исповедь» Толстого.

 

 

 

 Социальные ценности и  социализация личности

 

Каждый человек живет  в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования  личности. Причем разные ценности имеют  для нее различное значение и  с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая  структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное  время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному  относиться к куску хлеба, а симфоническая  музыка (или рок-музыка) может вызвать  у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. Другими  словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей  и их иерархии.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры  личности, являющихся для нее особо  значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно  влияют на ее развитие. При этом, в  соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей, наблюдается  относительный характер ценностных ориентаций. Так, один учится, чтобы  больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться  и самосовершенствоваться. Но, так  или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархии выступает  регуляторами развития личности. Они  служат критерием норм и правил поведения  личности, по мере усвоения которых  происходит ее социализация.

Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта  и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с  развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как  ценности личности, образуют систему  ее ценностных ориентаций, стержень ее сознания и являются импульсом ее действий и поступков. Важнейшим  моментом социализации личности является ее самоактуализация.

В литературе существуют разные способы и принципы классификации  и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях  положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно  выделять материальные и духовные ценности и т. д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.

Однако, несмотря на различные  формы дифференциации ценностей  и их релятивный характер, имеется  самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться  только как ценность-цель, и никогда  к ней не должно быть отношения  как к ценности-средству, о чем  так убежденно писал Кант. Человек  – это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мистические спекуляции.

Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого  заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности. По этому поводу видный русский философ П. И., Новгородцев  писал следующее: «Личность есть начало безусловное, но не самодовлеющее: общество, которое ей противопоставляется, ведь это другие лица, которые могут  быть не средствами, а только целями для данной личности. Являясь лицом  и притязая на безусловное нравственное значение, я должен и в других лицах признать такую же безусловную  ценность. Я не могу видеть в обществе, т. е. в других лицах, только средства для моих целей, я должен признать за ними значение таких же нравственных целей, какое они, т. е. все общество, должны признать за мною. Тут создается не отношение средства к целям, а более сложное отношение взаимодействия целей».7

Помимо этого, к высшим ценностям следует отнести такие  «предельные» и наиболее общие для  людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т. д. Именно к таким ценностям относятся слова одного из крупнейших философов XX в. А. Уайтхеда: «Тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является Миром Ценности. Ценность по самой своей природе вневременна и бессмертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах»8. Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. Их реализация по существу тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но и сама жизнь для большинства будет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-то причинам, например, смысла жизни или не имеющие возможности реализовать его, так же как и другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни, а порой кончают и трагедией. Известно, например, сколько жизней было отдано за одну лишь свободу.

По поводу роли высших ценностей  в социализации и самоактуализации личности видный американский ученый А. Маслоу писал, что все самоактуализирующиеся люди вовлечены в некоторое дело. Они преданы этому делу, которое является для них чем-то очень ценным. Это – призвание судьбы, и люди любят его так, что для них исчезает разделение «труд-радость». «Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других»9 Эти ценности бытия выступают как важнейшие потребности (метапотребности), и они настолько значительны для личности, что их подавление порождает даже определенный тип патологий души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям. Бытийные ценности являются, по мнению Маслоу, смыслом жизни для большинства людей.

С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни, связана и проблема «экзистенциального вакуума». В экзистенциальном вакууме  оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно широко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся  ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудренным жизнью людям  часто не ясно, для чего жить, к  чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и часто ведет к развитию неврозов.

Постоянным спутником  и формой проявления экзистенциального  вакуума является скука. В наше время  она часто ставит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется  тем, что нужда толкает человека к действию, активности по ее преодолению, скука же часто приводит к бегству  от реальности; пьянству, наркомании, а  порой и к суициду; или к  антисоциальному, отклоняющемуся поведению. Как верно то, что потеря ценностей  ведет к бегству от действительности, так же верно и обратное утверждение: «Если не хочешь бежать от действительности, нужно найти в ней человеческие ценности».10

Но не только высшие ценности воздействуют на социализацию личности. Немаловажное значение в этом процессе имеют и ценности-средства, которые  выступают как промежуточные  ценности. Они подчинены высшим ценностям  и обусловлены ими. Например, если человек стремится к утверждению  справедливости, он никогда не будет  использовать для этого несправедливые средства, а стремление к добру  несовместимо с недобрыми средствами. Другими словами, без ценностей-средств  не достижимы никакие ценности-цели, но вместе с тем никакие самые  благородные цели не оправдывают  дурных средств.

Ценности-средства в большей  степени, чем высшие ценности, подвержены влиянию конкретных обстоятельств  и их выбор зависит от возможностей, имеющихся в наличном бытии и  общественной практике. Таким образом, одни и те же высшие ценности могут  достигаться при помощи различных  конкретных ценностей-средств. Последние  могут быть при этом самого разного  плана и иерархии: материальные и  духовные, более общие и менее  общие, экологические, экономические, социально-политические и т. д. Внутри себя они также имеют определенную иерархию, по-разному определяющую поведение личности. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей.

Следующий аспект рассматриваемой  проблемы касается того, что различные  социокультурные типы общества имеют  специфические ценности, которые  составляют важный фактор детерминации ценностных ориентаций и поведения  личности, а также способы ее социализации. Возьмем, например, две наиболее значительные в истории человечества ценностные парадигмы: восточную и западную. Каждая из них отражает ценности, связанные  со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как  справедливость, гуманность, искренность, человечность, уважение к родителям  и старшим. Особое место в процессе социализации личности принадлежит  здесь семье, собственно говоря, само общество рассматривается как большая  семья. Главная установка в воспитании и социализации личности делается не на изменение мира, а на изменение  себя, на самосовершенствование.

Для западной же традиции характерным  является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными. В  соответствии с этим социализация личности связывается здесь прежде всего  с изменением социальной среды и  мира.

В контексте этих двух традиций генеральная перспектива социализации личности нашего общества, по всей вероятности, должна быть связана с усвоением  как тех, так и других ценностей. И дело тут не только в евразийском  характере нашей страны, хотя этот факт тоже не следует игнорировать. Думается, нам нечего «стесняться» принципа коллективизма (общности, соборности), который укоренен в традиционных ценностях нашей жизни и в  народном менталитете, сущностью которого, по словам Ф. М. Достоевского, являются «братские связи» людей. Но вместе с тем не следует и абсолютизировать этот принцип и отождествлять его с ценностями «казарменного коллективизма». В этой связи нам необходимо реабилитировать ценности индивидуализма, но не в смысле голого эгоизма, а в значении утверждения индивидуальности, активности и самостоятельности личности. И только в случае утверждения диалектического единства ценностей коллективизма и индивидуализма можно говорить о наиболее благоприятных условиях развития личности.

Информация о работе Личность и общество в философии