Личность и общество в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 12:32, реферат

Краткое описание

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1) Индивид и личность
2)Социальные ценности и социализация личности
3)Основные сферы жизни общества
4)Социальная структура общества
5)Духовная жизнь общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

философия реферат 1.docx

— 83.34 Кб (Скачать файл)

В соответствии со сказанным  следует подходить и к вопросу  о том, какому способу социализации личности отдать предпочтение, что  необходимо менять в первую очередь  – личность или социальную среду. Для нормального развития личности следует изменять и себя и социальную среду, мир. Личность, ценностные ориентации которой связаны только с изменением себя, только лишь с приспособлением  к социальной среде, обречена на конформистское поведение. Абсолютизация же ценностей  индивидуализма ведет к отчуждению личности от общества.

Сравнительный анализ ценностей  западной и восточной культур  на современном этапе их развития показывает, что в первом типе культуры в качестве первичных выступают  такие ценности, как индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, агрессивность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе. Во втором типе культуры на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм11. Сказанное свидетельствует о том, что в каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки. Наша задача поэтому состоит в том, чтобы на основе своей собственной культуры, традиций и менталитета аккумулировать все лучшее, что имеется как в западном, так и в восточном типах культуры. Не следует при этом пытаться ни вестернизировать, ни остернизировать нашу культуру и искусственно навязывать ей западные или восточные ценности. Другая сторона этого вопроса заключается в том, что в межкультурном общении необходимо учитывать эту специфику ценностей различных культур.

Еще одна актуальная и важнейшая  для нас сегодня проблема –  влияние рыночных ценностей на социализацию личности. Наше общество переживает ответственный исторический этап – становление рыночных отношений. Он связан с изменением не только экономических отношений, но и всей системы социальных отношений, которая зиждется на них. Меняется весь образ жизни людей, и это, конечно, не может не вести к изменению ценностных ориентаций, мотивации поведения и всего процесса социализации личности.

Суть рыночных отношений  – экономический либерализм, конкуренция, стремление к прибыли. Они влияют на ценностные ориентации личности неоднозначно. С одной стороны, они, бесспорно, пробуждают инициативу, активность, энергию  людей, расширяют возможности для  развития способностей и творчества личности. Но нельзя забывать или не обращать внимания и на вторую сторону  влияния ценностей рынка на формирование личности. Она состоит в том, что  развитие экономического либерализма  и конкуренции, как это хорошо показали известные западные ученые К. Хорни. Э. Фромм, Дж. Хоманс и др., приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустрации, неврозы и т. д. Ценности личности как бы пропускаются через призму рынка и приобретают характер рыночных ценностей. Не только материальная, но и духовная жизнь общества и личности строятся по законам рыночных отношений и экономического обмена.

В условиях господства рыночных отношений личность нередко теряет свои высшие ценности, составляющие смысл  ее жизни. А это ведет к образованию  экзистенциального вакуума. При  этом следует иметь в виду, что  в нашей стране проблема, видимо, будет усугубляться. Дело в том, что  автоматизация домашнего хозяйства, с одной стороны, и рост безработицы  – с другой приведут к увеличению свободного времени, а следовательно, и к росту числа людей, испытывающих экзистенциальный вакуум, со всеми  вытекающими отсюда последствиями. Поэтому службе социальной защиты населения  следует быть готовой к тому, что  у людей будет расти потребность  не только в социальной и психической  помощи, но и в логотерапевтичес-кой помощи, помощи в обретении смысла жизни, в формировании высших, бытийных ценностей, без которых человек, как мы уже говорили, очень часто не может жить. Сейчас эту логотерапевтическую функцию выполняют главным образом психотерапевты и представители церкви. Однако тут нужна отдельная служба в системе социальной защиты населения, специалисты которой должны будут уметь лечить не только психику, но и душу людей.

Сами по себе рыночные отношения  и связанные с ними цели и ценности не могут иметь самодовлеющего значения, т. е. выступать как высшие ценности. Это всегда лишь ценности-средства для собственного развития человека. Преследующие цели материального обогащения рыночные ценности, конечно, необходимы. Но за ними всегда стоят (и не должны забываться) более основополагающие ценности духовного развития личности. Немаловажная роль по их утверждению в жизнь принадлежит и философии. Сегодня для нашего общества и для нашей философии особо актуально звучат слова Уайтхеда: «Сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей».12

К сказанному следует добавить, что хотя рынок и имеет внутреннюю логику своего развития, но государственные  структуры не должны отстраняться от регулирования рыночных отношений. Экономика должна быть социально  ориентированной. Ценности экономического либерализма и социальной справедливости должны быть интегрированы в едином синтезе.

Только при этом условии  мы можем социально защитить бедных и дать свободу действий социально  активной и способной части населения.

Еще один аспект проблемы взаимодействия личности и социальных ценностей  связан с тем, что последние могут  быть реальными, имеющими объективный  аналог в действительности, а могут  носить и мифологический характер. В свою очередь, сами мифологические ценности можно подразделить на «естественные» и «искусственные». В первом случае они имеют историческое основание  и возникают в процессе мифотворчества на базе первобытного мышления. В процессе развития общества мифологические ценности, как и сама мифология, хотя и перестают  доминировать, но не исчезают полностью  из общественной жизни и культуры. Более того, порой они возрождаются, принимают форму мифологем –  искусственно создаваемых ценностных конструкций, не имеющих аналогов в  действительности и поддерживаемых идеологическими средствами и институтами.

Нельзя не затронуть и  такой аспект проблемы, как все  шире распространяющиеся в нашем  обществе иррациональные и псевдонаучные  ценности. На личность сегодня систематически обрушивается лавина информации, содержание которой связано с псевдонаукой (мистика, оккультизм, астрология, магия, колдовство и т. д.). В этих условиях непроизвольно, на бессознательном уровне формируется некритическое мышление и восприятие действительности. Рационализм заменяется иррационализмом, любой функциональный миф считается рациональным. Формируется тип сознания, в котором реальные противоречия не принимаются в расчет, принцип объективности подменяется субъективизмом, логика разума заменяется верой и внушением. Налицо, таким образом, основные признаки мифологического мышления. И если Леви-Брюль назвал первобытное мышление «дологическим», то формирующийся тип мышления можно назвать «постлогическим», содержательной основой которого является иррационализм и субъективизм.

В заключение хотелось бы отметить, что одной из важнейших тенденций  развития современной философии  является все большее внимание к  человеку, к проблемам его бытия  в мире и к его внутреннему  миру. И это, очевидно, не случайно, потому что, в конце концов, общая задача философии как раз и должна заключаться в том, чтобы помочь рационально-практическим способом соединить  человека с миром, сделать человека реальным представителем и субъектом  мира, а мир действительно человечным.

Таким образом, мы рассмотрели  наиболее общие и основные вопросы  современной философской антропологии. Вместе с тем это и заключительный раздел настоящего учебника по философии. Однако философское учение о человеке можно превратить в исходный пункт  ее более глубокого изучения и, более  того, собственного философского творчества читателя. И даже если это творчество не будет носить профессионального  характера, необходимо, чтобы оно  постоянно присутствовало в сознании каждого, а особенно молодого человека. Ибо философия всегда была, есть и будет сферой формирования творческих способностей, духа и мудрости.

 

Основные сферы  жизни общества

 

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной  структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего  в нем осуществляются различные  по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют  как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим  видом общественных отношений, в  рамках которых происходит та или  иная общественная деятельность. В  результате складываются различные  сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности  на средства производства, обмена деятельностью  и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает  как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная  жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также  международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются  в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется  деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и  субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера –  это сфера взаимоотношений имеющихся  в обществе социальных групп, в том  числе классов, профессиональных и  социально-демографических слоев  населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей  по поводу социальных условий их жизни  и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального  обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении  и потреблении создаваемых в  обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих  из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих  слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса  социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни  людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением  особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены  социальным положением человека или  социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных  потребностей определяет уровень и  качество жизни того или иного  человека, семьи, социальной группы и  т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве  сложившихся политических отношений  и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также  реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих  в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или  же отдельная личность, стремится  расширить свои политические права  и свободы. Это раздвигает границы  их политической деятельности, создает  большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и  значение политической сферы в жизни  общества.

Духовная сфера – это  сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются  не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные  нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она  воплощает в себе географические, национальные и другие особенности  развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его  национальном характере. Духовная жизнь  общества складывается из повседневного  духовного общения людей и  из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это  составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни  в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал  в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования  и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера  семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все  богатство его духовного общения  с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура  и т. д.

Информация о работе Личность и общество в философии