Личность и общество в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 12:32, реферат

Краткое описание

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1) Индивид и личность
2)Социальные ценности и социализация личности
3)Основные сферы жизни общества
4)Социальная структура общества
5)Духовная жизнь общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

философия реферат 1.docx

— 83.34 Кб (Скачать файл)

Разумеется, духовные потребности  имеют ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем  духовной культуры людей, их социальными  идеалами, пониманием ими смысла собственной  жизни. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.

Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Речь идет о потреблении духовных благ, т. е. тех духовных ценностей, о которых упоминалось выше. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т. д., формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека.

Духовное потребление  может быть в какой-то мере стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. К  ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потребление  может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т. д. Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей.

Отвергая всякое манипулирование  личностным и групповым сознанием, надо признать целесообразным и в  принципе прогрессивным сознательное формирование потребностей в подлинных  духовных ценностях – познавательных, художественных, нравственных и других. В этом случае потребление духовных ценностей будет выступать как  целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей.

Встает задача повышения  уровня культуры духовного потребления. В данном случае потребителя нужно  воспитывать путем приобщения к  настоящей духовной культуре. Для  этого надо развивать и обогащать  духовную культуру общества, сделать  ее доступной и интересной для  каждого человека.

Производство и потребление  духовных ценностей опосредуется духовными  отношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно  к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а  также как его отношения к  другим людям по поводу этих ценностей  – их производства, распространения, потребления, защиты.

Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Исходя из этого, можно выделить такие  виды духовных отношений, как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие  между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает.

Духовные отношения –  это прежде всего отношения интеллекта и чувств человека к тем или  иным духовным ценностям и в конечном счете – ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь  общества от начала до конца.

Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются  в повседневном межличностном общении  людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т. д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психологический фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

Общественное и индивидуальное сознание. Как уже говорилось, центральным  моментом духовной жизни общества (ее ядром) выступает общественное сознание людей. Так, например, духовная потребность  представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному  творчеству, к созданию и потреблению  духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей. Духовное производство есть производство определенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и духовных ценностей. Все эти  духовные образования выступают  в качестве предметов духовного  потребления. Духовные отношения между  людьми есть отношения по поводу духовных ценностей, в которых воплощено  их сознание.

Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. Надо сказать, что отражение  общественной жизни в общественном сознании не является каким-то механически-зеркальным, подобно тому как в зеркальной глади реки отражается расположенный вдоль ее берегов природный пейзаж. В данном случае в одном природном явлении чисто внешне отразились черты другого. В общественном сознании отражаются не только внешние, но и внутренние стороны жизни общества, их сущность и содержание.

Общественное сознание имеет  социальную природу. Оно возникает  из общественной практики людей как  результат их производственной, семейно-бытовой  и иной деятельности. Именно в ходе совместной практической деятельности люди осмысливают окружающий их мир  на предмет его использования  в своих интересах. Различные  общественные явления и их отражения  в образах и понятиях, идеях  и теориях – это две стороны  практической деятельности людей.

Будучи отражением явлений  общественной жизни, различного рода образы, взгляды, теории направлены на более  глубокое познание людьми данных явлений  в своих практических целях, в  том числе в целях их непосредственного  потребления или же иного их использования, скажем, в целях эстетического  наслаждения ими и т. д. В конечном счете содержание общественной практики, всей социальной действительности, осмысленное людьми, становится содержанием их общественного сознания.

Таким образом, общественное сознание можно истолковать как  результат совместного осмысления социальной действительности практически  взаимодействующими между собой  людьми. В этом заключается социальная природа общественного сознания и его основная особенность.

Можно, пожалуй, согласиться  в какой-то мере с положением о  том, что, строго говоря, мыслит не человек, а человечество.

Отдельный же человек мыслит постольку, поскольку он включается в мыслительный процесс данного  общества и человечества, т. е.:

• включается в процесс  общения с другими людьми и  овладевает речью;

• вовлекается в различные виды человеческой деятельности и осмысливает их содержание и значение;

• усваивает предметы материальной и духовной культуры прошлых и нынешних поколений и использует их в соответствии с их социальным назначением.

Усваивая в той или  иной степени духовное богатство  своего народа и человечества, овладевая  языком, включаясь в различные  виды деятельности и общественных отношений, отдельный индивид овладевает навыками и формами мышления, становится мыслящим социальным субъектом.

Правомерно ли говорить об индивидуальном сознании человека, если его сознание прямо или косвенно обусловлено обществом и культурой  всего человечества? Да, правомерно. Ведь не приходится сомневаться в  том, что одни и те же условия общественной жизни воспринимаются отдельными людьми в чем-то более или менее одинаково, а в чем-то по-разному. В силу этого  у них появляются как общие, так  и индивидуальные взгляды на те или  иные общественные явления, иногда существенные расхождения в их понимании.

Индивидуальное сознание отдельных людей – это прежде всего индивидуальные особенности  восприятия ими различных явлений  общественной жизни. В конечном счете  – это индивидуальные особенности  их взглядов, интересов и ценностных ориентаций. Все это порождает  определенные особенности в их действиях  и поведении.

В индивидуальном сознании человека проявляются особенности  его жизни и деятельности в  обществе, его личный жизненный опыт, а также особенности его характера, темперамента, уровень его духовной культуры и другие объективные и  субъективные обстоятельства его социального  существования. Все это формирует  неповторимый духовный мир отдельных  людей, проявлением которого выступает  их индивидуальное сознание.

И все-таки, отдавая должное  индивидуальному сознанию и создавая возможности для его развития, следует учитывать, что оно функционирует  отнюдь не автономно от общественного  сознания, не является абсолютно независимым  от него. Надо видеть его взаимодействие с общественным сознанием. Верно, что  индивидуальное сознание многих людей  существенно обогащает общественное сознание яркими образами, переживаниями  и идеями, вносит вклад в развитие науки, искусства и т. д. В то же время индивидуальное сознание любого человека формируется и развивается на основе общественного сознания.

В сознании отдельных людей  чаще всего присутствуют представления, взгляды и предрассудки, которые  они усвоили, пусть в особом индивидуальном преломлении, живя в обществе. И личность тем богаче в духовном отношении, чем больше она усвоила от духовной культуры своего народа и всего человечества.

Как общественное, так и  индивидуальное сознание, будучи отражением общественного бытия людей, не слепо  копируют его, а обладают относительной  самостоятельностью, порой весьма значительной.

Прежде всего, общественное сознание не просто следует за общественным бытием, а осмысливает его, раскрывает суть общественных процессов. Поэтому  оно нередко отстает от их развития. Ведь более глубокое осмысление их возможно лишь тогда, когда они приняли  зрелые формы и проявили себя в  наибольшей степени. В то же время  общественное сознание может опережать  общественное бытие. Опираясь на анализ тех или иных общественных явлений, можно обнаружить наиболее важные тенденции  их развития и тем самым предвидеть ход событий.

Относительная самостоятельность  общественного сознания проявляется  и в том отношении, что оно  в своем развитии опирается на достижения человеческой мысли, науки, искусства и т. д., исходит из этих достижений. Это называется преемственностью в развитии общественного сознания, благодаря которой сохраняется и развивается далее духовное наследие поколений, накопленное в разных областях общественной жизни. Все это показывает, что общественное сознание не только отражает общественную жизнь людей, но имеет свою внутреннюю логику развития, свои принципы и свои традиции. Это хорошо видно на примере развития науки, искусства, морали, религии, философии.

Наконец, относительная самостоятельность  общественного сознания проявляется  в его активном воздействии на общественную жизнь. Разного рода идеи, теоретические концепции, политические доктрины, моральные принципы, направления  в области искусства и религии  могут играть прогрессивную или, напротив, реакционную роль в развитии общества. Это определяется тем, способствуют ли они его духовному обогащению, упрочению и развитию или же они  ведут к разрушению и деградации личности и общества.

Важно учитывать, насколько  те или иные взгляды, научные теории, моральные принципы, произведения искусства  и другие проявления общественного  сознания отвечают подлинным интересам  народов той или иной страны и  интересам ее будущего. Прогрессивные  идеи во всех областях общественной жизни  являются мощным фактором развития, ибо  они способствуют глубокому пониманию  настоящего и предвидению будущего, вселяют уверенность в действия людей, улучшают их социальное самочувствие, вдохновляют на новые творческие действия. Они формируют ту самую  духовность, без которой общество и отдельные люди нормально жить и действовать не могут. Все говорит  о том, что роль общественного  сознания в жизни современного общества является весьма существенной и постоянно  повышается.

Структура общественного  сознания. Общественное сознание представляет собой довольно сложное явление. В нем можно выделить различные  стороны, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельное  духовное образование и в то же время связана с другими его  сторонами как прямо, непосредственно, так и косвенно. В конечном счете  общественное сознание предстает как  некая структурная целостность, отдельные элементы (стороны) которой  взаимосвязаны между собой.

Современная социальная философия  выделяет в структуре общественного  сознания такие стороны (элементы), как:

• обыденное и теоретическое  сознание;

• общественная психология и идеология;

• формы общественного  сознания. Дадим их краткую характеристику.

Обыденное и теоретическое  сознание. Это, по сути, два уровня общественного  сознания – низший и высший. Они  различаются глубиной осмысления общественных явлений и процессов, уровнем  их понимания.

Обыденное сознание присуще  всем людям. Оно формируется в  процессе их каждодневной практической деятельности на основе их эмпирического  опыта или, как еще говорят, повседневной житейской практики. Это во многом стихийное (спонтанное, т. е. самопроизвольное) отражение людьми всего, так сказать, потока социальной жизни без какой-либо систематизации общественных явлений и обнаружения их глубинной сущности.

В тех случаях, когда люди лишены научного понимания каких-то явлений общественной жизни, они  рассуждают об этих явлениях на уровне своего обыденного сознания. Таких  случаев в жизни каждого человека и групп людей очень много, ибо далеко не обо всем мы мыслим научно.

Чем меньше уровень образованности людей, тем в большей степени  они рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обыденного сознания. Но и самый грамотный человек  не обо всем мыслит научно. Так что  область функционирования обыденного сознания весьма широка. Оно позволяет  с достаточной достоверностью, на уровне «здравого смысла» судить о многих явлениях и событиях общественной жизни и принимать на этом уровне в целом правильные решения, подкрепляемые  житейским опытом. Этим определяется роль и значение обыденного сознания в жизни людей и в развитии общества.

Информация о работе Личность и общество в философии