Личность и общество в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 12:32, реферат

Краткое описание

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1) Индивид и личность
2)Социальные ценности и социализация личности
3)Основные сферы жизни общества
4)Социальная структура общества
5)Духовная жизнь общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

философия реферат 1.docx

— 83.34 Кб (Скачать файл)

В базирующемся на повседневном житейском опыте обыденном сознании содержится великое множество полезных сведений, совершенно необходимых для  ориентации людей в окружающем их мире, для их производственной и  иной деятельности. Эти сведения касаются свойств природного мира, трудовой деятельности, семьи и быта людей, их экономических отношений, нравственных норм, искусства и т. д. Народное искусство и поныне почти полностью основано на обыденных представлениях людей о прекрасном. Вместе с тем нельзя не сказать, что обыденное сознание полно иллюзий, весьма абстрактных, приблизительных, а то и просто ошибочных суждений и предрассудков.

В отличие от него теоретическое  сознание есть осмысление явлений общественной жизни путем обнаружения их сущности и объективных закономерностей  их развития. Это касается экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. В силу этого  оно предстает как более высокий  по сравнению с обыденным уровень  общественного сознания.

Теоретическое сознание выступает  как система логически взаимосвязанных  положений, следовательно, как определенная научная концепция, касающаяся того или иного явления общественной жизни. В качестве субъектов теоретического сознания выступают далеко не все  люди, а только ученые, специалисты, теоретики в разных областях знаний, – люди, которые могут научно судить о соответствующих явлениях развития общества. Нередко бывает, что тот или иной человек научно судит о сравнительно ограниченном круге общественных явлений. Об остальных же он размышляет на уровне обыденного сознания – «здравого смысла», а то и просто на уровне иллюзий и мифов.

Обыденное и теоретическое  сознание взаимодействуют между  собой, результатом чего является развитие того и другого. В частности, обогащается  содержание обыденного сознания, в  которое включается все больше научных  сведений и суждений о различных  явлениях общественной жизни. В этом отношении современное обыденное  сознание людей существенно отличается от того, которое было, скажем, одно или два столетия тому назад.

Оба уровня общественного  сознания – обыденное и теоретическое  – играют свою роль в жизни и  деятельности людей и в развитии общества.

Общественная психология и идеология. Своеобразными структурными элементами общественного сознания выступают общественная психология и идеология. В них выражается не только сам по себе уровень понимания  существующей социальной действительности, но и отношение к ней со стороны  различных социальных групп и  национально-этнических общностей. Данное отношение выражается прежде всего  в потребностях людей, т. е. в их внутренних побуждениях к освоению действительности, к утверждению одних условий общественной жизни и к устранению других, к производству тех или иных материальных и духовных ценностей и их потреблению.

Заключенное в общественной психологии отношение к явлениям общественной жизни находит свое выражение не только в потребностях и интересах людей, но и в их разнообразных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, проявлениях  моды, а также в их стремлениях, целях и идеалах. Речь идет об определенном настрое чувств и умов, в котором  сочетаются некое понимание происходящих в обществе процессов и духовное отношение к ним субъектов.

Общественная психология выступает как единство эмоциональных  и интеллектуальных отношений людей  к условиям их жизни, к их общественному  бытию. Ее можно охарактеризовать как  проявление психического склада социальных групп и национальных общностей. Такова, например, социально-классовая  и национальная психология. Последняя  может воплощаться в национальном характере народа. Психический склад  классов и других социальных групп  также находит выражение в  их социально-классовом характере, во многом определяющем их деятельность и поведение. В конечном счете  общественная психология проявляется  «в форме убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношения к ней».16

Общественная психология, как и обыденное сознание, представляет собой проявление сознания больших  масс людей, в том числе классов, наций и целых народов. В этом смысле она выступает как массовое сознание, ей присущи все его свойства.

Можно указать на некоторые  основные функции общественной, или  социальной, психологии. Одну из них  назовем ценностно-ориентировочной.

Она заключается в том, что сложившаяся социальная психология классов, наций, народов формирует  ценностные ориентации людей, а также  установки их поведения, исходя из оценки социальными группами тех или  иных явлений общественной жизни.

Другую функцию общественной (социальной) психологии можно охарактеризовать как мотивационно-побудительную, поскольку  она побуждает массы людей, отдельные  социальные группы действовать в  определенном направлении, т. е. порождает соответствующую мотивацию их деятельности. В этом смысле воздействовать на общественную психологию – значит способствовать появлению определенных мотивов деятельности и поведения людей, их волевых усилий, направленных на реализацию их социальных интересов. Многие из этих мотивов возникают стихийно в процессе постоянного воздействия на сознание людей объективных условий их жизни.

Все говорит за то, что  в ходе осуществления государственной  политики, касается ли она всего  общества или какой-то его сферы, необходимо учитывать общественную психологию различных социальных групп  и слоев населения. Ведь социально-психологические  мотивы их действий являются весьма существенным фактором, способствующим или же, напротив, препятствующим осуществлению этой политики.

В механизме мотивации  социальной деятельности людей большую  роль играет идеология. В ней, как  и в общественной психологии, выражаются объективные потребности и интересы различных социальных групп, прежде всего классов, а также национальных общностей. Однако в идеологии эти  потребности и интересы осознаются на более высоком, теоретическом  уровне.

Сама идеология выступает  как система взглядов и установок, теоретически отражающих социально-политический строй общества, его социальную структуру, потребности и интересы различных  социальных сил. В ней может быть четко выражено отношение тех  или иных классов, политических партий и движений к существующей политической системе общества, государственному строю, отдельным политическим институтам.

Тот факт, что идеология  выступает в виде теоретических  концепций, свидетельствует о том, что она должна научно освещать процесс  общественного развития, обнаруживать сущность политических, правовых и  иных явлений и закономерности их развития. Однако это случается не всегда.

В большей степени научным  содержанием наполняется идеология  тех социальных субъектов, интересы которых соответствуют основным тенденциям развития общества и совпадают  с интересами общественного прогресса. В этом случае их интересы совпадают  с подлинными интересами большинства  членов общества. Поэтому у них  нет необходимости скрывать свои интересы, в то же время есть потребность  понять закономерности развития общества, взаимодействие объективных и субъективных условий его функционирования. Отсюда заинтересованность в научном анализе  общественных явлений, в постижении истины. Так что если движущей силой  идеологии выступает социальный интерес, то ее познавательным ориентиром, в данном случае, является истина.

Не всякая идеология научна. В ряде случаев в идеологии  тех или иных классов скрываются их настоящие интересы, поскольку  они расходятся с интересами прогрессивного развития общества. Создается идеология, цель которой заключается в том, чтобы нарисовать заведомо ложную картину  происходящих в обществе процессов, расстановки социально-классовых  сил, исказить цели их деятельности и  т. д. Другими словами, происходит сознательная мистификация действительности, появляются один за другим социальные мифы, а то и множество таковых, чтобы затемнить сознание масс и в этих условиях реализовать интересы тех сил, которым служит данная идеология.

Идеология имеет социально-классовую  природу. Это, однако, не означает, что  она всегда выражает только узкую  систему взглядов определенного  класса. Во-первых, в идеологии того или иного класса могут существовать положения, разделяемые представителями  других классов и слоев общества. В силу этого она становится в  какой-то мере их общей идеологией. Тем самым расширяется ее социальная база. Во-вторых, идеология выражает не только социально-классовые, но и  национальные, а также и общечеловеческие интересы, скажем, интересы сохранения всеобщего мира, защиты природной  среды на нашей планете и т. д.

Тем не менее сердцевиной  идеологии выступают те ее положения; которые выражают интересы того или  иного класса, согласующиеся или  расходящиеся с интересами других классов. Идеология может быть научной  и ненаучной, прогрессивной и  реакционной, радикальной и консервативной. Все зависит от ее социально-классового содержания, форм и способов ее воплощения в жизнь.

В отличие от общественной психологии, которая формируется  больше стихийно, чем сознательно, идеология  создается идеологами вполне сознательно. В роли идеологов выступают те или иные теоретики, мыслители, политики. Затем через соответствующие  механизмы (различные системы образования  и воспитания, средства массовой информации и др.) идеология внедряется в  сознание больших масс людей. Таким  образом, процесс создания идеологии  и ее распространения в обществе является от начала до конца осознанным и целенаправленным.

Можно считать нормальным, если большее распространение имеет  та идеология, которая отвечает интересам  большей части общества. Бывает, однако, что идеология навязывается массам, даже если она чужда их подлинным  интересам. Многие индивиды и группы людей могут впадать в заблуждение  и руководствоваться объективно чуждой им идеологией. Тем самым  они переходят на позиции иных сил нередко в ущерб собственным  интересам.

Сила влияния той или  иной идеологии определяется положением в обществе тех классов и социальных групп, интересы которых она выражает, а также глубиной ее разработки, формами и способами ее воздействия  на массы. Ее влияние является нередко  более глубоким и устойчивым, чем  общественной психологии. Выражая не только текущие, но и коренные интересы классов и более широких масс людей, идеология способна оказывать  долговременное воздействие на характер их социальной активности.

Разумеется, идеология формируется  под влиянием всех объективных и  субъективных условий развития общества, в том числе и общественной психологии. В то же время она  оказывает существенное влияние  на общественную психологию.

Под влиянием идеологии может  значительно меняться эмоциональный  настрой тех или иных социальных групп и их умонастроение, словом, вся система социально-психологических  мотивов их действий. Установки идеологии  могут вписываться в социально-психологические  мотивации действий социальных групп  и придавать им определенную направленность. Как правило, идеологические установки  побуждают людей к серьезным  социальным преобразованиям. Отдельные  исключения из этого лишь подтверждают общее правило.

Формы общественного сознания, критерии их разграничения. В современной  социальной философии выделяют такие  формы общественного сознания, как  политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное и философское  сознание. Каждая из них отражает соответствующие  стороны общественной жизни и  как бы воспроизводит их духовно. При этом сохраняется относительная  самостоятельность всех форм общественного  сознания, которые в той или  иной мере воздействуют на происходящие в обществе политические, экономические  и другие процессы.

Каковы же критерии выделения  и разграничения между собой  форм общественного сознания?

Прежде всего они различаются  по объекту отражения. В каждой из них преимущественно отражается та или иная сторона общественной жизни. Это и положено в основу их разграничения. Так, в политическом сознании более полно, чем в каком-либо другом, отражается политическая жизнь  общества, главными сторонами которой  является политическая деятельность людей  и возникающие при этом политические отношения между ними. В правовом сознании отражаются различные моменты  правовой жизни общества, связанные  с разработкой и практическим применением тех или иных правовых норм и законодательных актов. Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения. А эстетическое сознание, одним из проявлений которого является искусство, отражает эстетическое отношение людей к окружающему их миру. Разумеется, каждая из форм общественного сознания отражает, прямо или косвенно, другие стороны жизни общества, ибо все они тесно взаимосвязаны. Однако «свой» объект она отражает и духовно осваивает более полно, чем другие.

Формы общественного сознания различаются и, следовательно, разграничиваются между собой также по формам и  способам отражения соответствующих  сторон социальной действительности. Наука, например, отражает мир в форме  понятий, гипотез, теорий, разного рода учений. При этом она прибегает  к таким способам познания, как  опыт, моделирование, мыслительный эксперимент  и др. Искусство, как проявление эстетического  сознания, отражает мир в форме  художественных образов. Различные  жанры искусства – живопись, театр  и т. д. – используют свои специфические средства и способы эстетического освоения мира. Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения в форме моральных переживаний и взглядов, находящих свое выражение в моральных нормах и принципах поведения, а также в обычаях, традициях и т. д. По-своему отражается общественная жизнь в политических и религиозных взглядах.

Информация о работе Личность и общество в философии