Материя, общество как система социальных общностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:55, контрольная работа

Краткое описание

Развитие взглядов на материю в истории философии
Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и неуничтожимая основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции - это и формирование научного понимания материи. В древней Греции под субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и пустоты.
В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона, Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца 16в. до начала 19в. господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью и способностью перемещаться. Материя является важнейшей категорией философии. Сущность этой категории развивалась аналогично всякому научному понятию от простого к сложному.

Содержание

Развитие взглядов на материю в истории философии……………………...3
Единство и многообразие материального мира…………………………….8
Понятие материального и идеального……………………………………...13
Общество как система социальных общностей
Понятия социальной стратификации и социальной мобильности…….…18
Социально-экономические классы…………………………………………24
Этническая структура общества……………………………………………30
Список используемой литературы…………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 63.39 Кб (Скачать файл)

Особенно знаменательными были открытия в физике на рубеже XIX-XX вв., показавшие сложную структуру атома. Обогатились представления об основных формах движения. Эти открытия отвергают  субстратно-вещественную модель мира, авторы которой пытались свести всю  материю во Вселенной к некоей «праматерии». Такой первоматерией  всех вещей английский физик Праут  считал, например, атом водорода.

Кроме субстратно - вещественной модели единства мира, существует функциональная модель, согласно которой каждая малая  частица во Вселенной связана  с другой, сколь угодно удаленной  от нее. Вселенная функционирует  как единый механизм, в котором  каждое явление строго необходимо и  занимает вполне определенное место  в общей цепи событий. Взятая изолированно от других, эта модель упрощает действительность.

В наибольшей степени действительности соответствует атрибутивная теория единства мира. В этой теории предполагается единство всех видов материи и  форм движения. Здесь имеется в  виду единство атрибутов материи, ее законов. Это единство проявляется  и в единстве законов сохранения.

Единство мира находит свое отражение, например, в математике, которая  раскрывает некоторые общие связи  в окружающем мире. Так, например, решения  уравнений общей теории относительности, основанные на различных допущениях, дают модели, математически описывающие  Вселенную. Какая из этих моделей  наиболее точно описывает мир, выяснится  в ходе дальнейшего развития физики и астрофизики.

Вносит свой вклад в раскрытие  сущности материального единства мира и кибернетика, устанавливающая  общее в различных явлениях и  процессах. И вообще, интеграция наук – свидетельство материального  единства мира. Вместе с тем, выход  естествознания на новый уровень, где  здравый смысл уже не может регулировать отношения истинности и ложности, потребовал и изменения философских трактовок Бытия. В структуру бытия была введена категория «наблюдатель». От характеристик наблюдателя (движется он или покоится, какова его масса, заряд и т.д.) зависят характеристики наблюдаемого объекта. Эта концепция, возникшая как реакция на создание Теории относительности и Квантовой механики, не могла проявить себя и в других сферах философского знания. Все большее распространение получает в философском знании замена вопроса: что такое мир, на вопрос «каким мы этот мир представляем». Так, в социальной философии все более популярной становится идея «социального конструирования реальности». Категории Бытия, по мнению сторонников этой концепции, зависят от убеждений людей, воспринимающих мир. То, что считается истинным подавляющим большинством, становится истинным по своим последствиям. Наиболее мощную попытку построить послемарксистскую концепцию Бытия предпринял немецкий философ М. Хайдеггер. По его мнению, существуют три разновидности Бытия. Первая форма или собственно Бытие есть форма существования вообще. Жизненная сила, которая позволяет предметам и явлениям пересечь границу между Бытием и Небытием. Второй разновидностью Бытия выступает по Хайдеггеру здесь-бытие: мгновенный слепок бытия единичных предметов. В этом понятии фиксируются характеристики бытия предметов, которые находятся за пределами нашего сознания. Их нельзя понять. Но их можно пережить (тяжесть, боль, страх, радость, холод и т.д.).      единство мир многообразие

Сознание человека не хочет мириться с тем, что существует нечто, недоступное  пониманию. Оно создает аналоги  этих характеристик, выступающих в  качестве атрибутов Бытия. На место  холода ставится температура, на место  тяжести – масса. В отличие  от первых, вторые характеристики связаны  с деятельностью человека. Они  могут быть поняты и изучены. Эту  форму Бытия Хайдеггер назвал Man (человеческое Бытие).

В последнее время неклассические трактовки Бытия начинают приобретать  все больший вес в гуманитарных науках. Особенно это относится к  социологии и экономике. На место  прежних «объективных», независимых  от мнения и сознания людей линейных законов приходят законы вероятностные, наступление действия которых оказывается  связанным со статистическими закономерностями. Уже не естественные науки с их линейным детерминизмом (обязательные причинно-следственные связи) диктуют правила гуманитарным, а наоборот.

Единство и многообразие мира заключается в его материальности, в том, что все предметы и явления  в мире представляют собой различные  состояния и свойства движущейся материи. В мире нет ничего, что  не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлением  свойств и взаимосвязей. Е. м. находит  свое выражение в субстанции альности материи как субстрата различных  свойств и форм движения, ее несотворимости и неуничтожимости, всеобщности  в ее вечности во времени и бесконечности  в пространстве. Кроме того, Е. м. проявляется во всеобщей связи явлений  и предметов, в наличии у всех видов материи таких универсальных  атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию и др., в существовании всеобщих диалектических закономерностей движения материи, в ее историческом развитии, а также в процессах превращения  одних форм материи и движения в другие. В локальных масштабах  единство мира обнаруживается в общности физико-химического строения различных  тел из одних и тех же атомов и элементарных частиц и полей, в  общности физико-химических законов  на Земле и в космических системах, в единстве форм движения, в изоморфизме  структурных отношений во многих систем мах. Е. м., по словам Энгельса, доказывается «длинным и трудным развитием  философии и естествознания». Но Е. м. нельзя понимать как единообразие и однородность его структуры, как  простое повторение известных нам  явлений во всех возможных пространственно-временных  масштабах. В силу действия всеобщего  закона перехода количественных изменений  в качественные в бесконечном саморазвитии материи возникло бесчисленное множество качественно различных состояний и структурных уровней материи, на каждом из к-рых проявляются специфические свойства и формы движения. Известные в настоящее время структурные уровни материи от элементарных частиц до Метагалактики представляют собой лишь малую часть всего многообразия и бесконечности мира. Но это многообразие не является непреодолимым препятствием для достоверного познания материи. Основываясь на единстве явлений природы, наличии в мире общих свойств и закономерностей движения материи, человеческий разум в каждом конечном явлении раскрывает элементы бесконечного. Е. и м. м. познаются через всеобщее и абсолютное в свойствах и законах бытия материи.

  1. Понятие материального и идеального

Понятия «материальное»  и «идеальное» являются в философии наиболее фундаментальными. Понятие «материальное» отражает вещественность, зримость  реальных объектов. Эта категория в истории философии прошла длительный путь своего осмысления. Противоположностью категории «материальное» выступает категория «идеальное», обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопостигаемые сущности».

Сознание не является некой  субстанцией, оно есть функция определенным образом организованной материи. Однако сознание принадлежит к области  как субъективной, так и объективной  реальности. Сам факт существования  сознания как способности высокоорганизованной материи отражать и активно воздействовать на окружающий мир, безусловно, является объективной реальностью. Наши конкретные мысли, образы, желания и настроения, конечно же, субъективны и зависят  от специфических свойств нашего сознания. Но сам факт наличия у  нас сознания объективен и независим от нас. Мы можем мыслить как нам хочется, но мы не в состоянии не мыслить вообще.

К. Маркс дает следующее  определение идеального: «Идеальное – это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное  в ней». Сознание есть акт соединения знания о предмете с самим предметом  и соотнесения одного знания с  другим. Сознание – синтез материального  и идеального, объективного и субъективного. Идеальное же, как  считает  замечательный  философ современности Э. В. Ильенков, рождается и существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности человека. Вследствие этого, сознание есть форма деятельности, идеальная форма, которая опредмечивается в материальном содержании деятельности. Через ощущения мы получаем всю информацию о внешнем мире. Эта информация, отражаясь в нашем сознании, рождает мысль – идеальный образ внешнего мира. Образ становится словом, переходя из расплывчатого, неявного отображения действительности, из мысли-эйдоса в конкретный  символ, принимающий форму всеобщности, в слово-Логос, которое, возвращаясь в материальный мир, творит дело – создает новую объективную реальность, не существующую в предыдущем цикле деятельности. 

Сознание есть свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активно-возвратном отражении объективного мира. Именно активно-возвратный характер отличает сознание от механического отражения  в неживой природе. Способность  сознания как отражения активно  воздействовать и целенаправленно  преображать окружающий мир отличает его от простого отражения в зеркале. Сознание есть активно-возвратное отражение  и только тогда, когда ваше отражение  в зеркале пожмет вам руку или  заговорит с вами, мы можем сказать, что у зеркала появилось сознание.

Сознание не есть субстанция, но оно является той необходимой  частью мироздания, с проявлением  которой субстанция может считаться  завершенной. Материя, обладая таким  важнейшим свойством, как отражаемость, обретает свою конкретную определенность только с появлением своей противоположности  – сознания, которое возникает  на базе способности все той же материи отражать саму себя. В этом выражается двойственность (противоречивость) единого Бытия, которое является основой его развития. Противоречие и взаимодействие материального  и идеального, объективного и субъективного  в полном цикле взаимодействия системы  мироздания и образует, собственно, само Бытие. Именно поэтому философское  определение материи возможно только через соотнесение ее с сознанием.

Таким образом, материя как  философская категория существует только в нашем сознании и в  то же время независимо от нашего сознания, а материя как физическая реальность для целостности своего существования  необходимо нуждается в своем  отражении при помощи своей противоположности  – сознания, возникающего на базе эволюции все той же материи. Единая субстанция мироздания, объединяющая в себе всю  объективную реальность для своей  самозавершенности, нуждается в  собственной противоположности, представленной таким феноменом Бытия, как сознание, являющимся синтезом объективного и  субъективного в едином, целостном  Бытии.

Смысл основного вопроса  философии заключается в признании  двух фундаментальных типов реальности – материальной и идеальной, а  также их подвидов – объективной  и субъективной. Решение первой (онтологической) стороны основного вопроса философии  напрямую связано с тем, какой  из этих типов реальности признавать в качестве первичного и доминирующего. Философский материализм исходит  из признания первичности материи  как первоосновы всего существующего, а идеальное начало, сознание и  дух считает вторичными и производными по отношению к их материальной основе, без и вне которой они не могут существовать.

Система философского материализма не представляет собой единого и  цельного образования, а разделяется  внутри себя на несколько теоретических  направлений. Механические материалисты (Ньютон, Лаплас) односторонне трактовали материальность мира, считая материю  неким косным и пассивным веществом, не способным к самостоятельному развитию, превращению и порождению новых форм из самой себя, но являющуюся полностью инертной и подчиненной  строгим законам классической механики.

Близкие к ним вульгарные материалисты (Гоббс, Кабанис) предельно  абсолютизировали материальность мира, объявляя безусловно материальными  все его элементы, даже такие, как  сознание, дух и разум. Английский философ Томас Гоббс отождествлял наш разум с телесными ощущениями, а французский философ и врач Пьер Кабанис вообще заявлял, что  наше мышление материально и является таким же физиологическим продуктом  мозга, как желчь,   вырабатывающаяся из печени или желудочный сок из поджелудочной железы.

Противоположную позицию  в вопросе о соотношении материи  и сознания, телесного и духовного  занимают представители диалектического  материализма. Они считают материю  и сознание противоположными элементами единого Бытия, в котором материя  выступает не только как первооснова  всех вещей, явлений и процессов, но и является активным самопорождающим  началом, способным к саморазвитию и самопорождению новых форм в  силу своих внутренних источников развития, коими являются зарождающиеся и  разрешающиеся противоречия внутри самого материального мира. Сознание понимается ими как вторичный  и производный от материи элемент, обладающий, однако, относительной  самостоятельностью, активностью и творческой силой. Сознание не только не является материей, но и само оно как идеально-духовное начало несводимо полностью к физическим процессам человеческого тела, а выступает особой функцией сложноорганизованной материи – мозга и связанных с ним органов. Знаменитые философы-материалисты древности – Аристотель, Эпикур и Лукреций – считали, что сознание зависит как от телесной организации человека, так и от воздействующих на его органы ощущений внешних предметов. При этом сознание, ум и душа человека не сводятся только к его телесным функциям, но обладают активностью и относительной самостоятельностью. Однако сознание производно от своей материальной основы, оно возникает с рождением человека и исчезает при необратимом разрушении его телесной оболочки.

В противоположность материалистической трактовке мира сторонники философского идеализма утверждают, что исходной и первичной реальностью мироздания выступает идеальное начало, и  именно оно определяет развитие мира, все его явления, процессы и состояния. При этом под идеальным началом  различные философы понимали также  весьма различные объекты. Сторонники объективного идеализма (Пифагор, Платон, Гегель) подразумевали под таким  идеальным началом некий Космический  порядок, Мировой разум или Абсолютную идею мироздания, которая творит мир  и руководит им. Религиозные философы и богословы также выступали  сторонниками объективного идеализма, выдвигая в качестве всеобщего идеального начала Бога – творца и устроителя мира. Во всех этих концепциях идеальное  начало признавалось объективным и  независимым от человека и его  сознания.

С точки же зрения субъективного  идеализма объективной реальности внешнего мира вообще не существует как  таковой – ни материальной, ни идеальной. Вся существующая реальность, по мнению сторонников субъективного идеализма (Беркли, Фихте, Мах), есть не что иное, как порождение человеческого сознания, продукт познавательных возможностей субъекта.

Информация о работе Материя, общество как система социальных общностей