Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:03, контрольная работа
Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:
1)совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности;
2)учение о научном методе познания.
Аристотелем завершается классический период в развитии греческой фи-лософии. По мере внутреннего разложения греческих полисов постепенно сла-беет и их самостоятельностъ. В эпоху эллинизма (1У век до н. э. - V век н. а.), в период сначала македонского завоевания, а затем подчинения греческих городов Риму меняется мировоззренческая ориентация философии: ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека. Мотивы, предвосхищающие этот переход, при внимательном чтении можно отметать уже в этике Аристоте-ля. Но особенно характерны в этом отношении этические учения стоиков и эпи-курейцев. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место этике инди-видуальной, что непосредственно отражает реальное положение человека позд-ней античности, жителя большой империи, не связанного больше тесными узами со своей социальной общиной и не могущего, как раньше, принимать непосред-ственное участие в политической жизни своего небольшого города.
5. Каков позднеантичный идеал мудреца?
Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего — от политически-социальной сферы. Такова уже в значительной мере установка школы стоиков, а особенно эпикурейцев. К стоикам в Греции принадлежали Зенон из Китиона (ок. 333 — ок. 262 до н. э.), Панетий Родосский (II в. до н. э.), Посидоний (конец II–I в. до н. э.) и другие. Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися ее представителями были Сенека (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.), его ученик Эпиктет (ок. 50 — ок. 140) и император Марк Аврелий (121–180).
Философия для стоиков — не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Сенека, в частности, был современником Нерона, одного из самых развращенных и кровавых римских императоров.
Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают достоинством мудреца; сила его в том, что он не раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Но в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие — вот их этический идеал.
6. Каковы особенности античной философии?
Античная
философия — это философия
древних греков и древних римлян. Она существовала
с б в. до н. э. до б в. н. э., около 1200 лет.
Античная философия внесла исключительный
вклад в развитие мировой цивилизации,
ее роль чрезвычайно высока. Именно здесь
начало западной философии, почти всех
ее последующих школ, идей и представлений,
категорий, проблем. Во все времена, вплоть
до сегодняшних дней европейская наука,
культура, философия возвращаются к античной
философии как своему источнику и колыбели,
образцу мышления. Сам термин «философия»
возникает тоже здесь, в противоположность
«Софосу» — мудрецу-пророку, обладавшему
«Софией» — божественной мудростью- «Философ»
— человек, не обладающий божественной
истиной, полной и завершенной. Философ
— это человек, стремящийся к мудрости,
ищущий, любящий истину. Поэтому цель философа
— понять «целое как целое», понять, в чем первопричина всего
сущего, первопричина бытия. Притом понять,
используя разум, рациональную аргументацию.
Надо объяснить мир, используя как факты
опыта, так и логику понятий, и объяснить
мир как целое, избегая мифа, веры и фантазии,
как это делает искусство и религия. Греки
считали, что начало философии — в удивлении
человека перед миром и самим собой, а
удивляться — в природе человека. Следовательно,
философствование присуще человеку и
человечеству. Философия — это чистая
любовь человека к истине, к правде, это
— «знание ради самого знания» (Аристотель,
«Метафизика»). Это — знание ради достижения
свободы духа.
Именно так понимая философию, римский
мыслитель Цицерон скажет, что «не любить
философию все равно что не любить собственную
мать». То есть философия не просто поиск
истины, а еще и способ жизни, присущий
свободному человеку.
7. Каково содержание основных этапов философии античности?
Основные этапы развития античной философии
В развитии античной философии выделяют развития философии четыре основных этапа. Первый - охватывает период сVII до V в. до н. э., обычно его называют досократовским (а философов — соответственно, до-сократиками). Сюда же относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты Левкипп и Демокрит.
Второй этап — примерно с половины V в. и до конца IV в. до н. э.— классический, связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протагора, Сократа, Платона и Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижения античности.
Третий этап в развитии античной философии (конец IV в.— II в. до н. э.) называют обычно эллинистическим. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию философских систем, формируются философские школы: перипатетики, академическая философия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. На этот период приходится творчество видных философов Теофраста, Карнеада и Эпикура. Все школы объединяет одна особенность: переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к разработке проблем этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинистической культуры.
Четвертый этап в развитии античной философии (Iв. до н.э.— V—VI вв. н. э.) — период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии выделяют три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В III—Vвв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого выступил Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.
8. Почему Сократ выступил против учения софистов?
Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:
старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.
Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.
9. Дайте характеристику этическим идеалам античности, представленным в различных философских учениях?
10.Что объединяет философские школы эллинизма – эпикуреизм, стоицизм, скептицизм?
Задание на распознавание
понятий
1. Предельное основание,
лежащее в основе всего
2. Название бесконечного и неопределенного
начала, из которого рождаются все вещи,
по мнению Анаксимандра –
3. Термин для обозначения мира как организованного
целого в древнегреческой философии –
4. Мировоззренческая позиция, ставящая
человека в центр мироздания –
5. Термин, обозначающий категорию людей,
занятий которых было платное «обучение
мудрости» -
6. Умозрительное истолкование природы,
рассматриваемой в ее целостности –
7. Идеальные сущности по Платону, которые
образуют особый мир –
8. Определение человека по Аристотелю
–
9. Состояние счастья по Эпикуру –
10. Цель жизни согласно стоицизму –
Список литературы
"Ведение в философию" 2 т., - Москва, 1989 г.
Спиркин А.Г. Основы философии.- М., 1988 г.
Философия. Курс лекций. – К., 1991.
Список литературы.
1. Кочергин А.Н. Методы и формы
познания. – М.: Наука, 1990.
2. Краевский В.В. Методология
научного исследования: Пособие для студентов
и аспирантов гуманитарных ун-тов. – СПб.:
СПб. ГУП, 2001.
3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология.
М.: Синтег, 2007.
4. Рузавин Г.И. Методология научного
исследования: Учеб. Пособие для вузов.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.