Методология туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:10, реферат

Краткое описание

С древних времен путешествия влекли людей к новым открытиям, к познанию новых краев и природных явлений, посредством которых они могли получить известность. История туризма тесно связана с экономикой и религией. Путешествия по морю определялись необходимостью обмена товарами. Путешествия к святым местам породили первые цепочки гостиниц и трапезных, которые находились при монастырях и храмах. Туризм поощрял обмен культурой, что являлось также стимулом к путешествиям.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методология туристской деятельности: понятие, принципы и роль 4
1.1. Методология как учение о методах исследования в туризме 4
1.2. Роль методологии при исследовании туристской деятельности 6
Глава 2. Методика научных исследований в туризме 7
2.1. Содержание и этапы исследования в области туризма 7
2.2. Виды, цели и задачи исследования 8
Глава 3. Основные законы диалектики в исследованиях туристской деятельности 11
3.1.Применение закона единства и борьбы противоположностей 11
3.2. Применение закона перехода количественных изменений в качественные 13
3.3. Применение закона отрицания отрицания 14
Глава 4. Общенаучные методы в исследования туристкой деятельности 16
4.1. Методы наблюдения, интервью и анкетирования 16
4.2. Методы анализа и синтеза 17
4.3. Эксперимент как практический метод исследования 19
4.4. Метод познания потенциальных возможностей туризма 20
4.5. Методы исторический, логический и экспертных оценок 22
4.6. Моделирование как метод исследования 24
Заключение 26
Список использованной литературы: 27

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии аспирантура.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Метод абстрагирования позволяет выявить типичные связи и отношения в туризме, отвлекаясь от всего многообразия частностей.

В результате использования  метода абстрагирования можно получить абстрактные знания обобщающего  характера об отдельных закономерностях ведения турбизнеса, общих целях сторон, причинах событий в изучаемом сегменте рынка туристских услуг и их сущности.

При использовании метода восхождения от абстрактного к конкретному мышление усваивает конкретное знание, а затем воспроизводит его.

Отход от абстракции оказывается необходимым для  получения не поверхностного, а глубокого и всестороннего знания о конкретном виде туризма. Суть этого метода заключается в том, что на основе абстрактного знания об элементах и сторонах определенного вида туризма создается полное и всестороннее представление о нем, его месте в турбизнесе и связи с другими видами туризма, о его закономерной деятельности и итогах. Результатом использования этого метода является конкретное знание, обогащенное знанием всех основных элементов целого и их существенных связей.

Метод обобщения представляет собой мысленный переход от единичного к общему, от менее общего к более общему путем объединения фактов на основе одного или нескольких сходных (общих для них) признаков. Мысленное обобщение основывается на всеобщности связей предметов и явлений действительности, взаимосвязи единичного и общего во всех реально существующих туристских событиях. В отдельном виде туризма имеются не только индивидуальные, присущие лишь ему черты, но и общие, сходные признаки. Формирование обобщающих положений (понятий, законов, выводов, концепций) возможно через изучение конкретного.

Формой обобщения  опыта в туризме являются выводы, из которых складывается научная концепция, теория, что раскрывает характерные особенности и сущность изучаемых явлений, закономерности их возникновения и развития.

 

4.5. Метод исторический, логический и экспертных оценок при исследовании в туристской деятельности

 

Суть исторического метода заключается в изучении, прослеживании событий и явлений в их конкретной эпохе. Историческое представляет развитие в его последовательном проявлении, а логическое выражает развитие в его сущности. Например, исторически туризм получил свое развитие сначала с пешеходных прогулок по разработанным маршрутам (в лесопарковой зоне, у морского побережья), затем появился пешеходный туризм как лечебное средство — терренкур.

Историческое  и логическое в туристской деятельности — это две стороны одного и  того же явления, в котором логическое выступает его сущностью, генеральной  линией, квинтэссенцией, а историческое — многообразным проявлением этой основы через массу случайностей.

Логический  метод выступает как обобщенное отражение исторического явления, должен соответствовать логике развития предметов, явлений, событий и процессов объективного мира.

В основе логического  метода лежат закономерности, присущие реальной действительности. В туризме любое явление имеет определенную логику своего возникновения, развития и перехода в качественно новое состояние. Например, раньше бронирование мест для туристов в отелях осуществлялось по телефону в малых количествах. В современных условиях потоки туристов значительно увеличились. Бронирование мест в отелях стало возможным в режиме реального времени с помощью Интернета. Для качественного обслуживания клиентов на рынке туристских услуг появилось большое количество турпредприятий, использующих информационные технологии.

Методы экспертных оценок используются при исследовании сложных и многоплановых явлений туризма, в которых окончательное решение принимает специалист. В них исключается взаимное влияние экспертов в ходе поиска объективного ответа или оценки на поставленный в исследовании вопрос. Например, один из методов экспертных оценок — «Дельфи» — устраняет общение специалистов между собой. Каждый эксперт получает определенную последовательность вопросов, задаваемых с помощью анкет. На основании данных он создает свою индивидуальную модель исследуемого явления, выявляет нужные ему связи, делает вывод. Затем у экспертов отбирают анкеты, производят статистическую обработку индивидуальных выводов, формулируют несколько общих коллективных выводов. При этом выявляют и обобщают аргументы в пользу каждого из установленных коллективных выводов. Эти данные (несколько выводов и их аргументация) вновь выдают экспертам, которые пересматривают свои оценки и объясняют несогласие с коллективными выводами. Процесс обработки повторяется, в результате количество коллективных выводов уменьшается. После трехчетырех процедур удается получить один коллективный вывод, который превосходит по качеству любой индивидуальный.

К методам экспертных оценок относятся также методы программно-целевого планирования и экспертного опроса.

Метод программно-целевого планирования способствует увязыванию целевых установок турпредприятия со своим ресурсным обеспечением. Каждая программа включает комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде «дерева целей». Оценка и выбор возможных вариантов программ производится по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию при фиксированных конечных показателях) с помощью специальных приемов, например программных матриц.

Успех экспертного  опроса зависит от подбора экспертов, организации и условий их работы, принятого ими метода обработки индивидуальных выводов. Большее влияние на исход опроса оказывает выбранная организаторами экспертизы форма постановки вопросов и их четкость, исключающая неоднозначность толкования.

 

4.6. Моделирование как метод исследования реальных процессов в туризме

 

Моделирование — метод (или процесс) изучения свойств объектов посредством исследования соответствующих свойств их моделей. Моделирование в туризме заключается в построении и изучении специальных объектов (моделей), свойства которых являются важными с точки зрения исследователя. Оно позволяет изучать построение и использование моделей для познания реальных процессов в туризме, т.е. основывается на исходных понятиях и определениях, позволяющих понимать язык, применяемый в исследовании.

Моделирование содержит специальные понятия, которые составляют начало методологических основ туризма. Концепция моделирования как теория отражения и познания составляет основу процесса, к которому относятся подобие, эксперимент, математическая статистика, математическая логика, статические и динамические информационные модели. Это те предметные области туризма, которые подлежат исследованию методами моделирования.

Статические модели описывают состояние системы  турбизнеса в определенный момент времени, когда она находится в определенном состоянии, характеризуется составом элементов, значениями их свойств, величиной и характером взаимодействия между элементами.

Динамические  модели описывают процессы изменения  и развития систем турбизнеса, состояние которых изменяется во времени, когда происходят процессы изменения и развития конкретной системы.

Модель одного из видов туристской деятельности может  включать в себя:

    • построение описательной информационной модели;
    • создание формализованной модели;
    • преобразование формализованной модели в компьютерную модель;
    • проведение компьютерного эксперимента;
    • анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели;
    • решение о возможности использования модели в практической деятельности по совершенствованию изучаемого процесса или явления.

Разработка  модели в туризме начинается с  построения ее профиля, или так называемого каркаса. Поскольку моделей реально существующих способов туристской деятельности может быть выделено множество, возникает задача их упорядочивания и систематизации. Это ставит вопрос о необходимости вычленения своеобразных обобщенных метамоделей, которые следует рассматривать в качестве базовых моделей.

Метамодели  туризма — это, во-первых, модели, которые могут являться крупными подсистемами структуры этих областей знания. К ним могут быть отнесены: целостная (обобщенная) характеристика роли и места туризма в системе явлений социальной действительности, его естественных и социальных начал, основных форм и функций в обществе, специфики в связи с другими социальными явлениями, а также тенденции дальнейшего развития его в обществе. Во-вторых, к метамоделям относятся: соотношение сил между национальными, ведомственными и территориальными туристскими организациями; разработка и совершенствование целевых программ развития туризма в регионах; теория подготовки туристских кадров, в которую в качестве подсистем входят теоретическая, методическая и практическая подготовка, прогнозирование, моделирование, профессиональный отбор.

Составными  частями метамоделей могут быть: теория обеспечения туристских мероприятий (изменение экономического обеспечения туризма по отраслевым признакам и их отдельных элементов); совершенствование материально-технической базы — инвентаря, туристских баз, кемпингов, транспортных средств, аппаратуры, тренажеров; развитие научного, методического и медицинского обеспечения, организационно-управленческой деятельности и ее элементов; изменение кадрового обеспечения; системы поощрения и стимулирования специалистов.

Эти подсистемы структуры туризма могут развиваться на уровне метамоделей, например космического туризма, моделирование которого относится к гипермоделям. К ним могут относиться: социально-гуманитарные и психолого-педагогические проблемы туризма, менеджмент и маркетинг, экономика и право в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров, оздоровительные технологии и др.

Модель может  предусматривать конструирование  таких направлений, как социально-экономическая сущность туризма; факторы и механизмы повышения социальной эффективности туризма; развитие профессионального мышления менеджеров и их правовой статус; принципы и закономерности функционирования туризма в экономической и культурной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В науке о  туризме познание действительности опирается на совокупность методологических подходов исследования. Методология как учение о методах исследования в туризме составляет совокупность взглядов, результат познания и осмысления практики жизни, что позволяет создавать конкретные теоретические суждения об изучаемых явлениях и процессах в данной сфере деятельности. Методология исследования туристской деятельности позволяет обосновать научный подход к изучению и решению теоретических и практических вопросов туризма.

В основе методологии  лежит изучение туризма как общественного явления, которое носит активный и творческий характер, поскольку происходит в процессе целенаправленной практической деятельности людей. В путешествиях и экскурсиях деятельность людей обогащается новым опытом в результате знакомства с новыми достопримечательностями.

Для изучения туризма  как вида деятельности людей, как успешно развивающейся отрасли мирового хозяйствования проводят исследования с помощью различных методов. Методы исследований, используемые в туризме, условно можно классифицировать и объединить  группы по степени их общности и содержания.

Диалектический  метод играет ведущую роль в совершенствовании знаний о туризме, поскольку отражает общие законы развития и познания всех явлений действительности. Все другие методы могут применяться с наибольшим эффектом только в связи с диалектикой и на ее основе.

Специфика познавательной деятельности человека и ее особенности применительно к туризму находят свое выражение в общенаучных эмпирических и логических методах, применяемых в научном познании. Наблюдение и эксперимент, анализ и синтез, сравнение и аналогия, восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического подхода — все это богатство методов, в основе которых лежат закономерности отражения действительности в сознании человека. Их совершенствование в соответствии с особенностями и задачами развития современного туризма остается важной стороной науки о туризме.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Барчуков И. С.  Методы научных исследований в туризме : учеб. пособие для вузов / И.         С. Барчуков. — М. : Издательский центр  «Академия», 2008. – 224 с. 
2. Зорин И.В. Феноменология путешествий: В 8ч. Ч. III: Философия путешествий. – М.:     Советский спорт, 2004. – 68с.

3. Квартальянов В.А. Туризм: теория и практика. Избранные труды в 5-ти томах. — М.: Финансы и статистика, 2008.  – 1198 с. 
4. Квартальянов В.А. Туризм: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2005.  – 319 с. 
5. Туризм и гостиничное хозяйство: учебник / ред. А. Д. Чудновский. — М.: ЭКМОС, 2011. — 399 с. 
6. Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие для вузов / Л. П. Шматько, [и др.], ред. Л. П. Шматько. — Ростов н/Д: МарТ, 2011. — 346 с.

7. www.wikipedia.ru – Википедия – свободная энциклопедия

 

 

 




Информация о работе Методология туризма